Денежно-кредитная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 13:12, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является анализ и разработка мероприятий по совершенствованию денежно-кредитной политики.
Задачами курсовой работы являются:
- Рассмотреть теоретические основы изучения денежно-кредитной политики;
- Проанализировать развитие денежно-кредитной политики;
- Предложить мероприятия по совершенствованию денежно-кредитной политики

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы денежно-кредитной политики.
1.1. Цели и принципы денежно-кредитной политики
1.2. Методы регулирования денежно-кредитной политики
Глава 2. Анализ денежно-кредитной политики в России.
2.1. Роль Центрального Банка в денежно-кредитной политике
2.2. Роль коммерческих банков в денежно-кредитной политике
Глава 3. Совершенствование денежно-кредитной политики в России
3.1. Особенности и тенденции развития денежно-кредитной политики.
3.2. Реализация целевых программ для совершенствования денежно-кредитной политики на перспективу.
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсааач ДКБ.doc

— 149.50 Кб (Скачать документ)

Оглавление.

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы денежно-кредитной политики.

1.1.                      Цели и принципы денежно-кредитной политики

1.2.                      Методы регулирования денежно-кредитной политики

Глава 2. Анализ денежно-кредитной политики в России.

2.1. Роль Центрального Банка в денежно-кредитной политике

2.2. Роль коммерческих банков в денежно-кредитной политике

Глава 3. Совершенствование денежно-кредитной политики в России

3.1. Особенности и тенденции развития денежно-кредитной политики.

3.2. Реализация целевых программ для совершенствования денежно-кредитной политики на перспективу.

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.

Денежно-кредитная политика – это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства.

Денежно-кредитная политика - очень действенный инструмент воздействия на экономику страны, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. Хотя при этом и происходит ограничение рамок их экономической свободы (без этого вообще невозможно какое-либо регулирование хозяйственной деятельности), но на ключевые решения, принимаемые этими субъектами, государство влияет лишь косвенным образом.

В идеале денежно-кредитная политика призвана обеспечить стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели. Однако на практике с ее помощью приходится решать и более узкие, отвечающие насущным потребностям экономики страны задачи.

Сегодня в России рациональная денежно-кредитная политика призвана минимизировать инфляцию, способствовать устойчивому экономическому росту, поддерживать курсовые соотношения валютного курса, на экономически обоснованном уровне, стимулируя развитие ориентированных на экспорт и импортозамещающих производств, существенно пополнить валютные резервы страны.

В данной курсовой работе будут рассмотрены важнейшие цели и принципы денежно-кредитной политики, ее методы, а также ее положение в Российской Федерации на данный момент.

Целью курсовой работы является анализ и разработка мероприятий по совершенствованию денежно-кредитной политики.

Задачами курсовой работы являются:

- Рассмотреть теоретические основы изучения денежно-кредитной политики;
- Проанализировать развитие денежно-кредитной политики;
- Предложить мероприятия по совершенствованию денежно-кредитной политики.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

 


Глава 1. Теоретические основы денежно-кредитной политики.

1.1.           Цели и принципы денежно-кредитной политики.

Денежно-кредитная (или монетарная) политика — это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику Центральный банк.

Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.

Обычно денежно-кредитная политика ЦБ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны.

Денежно-кредитное регулирование — это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

Денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной экономической политики. Государственная экономическая политика должна предусматривать меры по решению проблем в каждом блоке. Центральный банк выполняет свою часть — денежно-кредитную политику, он отвечает за её проведение.

Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.

Первоначально основной функцией центральных банков было осуществление эмиссии наличных денег. В настоящее время эта функция постепенно ушла на второй план, однако не следует забывать, что наличные деньги все еще являются тем фундаментом, на котором зиждется вся оставшаяся денежная масса, поэтому деятельность центрального банка по эмиссии наличных денег должна быть не менее взвешенной и продуманной, чем любая другая.

Осуществляя денежно-кредитную политику, центральный банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних  инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике "дорогих денег" (рестрикционной).

С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.

Нужно отметить, что денежно-кредитная политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков. Предложение денег на денежном рынке играет большую роль в экономике. Это, в частности, следует из известного уравнения обмена. Соответственно ему существует зависимость между объемами денежной массы, скоростью обращения денег, выпуском продукции и уровнем цен.  А вот что показывает западная статистика:

- Уровень роста предложения денег и средний уровень цен практически линейно зависимы с коэффициентом более 0.9 для всех агрегатов во всех странах со всеми экономиками (по развитости).

- Уровень роста предложения денег и реального производства абсолютно не связаны между собой там, где прирост денежной массы более чем примерно 18% в год. В странах же с меньшими темпами роста денежной массы существует практически линейная зависимость с коэффициентом около 0.1

- Уровень инфляции и уровень роста реального продукта абсолютно не взаимосвязаны.

Предположим, экономика столкнулась с безработицей и со снижением цен. Следовательно, необходимо увеличить предложение денег. Для достижения данной цели применяют политику дешевых денег, которая заключается в следующих мерах.

Во-первых, центральный банк должен совершить покупку ценных бумаг на открытом рынке у населения и у коммерческих банков. Во-вторых, необходимо провести понижение учетной ставки и, в-третьих, нужно нормативы по резервным отчислениям. В результате проведенных мер увеличатся избыточные резервы системы коммерческих банков. Так как избыточные резервы являются основой увеличения  денежного предложения коммерческими банками путем кредитования, то можно ожидать, что предложение денег в стране возрастет. Увеличение денежного предложения понизит процентную ставку, вызывая рост инвестиций и увеличение равновесного чистого национального продукта. Из вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешевым и легко доступным с тем, чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость.

В ситуации, когда экономика сталкивается с излишними расходами, что порождает инфляционные процессы, центральный банк должен попытаться понизить общие расходы путем ограничения или сокращения предложения денег. Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков. Это осуществляется следующим образом. Центральный банк должен продавать государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать резервы коммерческих банков. Затем необходимо увеличить резервную норму, что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов. Третья мера заключается  в  поднятии учетной ставки для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством заимствования у центрального банка. Приведенную выше систему мер называют политикой дорогих денег. В результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы слишком малы, чтобы удовлетворить предписываемой законом резервной норме, то есть их текущий счет слишком велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных резервах, банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого денежное предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию. Цель политики заключается в ограничении предложения денег, то есть снижения доступности кредита и увеличения его издержек для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.

В современных условиях в основе денежно-кредитной политики большинства стран лежит принцип «компенсационного регулирования», основанный на сочетании двух противоположных комплексов мероприятий, которые применяются на различных фазах экономического цикла. Таким образом, принципы денежно-кредитной политики можно разделить на:

      принципы экспансии (стимулирование кредитных операций, снижение нормы процента, нагнетание в платежный оборот дополнительных денежных средств),

      принципы рестрикции (ограничение кредитных операций, повышение уровня процентных ставок, торможение темпов роста денежной массы в обращении).

Рассмотрим более подробно эти направления денежно-кредитной политики государства:

- проведение экспансионистской или расширительной политики, направленной на стимулирование масштабов кредитования и увеличение количества денег. В зависимости от экономической ситуации Центральный банк осуществляет удорожание или удешевление кредитов для коммерческих банков, а соответственно, и для заемщиков. Если в экономике наблюдается спад производства, растет безработица, то он проводит политику дешевых денег, которая делает кредиты дешевыми и доступными. Параллельно происходит увеличение предложения денег, что ведет к снижению процентной ставки и, соответственно, должно стимулировать рост инвестиций и деловой активности, а также реального Валового Национального Продукта (ВНП). Если на финансовом рынке обостряется конкуренция и предложение денег опережает спрос на них, банки вынуждены снижать процентную ставку (цену денег) с целью привлечения заемщиков. Это особенно четко проявляется в условиях депрессивного состояния экономики. Дешевый кредит подталкивает предприятия вкладывать деньги в средства производства, а домашние хозяйства - покупать потребительские товары. Происходит увеличение спроса на товарном рынке и создаются предпосылки для экономического роста. Эта политика проводится в период застоя.

- проведение рестриктивной или ограничительной (жесткой) политики, направленной на увеличение процентной ставки. При росте инфляции Центральный банк проводит политику дорогих денег, что ведет к подорожанию кредита и делает его труднодоступным. В этом случае происходит увеличение продажи государственных ценных бумаг на открытом рынке, рост резервной нормы и увеличение учетной ставки. Высокие процентные ставки, с одной стороны, стимулируют владельцев денег побольше сберегать их, а с другой стороны, ограничивают число желающих брать их в ссуду. В этом случае субъекты рынка стремятся приобретать ценные бумаги. Данное направление регулирования используется при наличии инфляции и высоких темпов экономического роста. Банки стремятся заработать на проценте по кредитам, присваивая разницу между доходами от активных операций и расходами, осуществленными для привлечения средств. Как известно, процентная ставка зависит от темпов инфляции и даже от инфляционных ожиданий. Если цены возросли, а процентная ставка оказалась неизменной, то и банки, и вкладчики получат обратно обесценившиеся деньги. При подъеме экономики, когда деньги нужны всем, процентные ставки будут расти.

 

1.2 Методы регулирования денежно-кредитной политики.

Методы денежно-кредитной политики — совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на объекты для достижения поставленных целей.

                    Прямые методы — административные меры в форме различных директив Центрального Банка касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов служат примерами количественного контроля. Реализация этих методов даёт наиболее быстрый экономический эффект с точки зрения центрального банка за максимальным объёмом или ценой депозитов и кредитов, за количественными и качественными переменными денежно-кредитной политики. При использовании прямых методов временные лаги сокращаются. Временные лаги — это определенный период времени между моментом возникновения потребности в применении той или иной меры в сфере денежно-кредитной политики и осознания такой потребности, а также между осознанием потребности, выработкой мнения и началом реализации.

                    Косвенные методы регулирования денежно-кредитной политики воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют большой временной лаг, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Однако, их применение не приводит к деформациям рынка. Соответственно, использование косвенных методов непосредственно связано со степенью развитости денежного рынка. Переход к косвенным методам характерен для общемирового процесса либерализации, повышения степени независимости центральных банков.

Так же различают общие и селективные методы:

                    Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.

        Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Благодаря этим методам решаются частные задачи, как ограничение выдачи ссуды некоторым банкам, рефинансирование на льготных условиях.
Операции на открытых рынках.

Продажа (покупка) ЦБ государственных ценных бумаг на открытых рынках коммерческими банками уменьшает (увеличивает) резервы банков, а следовательно, уменьшает (увеличивает) кредитные возможности банков, увеличивая (уменьшая) процентную ставку. Этот метод денежной политики применяется в краткосрочном периоде и обладает большой гибкостью.

Изменение минимальной резервной нормы.

Увеличение резервной нормы центральным банком уменьшает избыточные резервы (которые можно отдать в ссуду), тем самым способность банка расширять денежную массу путем кредитования снижается. Это средство регулирования денежной массы обычно применяют в долгосрочном периоде.

Изменение учетной ставки.

Ставка, взимаемая ЦБ за ссуды, представленные коммерческим банкам, называется учетной ставкой. С понижением учетной ставки увеличивается спрос коммерческих банков на кредиты ЦБ. Одновременно увеличиваются резервы коммерческих банков и их способность давать кредит предпринимателям и населению. Снижается и банковский процент за кредит. Предложение денежной массы в стране возрастает. Наоборот, когда нужно снизить деловую активность, уменьшив денежную массу в стране, центральный банк повышает учетную ставку. Повышение учетной ставки является также приёмом борьбы с инфляцией. В зависимости от экономической ситуации центральный банк прибегает к политике «дешёвых» и «дорогих» денег.

Политика дешёвых денег

Проводится в период низкой конъюнктуры. Центральный банк увеличивает предложение денег путём покупки государственных ценных бумаг на открытом рынке, понижения резервной нормы, понижения учётной ставки. Тем самым понижается процентная ставка, достигается рост инвестиций и повышение деловой активности.

Политика дорогих денег

Проводится Центробанком, прежде всего, как антиинфляционная политика. Для того чтобы сократить денежное предложение, ограничивается денежная эмиссия, осуществляется продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке, увеличивается минимальная резервная норма, увеличивается учётная ставка.

Наряду с перечисленными методами государственного регулирования, имеющими внутриэкономическую направленность, существуют специальные меры внешнеэкономического регулирования. К ним можно отнести меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, «ноу-хау», управленческих услуг. Это - кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение и отмена квот, изменение величины пошлины во внешней торговле.

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ денежно-кредитной политики в России.

2.1. Роль Центрального Банка в денежно-кредитной политике

Центральный Банк РФ (Банк России) - государственное кредитное учреждение, наделенное правом выпуска банкнот, регулирования денежного обращения, кредита и валютного курса, хранения официального золотовалютного резерва. Является банком банков, агентом правительства при обслуживании госбюджета.

Центральный Банк РФ наделяется также правом выпуска денег и государственных ценных бумаг, устанавливает нормативную величину кредитного спроса, хранит денежные резервы коммерческих банков и предоставляет им кредиты, является кассовым центром. Основная его задача - это проведение государственной политики в области эмиссии, кредита, денежного обращения.

Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Банка России как публично-правовой организации законодательно определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" и другими федеральными законами. Согласно Конституции Российской Федерации главной задачей Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля. Основными целями деятельности Банка России являются: укрепление покупательной способности и курса рубля по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы России; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Реализация этих целей осуществляется Банком России независимо от органов государственной власти. Получение прибыли не входит в цели деятельности Банка России.

Денежно-кредитная политика государства осуществляется через Центральный Банк РФ, как правило, по двум направлениям:

        проведение экспансионистской или расширительной политики, направленной на стимулирование масштабов кредитования и увеличение количества денег. В зависимости от экономической ситуации Центральный Банк осуществляет удорожание или удешевление кредитов для коммерческих банков, а соответственно, и для заемщиков. Если в экономике наблюдается спад производства, растет безработица, то он проводит политику дешевых денег, которая делает кредиты дешевыми и доступными. Параллельно происходит увеличение предложения денег, что ведет к снижению процентной ставки и, соответственно, должно стимулировать рост инвестиций и деловой активности, а также реального Валового Национального Продукта (ВНП). Если на финансовом рынке обостряется конкуренция и предложение денег опережает спрос на них, банки вынуждены снижать процентную ставку (цену денег) с целью привлечения заемщиков. Это особенно четко проявляется в условиях депрессивного состояния экономики. Дешевый кредит подталкивает предприятия вкладывать деньги в средства производства, а домашние хозяйства - покупать потребительские товары. Происходит увеличение спроса на товарном рынке, и создаются предпосылки для экономического роста. Эта политика проводится в период застоя;

        проведение рестриктивной или ограничительной (жесткой) политики, направленной на увеличение процентной ставки. При росте инфляции Центральный Банк проводит политику дорогих денег, что ведет к подорожанию кредита и делает его труднодоступным. В этом случае происходит увеличение продажи государственных ценных бумаг на открытом рынке, рост резервной нормы и увеличение учетной ставки. Высокие процентные ставки, с одной стороны, стимулируют владельцев денег побольше сберегать их, а с другой стороны, ограничивают число желающих брать их в ссуду. В этом случае субъекты рынка стремятся приобретать ценные бумаги. Данное направление регулирования используется при наличии инфляции и высоких темпов экономического роста. Банки стремятся заработать на проценте по кредитам, присваивая разницу между доходами от активных операций и расходами, осуществленными для привлечения средств. Как известно, процентная ставка зависит от темпов инфляции и даже от инфляционных ожиданий. Если цены возросли, а процентная ставка оказалась неизменной, то и банки, и вкладчики получат обратно обесценившиеся деньги. При подъеме экономики, когда деньги нужны всем, процентные ставки будут расти.

Главной задачей денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу Центральный Банк Российской Федерации считает снижение инфляции при сохранении и возможном ускорении роста ВВП с одновременным созданием предпосылок для снижения безработицы и увеличения реальных доходов населения.

В соответствии со статьей 35 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. Федерального закона от 26.04.95 N 65-ФЗ) основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

      нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

      процентные ставки по операциям Банка России;

      операции на открытом рынке;

      рефинансирование банков;

      валютное регулирование;

      установление ориентиров роста денежной массы;

      прямые количественные ограничения.

 

2.2. Роль коммерческих банков в денежно-кредитной политике

Исходным пунктом деятельности коммерческого банка является формирование денежной суммы, которую можно использовать для выдачи кредитов. Для этого банк должен привлечь временно свободные денежные средства, имеющиеся в распоряжении различных экономических субъектов. Поставщиками денег могут быть домашние хозяйства, предприятия, в том числе другие банки меры, принимаемые банком по привлечению временно свободных денежных средств, обычно называют депозитной политикой банка.

Вклады могут быть помещены в банк на разных условиях, выполнять различные функции. В связи с этим выделяют следующие виды вкладов:

1) бессрочные (до востребования) -- в этом случае стороны не обусловливают срок, на который помещаются в банк деньги. Роль таких вкладов выполняют остатки денежных средств на расчетных счетах предприятий, текущие депозиты и др. По таким вкладам выплачиваются наименьшие проценты или не выплачиваются вообще, так как здесь для банка возникают трудности в планировании применения этих средств поскольку клиент имеет право востребовать их немедленно;

2) срочные -- это вклады с оговоренным сроком их размещения в банке. Сам срок может устанавливаться от одного месяца до года и более. За эти условия банк платит более высокие проценты, такие вклады для него предпочтительней так как дают возможность лучше применить эти денежные ресурсы.

Основными целями вкладчиков являются:

1. Осуществление платежных операций. Предприятия открывают расчетные счета в коммерческих банках и с их помощью осуществляют расчеты по сделкам. Предприятие при выборе банка серьезное внимание уделяет вопросу способности банка быстро и надежно осуществлять расчетные операции. Скорость прохождения платежей является важным показателем эффективности организации банковского дела. Хозяйственные результаты деятельности предприятия нередко оказываются в значительной зависимости от скорости осуществления платежей. Домашние хозяйства также могут иметь вклады в банках, дающие некоторые возможности проведения платежей. Это может быть, например, счет, на который перечисляется работодателем заработная плата.

2. Получение дохода. Держатели временно свободных денежных средств обычно размышляют над тем, как их с выгодой применить. Одним из результатов подобных размышлений становится решение направить деньги в коммерческий банк. Передача денег во временное пользование приносит вкладчику доход в форме процента. Процент -- это доход, полученный от передачи во временное по пользование денег.

Как и всякий доход, процент можно разделить на номинальный и реальный. Номинальный процент -- это сумма денег, полученная в уплату за предоставленную возможность временного пользования денежными средствами. Таким образом, вкладчик помещает в банк одну сумму денег, а забирает назад другую -- большую. Прирост денег является номинальным доходом вкладчика. Может ли вкладчик быть доволен своими действиями, обеспечившими прибавку денег? Нет, следует еще обратить внимание на то, как изменилась за этот период покупательская способность денег. Ведь деньги ценны не сами по себе, их сила состоит в возможности обмениваться на другие товары и услуги. Поэтому нужно принимать во внимание уровень инфляции.

Реальный процент можно определить как разницу между индексом номинального процента и индексом инфляции. Если, например, через 6 месяцев вкладчик забрал из банка денежную сумму, составлявшую 120 % от вложенной, а индекс инфляции за этот период составил 115 %, то реальный доход за этот период составил, по несколько упрощенном системе расчетов, 5 % от вложенной суммы. Если же индекс инфляции выше индекса номинальных доходов, то это будет означать, что вкладчик никакого реального дохода не получил -- к вкладчику вернулась сумма денег, обладающая меньшей покупательской способностью.

3. Накопление денег. Легко заметить, что та сумма денег, которую мы получаем за месяц, оказывается явно недостаточной, чтобы приобрести ряд товаров или услуг. На месячный доход большинство людей не могут купить холодильник, стиральную машину, видеосистему, отпраздновать свадьбу, поехать на отдых на Черное море и т. п., не говоря уже о том, чтобы приобрести автомобиль, квартиру, дачу. Поэтому приобретение этих товаров и услуг становится возможным в результате накопления денег, регулярного сбережения части получаемого дохода от потребления. Кроме того, люди стремятся обычно иметь какой-то резерв на случай непредвиденных расходов. Одним из способов осуществления накопления может быть открытие и пополнение вклада в коммерческом банке. При этом следует опять-таки учитывать уязвимость вкладов инфляционным фактором.

Депозитная деятельность коммерческого банка формирует условия его функционирования. Образование кредитных ресурсов банка -- ее результат Размещение привлеченных денежных средств составляет вторую сторону деятельности банка. Процентная политика -- это меры, принимаемые банком по размещению заемных денежных средств и получению соответствующих доходов Размещение этих средств осуществляется в форме выдачи кредитов.

Кредит -- предоставление денежных средств во временное пользование и за определенную плату.

Кредитор -- это тот, кто выдает ссуду, заемщик -- это получатель ссуды

Признаками кредита являются

а) возвратность;

б) определенные сроки пользования;

в) платность;

г) материальное обеспечение или другое гарантийное покрытие;

Очевидно, что кредит перестает быть кредитом, если его не нужно возвращать. Об этой простой истине приходится говорить вновь, поскольку до сих пор в отечественной практике не всегда, и прежде всего в деятельности государства, проявляется необходимая строгость в отношениях, которые именуются как кредитные. Массовые списания кредитных задолженностей не такое уж редкое явление для экономической истории нашей страны.

Деньги имеют свою цену. Процент -- это цена, которую должен уплатить заемщик за пользование кредитом. Величина процента определяется в денежных единицах. Процентная ставка -- это цена ссуды в процентах от ее величины. В денежных сделках обычно используется понятие процентной ставки.

Величина процентной ставки на рынке денег зависит от соотношения спроса и предложения денег. Сами же спрос и предложение определяются, в свою очередь, рядом факторов. Среди них можно назвать, в частности, текущий темп инфляции, ожидаемые изменения в темпе инфляции, стадию экономического цикла, политику центрального банка и др. Процентная ставка определяет величины спроса и предложения. При меньшей цене денег согласно закону спроса происходит рост величины спроса, т. е. заемщики готовы пользоваться кредитами больше, при увеличении цены денег -- наоборот, меньше. Рост процентной ставки ведет к повышению величины предложения кредитов, ее снижение -- к уменьшению.

Влияние кредита на экономические процессы:

Во-первых, кредит расширяет инвестиционные ресурсы предприятий. В качестве последних, как известно, выступают также амортизационный фонд, нераспределенная прибыль, средства, полученные от продажи собственных акций, и др. Кредит занимает одно из ведущих мест в структуре инвестиционных источников.

Во-вторых, кредитное дело способствует концентрации инвестиционных ресурсов. Банки и другие финансово-кредитные учреждения можно сравнить с озерами, собирающими горные стоки с определенной территории. Реки и ручейки денег, резервируемые банками, обеспечивают, как правило, достаточно большие денежные средства, которые могут быть использованы крупными инвесторами для реализации широких экономических проектов.

В-третьих, кредитные отношения способствуют эффективному распределению и использованию денежных ресурсов. Согласитесь, одно дело получить деньги у родителей, другое -- взять в долг у друзей или знакомых В первом случае нередко деньги возвращать не нужно, во втором -- это следует сделать обязательно. А это означает, что, взяв деньги в кредит, применив их, нужно побеспокоиться относительно того как их заработать, чтобы по истечении срока вернуть кредитору. Банки не выдают кредиты всем клиентам подряд. Они предоставляют их только тем субъектам, в чью надежность они верят. А надежность, степень доверия определяются главным образом результатами хозяйственной деятельности. Чем эффективнее предприятие, тем больше доверия к нему со стороны кредиторов. Это означает, что банк проводит отбор, своего рода конкурс за право получить деньги. И достается это право, если соблюдаются перечисленные условия, тем, кто способен их наиболее эффективно использовать. А взяв деньги в долг, заемщик будет активно действовать, чтобы получить доход, возвратить их, уплатить процент.

В-четвертых, кредит ускоряет кругооборот фондов предприятия, способствует расширению обменных операций. Фонды предприятий -- их материально-вещественные и денежные ресурсы -- находятся в разных формах производительной (капитал, материальные запасы), товарной (готовая продукция), денежной (деньги на счетах). Хозяйственная деятельность предприятий связана со сменой этих форм -- сырье переходит в готовый продукт, его реализация приносит деньги, деньги используются для закупки ресурсов и т. д. Если, например, образуется разрыв между поступлениями денег от реализации готовой продукции и необходимостью оплачивать сырье, то предприятие в принципе может и остановиться. В этом и других случаях проблему помогает решить кредит, который способствует ускорению кругооборота, а тем самым, и более эффективной работе предприятия -- за определенный срок око может выпустить и реализовать больше продукции, получить большую прибыль. В приведенном примере можно увидеть и роль кредита в расширении или ускорении товарообмена.

Все изложенное выше дает достаточно убедительные основания для следующего вывода кредит является неотъемлемым элементом современной экономики, его использование повышает уровень эффективности экономического сотрудничества людей.


Глава 3. Совершенствование денежно-кредитной политики в России

3.1. Особенности и тенденции развития денежно-кредитной политики.

Зависимость российской экономики от внешнеэкономической коньюктуры и продолжение структурных преобразований в экономике делают необходимой поддержку денежно - кредитной политики Банка России действиями Правительства Российской Федерации в области бюджетной, налоговой, тарифной, структурной и социальной политики. В связи с этим меры по формированию стабилизационного фонда Российской Федерации, ограничению роста регулируемых цен, тарифному и нетарифному регулированию внешнеэкономической сферы, осуществляемые Правительством Российской Федерации, являются важной частью антиинфляционной политики в России.

Главные задачи в данной области определены в ежегодно разрабатываемых ЦБ РФ основных направлениях денежно - кредитной политики и совместных заявлениях Правительства РФ и ЦБ РФ об экономической политике.

В целях повышения эффективности денежно - кредитной политики Банк России продолжает работу по развитию инструментов регулирования ликвидности, которые в зависимости от ситуации в денежно - кредитной сфере будут активно использоваться как для предоставления ликвидности кредитным организациям, так и для стерилизации свободных денежных средств.

В настоящее время действия Банка России направлены на дальнейшую унификацию различных схем и механизмов рефинансирования. Продолжается тенденция к повышению доступности внутридневных кредитов и кредитов «овернайт» путём расширения круга региональных контрагентов.

Для предоставления кредитным организациям возможности эффективно управлять собственной ликвидностью ЦБ проводит политику рефинансирования путём:

1. Операции предоставления ломбардных кредитов (краткосрочная выдача кредитов под залог вещей или ценных бумаг) Банка России по фиксированной процентной ставке на срок до 7 дней.

2. Предоставление кредитным организациям возможности использования системы электронных торгов, Московской межбанковской валютной биржи для получения ломбардных кредитов Банка России.

3. Включения в Ломбардный список высоколиквидных ценных бумаг крупнейших российских эмитентов, имеющих относительно высокий рейтинг.

4. Активизации операции по покупке ценных государственных бумаг без обязательства обратного выкупа.

Происходит продолжение использования в необходимых случаях депозитных операций с кредитными организациями - резидентами в валюте РФ для регулирования уровня ликвидных средств банковской системы в краткосрочном и среднесрочном периодах. В первую очередь рассматриваются вопросы о внедрении Системы электронных торгов Московской межбанковской валютной биржи для проведения депозитных операций на условии «до востребования». Банк России предполагает совершенствование механизма обязательного резервирования.

Регулирование процентных ставок по собственным операциям Банка России является одним из важных инструментов денежно - кредитной политики. В условиях меняющейся внешнеэкономической коньюктуры важной задачей процентной политики является сглаживание дисбаланса между процентными ставками по активам, нормированным в национальной и иностранной валютах, что должно предотвращать дополнительный приток или отток капитала при различных тенденциях в платёжном балансе и удерживать стоимость кредитных ресурсов на доступном для реального сектора уровне.

Переход к регулярному выпуску облигаций Банка России (ОБР) и целенаправленное формирование ёмкого и ликвидного рынка ОБР позволяет в определённой мере усиливать влияние процентных ставок по операциям Банка России на достижение целей денежно - кредитной политики. Изменение процентных ставок по операциям Банка России должно содействовать с одной стороны, стерилизации свободной ликвидности в необходимых объёмах, а с другой стороны - ограничению роста рыночных процентных ставок.

Также регулирование осуществляется посредством нормативов обязательных резервов, депонируемых в Банке России кредитными учреждениями и коммерческими банками (резервные требования). По законодательству нормативы обязательных резервов в России не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированы для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.

При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счёта кредитной организации, открытого в Банке России, сумму недовнесённых средств, а также взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России. Указанный штраф не может превышать сумму, исчисленную исходя из двойной ставки рефинансирования Банка России, действовавшей на момент принятия судом соответствующего решения.

Также ЦБ России используется такой инструмент регулирования денежно - кредитной сферы как операции на открытом рынке. Под операциями на открытом рынке понимаются купля - продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, прочих ценных государственных бумаг, облигаций Банка России, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.

Кроме того, ЦБ РФ использует учётную ставку в качестве инструмента регулирования денежно - кредитной сферы. Таким образом, в ситуации дальнейшего снижения инфляции, проведения сбалансированной денежно - кредитной политики, а также конкурентного развития системы финансового посредничества в условиях снижающихся рисков и роста информационной прозрачности заёмщиков, можно прогнозировать дальнейшее постепенное понижение рыночных процентных ставок по кредитам предприятиям нефинансового сектора экономики. В то же время, по - видимому, сохранится дифференциация кредитных ставок по регионам, обусловленная различным уровнем развития региональных рынков банковских услуг и неодинаковым качеством их конкурентной среды.

Таким образом, Банком России используются такие инструменты как операции на открытом рынке, установление нормы обязательного резерва, учётная ставка, регулирование валютного курса, регулярный выпуск облигаций Банка России, депозитные операции с кредитными организациями.

 

3.2. Реализация целевых программ для совершенствования денежно-кредитной политики на перспективу.

Комитет Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству рассмотрел Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2011 год и период 2012 и 2013 годов и отмечает следующее.

Прогнозы развития денежно-кредитной сферы в 2011 году и на период 2012 и 2013 годов построены Банком России на основе четырех вариантов прогнозируемых цен на российскую нефть сорта «Юралс». При этом Комитет отмечает, что прогноз Банка России наряду с тремя оптимистичными вариантами, содержит и пессимистичный сценарий, предусматривающий снижение цены на нефть сорта «Юралс» до 45 долларов США.

Главной целью денежно-кредитной политики на 2011 год и на период 2012 и 2013 годов остается последовательное снижение инфляции. Так, в документе определен целевой количественный ориентир ограничения прироста потребительских цен в пределах: в 2011 году - 9,0 - 10,0% (на 2010 год - 7,0 - 8,5%), в 2012 году - 7,0 - 8,0%, в 2013 году - 5,0 - 7,0%. Указанной цели по общему уровню инфляции на потребительском рынке соответствует уровень базовой инфляции в 2010 году 8,5-9,5% (в 2009 году - 6,2-8,0%), в 2011 году - 6,5 - 7,5%, а в 2012 году - 4,5-6,5%. При этом действия Банка России в области денежно-кредитного регулирования в краткосрочном периоде в значительной степени будут связаны с минимизацией влияния мирового финансового кризиса на российскую экономику и банковский сектор.

Кроме этого, по прогнозу Банка России, долгосрочные тенденции изменения курса рубля будут определяться балансом внешнеторговых операций, а также динамикой трансграничных потоков капитала. При этом высокая волатильность потоков капитала и их зависимость от состояния внешних финансовых рынков будут обуславливать неопределенность курсовой динамики.

Темпы прироста денежной базы в узком определении, в зависимости от сценарных вариантов развития экономики, оцениваются Банком России в 2011 году на уровне 8,0 - 17,0% (в 2010 году - на уровне 14,0 - 22,0%), в 2012 году - 11,0 - 19,0%, в 2013 году - 13,0 - 19,0%. Иными словами, прогноз Банка России предполагает последовательное увеличение темпов прироста денежной базы.

Банк России прогнозирует дальнейший рост валютных резервов и одновременно - последовательное снижение темпов его прироста. Так, прирост валютных резервов в 2011 году составит от 15,5 до 69,7 млрд. долларов США (в 2010 году - от 58,9 до 120,6 млрд. долларов США), соответственно по 2,3 и 4 варианту прогноза, в 2012 году - от 3,7 до 88,9 млрд. долларов США, в 2013 году - от 10,2 до 106,7 млрд. долларов США, соответственно по всем вариантам прогноза (в зависимости от уровня цен на энергоносители). Вместе с тем, Банк России предусматривает возможное снижение в 2011 году валютных резервов на 8,0 млрд. долларов США по первому варианту прогноза.

По мере снижения темпов инфляции и инфляционных ожиданий Банк России намерен продолжить линию на снижение уровня ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям предоставления и абсорбирования ликвидности. Дальнейшие шаги Банка России по снижению (изменению) процентных ставок будут определяться развитием инфляционных тенденций, динамикой показателей производственной и кредитной активности, состоянием финансовых рынков.

В предыдущие годы Банку России практически не удавалось выдерживать прогнозные ориентиры по уровню инфляции исключительно существующими инструментами денежно-кредитной политики. Комитет отмечает, что инфляция в России определяется не только монетарными факторами, но и зависит как от ценовой и тарифной политики, так и от комплекса внешнеэкономических условий, в том числе от монополизма отдельных стран, доминирования одной мировой резервной валюты, неустойчивости мировой финансовой системы, ценовой динамики на мировых товарных рынках. Кроме того, неразвитость конкурентной среды, стратегических кредитных инструментов и сегментированность экономики оказывают значительное повышающее давление на инфляционные процессы.

В результате этого по итогам 2010 года уровень инфляции может превысить принятые в Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год целевые ориентиры ограничения роста потребительских цен, установленные на уровне 7,0-8,5%. Так, только в январе-октябре 2010 года уровень инфляции составил 8,1%, причем опережающими темпами росли цены на непродовольственные товары и услуги. Банк России прогнозирует, что целевой ориентир по инфляции, установленный в Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год будет превышен и может составить менее 11%.

Банк России в среднесрочной перспективе предполагает осуществлять постепенное сокращение прямого вмешательства в процессы курсообразования в контексте перехода к режиму свободно плавающего валютного курса. Комитет считает необходимым подчеркнуть, что в условиях нестабильности на мировых финансовых рынках переход к подобному режиму валютного курса может привести к резкому увеличению степени его волатильности, в том числе и вследствие воздействия непрогнозируемых факторов внешней среды и спекулятивных ожиданий участников валютного рынка. В этой связи, по мнению Комитета, является целесообразным более аккуратное и точное использование механизма валютных интервенций для поддержания равновесия спроса и предложения на компоненты бивалютной корзины в целях недопущения как чрезмерного укрепления, так и чрезмерного ослабления рубля.

Комитет считает, что одной из причин высокого уровня инфляции и роста цен в российской экономике как общей тенденции (при наличии отдельных, как правило, конъюнктурных периодов замедления темпов их прироста) является недостаточно активная политика Банка России по развитию российской банковской системы, укреплению ее ресурсной базы и созданию условий для долгосрочного кредитования реального сектора экономики.

Закономерным является и то обстоятельство, что при наблюдаемой в текущем году нестабильности на мировых финансовых рынках повысилась заинтересованность российских кредитных организаций в использовании инструментов рефинансирования Банка России. Однако процентная политика Банка России еще не оказывает решающего воздействия на реальный процесс формирования кредитного режима в российской экономике.

В связи с этим Комитет считает, что, несмотря на достигнутые в последние годы позитивные результаты в сфере кредитования, Банк России недостаточно активно применяет ставку рефинансирования в качестве главного инструмента регулирования денежного предложения (как это имеет место в развитых экономиках). Сложившуюся ситуацию, при которой имеет место значительный разрыв между ставкой рефинансирования и рыночными процентными ставками, нельзя считать приемлемой.

Комитет неоднократно выражал свою озабоченность проблемой интенсивного роста корпоративного внешнего долга. По мнению Комитета, чрезмерно активное увеличение доли внешней задолженности частного сектора привело к возникновению резких диспропорций в структурной динамике внешнего долга России и создало реальную угрозу стабильности российской банковской системы и российской экономики в целом.

Комитет также относит к числу нерешенных проблем сохраняющийся низкий уровень доверия к российским банкам, неразвитость национальной рейтинговой системы, высокие риски кредитования, связанные с неэффективной структурой экономики, дефектами управления и низкой транспарентностью многих российских предприятий. Все вышеперечисленное сдерживает расширение долгосрочного кредитования реального сектора экономики и осуществление структурных преобразований в экономике по ее модернизации. Таким образом, не обеспечивается снижение зависимости российской экономики от внешних факторов и колебаний мировой конъюнктуры (зачастую спекулятивного характера).

Комитет считает, что повышение уровня жизни российского народа и конкурентоспособности отечественных предприятий зависит главным образом от возможностей проведения в стране структурной модернизации экономики, а также от снижения зависимости развития страны от внешних, в том числе конъюнктурных или спекулятивных факторов. Поэтому денежно-кредитная политика Банка России должна быть направлена на максимально возможное обеспечение структурной модернизации экономики, создание благоприятных условий для приоритетного и долгосрочного кредитования, поддержку российским банковским сектором реального сектора экономики, в особенности - отечественных наукоемких и высокотехнологичных отраслей обрабатывающей промышленности.

С учетом вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству рекомендует Государственной Думе принять к сведению Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2011 год и период 2012 и 2013 годов, представленные Центральным Банком Российской Федерации.

 

 

 

Заключение

Кредитно-денежная политика призвана способствовать установлению в экономике общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и  отсутствием инфляции.

Главными задачами, стоящими перед всеми центральными банками, является поддержание покупательной способности национальной денежной единицы и стабильности кредитно-банковской системы страны.

Денежно-кредитное регулирование, осуществляемое центральным банком Р.Ф., являясь одной из составляющих экономической политики государства, одновременно позволяет сочетать макроэкономическое воздействие с возможностями быстрой корректировки регулирующих мер.

Главным направлением деятельности центральных банков является регулирование денежного обращения.

Одно из важнейших направлений деятельности центрального банка - рефинансирование кредитно-банковских институтов, направленное на обеспечение стабильности банковской системы. Инструментарий рефинансирования со стороны центрального банка включает предоставление ссуд под учет векселей и ломбардных кредитов, то есть заимствований на кратко- и среднесрочной основе. Для повышения уровня ликвидности банковских институтов центральные банки осуществляют их рефинансирование с различной степенью интенсивности. При этом использовать кредиты рефинансирования могут только стабильные банковские институты, испытывающие временные трудности. При проведении кредитно-денежной политики наиболее важными активами федеральных резервных банков выступа­ют ценные бумаги и ссуды коммерческим банкам.

Кредитно-денежная политика осуществляется через сложную цепь причинно-следственных связей: политические решения воздействуют на резервы коммерческих банков; изменения резервов воздействуют на предложение денег; изменение денежного предложения меняет процентную ставку; изменение процентной ставка воздейству­ет на инвестиции, и уровень цен.

Преимущества кредитно-денежной политики состоят в ее гибкости и политической приемлемости. Руководящие кредитно-денежные учреждения сталкиваются с дилеммой — они могут стабилизировать процентные ставки или предложение денег, но не то и другое одновременно.. При определенных условиях может возникнуть альтернатива — использовать кредитно-денежную политику для воздействия на стоимость доллара и тем самым для уничтожения дисбаланса  торговли или же использовать кредитно-денежную политику в целях экономической стабилизации внутри страны.

В данной курсовой работе вышеизложенные цели были достигнуты, а

задачи выполнены.


Список литературы.

1. Агапова Т.А., Серёгина С.Ф. Макроэкономика: Учебник / Под общей ред. А.С. Сидоровича.- М.:МГУ им. М.В. Ломоносова, Изд-во “ДИС”, 1997.- 416с.

2. А.С. Селищев. Макроэкономика. Учебник для вузов. СПб.: Изд-во “Питер”, 2000.- 448с.

3. Бункина М.К., Семёнов А.М. Макроэкономика. Учебник.- 3-е изд.- М.: Изд-во “Дело и Сервис”, 2000.- 512с.

4. Введение в рыночную экономику: Учеб. Пособие для экономистов спец. вузов / А.Я. Лившиц, И.Н. Никулина, О.А. Груздева и др.; Под ред. А.Я. Лившица, И.Н. Никулиной.- М.: Высш. шк., 1994.- 447с.

5. Воронов Ю. Управление государственным долгом// Экономист.- 2006.-№ 1.- С. 58-68.

6. Выступление Председателя Банка России С.М. Игнатьева на 18 съезде Ассоциации российских банков. // Деньги и Кредит.- 2007.-№ 4.- С.3-6.

7. Гальперин В.М., Тарасевич Л.С. Макроэкономика: Учебник.- 2-е изд., СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997.-719с.

8. Гуревич М.И. К вопросу о совершенствовании кредитно-денежной политики// Деньги и Кредит.- 2007.-№ 5.- С. 43-46.

9. Деньги. Кредит. Банки. Учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова и др.; Под ред. проф. Е.Ф. Жукова.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999.- 662с.

10. Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина.- 2-е изд.,- М.: Финансы и статистика, 1999.- 464с.

11. Ершов М. Актуальные проблемы российской кредитно-денежной политики // Российский экономический журнал.- 2006.-№ 7-8.- С. 3-10.

12. Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний: Эксперим. учебник для общ. учреждений с углубленным изуч. экономики.- М.: Фонд “За экономическую грамотность”, 1995.- 624с.

13. Общая теория денег и кредита: Учебник / Под ред. проф. Е.Ф. Жукова.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.- 304с.

14. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2006г. // Деньги и Кредит.- 2005.-№ 12- С. 3-14.

15. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2007г. // Деньги и Кредит.- 2006.-№ 11- С. 3-21.

16. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2008г. // Деньги и Кредит.- 2007.-№ 9- С. 4-31.

17. Рогова О. Где экономика в государственной денежно - кредитной политике / Экономист. - 2004г. №5.

18. Салимжанов И.К. Рынок и регулирование цен // Финансы.- 2007.-№ 7.- С. 68-70.

19. Сухарев О.С., Курьянов А.М. Актуальные вопросы денежно-кредитной политики // Финансы.- 2007.-№ 9- С. 55-58.

20. Экономика: Учебник / Под ред. доц. А.С. Булатова, 2-е изд.,- М.: Изд-во БЭК, 1997.- 816с.

21. Экономическая теория: Учебник для студентов высш. учеб. Заведений./ Под ред. В.Д. Камаева.- 10-е изд.- М.: Гуманитар изд. Центр ВЛАДОС, 2004.- 592с.

22. Экономическая теория. Учебник / Под ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлёвой, А.С. Тарасевича.- М.: ИНФРА.- 2003.- 714с.

23. www.wikipedia.ru

24. www.cbr.ru

25.www.minfin.ru

 

2

 

Информация о работе Денежно-кредитная политика