Денежно-кредитное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 10:27, курсовая работа

Описание

За годы независимости в Казахстане проведены реформы, направленные на развитие рыночных отношений: приватизация, реформирование государственных финансов и финансового сектора, пенсионная реформа, реформа государственного управления и др. Нельзя не признать, что за годы преобразований были достигнуты положительные экономические результаты, заключающиеся в достижении высоких темпов роста экономики, снижении инфляции и инфляционных ожиданий, стабилизации цен и обменного курса тенге, улучшении инвестиционного климата. Во многом благодаря денежно-кредитному регулированию Национального Банка Республики Казахстан в стране удалось добиться финансовой стабилизации.

Денежно-кредитное регулирование — это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения

Содержание

Введение………………………………………………………………………..

Глава 1. Основные подходы к регулированию денежно-кредитных отношений………………………………………………………………………

1.1 Цели, объекты и методы денежно-кредитного регулирования ………

1.2 Основные инструменты денежно-кредитного регулирования……….

Глава 2. Оценка роли Национального Банка Казахстана в денежно-кредитном регулировании экономики

2.1 Роль Национального Банка РК в организации регулятивной и надзорной деятельности……………………………………………………...

2.2 Денежно-кредитная политика Республики Казахстан на современном этапе и ее анализ……………………………………………………………....

Глава3. Пути совершенствования денежно-кредитного регулирования

3.1 Основные меры НБ РК, принятые для совершенствования денежно-кредитного регулирования и за последнее время и их характеристика ……

3.2 Нерешенные проблемы денежно-кредитного регулирования………...

Заключение……………………………………………………………………

Список использованной литературы………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

Ангелина 3.01.12doc.doc

— 310.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

КАЗАХСТАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «АЛАТАУ» 
 
 
 

Кафедра «Финансы» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

На тему: «Денежно-кредитное регулирование экономики» 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила

Студентка 3 РСШ(ф)

Жулей Ангелина

Научный руководитель:

Алматы,2011

     Содержание

Введение………………………………………………………………………..

Глава 1. Основные подходы к регулированию денежно-кредитных  отношений………………………………………………………………………

1.1 Цели, объекты и методы денежно-кредитного регулирования ………

1.2 Основные инструменты денежно-кредитного регулирования……….

Глава 2. Оценка роли Национального Банка Казахстана в денежно-кредитном регулировании экономики

2.1 Роль Национального Банка РК в организации  регулятивной и надзорной деятельности……………………………………………………...

2.2 Денежно-кредитная политика Республики Казахстан на современном этапе и ее анализ……………………………………………………………....

Глава3. Пути  совершенствования денежно-кредитного регулирования

3.1 Основные меры  НБ РК, принятые для совершенствования  денежно-кредитного регулирования и за последнее время и их характеристика ……

3.2 Нерешенные  проблемы денежно-кредитного регулирования………...

Заключение……………………………………………………………………

Список использованной литературы………………………………………...

 

    Введение

     За  годы независимости в Казахстане проведены реформы, направленные на развитие рыночных отношений: приватизация, реформирование государственных финансов и финансового сектора, пенсионная реформа, реформа государственного управления и др. Нельзя не признать, что за годы преобразований были достигнуты положительные экономические результаты, заключающиеся в достижении высоких темпов роста экономики, снижении инфляции и инфляционных ожиданий, стабилизации цен и обменного курса тенге, улучшении инвестиционного климата. Во многом благодаря денежно-кредитному регулированию Национального Банка Республики Казахстан в стране удалось добиться финансовой стабилизации.

     Денежно-кредитное  регулирование — это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения

     Актуальность  темы курсовой работы повышается в настоящее время, когда экономика Казахстана, как и вся мировая экономика, переживает глубокий кризис. В этих условиях на Национальный Банк страны ложится еще большая ответственность при проведении монетарной политики, требуется детальный анализ ее воздействия на экономику и выработка рецептов по ее совершенствованию.

     Целью курсовой работы является рассмотрение денежно-кредитного регулирования в Республике Казахстан в целом для анализа современных проблем и путей развития в будущем.

     Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие основные задачи:

- раскрыть теоретические аспекты рассматриваемой темы;

- рассмотреть современное состояние и провести анализ проблем денежно-кредитной политики Казахстана;

- оценить эффективность правового обеспечения и регулирования денежно-кредитной политики;

Структура работы:

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Основные подходы  к регулированию  денежно-кредитных  отношений

1.1 Цели, объекты и методы денежно-кредитного регулирования

     Основополагающей  целью денежно-кредитного регулирования  является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитное регулирование  состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.

     Осуществляя денежно-кредитное регулирование, Национальный банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитное регулирование должно быть направлено на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике "дорогих денег" (рестрикционной).

     С помощью денежно-кредитного регулирования  государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания  конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики  страны.

     Нужно отметить, что денежно-кредитное кредитное регулирование осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что Национальный  Банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков.

      Цели  денежно-кредитного регулирования:

      - поддержание равновесия на денежном  рынке, контроль и регулирование денежной массы в обращении;

      - борьба с инфляционными явлениями  в экономике, регулирование курса  национальных валют;

      - регулирование экономического цикла  и выравнивание конъюнктуры;

      - обеспечение реального сектора  экономики дешевыми кредитными  ресурсами.

      Достижение этих целей будет обеспечиваться регулированием уровня денежной базы с использованием всех имеющихся у Национального Банка инструментов.

      В условиях падения производства и увеличение безработицы Центральные Банки пытаются оживить конъюнктуры путем расширения кредита и снижения нормы процентных ставок. И, наоборот, в условиях экономического подъема банки пытаются ограничить выдачу кредитов, повышать процентных ставок по кредитам, сдерживать эмиссию платежных средств.

      Государственное регулирование денежно-кредитной сферы может осуществляться успешно лишь в том случае, если государство через Центральный банк, которым в РК является Национальный Банк РК, свободно воздействует на масштабы и характер частных институтов, так как в развитой рыночной экономике они являются базой всей денежно-кредитной системы [10], [11]. Государственное регулирование денежно-кредитной сферы осуществляется в нескольких взаимосвязанных направлениях:

      1. Государственный контроль над банковской системой имеет цель управления ликвидностью кредитно-финансовых институтов, т.е укрепление их способности своевременно покрывать требования вкладчиков (за счет регулирования учетной ставки, за счет изменения резервной нормы).

      2. Управление государственным долгом является направлением в государственном регулировании, в условиях хронических бюджетных дефицитов и огромного роста задолженности, в результате резко возрастает влияние государственного кредита на рынок ссудных капиталов. Для этого НБ использует различные методы управление государственным долгом: покупает или продает государственные обязательства, различными способами повышает их привлекательность для частных инвесторов.

      3. Регулирование объема кредитных операции и денежной эмиссий. Применяется, прежде всего, для воздействия на хозяйственную активность. Это направленно тесно связанно с первым и вторым направлениям.

        Меры денежно-кредитного регулирования:

      1. Денежная реформа;

      Когда темп инфляции ежедневно составляет 1000% и деньги постоянно обесцениваются так, что их покупательская способность становится нулевой, государство проводит денежную реформу- нулификацию или деноминацию. Это крайняя мера применяется в исключительных случаях.

      2. Ограничение потребительского кредита;

      В этих целях НБ обязывает коммерческие банки, предоставляющие кредит частным лицам делать специальные вклады в резервный фонд. Этим государство сдерживает желание коммерческих  банков представлять потребительский кредит, поскольку резервные деньги не приносят процент.

      3. Сокращение кредитования компаний.

      Иногда  правительство, проводя политику борьбы с инфляцией рекомендует коммерческим банком сокращать кредитование. Банки, знал о возможных санкциях со стороны государства, как правило, стараются их выполнять

      В системе денежно-кредитного регулирования всегда имеются ряд косвенных методов регулирования денежной массы. Среди которых особое значение имеют такие как:.

      1. Государственная регистрация банков. Во всех странах с рыночной экономикой в качестве обязательного условия регистрации и получения лицензий коммерческие банки обязаны наличия у него уставного фонда в определенном фиксированном размере. Увеличивая или уменьшая размер уставного фонда государство таким образом косвенно воздействует на количество субъектов экономики, которые могут заниматься кредитной эмиссии.

      2. Амортизационная политика. Регулируя норму амортизации, государство косвенно способствует увеличению или уменьшению денежной массы, то есть ускоренная амортизация дает возможность предприятиям быстро возвращать вложенные вещественные факторы производства денежные средства и использовать их для развития производства.

      Селективные методы:

      1.Контроль по отдельным видам кредитов. Он часто практикуется в отношении кредитов под залог биржевых ценных бумаг, потребительских ссуд на покупку товаров в рассрочку, ипотечного кредита. Регулирование потребительского кредита обычно вводится в периоды напряжения на рынке ссудных капиталов, когда государство стремится перераспределить их в пользу отдельных отраслей или ограничить общий объем потребительского спроса.

      2.Регулирование рынка ликвидности банковских операции. Многочисленных правительственных положениях и документах регулирующих операционную деятельность банка, основное внимание уделяется риску и ликвидности банковских операции. Риск банковской деятельности определяется через соотношение выданных кредитов и  суммы  собственных средств банка.

      Все перечисленные методы оказывают косвенное и общее воздействие на экономику, поэтому количественный результат применения этих средств чрезвычайно трудно поддается предварительной оценке. 

1.2 Основные инструменты денежно-кредитного регулирования 

     Выше  нами были изложены цели денежно-кредитного регулирования. Рассмотрим теперь основные инструменты, с помощью которых центральный банк проводит свою политику по отношению к коммерческим банкам. К ним относятся в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также некоторые меры, носящие жесткий административный характер.

1.Политика обязательных резервов.

     В настоящее время минимальные  резервы - это наиболее ликвидные  активы, которые обязаны иметь  все кредитные учреждения, как  правило, либо в форме наличных денег  в кассе банков, либо в виде депозитов  в центральном банке или в  иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным)или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных(кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный(к их определенной части) характер воздействия.[1,стр87]

2.Минимальные резервы выполняют две основные функции.

Информация о работе Денежно-кредитное регулирование экономики