Денежные системы зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 20:13, курсовая работа

Описание

Основная цель работы заключается в изучении понятия и типов денежных систем, а также в сравнении денежных систем двух стран – России и США.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- Определяется понятие денежной системы и ее элементы;
- Рассматриваются виды денежных систем;
- Проводится сравнительный анализ денежныйх систем России и США;

Содержание

Введение 4
Глава I
1.1 Основные понятия денежной системы. Её структура и элементы 6
1.2 Типы денежных систем 12 1.2.1 Биметаллизм и монометаллизм 12
1.2.2 Золотомонетный, золотослитковый и
золотодевизный стандарты 18
1.2.3 Современные денежные системы 24
Глава II
2.1 Денежная система России и особенности ее функционирования 28
2.2 Денежная система США и особенности ее функционирования 46
2.3 Сравнительная характеристика денежных систем России и США 58
Заключение 63

Список литературы 66

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.doc

— 1.09 Мб (Скачать документ)

    С 1975 г. ФРС по требованию Конгресса  США ежегодно обязан определять допустимые пределы роста денежных агрегатов  и ряда процентных ставок.

    С 1981 г. начинает проводиться более  жесткое регулирование денежного обращения путем ограничения денежной массы и повышения процентных ставок. В последующем это способствовало снижению темпов инфляции и укреплению престижа доллара путем повышения его курса по отношению к валютам других западных стран. Все эти мероприятия США нанесли определенный финансово-экономический ущерб странам Западной Европы и Японии из-за бегства оттуда горячих денег и падения курса их валют.

 

     2.3 Сравнительная характеристика  денежных систем России и США 

    Выбор США для сравнительного анализа не случаен, ведь Соединенные Штаты Америки имеют сильную рыночную экономику, которая развивалась не одну сотню лет.

    Так в чём же отличие денежной системы  Российской Федерации, её существенные преимущества и недостатки. Для того, чтобы это узнать, нужно проанализировать денежную систему другой страны. Автор хочет это сделать в сравнении с денежной системой США. Этот выбор не случаен. США имеет сильную рыночную экономику, которая развивалась не одну сотню лет.

     Для начала стоит отметить, что официальной денежной единицей США является доллар. В Америке функции Центрального Банка выполняет Федеральная резервная система США (ФРС). Федеральная Резервная Система состоит из рабочих органов трёх уровней – Совет Управляющих ФРС; двенадцать Федеральных Резервных банков; приблизительно 6000 банков-членов ФРС. Кроме того, в ФРС входят как составная часть два комитета: Федеральный Комитет Открытого Рынка (ФКОР) и Федеральный Консультационный Совет. Федеральная резервная система независимая организация. Она не может быть упразднена по прихоти президента, конгресс тоже не может изменить ее роль и функции иначе, как специальным  законодательным актом. Длительные сроки полномочии членов Совета имеют целью защитить и изолировать их от политического давления.

     Коммерческий банк, обратившийся с просьбой о приёме в Федеральную Резервную Систему и допущенный к членству в ней, становится банком-членом ФРС. По закону все национальные банки должны вступать в Федеральную Резервную Систему. Штатные банки могут вступить в систему по желанию и если они соответствуют требованиям, предъявляемым Федеральной Резервной Системой к банкам-членам. Сейчас около 10% банков штатов являются банками-членами ФРС. На долю банков-членов приходится только 40% общего числа коммерческих банков, однако их доля в общем объёме активов коммерческих банков значительно больше.

       ФРС подотчетна конгрессу США,  а не одной из его палат,  в отличие от Центрального  Банка, который подотчетен   только Государственной Думе, а  не всему Федеральному Собранию. Непричастность Совета Федерации к контролю над Центральным банком РФ неоправданна, ибо означает игнорирование федеративного характера Российского государства. Соответственно кандидатуры Председателя Банка России и членов Совета директоров должны проходить утверждение не только в Государственной Думе, но и в Совете Федерации.

     Важной  проблемой является обеспечение  достаточной меры открытости и ответственности деятельности Центрального банка. Ныне действующий закон о Центральном банке Российской Федерации предоставляет руководству ЦБ РФ чрезвычайно широкие полномочия и не предусматривает должной ответственности и открытости его работы. В настоящее время ЦБ РФ предоставляет раз в год Государственной Думе Федерального Собрания годовой отчет, причем с большим временным отрывом после окончания отчетного года, когда актуальность его явно теряется, и раз в год - доклад об основных направлениях денежно-кредитной политики. Причем в законе не сказано, какое значение для деятельности ЦБ РФ может иметь негативное отношение Думы к намечаемой им политике и к представленному им отчету.

     Законодательство  же США предусматривает практически  непрерывную открытость и подотчетность работы Федеральной резервной системы. Баланс ФРС публикуется не раз в месяц, а каждую неделю, по четвергам. В пятницу он перепечатывается и комментируется практически во всех ежедневных газетах по всей стране. Отчет о своей деятельности, анализ хозяйственной ситуации, основные цели кредитно-денежной политики ФРС представляет конгрессу не раз в год, а дважды в год. Цели кредитно-денежной политики должны быть согласованы с конгрессом, если текущая ситуация требует внести в них коррективы; обоснование этих корректив также должно быть изложено руководством ФРС конгрессу. В законе о ФРС говорится: “Ничто в данном акте не будет истолковано как требующее осуществления целей и планов относительно денежных и кредитных агрегатов, если Совет управляющих (ФРС) и Комитет по операциям на открытом рынке решат, что данные цели и планы не могут быть достигнуты из-за изменившихся условий: в случае, если только Совет управляющих изложит причины пересмотра или отклонения от таких целей и планов”. Наше законодательство предоставляет руководству ЦБ РФ менять цели и планы по собственному усмотрению и без всякого публичного обоснования, а практика ЦБ РФ идет в этом направлении весьма далеко.

     Связующим звеном между руководством ФРС и  общественностью является также Федеральный консультативный совет из 12 членов, по одному от каждого резервного округа, избираемому ежегодно от каждого резервного банка советом его директоров из числа местных банкиров. Консультативный совет собирается не реже 4 раз в год, обсуждает совместно с Советом управляющих состояние экономики, кредита и денежного обращения, вносит свои рекомендации по вопросам деятельности ФРС. Наше законодательство не предусматривает создания такого органа. Национальный банковский совет, предусмотренный законом о Центральном банке Российской Федерации и состоящий из представителей законодательной и исполнительной власти, является консультативным органом, традиционно одобряющим все решения руководства ЦБ.

     Гибкая  денежная система должна обеспечиваться соответствующей системой рефинансирования. Важной составляющей системы рефинансирования должен стать переучет векселей. В США создание действенного механизма переучета векселей было одной из основных целей основания Федеральной резервной системы в 1913 году. Переучет векселей оставался важным механизмом снабжения хозяйства деньгами до 1977 года, залог векселей сохранялся до 1984 года. В нашей хозяйственной системе на нынешнем этапе ее эволюции налаживание переучета коммерческих векселей остается важнейшей проблемой. В законе “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” говорится, что “под рефинансированием понимается кредитование Банком России банков, в том числе и переучет векселей”. Таким образом, переучет векселей - единственная форма рефинансирования, непосредственно названная в законе.

     При распределении прибыли ФРС американские законодатели исходили из того, что главный источник этой прибыли - исключительное право денежной эмиссии, предоставленное центральному банку государством, следовательно, и прибыль центрального банка принадлежит государству, она не является результатом усилий центрального банка. В настоящее время 95% прибыли ФРС перечисляется в бюджет (законодательство требует перечисления не менее 90%). Наше законодательство предусматривает перечисление в бюджет лишь 50% прибыли ЦБ РФ. На деле перечисляется значительно меньше, поскольку все расходы ЦБ РФ бесконтрольно финансируются из его доходов.

     Наше  законодательство предусматривает  возможность предоставления Центральным  банком кредитов своим служащим “на  личные нужды”. Американское законодательство такую возможность исключает. Кредиты физическим лицам предоставляются лишь в исключительных случаях и только в связи с их коммерческой деятельностью. Служащие ФРС собственной коммерческой деятельностью заниматься не могут.

     Перейдем  к законодательному регулированию  деятельности Центрального банка. В США такое регулирование направлено на решение следующих задач:

    • контроль над направлением использования средств, предоставленных в ссуду коммерческим банкам,
    • недопущение использования этих средств в спекулятивных и “иных ненадлежащих целях”,
    • дифференциация централизованных кредитов по их целям (поддержание ликвидности коммерческих банков,
    • удовлетворение сезонного спроса на кредит и денежную массу,
    • преодоление банками чрезвычайных неблагоприятных обстоятельств).

     У нас соответствующее законодательство полностью отсутствует, коммерческие банки используют привлеченные средства совершенно бесконтрольно, в том числе и для спекулятивных операций. Более того, Центральный Банк России расширяет кредитование коммерческих банков - первичных дилеров на рынке ГКО-ОФЗ перед новыми выпусками государственных облигаций, тем самым прямо финансирует их спекулятивную деятельность на фондовом рынке. В США такого рода рефинансирование полностью исключено действующим законодательством.

 

    Заключение

    В результате проделанной работы можно  сделать следующие выводы:

организуемое и регулируемое государственными законами денежное обращение страны называется денежной системой. В каждой стране денежная система складывается исторически. Известны различные типы денежных систем.

     С 30-х гг. в мире начинают функционировать  денежные системы, построенные на обороте неразменных кредитных денег. Это, прежде всего, связано с действием общего экономического закона экономии общественного труда. Эволюция денежных систем приводит к созданию все более экономичных денежных систем, где издержки денежного оборота постоянно снижаются, следовательно, снижаются и затраты общественного труда.

     Для всех денежных систем, основанных на обороте  кредитных денежных знаков, характерно:

     - вытеснение золота как из внутреннего,  так и внешнего оборотов и  оседание его в золотых резервах (в основном в банках); золото при этом по-прежнему выполняет функцию сокровища;

     - выпуск наличных и безналичных  денежных знаков на основе  кредитных операций банков;

      - развитие безналичного денежного  оборота и сокращение налично-денежного оборота (в среднем в мировой экономике соотношение между наличным и безналичным оборотами составляет 1:3);

     - создание и развитие механизмов  денежно-кредитного регулирования  денежного оборота со стороны  государства. 

А после  проведенного анализа сравнения денежных систем России и Соединенных Штатов Америки мы можем сделать вывод, что данные системы очень различны. В каждой из систем есть свои положительные и отрицательный черты, именно это и делает их уникальными и дает нам возможность для размышления, какая же из двух систем наиболее удачно функционирует.

 

     

     Приложение 1

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение 2 
 

     

 

     

Список  литературы

  1. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
  2. Булатов А.С.  Экономика.  М.: Бек, 2004. – 420с.
  3. Бункина М. К., Семенов В. А. Макроэкономика. Учебное пособие. – М.: Форум, 2004. – 475с.
  4. Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. Экономическая теория. – СПб.: Питер, 2004. – 544с.
  5. Кочетов О.С. Экономика.- М.: Инфра-М, 2005.- 458с.
  6. Курс экономики: Учебник /Под ред. Б.А. Райсберга. – М.: ИНФРА-М, 2005. -293с.
  7. Курс экономической теории: Учебник для вузов./Под ред. М.Н. Чепурина. – М.:  Юнити, 2004.-752с.
  8. Линева Т.В. Экономическая теория. - М.: ФИС, 2005.- 541с.
  9. Носова С.С. Экономическая теория. - М.: Владос, 2006.- 479с.
  10. Роббинс Л. Предмет экономической науки. – М.: Феникс, 2004. – 243с.
  11. Сажина М.А. Основы экономической теории. – М.: Экономика, 2005. – 368с.
  12. Самуэльсон П.А. Экономика. – М.: Феникс, 2005.–  415с.
  13. Современная экономика./Под ред. О.Ю. Мамедова. – М.: Норма, 2005. – 425с.
  14. Федин С.В. Основы экономики. – М.: Экономика, 2004. – 320с.
  15. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М.: Дело,2003. – 829с.
  16. Экономическая теория: учебник для вузов/Под ред. В.Д Камаева. - М.: ВЛАДОС, 2004.-640 с.
  17. Деньги и кредит.- М.:Финансы и статистика,2008/7.- 3с.
  18. www.cbr.ru
  19. www.frs.ru
  20. www.world-money.ru

Информация о работе Денежные системы зарубежных стран