Государственный кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 15:12, реферат

Описание

Государство как субъект экономических отношений для покрытия своих расходов привлекает не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на земной основе, финансовые ресурсы. Уникальным способом получения выступает государственный кредит, отражающий кредитные отношения по поводу аккумуляции государством денежных средств на началах возвратности для финансирования государственных расходов. Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком – государство в лице его органов (Министерства финансов, местных (муниципальных) органов власти).

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3
1. Сущность и функции государственного кредита………………………….…5
2.Формы и виды государственного кредита…………………………………….8
3.Механизм государственного кредита…………………………….…………..11
Заключение…………………………………………………………………...…..18
Список используемых источников…………………………………….……….20

Работа состоит из  1 файл

реферат ДКБ.docx

— 43.45 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Забайкальский  государственный университет»

(ФГБОУ ВПО  «ЗабГУ»)

Факультет финансы и кредит

Кафедра антикризисного управления, финансов и кредита

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

 

по дисциплине: «Деньги. Кредит. Банки»

 

на тему  «Государственный кредит»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил  ст. гр. ФК-09-2

Попова  Г.А

Проверил  преподаватель

Тумунбаярова Ж.Б

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3

1. Сущность и функции государственного кредита………………………….…5

2.Формы и  виды государственного кредита…………………………………….8

3.Механизм государственного кредита…………………………….…………..11

Заключение…………………………………………………………………...…..18

Список используемых источников…………………………………….……….20

 

Введение

Государство как субъект экономических  отношений для покрытия своих  расходов привлекает не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на земной основе, финансовые ресурсы. Уникальным способом получения выступает  государственный кредит, отражающий кредитные отношения по поводу аккумуляции  государством денежных средств на началах  возвратности для финансирования государственных  расходов. Кредиторами выступают  физические и юридические лица, заемщиком  – государство в лице его органов (Министерства финансов, местных (муниципальных) органов власти). Для заемщика данная форма кредита позволяет мобилизовать дополнительные денежные ресурсы для  покрытия бюджетного дефицита без использования  для этих целей бумажно-денежной эмиссии, для неинфляционного кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирования финансового рынка.

Правительство России еще в начале XVIII века прибегало к услугам государственного кредита для покрытия своих расходов. Как раз тогда и появились первые государственные займы. Хотя существенным и относительно регулярным источником поступлений в казну займы начали выступать лишь с середины XVIII века. В условиях феодальной России основными внутренними кредиторами были монастыри и церковь.

Однако постепенно социальная база государственного кредита расширилась: заимодателями становились купцы, промышленники, иногда землевладельцы. Правительство брало деньги на добровольной основе под обеспечение государственным  имуществом. Однако нередко займы  предоставлялись и в принудительном порядке.

Постепенно крупнейшим должником  становится царское правительство. К 1861 г. государственный долг составил внушительную сумму – 1264 млн. рублей. Выплата погашений и процентов по займам достигла 50 млн. рублей.

В настоящее время  основными  кредиторами России стали международные  финансовые организации, которые при  предоставлении кредитов требуют проведения стабилизационной программы, прежде всего  сокращения бюджетного дефицита и инфляции.

Россия является должником и  кредитором. РФ взяла на себя обязательства  по обслуживанию внешних долгов СССР в обмен на право владения всеми  активами, в частности право получения  долгов с должников СССР. Однако советскими должниками являются, как  правило, беднейшие страны, которые  требуют списания основного долга  до 80%.

  История государственного кредита  показывает, что причиной оформления  заемных операций выступает наличие  бюджетного дефицита. Испытывая  потребность в дополнительных  финансовых ресурсах, правительство  не отказывается от возможности   мобилизации дополнительного финансового  фонда в условиях сбалансированного  бюджета. Это является вполне  оправданным шагом, поскольку  за счет средств фонда государственного  кредита могут финансироваться  дополнительные программы хозяйственного  и социально-культурного строительства  немедленно, без ожидания поступлений  обычных бюджетных доходов.

 

 

 

 

Сущность  и функции государственного кредита

        Государственный кредит – совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами – с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

       Основная форма кредитных отношений,  когда государство выступает  в качестве заемщика средств.  Если государство выступает кредитором, предоставляя  средства на возвратной  платной основе юридическим и  физическим лицам, то объем  операций значительно ниже.

        В тех случаях, когда государство  берет на себя ответственность  за погашение займов или выполнение  других обязательств, взятых физическими  и юридическими лицами, оно является  гарантом. В отличие от двух  первых видов кредитных (заемщик,  кредитор), непосредственно влияющих  на величину централизованных  денежных фондов, выдача гарантий  не обязательно приводит к  их изменению. Если должник  своевременно и в полном объеме  рассчитался по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо  дополнительных затрат. Однако на  практике достаточно надежные  заемщики не нуждаются в государственных  гарантиях. Они в состоянии  привлечь средства на кредитном  рынке самостоятельно. Государственные  гарантии обычно распространяются  на недостаточно надежных заемщиков  и соответственно влекут за  собой рост расходов из централизованных  денежных фондов.

         Как экономическая категория  государственный кредит находится  на стыке двух видов денежных  отношений – финансов и кредита.  В качестве звена финансовой  он обслуживает формирование  и использование централизованных  денежных фондов государства,  то есть бюджета и внебюджетных  фондов.

        Особенности государственного кредита.                                                                                                                                      

  1. Если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности – товары на складе, незаверенное производство (хотя возможно и предоставление банковского кредита), то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.
  2. На уровне центрального правительства государственные займы не имеют конкретного целевого характера. Тогда как позаимствование средств на более низких уровнях достаточно часто имеет четко выраженную целевую направленность. Например, займы на строительство новой дороги, жилого массива.
  3. Как и любой другой заемщик, государство привлекает средства на заранее определенный срок. Так, Закон РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» (№ 3877 – 1 от 13 ноября 1992г.) предусматривает, что любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать тридцать лет.

Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции:

— распределительную;

— регулирующую;

— контрольную.

Распределительная функция позволяет перераспределить денежные ресурсы в соответствии с потребностями экономики в  целом и необходимостью поддержки  какого-либо направления социально-экономической  деятельности. С помощью этой функции  идет процесс формирования централизованных денежных фондов государства либо их использование на принципах срочности, возвратности и возмездности. В связи с более быстрым увеличением расходов по сравнению с налоговыми поступлениями государственные займы в последнее время стали инструментом финансирования расходов бюджета. И в результате налоговое бремя с помощью распределительной функции государственного кредита более равномерно распределяется на налогоплательщиков по времени. Налоги не увеличиваются, когда расходы государства финансируются за счет государственного займа, но при погашении кредита они идут и для его уплаты и для погашения процентов по задолженности.

Тяжесть налогового бремени, связанная с государственным  кредитом, зависит от его срока  и процентов по его уплате.

Регулирующая  функция государственного кредита  выражается в том, что государство, вступая в кредитные отношения, воздействует на денежное обращение, уровень  процентных ставок на рынке денег  и капиталов, на производство и занятость, на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективность применения бюджетных  ссуд.

Используя государственный  кредит в качестве инструмента регулирования  экономики, государство получает возможность  проводить ту или иную финансовую политику.

С помощью  контрольной функции государственного кредита контролируется в основном целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность  уплаты процентов.

 

 

 

Формы и  виды государственного кредита

Структура государственного кредита  образуется из различных взаимосвязанных  компонентов и видов. В зависимости от статуса заемщика различают, такие виды государственных кредитов, как централизованный и децентрализованных государственный кредит. В первом случае государственные ценные бумаги выпускаются правительством (Министерством финансов), во втором - местными органами власти. Местные займы являются важной составной финансов регионального самоуправления. Они позволяют мобилизовать временно свободные денежные средства для нужд развития конкретных регионов. Децентрализованных государственный кредит и местные займы в перспективе могут стать важным финансовым инструментом развития народного хозяйства.

В зависимости от места размещения различают такие формы государственных кредитов, как внутренние государственные займы (размещаются в данном государстве в национальной валюте) и внешние займы (размещаются за рубежом в иностранной валюте). Однако в процессе размещения внутренних государственных займов могут принимать активное участие и нерезиденты. Либерализация порядка инвестирования средств нерезидентов на рынок государственных ценных бумаг расширяет его финансовые возможности.

Основная доля государственных  расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. Но широкое международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам - все это обусловливает интенсивное развитие международного государственного кредита, осуществляемого в иностранной валюте. В систему государственных кредитных отношений включается также условный государственный кредит, когда государство выступает в роли гаранта по кредитам, предоставляемым иностранным заемщикам, местным органам власти, государственным объединениям и т.п.

Внутренний государственный кредит может выступать в следующих  формах:

- заимствование средств общегосударственного  ссудного фонда. ЦБ РФ предоставляет  часть своих кредитных ресурсов  на покрытие расходов правительства,  не опосредуя операцию покупкой  государственных ценных бумаг;

- обращение части вкладов населения  в государственные займы. Посредником в этой операции выступает уполномоченный коммерческий банк, который передает средства без ведома реальных владельцев через покупку особо ценных бумаг - сберегательных сертификатов, казначейских обязательств и др. В качестве примера можно привести Сберегательный банк РФ.;

- государственные займы привлекают  временно свободные денежные  средства юридических и физических  лиц на финансирование общественных  потребностей путем выпуска и  реализации государственных ценных  бумаг.

Целевые бюджетные кредиты являются источниками финансирования отраслевых программ инвестиционного характера, конверсии оборонной промышленности, пополнения оборотных средств предприятий и др.

Бюджетные кредиты предусматриваются  в бюджете на текущий год. Но поскольку  их выделение связано с финансированием  мероприятий долгосрочного характера, то возникает необходимость в  преемственности программ кредитования на протяжении нескольких финансовых лет.

Государственная гарантия - способ обеспечения  гражданско-правовых обязательств, в  силу которого соответственно РФ, субъект  РФ, ОМС-гарант - дает письменное обязательство  отвечать полностью ил частично за исполнение лицом, которому дается гарантия, обязательства пред третьими лицами. Срок гарантии определяется сроком исполнения обязательств, по которым предоставлена гарантия. Гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе. Гарант по государственной гарантии несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству. Предусмотренное обязательство гаранта перед третьим лицом ограничивается уплатой суммы, на которую выдана гарантия. Гарант, исполнивший обязательства получателя гарантии, имеет право потребовать от последнего возмещения в полном объеме сумм, уплаченных третьему лицу по гарантии.

ФЗ о федеральном бюджете  устанавливается верхний предел общей суммы государственных  гарантий РФ, предоставляемых в национальной валюте и верхний предел общей  суммы государственных гарантий РФ, предоставляемых в иностранной  валюте. Общая сумма, предоставленных  государственных гарантий РФ для  обеспечения обязательств включается в состав государственного долга  РФ как вид долгового обязательства.

Информация о работе Государственный кредит