Внешенеторговая деятельность России: сущность, проблемы, перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:07, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – проанализировать состояние внешней торговли России.
Задачи курсовой работы:
раскрыть понятие внешней и международной торговли;
охарактеризовать современную внешнеторговую политику России;
проанализировать динамику и структуру внешней торговли России;
охарактеризовать место России в международной торговли
рассмотреть проблемы и перспективы развития внешней торговли России.

Содержание

Введение 3
Основы международной торговли 6
Понятие внешней и международной торговли 6
Внешнеторговая деятельность России 9
Особенности торговли России на современном этапе 9
Место России в международной торговли 16
3. Проблемы и перспективы развития внешней торговли России 22
3.1. Проблемы развития внешней торговли России 22
3.2. Перспективы развития внешней торговли России 25
Заключение 27
Список литературы 28

Работа состоит из  1 файл

на распечатку.docx

— 56.24 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Кафедра Экономической теории

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

Макроэкономика

на тему:

    «внешнеторговая деятельность  россии: сущность,проблемы, перспетивы»

Работу  выполнила

Студентка 2 курса, ФК – 11 - 2

Научный руководитель

к.э.н.,доцент Бардакова С.М .

 

 

 

 

ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИИ: СУЩНОСТЬ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

 

ПЛАН

Введение                              3

  1. Основы международной торговли                                                  6
    1. Понятие внешней и международной торговли                                6
  2. Внешнеторговая деятельность России                        9
    1. Особенности торговли России на современном этапе                          9
    2. Место России в международной торговли                                             16

3.   Проблемы и перспективы  развития внешней торговли России       22

3.1. Проблемы развития внешней  торговли России                                     22

3.2. Перспективы развития внешней  торговли России                                25

Заключение                              27

Список литературы                             28

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Традиционной  и наиболее развитой формой международных  экономических отношений является внешняя торговля. На долю торговли приходится около 80% всего объема международных экономических отношений.

Актуальность  исследования обусловлена тем, что  международная торговля – одна из наиболее развитых и традиционных форм международных экономических отношений. Анализ специфических проблем открытой экономики начинается обычно с внешней  торговли как важнейшей формы  международных отношений. В общем  виде международная торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих  ресурсов и таким образом увеличивать  общий объем производства. Суверенные государства, как и отдельные  лица и регионы страны, могут выиграть за счет специализации на изделиях, которые они могут производить  с наибольшей относительной эффективностью, и последующего их обмена на товары, которые они не в состоянии  сами эффективно производить.

Страны  торгуют по нескольким причинам. Во-первых, экономические ресурсы – природные, человеческие, инвестиционные товары – распределяются между странами мира крайне неравномерно; страны существенно  различаются по своей обеспеченности экономическими ресурсами. Во-вторых, эффективное производство различных  товаров требует различных технологий или комбинации ресурсов.

Анализ  динамики внешней торговли России является актуальным, так как Россия в настоящее  время активно борется за улучшение  своего положения на международном  рынке, и внешняя торговля для  России это основной источник средствдля поднятия национальной экономики и  решения внутренних экономических  и социальных проблем.

Цель  курсовой работы – проанализировать состояние внешней торговли России.

Задачи  курсовой работы:

  • раскрыть понятие внешней и международной торговли;
  • охарактеризовать современную внешнеторговую политику России;
  • проанализировать динамику и структуру внешней торговли России;
  • охарактеризовать место России в международной торговли
  • рассмотреть проблемы и перспективы развития внешней торговли России.

Объектом  настоящего исследования является внешняя  торговля России, предметом – экспорт  и импорт России, характеризующие  внешнюю торговлю России.

Теоретической и методологической основой курсовой работыпослужили труды отечественных и зарубежных специалистов в области мировой торговли и внешнеторговой деятельности, законы и нормативные документы, связанные с этой областью экономики, а также материалы периодических изданий.

Практическая  значимость курсовой работы заключается  в том, что её результаты могут  быть использованы в учебном процессе при изучении экономических дисциплин.

Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Во введенииобосновывается актуальность выбранной темы, определяется цель, задачи, объект исследования, раскрыта научная новизна, теоретические и практические значения работы.

В I главе «Теоретические аспекты внешней торговли» рассмотрены основные теоретические моменты и теории международной торговли; во II главе «Внешнеторговая деятельность России» – проводится анализ внешнеэкономической деятельности России на базе географической и товарной структур. Прослежено изменение экспорта и импорта в стране за последний период времени. Приведены статистические данные по важнейшим макроэкономическим показателям международной торговли.Проанализировано место России в международной торговле и мероприятия. В заключение курсовой работы изложены основные результаты проведенных исследований.

 

 

 

    1. Основы международной торговли

1.1 Понятие внешней и международной торговли

Международная торговля - одна из наиболее развитых и  традиционных форм международных экономических  отношений. Она зародилась в глубокой древности - собственно международная  торговля начала осуществляться с формированием  первых национальных государств в IV - III тысячелетиях до нашей эры (Египет, Месопотамия и др.), применительно к этим условиям уже правомерно рассматривать трансграничное движение товаров. Однако в тот период в международный обмен поступала лишь небольшая часть производимой в различных странах продукции, поскольку господствующей формой хозяйства было натуральное хозяйство.

  В литературе часто дается  следующее определение: «Международная торговля» - сфера международных товарно-денежных отношений по обмену продуктами труда (товарами и услугами) между продавцами и покупателями разных стран, совокупность внешней торговли всех стран мира».1Международная торговля включает экспорт и импорт товаров, соотношение между которыми называют торговым балансом. В статистических справочниках ООН приводятся данные об объеме и динамике мировой торговли как сумм стоимости экспорта всех стран мира.

Структурные сдвиги, происходящие в экономике  стран под влиянием НТР, специализация  и кооперирование промышленного  производства, усиливают взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизации международной торговли. Международная торговля, опосредующая движение всех межстрановых товарных потоков, растет быстрее производства. Согласно исследованиям ВТО, на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли. Тем самым создаются более  благоприятные условия для его  развития. Внешняя торговля стала  мощным фактором экономического роста.2

Становление рыночных отношений дало мощный импульс  развитию международной торговли. Международная  торговля претерпела существенные изменения, отражая переход к новым ступеням в развитии рыночного хозяйства. Поскольку в основе развития международной  торговли лежит международное разделение труда, постоянно углубляющееся  и развивающееся под воздействием НТП, то возможности развития международной  торговли практически безграничны. Фактором, способствующим динамичному развитию международной торговли, является вывоз капитала, уже более 100 лет определяющий важнейшие тенденции в развитии международных экономических отношений в целом. Все более активную роль в развитии международной торговли играют современные государства.

Начиная с 80-х гг. XX в. развитие международной торговли тесно связано с глобализацией экономики, когда происходит по существу «срастание» рынков отдельных стран. Наиболее интенсивно это происходит в рамках интеграционных группировок, таможенных, торговых и экономических союзов, где уменьшаются или вообще ликвидируются административные и экономические барьеры между странами.

Существенное  воздействие на развитие международной  торговли оказывает деятельность транснациональных компаний (ТНК), которые формируют свои собственные внутренние рынки, определяют в их рамках конъюнктуру рынка, масштабы и направления товарных потоков, цены на товары (особое место здесь занимают трансфертные цены) и общую стратегию развития таких рынков. Поскольку в современной международной торговле участвует множество различных субъектов международных экономических отношений (от ТНК с глобальными стратегиями и глобальными масштабами торговли - до отдельных физических лиц - «челноков»), экономические интересы которых часто не совпадают, то в целом для нее характерна острейшая конкуренция.

Под термином «внешняя торговля» понимается торговля между странами, состоящая из вывоза (экспорта) и ввоза (импорта) товаров и услуг.3В чем состоят выгоды от внешней торговли дляеё участников? Эта проблема исследовалась уже в рамках меркантилизма – направление экономической мысли XVI – XVIII вв. Меркантилисты полагали, что внешняя торговля необходима стране для накопления золота, которое считалось главным источником богатства нации.

Многообразная внешнеторговая деятельность подразделяется по товарной специализации на торговлю готовой продукцией, торговлю машинами и оборудованием, торговлю сырьем и  торговлю услугами.

Эффективность или неэффективность внешней  торговли, открытость или наоборот закрытость национальных экономических  систем оказывают весьма противоречивое воздействие на хозяйствующие субъекты и на население различных стран  мира. Так, например, либерализация  внешнеэкономических связей и рост открытости национальной экономики  приводят к тому, что в страну в значительных количествах приходят дешевые конкурентные импортные  товары, однако это может привести к закрытию отечественных предприятий, производящих аналогичную продукцию, росту безработицы в стране и  т.д.

 

 

 

 

 

 

 

2. ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ  РОССИИ

2.1 Особенности торговли России на современном этапе

Порог нового тысячелетия российская экономика  переступила в стадии устойчивого  экономического подъема. Крепнущее  социально – экономическое благополучие на первоначальном этапе являлось следствием произошедшего в августе 1998 г. финансово-экономического кризиса, который повлек за собой  многократную девальвацию национальной валюты, и тем самым, в условиях существенного удорожания завозимых  из-за рубежа товаров, значительно повысил  конкурентоспособность продукции  отечественных производителей как  на внутреннем, так и на внешнем  рынках.4

По данным таможенной статистики, внешнеторговый оборот России в январе-сентябре 2012 г. составил 611,5 млрд. долларов и увеличился по сравнению с 2011 г. в стоимостном выражении на 2,7 %, в том числе со странами дальнегозарубежья – 525,2 млрд. долларов, странами СНГ – 86,3 млрд. долларов.

Увеличение  стоимостных объемов внешней торговли в январе – сентябре 2012 г. обусловлено существенным ростом экспортных поставок за счет благоприятной конъюнктуры на рынке энергоносителей и заметным ростом импорта в связи с повышением внутреннего спроса.

Активное  сальдо торгового баланса России составило 159,9 млрд. долларов и увеличилось на 7,6 млрд. долларов. При этом в торговле со странами дальнего зарубежья сальдо равнялось 132,0 млрд. долларов (рост на 4,1 млрд. долларов), со странами СНГ – 27,8 млрд. долларов (рост на 3,4 млрд. долларов).

Во внешней  торговле России особое место как  крупнейший экономический партнер  занимает Европейский Союз.  
На долю ЕС в январе-сентябре 2012 года приходилось 48,8% российского товарооборота (в январе-сентябре 2011 года - 47,9%), на страны СНГ - 14,1% (15,4%), на страны ЕврАзЭС - 7,3% (7,8%), АТЭС - 24,1% (23,9%). Доля стран Таможенного союза в российском товарообороте в январе-сентябре составила 7,0%(7,6%). 
Основными торговыми партнерами России в январе-сентябре 2012 года среди стран дальнего зарубежья были Китай, товарооборот с которым составил 64,8 млрд. долларов (рост на 7,5% к январю-сентябрю 2011 года), Нидерланды - 61,5 млрд. долларов (+24,7%), Германия - 54,6 млрд. долларов (+5,6%), Италия - 32,1 млрд. долларов (+0,1%), Турция - $25,6 млрд. долларов (+14,4%), Япония - 22,8 млрд. долларов (+6,7%), США - 21,0 млрд. долларов (-5,6%), Польша - 20,4млрд. долларов (+3,0%), Франция - 18,1 млрд. долларов (-16,5%), Республика Корея - 17,8 млрд. долларов (-1,7%).

Развитие  экспорта.

Экспорт России в январе - сентябре 2012 г. составил 385,7 млрд. долларов и по сравнению  с январём - сентябрём 2011 г. увеличился на 3,2%. В общем объёме экспорта на долю стран дальнего зарубежья в  январе - сентябре 2012 г. приходилось 85,2%, на долю стран СНГ – 14,8%.

Основу российского экспорта в  январе-сентябре 2012 года в страны дальнегозарубежья составили топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил 73,2% (в январе-сентябре 2011 года – 73,0%).

В январе-сентябре 2012 года по сравнению  с январем-сентябрем 2011 года стоимостной  объем топливно-энергетических товаров  увеличился на 4,3%, а физический снизился на 4,3%. Среди товаров топливно-энергетического  комплекса возросли физические объемы экспорта в страны дальнего зарубежья  угля каменного на 17,2%, топлив жидких – на 5,6%. При этом сократились  объемы экспорта кокса на 21,2%, бензина  автомобильного – на 53,3%, дизельного топлива – на 7,0%, газа природного – на 1,4%, электроэнергии – на 35,3%. Физические объемы экспорта нефти сырой  остались на уровне января-сентября 2011 года.

Информация о работе Внешенеторговая деятельность России: сущность, проблемы, перспективы