Внутреннее управление коммерческим банком

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 13:57, курсовая работа

Описание

Банки — основное, главное звено финансового рынка, т.е. только они способны реализовать в своей деятельности полный набор рыночных денежных отношений (операций). Банки по определению являются финансовыми организациями, ориентированными на универсальность деятельности в своей сфере. В отличие от них прочие кредитные организации всегда остаются узко специализированными, т.е. каждая такая организация действует на ограниченном числе сегментов финансового рынка.

Целью данной работы является рассмотрение методов, функций качественного и эффективного управления банком.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….…………………..3

Банковская система: структура, функции, качество…………………………………………………3
1.1. Элементы и уровни банковской системы……………………………………………………….3

Общие основы управления банковской деятельностью………………………………………………..4
2.1. Основные понятия управления………………………………………………………………………4

2.2. Функции и задачи управления………………………………………………………………………..5

2.3. Принципы и классификация методов управления………………………………………………6

2.4. Управление банковской деятельностью и его уровни……………………………………………7

2.5. Качество управления банковской деятельностью………………………………………………..9

3. Внешнее управление текущей деятельностью банка………………………………………………..11

3.1. Надзор и регулирование деятельности отдельного банка: исходные положения……………..11

3.2. Надзор за банками и его организация……………………………………………………………12

3.3. Предмет текущего банковского надзора……………………………………………………...…13

3.4. Методы текущего банковского надзора и полномочия надзорных органов…………………..14

4. Внутреннее управление коммерческим банком…………………………………………………………15

4.1. Особенности деятельности банков в современной России………………………………………15

4.2. Объекты внутрибанковского управления…………………………………………………………16

4.3. Специальные принципы банковского управления……………………………………………….17

4.4. Профессиональные требования к банковскому менеджеру………………………………………17

Заключение……………………………………………………………………………………………….18

Список источников и литературы……………………………………………………………………...20

Работа состоит из  1 файл

Процесс управления банком_MoiseenkovDn.doc

— 239.50 Кб (Скачать документ)

      Таким образом, качественные характеристики управленческого труда многогранны, среди них есть экономические, социальные, организационные и др. Их оценка предполагает обязательное сопоставление значений качественных характеристик с требованиями реальной банковской деятельности.

      Эффективность управленческих решений определяется тем, что их реализация должна принести организации больше средств, чем было затрачено на их разработку и воплощение в практику.

      При оценке управленческого решения как процесса используются такие качественные характеристики, как оптимальность, экономичность, оперативность, эффективность, уровень рисковости, социальная значимость, правовая защищенность.

      Качество управления банком в конечном счете проявляется в следующих характеристиках:

      • социально-экономических — рентабельность, интегрированность в экономику, характер отношений с клиентурой;

  • организационных — надежность, организованность, адаптивность и др.;
  • технологических — уровень формализации (как антитеза управлению «по наитию»), профессионализм кадров, инновационность, уровень автоматизации;
  • социальных и психологических — корпоративность, уровень культуры, социально-психологический климат, стиль руководства, этичность поведения руководителей.

      Управление банковской деятельностью со стороны центрального банка, как уже отмечалось, включает в себя четыре аспекта. При этом вначале необходимо выделить следующие принципиальные моменты:

    1. важно расширить проблематику банковского управления за счет включения в нее соответствующей работы центрального банка (почему-то до сих пор, говоря о банковском управлении, подразумевалось, как правило, только управление коммерческими банками самими собой);
    2. следует исходить из того, что критерии качества управления банковской деятельностью будут разными для центрального банка и для коммерческих банков;
    3. можно утверждать: хорошее управление со стороны центрального банка представляет собой одно из необходимых, но не достаточное условие хорошего управления своей деятельностью коммерческими банками, зато плохое качество первого делает неэффективным и второе.

      Итак, первый аспект управления, осуществляемого Банком России, — это управление им собственной деятельностью. Содержательный анализ данного аспекта не входит в задачи настоящей работы. Вместе с тем нельзя не отметить, что после того как у Банка России не стало устава (апрель 1995 г.), утеряна возможность объективного суждения о том, как его центральный аппарат должен руководить всей системой ЦБ и насколько это должное соблюдается. Отдельные положения относительно того, как такое управление должно осуществляться, содержащиеся в банковском законодательстве и некоторых нормативных актах самого Банка России, либо слишком неконкретны и расплывчаты, либо посвящены вопросам скорее технического свойства (как, например, Положение «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России» от 15 сентября 1997 г. № 519).

      Второй аспект связан с управлением Центральным банком развитием банковской системы (сектора) страны в целом. Нормативно-правовая база управленческой деятельности Банка России в данном аспекте более чем скромна и ограничивается, по сути, ст. 3 Закона «О Центральном банке РФ», в которой лаконично прописаны цели его деятельности: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы РФ; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Но в Законе не определено, что следует понимать под «развитием и укреплением» банковской системы. Кроме того, среди вмененных Центральному банку задач (ст. 4 Закона) нет ни одной, указывающей, что и как именно он обязан или вправе делать для достижения названной цели. Отсюда следует, что руководство ЦБ, во-первых, вправе при желании как бы и не замечать данную цель, во-вторых, толковать ее по собственному усмотрению или разумению, в-третьих, намечать для ее достижения меры, неизвестно откуда и почему вытекающие.

      Таким образом, ключевым моментом организации эффективного управления со стороны ЦБ развитием банковской системы (сектора) страны является научно обоснованное определение критериев прогрессивного, здорового развития указанной системы (сектора). В качестве таковых можно было бы рассмотреть и оценить воспроизводимые ниже принципы формирования и функционирования банковской системы, уже предложенные специалистами.

      Третий аспект — управление текущим функционированием и развитием всех кредитных организаций — воплощается в многочисленных нормативных актах, принимаемых Банком России. Качество таких актов (качество осуществляемого с их помощью управления), к которому у банкиров и специалистов постоянно находятся серьезные претензии, требует специального и подробного анализа. Представляется, что такой анализ должен завершиться формулированием целостной совокупности убедительных целей (задач), условий, правил и достаточно ясных и простых критериев разумности управления Банком России текущим функционированием и развитием кредитных организаций.

      Четвертый аспект управления банковской деятельностью со стороны ЦБ реализуется в его действиях, которые связаны с внешним управлением, санированием, реорганизацией и ликвидацией конкретных кредитных организаций.

      3.  Внешнее управление текущей деятельностью банка

      3.1. Надзор и регулирование деятельности отдельного банка: исходные положения

      Правовая база

      Центральной частью управляющего воздействия Центрального банка на функционирование действующего коммерческого банка можно считать надзор за его деятельностью и регулирование этой деятельности. Однако в специальном банковском законодательстве соответствующие вопросы проработаны недостаточно подробно. Фактически им посвящены лишь две статьи Закона о Центральном банке, первая из которых приведена ниже.

      Из Закона «О Центральном банке РФ»

      Ст. 56. Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных" в них обязательных нормативов.

      Главными  целями банковского регулирования  и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы РФ и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных в федеральных законах.

      Регулирующие  и надзорные функции Банка  России, установленные в настоящем... Законе, осуществляются через действующий на постоянной основе орган — Комитет банковского надзора, объединяющий... подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций.

      Из  нормативных актов Центрального банка, в которых решаются именно общие вопросы надзора за деятельностью  банков и ее регулирования, следует  отметить инструкции:

  • «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка РФ» от 25 августа 2003 г. № Ю5-И;
  • «Об организации инспекционной деятельности Центрального банка РФ (Банка России)» от 1 декабря 2003 г. № 108-И;

      «О  применении к кредитным организациям мер воздействия» от 31 марта 1997 г. №59. 

      Ключевыми терминами в данном случае выступают  «надзор», «регулирование» и «пруденциальные  нормы деятельности». Однако из приведенного выше фрагмента Закона нельзя однозначно определить содержание и соотношение терминов «надзор за деятельностью банка» и «регулирование деятельности банка». На самом деле это разные понятия, и означают они следующее.

      Логически на первом месте стоит надзор — процесс внешнего контроля, т.е. отслеживания, наблюдения (мониторинга), проверок и анализа всех параметров деятельности банка, существенных с точки зрения надзорного органа, включая как характеристики самой указанной деятельности, так и ее результаты, с целью контроля соблюдения банком и его сотрудниками норм законодательства, правил, устанавливаемых Банком России, и внутренних документов самого поднадзорного банка.

      До  сих пор указанную цель Банк России трактовал ограниченно, с «карательных» позиций, имея в виду прежде всего отыскание в деятельности банка ошибок и промахов, нарушений законодательства и банковских правил и наказание его за это. Конечно, выявление и пресечение конкретных нарушений весьма важно. Но возможности надзорных органов шире. Они могут и должны выявлять типовые проблемы в банковской сфере и обеспечивать руководство разных уровней информацией, позволяющей принимать соответствующие решения. Но главное — надзорный анализ должен и может проводиться не столько для того, чтобы наказать банк за уже совершенные нарушения и ошибки, сколько для того, чтобы выяснять его способность выполнять свои обязательства в ближайшем'будущем и в обозримой перспективе. Это была бы другая позиция, другая философия надзора, в корне отличная от не оправдавшей себя сложившейся практики.

      Качественный  и действенный надзор необходим Центральному банку, который в этом случае должен представлять интересы общества в целом в условиях, когда добросовестная банковская практика стала нормой деловых операций отнюдь не всех банкиров; наши банки допускают множество самых разнообразных нарушений. Назовем некоторые взаимосвязанные причины, отражающие общий низкий уровень управления:

  • отсутствие в банках единой банковской политики и скоординированного управления рисками;
  • действия банков, направленные на искажение учета и отчетности в целях сокрытия негативных ситуаций и приукрашивания показателей;
  • отсутствие надлежащего анализа кредитной и иной задолженности;
  • ненадлежащий контроль или его отсутствие за деятельностью филиалов;
  • неоднозначное толкование банками законодательства и нормативных актов, а иногда их незнание или откровенное игнорирование;
  • отсутствие опыта или низкая квалификация персонала;
  • недостаточная работа по организации внутреннего контроля.

      Проверки, анализ, надзор в целом — это  не самоцель. Надзор нужен для того, чтобы заставить или побудить банк изменить в нужном направлении параметры своей деятельности и соответственно ее результаты в случае, если непринятие таких мер может иметь негативные последствия для самого банка, его клиентов и вкладчиков, для банковского сектора в целом. Такое воздействие на банк со стороны Центрального банка и/или иных руководящих органов и будет означать регулирование его деятельности.

      Регулирование Банком России деятельности конкретного  банка частично опирается на данные надзора за данным банком и включает в себя:

    1. внешнее управление текущим функционированием и развитием банка как одной из многих действующих в стране кредитных организаций, которое воплощается в нормативных актах Банка России, адресованных одновременно всем б;анкам или группам (категориям) банков;
    2. внешнее управление текущим функционированием и развитием данного конкретного банка, которое реализуется в решениях Банка России или его учреждений, направленных только на этот банк.

      Идеальной системы надзора, которая могла  бы полностью обеспечивать устойчивость банковского сектора, не существует. Однако рациональный надзор и эффективное регулирование предотвращают или по крайней мере ограничивают тот ущерб, который может быть причинен вкладчикам, клиентам и банковской системе в целом из-за неправильного управления тем или иным банком.

            3.2. Надзор за банками и его организация

      Стандарты надзора за коммерческими банками (рекомендуемые, но формально не обязательные), содержатся в изданном в 1997 г. письме Базельского комитета по банковскому регулированию «Базовые принципы эффективного надзора за банковской деятельностью» (извлечение из документа дается применительно к действующему банку).

      При разработке базовых принципов их составители исходили из следующих  основных посылок:

  • основной целью надзора является поддержание стабильности и атмосферы доверия в финансовой системе, что ведет к минимизации риска потерь вкладчиков и других кредиторов;
  • органы надзора должны способствовать поддержанию рыночной дисциплины путем поощрения квалифицированного корпоративного руководства и стимулирования рыночной открытости и контроля;
  • для успешного выполнения своих функций органы надзора должны обладать оперативной самостоятельностью, иметь возможность сбора соответствующей информации как путем наблюдений, так и проверок на местах, а также полномочия придавать своим решениям обязательный характер;
  • органы надзора должны иметь хорошее представление о сути банковской деятельности и добиваться по мере возможности того, чтобы банки квалифицированно управляли принимаемыми ими рисками;
  • эффективный надзор требует, чтобы размеры и характер рисков, принимаемых на себя отдельными банками, оценивались, и таким оценкам должен соответствовать характер надзора;
  • органы надзора должны убедиться в том, что банк располагает ресурсами, соответствующими принятым им рискам, в частности, достаточным капиталом, квалифицированным руководством, эффективными системами контроля и учета.

Информация о работе Внутреннее управление коммерческим банком