Барокко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 22:23, реферат

Описание

Для него характерны пышность, грандиозность, игра света и тени, сочетание различных форм, материалов и фактур. Городской ансамбль, улица, площадь, парк, усадьба стали рассматриваться как единое целое. Дворцы и церкви благодаря причудливой пластике фасадов, светотени, сложным криволинейным планам и очертаниям приобрели живописность и динамичность, словно вливаясь в окружающее пространство. Часто встречались развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, большое число раскреповок, рустованные колонны, пилястры. Купола приобрели сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Святого Петра в Риме.

Содержание

Введение 3
1. Термин «барокко» 4
2. Барокко в мировой архитектуре 5
3. Барокко в России 8
3.1 Московское барокко 9
3.2 Петровское барокко 12
3.3 Елизаветинское барокко 13
Заключение 17
Список литературы 18
Приложения 19

Работа состоит из  1 файл

реферат по культурологии_текст.docx

— 4.66 Мб (Скачать документ)

«Возбуждать удивление - задача поэта  на земле;

 кто не может поразить, пусть  лучше станет конюхом»

Д. Мариино

Введение

Барокко – стиль, появившийся  в искусстве в XVI-XVII вв. в Италии.  Для него характерны пышность, грандиозность, игра света и тени, сочетание различных форм, материалов и фактур. Городской ансамбль, улица, площадь, парк, усадьба стали рассматриваться как единое целое. Дворцы и церкви благодаря причудливой пластике фасадов, светотени, сложным криволинейным планам и очертаниям приобрели живописность и динамичность, словно вливаясь в окружающее пространство. Часто встречались развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, большое число раскреповок, рустованные колонны, пилястры. Купола приобрели сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Святого Петра в Риме.

Стиль барокко в русской  архитектуре наиболее полно представлен  в архитектуре Санкт-Петербурга. Для многих Петербург – город-сказка, город-мечта. Возможно, именно стиль  барокко придает этому городу очарование, притягательность и восхищающую  торжественность.

На мой взгляд, эпоха  барокко - одна из наиболее интересных эпох в истории мировой культуры. Она интересна своим драматизмом, интенсивностью,  контрастностью и, в то же время, гармонией, цельностью, единством. Для нашего времени - смутного, неопределенного, гипердинамичного, ищущего  стабильности и упорядоченности, - эпоха  барокко необычайно близка по духу. Именно поэтому мне было интересно  обратиться к этой теме, чтобы найти  в прошлом какие-то ориентиры, способные помочь поиску себя на будущем профессиональном поприще.

 

1. Термин «барокко»

Происхождение слова «барокко» вызывает больше споров, чем названия всех остальных стилей. Существует несколько версий происхождения:

1) от итальянского “baruecco” - жемчужина неправильной формы;

2) “baroco” - одна из форм схоластического (религиозно-догматического) силлогизма (рассуждения, в котором две посылки объединены общим термином);

3) от итальянского “barocco” - грубый, неуклюжий, фальшивый.

Использование термина со стороны критиков и историков  искусства берет начало со 2-й  половины XVIII и относится к фигуративному искусству. Вначале термин «барокко» приобрел негативный смысл, переоценка барокко произошла только в конце XIX века при переходе от импрессионизма к символизму, который выделяет связи с эпохой барокко.

Одна из спорных теорий предполагает происхождение всех этих европейских слов от латинского bis-roca, скрученный камень. Другая теория — от латинского verruca, крутое высокое место, дефект в драгоценном камне.

В разных контекстах слово  барокко могло означать «вычурность», «неестественность», «неискренность», «элитность», «деформированность», «преувеличенную эмоциональность». Все эти оттенки слова барокко в большинстве случаев не воспринимались как негативные.

Наконец, еще одна теория предполагает, что это слово во всех упомянутых языках является пародийным с точки зрения лингвистики, и его словообразование может объясняться его значением: необычностью, неестественностью, неоднозначностью и обманчивостью.

 

2. Барокко в мировой архитектуре

В истории почти каждого  архитектурного стиля его завершающий  этап знаменуется усложнённостью форм, перегруженностью деталями, тяготением к повышенной декоративности. В ренессансе эта тенденция приобрела настолько  специфический характер, что привела к формированию нового стиля – барокко. Прежняя сдержанность архитектуры, свойственная ренессансу, сменилась подчёркнутой экспрессией.

Начало формированию нового стиля положил итальянский скульптор, архитектор и живописец Микеланджело Буонаротти (1475-1564) Микеланджело был великим мастером пластического искусства, его творческий темперамент скульптора проявлялся и тогда, когда он выступал в качестве живописца или архитектора; произведения художника и в этих видах искусства отличаются мощной пластической выразительностью.1 В 1520-1534 гг. Микеланджело построил во Флоренции капеллу Медичи и тогда же выполнил проект вестибюля библиотеки Лауренциана, осуществлённый несколько позднее. Это были первые произведения барокко.

Архитектурный стиль  барокко связан с обстановкой  феодально-крепостнической реакции  в Италии и других странах Центральной  Европы, подавивших первые проявления свободомыслия и попытки буржуазии  добиться самоуправления. Противоречивость этого стиля в том, что в  нём нашли отражение и самодовольное  торжество победившей реакции, и  скованный протест подавленной  свободы, и брожение в умах, сменившее  прозрачное равновесие духовной жизни  эпохи Возрождения.

Наиболее видными мастерами  барокко XVII века были Л. Бернини (1598-1680) и Ф. Борромини (1599-1667), произведения которых различны по духу. Сооружения Бернини выражают торжественность и величие, произведения Борромини характеризуются напряжённостью, экспрессией, контрастами, подчёркнутой динамикой масс и пространств. Средства, которыми пользовались оба этих мастера, как и все архитекторы той эпохи, имели общие характерные черты: нарочитая усложнённость, изломы и изгибы форм, насыщенная пластика, придающая архитектуре внешнюю эффектность, пышность.

Скульптура барокко  отличается патетикой жестов, экспрессией  ракурсов, сочной пластикой; живопись – красочностью, декоративностью, эффектами  светотени. То же самое и в архитектуре: вся эстетика барокко основана на преувеличенном пафосе, стремлении поразить воображение. Для барокко характерна сложность не только архитектурной  пластики, но и пространственных построений. Если в ренессансе планы помещений  имеют чёткую геометрическую форму  – круг, квадрат, то излюбленная  фигура барокко – овал, дающий некоторую  неопределённость общей форме пространственного  объёма.2 Но это ещё сравнительно простая и чёткая форма; часто конфигурация плана очерчена прихотливыми изгибами линий, выпуклостями и вогнутостями стен, усложнена дополнительными примыканиями соседних соподчинённых объёмов, смежные подразделения интерьера не воспринимаются раздельно, границы между ними неуловимы. В ренессансе пространство статично и ограничено, в барокко – динамично и бесконечно, причём его сложность и динамика усложняются эффектами светотени. В ренессансе свет равномерно рассеян, в барокко сгустки затенённых участков контрастируют с залитыми ярким светом; излюбленный приём барокко – разрезающий воздушную среду интерьера сноп света, прорывающийся через полураскрытый проём.

Но главное, что вызвало расцвет архитектуры барокко, - это стремление феодальной знати и католической церкви к выражению своего престижа; стиль барокко – это апофеоз богатства.

В барокко, ставшем излюбленным  и как бы каноническим стилем католических храмов не только XVII в., но и в последующее время, средства архитектуры были направлены на то, чтобы ошеломить зрителя, произвести на него впечатление. Иррациональный мир барочных образов вызывал мистические ощущения, усиливал религиозные чувства, был созвучен смутным порывам души, не удовлетворённый реальностью, и внушал помыслы о неведомом, потустороннем.3

В эпоху барокко широко развернулось культовое строительство. В это время было завершено  строительство главного католического храма – собора Cв. Петра в Риме. Здание представляло собой центрический объём, завершённый грандиозным куполом – диаметром 42 м. Собор был возведён в основном Микеланджело. Впоследствии (в 1614 г.) план собора был удлинен пристройкой и был сооружён новый фасад, выполненный в патетических барочных формах. В середине XVII в. Бернини выстроил величественную колоннаду, обрамляющую площадь перед собором.

В отличие от оформления церквей, фасады барочных дворцов несколько  более сдержанны. Торжественная  импозантность их облика достигается  роскошным обрамлением окон и  особенно входного портала, за которым  раскрывается обширный вестибюль с  величественной лестницей, ведущей  во второй этаж, где находятся роскошные  парадные залы.

Создание садово-парковых ассамблей – одно их существенных достижений барокко, включившего природу  в сферу архитектуры. Однако природа  здесь представлена не в своём  естественном виде, а искусственно создана согласно вкусам эпохи. Это  подстриженные кустарники, регулярные посадки деревьев, симметричные аллеи  с расположенными на них декоративными  вазами.

В эпоху барокко были разработаны приёмы ансамблевого строительства. Микеланджело принадлежит проект ансамбля Капитолийского холма в Риме. Это была группа построек, композиционно связанных между собой и с объединяющим их пространством площади. Одной из составных частей Капитолийского ансамбля является широкая парадная лестница – излюбленный элемент барочных композиций.

В XVII в. был осуществлён проект знаменитой овальной площади Пьяцца дель Пополо при въезде в Рим. От неё начинаются три улицы, расходящиеся веером и ведущие в разные районы города. С тех пор эта форма «трезубца» стала одним из штампов при планировке городов, когда прямоугольную сетку улиц старались оживить пучком из трёх лучей, не задумываясь над тем, как этот план будет отвечать реальной жизни города.

Архитектура барокко, возникшая  в католической Италии, не нашла  для себя почвы в странах протестантской религии, враждебно относившейся к  католицизму с его эстетикой  театрально-пышной красоты.

В XVII в. Барокко распространяется в соседней с Италией Австрии, куда после установления императорской власти приглашали итальянских архитекторов для строительства дворцов.

Французское дворянство во многом следовало итальянской  моде, поэтому стиль барокко оказал определённое влияние на архитектуру  во Франции. Но, по существу, этот стиль  во Франции не привился.

В XVIII в. В разных странах Европы барокко переходит в стиль рококо (от французского «рокайль», что означает «раковина»; в орнаментации этого стиля были излюбленными мотивы морских раковин). И, несмотря на то, что формы рококо измельчены, в отличие от пластичных барочных форм, его отличает такая же неумеренная, пышная декоративность.

3. Барокко в России

В России развитие искусства  барокко, отразившего рост и укрепление дворянской абсолютной монархии, приходится на первую половину XVIII века. Стиль барокко в России обладал рядом национальных особенностей. Русское зрелое барокко отличалось от западного структурной ясностью и простотой плановых построений, тесной связью конструктивной основы и декорирующих её элементов. Другой отличительной особенностью русского барокко был его мажорный характер, активное использование ярких цветов в окраске, смелых колористических контрастов, включая золочение.

В эволюции русского барокко  выделяют стадии:

    • «московского барокко» конца XVII века (различают нарышкинский, строгановский, голицынский стили);
    • «петровское барокко» первой четверти XVIII в.;
    • «зрелое русское барокко» елизаветинского времени

3.1 Московское барокко

Московская архитектура  конца XVII-начала ХVIII в. была, безусловно, явлением прежде всего русским. В ней еще сохранялось многое от средневековой традиции, но все более уверенно утверждалось новое.

Главным новшеством, имевшим  решающее значение для дальнейшего, было обращение к универсальному художественному языку архитектуры. В произведениях русского средневекового зодчества форма любого элемента зависела от его места в структуре  целого, всегда индивидуального. Западное барокко, в отличие от этого, основывалось на правилах архитектурных ордеров, имевших всеобщее значение. Универсальным  правилам подчинялись не только элементы здания, но и его композиция в  целом, ритм, пропорции. К подобному  использованию закономерностей  ордеров обратились и в московском барокко. В соответствии с ними планы  построек стали подчинять отвлеченным  геометрическим закономерностям, искали “правильности” ритма в размещении проемов и декора. Ковровый характер узорочья середины века был отвергнут; элементы декорации располагались на фоне открывшейся глади стен, что подчеркивало не только их ритмику, но и живописность. Были в этом новом и такие близкие к барокко особенности, как пространственная взаимосвязанность главных помещений здания, сложность планов, подчеркнутое внимание к центру композиции, стремление к контрастам, в том числе - столкновению мягко изогнутых и жестко прямолинейных очертаний. В архитектурную декорацию стали вводить изобразительные мотивы.

Строгановский стиль

В первую очередь, это  относится к постройкам, возводимым по заказу крупного промышленника Строганова в Приуралье. Для построек этой группы характерна их относительная локальность. В художественном плане архитектура строгановских зданий сравнительно с московскими памятниками более насыщенна декоративным оформлением, элементы ордера имеют иногда даже более классический облик, чем в Москве, что позволяет выделить это направление как "строгановский стиль".

Нарышкинский стиль

В нарышкинскую группу входит группа церквей кон. 1680 - нач. 1690, появление которых, с большой степени вероятности, можно связать с воцарением Петра I. Церкви этой группы были выстроены по заказу одного из ближайших родственников Петра I по материнской линии - боярина Льва Кирилловича Нарышкина.

В более широком смысле под нарышкинским стилем подразумеваются все здания "московского барокко", построенные по заказу Нарышкиных (по аналогии со "cтрогановским стилем"). Однако эта группа стилистически разнородна. Нарышкинские церкви типа "восьмерик на четверике" созданы первоклассным мастером (мастерами), сооружавшим ранее по заказу царевны Софьи колокольню Новодевичьего монастыря (1690), мастерски выполненные аттики и гребни восходят к оформлению церкви Воскресения в Кадашах (1687). В то же время палаты Нарышкиных в Высокопетровском монастыре, задуманные незаурядным мастером, имеют оформление гораздо грубее, используются иные художественные приемы.

Важное место в развитии русской архитектуры конца XVII в. занимают здания монастырских трапезных, образовавшие связующее звено между  светской и церковной архитектурой. Пространственная структура этих зданий была однотипной. Над низким хозяйственным подклетом возвышался основной этаж. По одну сторону его смещенных к западу сеней находились служебные помещения, по другую - открывалась перспектива протяженного сводчатого зала, связанного через тройную арку с церковью на восточной стороне. Пространство, объединенное по продольной оси, определяло протяженность асимметричного фасада, связанного мерным ритмом окон, обрамленных колонками, несущими разорванный фронтон. На фасаде трапезной Новодевичьего монастыря (1685-1687) этот ритм усилен длинными консолями, спускающимися от карниза по осям простенков. Самое грандиозное среди подобных зданий - трапезная Троице-Сергиевой лавры (1685-1692) - имеет в каждом простенке коринфские колонки с раскрепованным антаблементом; в местах примыкания поперечных стен колонки сдвоены. Их ритму на аттике вторят кокошники с раковинами (мотив, который повторен в завершении верхней части церкви, поднимающемся над главным объемом как второй ярус). Плоскость, подчиненная ритму ордера, его дисциплине, стала главным архитектурным мотивом храмов с прямоугольным объемом.4

Информация о работе Барокко