Библия как памятник художественной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 09:14, реферат

Описание

Целью данной работы является изучение Библии как памятника художественной культуры.
Задачи работы:
- определить особенности Библии как памятника художественной культуры;
- найти отражение библейских сюжетов в творчестве художников.

Содержание

Введение 2
1. Особенности Библии как памятника художественной культуры 3
2. Отражение Библейских сюжетов в художественных произведениях 13
2.1. Библейские сюжеты в искусстве эпохи Возрождения 13
2.2. Иконопись 17
Заключение 19
Список использованной литературы: 20

Работа состоит из  1 файл

Библия пам худож культ-2010.doc

— 110.50 Кб (Скачать документ)

    Близко  к исторической легенде и раннее израильское правовое творчество — законодательство. Жреческо-правовой оракул на первоначальной стадии своего развития был весьма краток и лаконичен. Он давал с одной стороны ответ на поставленный конкретный вопрос («вопрошание Иагве»), причем вопрошающими были либо судья, царь, либо простой мирянин (1, Сам. 14, 37–42, 23, 2–12). С другой стороны, обычные судебные решения произносились в виде правового оракула жрецами при обслуживаемых ими святилищах. Как эти жреческие оракулы, так и пророческие, вначале были очень краткими, поэтическими изречениями, которые обыкновенно произносились «прорицателями» или пророками в состоянии крайнего экстаза. Пророческие «гильдии» уже в раннюю эпоху судей обходили страну целыми толпами с музыкой и пением и в этом состоянии «прорицали». Весьма древний отпечаток носят на себе рассказы о пророческих деяниях пророка Илии. Со времени великих пророков (Амос, Исаия, Иеремия и т. д.) пророческий жанр постепенно разрастается, принимает часто форму увещевательных или обличительных речей, которые отчасти записывались самими пророками, отчасти были сохранены для потомства их непосредственными учениками и последователями. Язык этих пророков в большинстве случаев поэтический, торжественно приподнятый. Принято говорить о «пророческом стиле», имеющем ряд характерных особенностей, как в отношении формы, так и содержания.

    Мы  переходим к тому периоду в  истории библейской литературы, который носит все признаки эпигонства. Литературное творчество не прекращается, наоборот, как раз в эту эпоху, — время, последовавшее за национальной катастрофой и возвращением из плена, — еврейская письменность обнаруживает необыкновенную продуктивность не только в области законодательства и историографии (окрашенных ярко выраженной религиозной тенденцией), но и в области других видов литературы. Однако по форме и художественной ценности произведения эти значительно уступают литературе предшествующего классического периода. Замечается известная усталость и признаки упадка. Это выражается, прежде всего, в сильном смешении жанров и некоторой напыщенности стиля. Язык этого периода уже не чист и изобилует большим количеством арамеизмов. Хотя отдельные произведения отличаются более крупным литературным замыслом и умелой разработкой темы (Книги «Эсфирь», «Иов» и т. д.), в них нет уже той строгой чеканки и выдержанности стиля, которыми отличаются произведения предыдущей эпохи. Характерно, что уже автор книги «Екклезиаста» едко высмеивает «многословие, утомляющее плоть», и «делание книг без конца» (Еккл., 12, 12). Появляется книга «Пророка Даниила», которая служит переходом к апокалиптической литературе, не вошедшей в библейский канон и образующей группу книг из области «апокрифов». Книга «Эсфирь», представляющая собой своеобразный «роман», по аналогии с другими литераторами того времени имеет очень много сходных черт с книгами «Товит» и «Юдифь», нашедших место в апокрифах. Все это свидетельствует о том, что резкую грань между «Писаниями», вошедшими в канон Библии, и теми произведениями, которые остались вне этого канона, провести очень трудно, и мотивы, которыми руководствовались последние редакторы Библии, в общем остаются не выясненными. В последнее время в библейской науке замечается тенденция рассматривать бо̀льшую часть книг, относящихся к группе «Писаний», как цельные произведения, особенно книги Иова, Песнь Песней и Екклезиаста. За обоснование этого взгляда принялся известный библейский критик М. Тило, приведший ряд новых аргументов историко-литературного и стилистического характера. Однако полное единомыслие в этом вопросе еще до сих пор не достигнуто, если не считать книги Иова, которая почти всеми учеными рассматривается как одно цельное произведение с большим религиозно-философским охватом и замыслом.

    Санкционирование  канона произошло во II в. христианской эры, после продолжительного обсуждения вопроса, какие книги должны быть включены и какие изъяты. Характерно, что тогдашнее еврейство высказалось за изъятие или «скрытие» таких книг, как Песнь Песней, Екклезиаст и даже книги пророка Иезекииля; последней — потому, что «слова ее противоречат словам закона», то есть отдельным ритуальным постановлениям Жреческого кодекса, от которых отступает вымышленный ритуал, начертанный этим пророком-жрецом в своем плане будущей реставрации. Победило более либеральное направление среди последних редакторов Библии; им-то мы обязаны тем, что эти ценные книги нашли место в библейском каноне.

    Значение  результатов, достигнутых всесторонним изучением библейских памятников, выходит далеко за пределы собственно науки о Библии. Исследования литературно-исторической школы имеют большое значение для общего литературоведения, особенно «сравнительного». Библейская письменность представляет собой литературное явление, которое развивалось в течение целого тысячелетия, а теми частями своими, в которых представлено народное творчество, долго жившее в устном предании, восходит к глубокой древности (серед. II тысячелетия до христ. эры). Добытые в этой области результаты имеют огромное значение особенно для изучения первобытного творчества. Углубление в исследование форм библейских народных песен, первобытного героического эпоса, далее — басен, притч и загадок, хвалебных песен и религиозных гимнов — пролило и прольет в будущем еще больше света на необъятную область фольклора и вообще сравнительного литературоведения. Что касается народных сказаний или «саг», то достижения в этой области имеют большую ценность для выяснения проблемы, сильно интересующей в настоящее время историков культуры. Исследование этой древнейшей ступени в развитии израильской, и отчасти мировой, литературы возбудило общий вопрос о значении заключающегося в этих памятниках материала для историографии, т.е. вопрос о доле исторической достоверности в произведениях коллективного или народного вымысла.

    2. Отражение Библейских  сюжетов  в  художественных произведениях

    2.1. Библейские сюжеты в искусстве эпохи Возрождения

    Огромный  вклад в религиозную культуру внесли художники эпохи Возрождения, ибо сюжетами их произведений продолжали оставаться библейские темы. Жизнь людей эпохи Возрождения тесно связана с искусством. Искусство было для них тем, чем до сих пор была религия, а в Новое время стали наука и техника. Живописцы и скульпторы воспевали красоту тела человека, одухотворенность его лица, индивидуальные особенности. Архитекторы стали строить преимущественно светские здания, дворцы, изменилась и церковная архитектура. Если готический собор в силу его гигантских размеров трудно обозреть, то здания Возрождения можно охватить единым взглядом, что позволяет оценить удивительную пропорциональность их частей.

    Внимание  художников Возрождения привлекал  реальный земной мир. Они понимали природу  и изображали ее, пользуясь научными достижениями (например, применяя закон перспективы, открытый Брунеллески). В человеке их интересовала индивидуальность.

      Основоположник  нового направления в европейском  изобразительном искусстве - Джотто (1266- 1337). Порвав со схематизмом венецианской школы, Джотто заменил условную плоскость картины трехмерным пространством и, пользуясь светотенью, стал писать фигуры объемными. Ему принадлежат росписи церкви в Ассизи на сюжеты из Евангелия, и также из жизни св. Франциска Ассизского. В скупых пластических формах Джотто передавал глубину переживаний человека и новое ощущение человеческого достоинства, что так характерно для живописи Раннего Возрождения. Джотто, с именем которого связано начало новой эпохи в живописи, принадлежат фрески в церкви Санта Кроче, фрески «Страшный суд», «Благовещение», «Поцелуй Иуды» в капелле дель Арена в Падуе и др.

    Художник  изображал святых реальными людьми, наделяя их выразительностью. На одной из фресок он изобразил вифлеемскую звезду в виде кометы (Комета Галлея появилась на небе за два года (1303) до завершения фресок)4.

     Один  из основоположников искусства Раннего  итальянского Возрождения - Мазаччо (1401-1428). Его фрески в церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции свидетельствуют о решительном разрыве с готической традицией. Он первым применил в живописи научные законы перспективы, открытые Брунеллески. Его фрески отличаются монументальностью, лишены готического декора, а изображенные на них фигуры объемны. Классическим образом алтарной композиции стала его «Троица», созданная для церкви Сайга-Мария Новелла во Флоренции. Величавая отрешенность образов сочетается здесь с невиданной до тех пор реальностью пространства, с объемностью фигур, выразительной портретной характеристикой лиц донаторов и с удивительным по силе сдержанного чувства образом Богоматери.

     Строгие законы перспективы применял в своих  работах скульптор Донателло (386-1466), например «Св. Георгий, убивающий дракона». Его грациозная статуя юного Давида считается первой со времен античности свободностоящей обнаженной скульптурой в полный рост.

    В этот период в архитектуре проявился  интерес к созданию гармонических конструкций в противовес устремленным в духовные выси контурам готических храмов. С именем архитектора Брунеллески (1377-1446) связывают смелую ломку средневековых стереотипов и пропорций и обращение к традициям античного ордерного зодчества. Простые геометрические формы и творчески переосмысленные античные принципы придают внешнему виду зданий Брунеллески величавое спокойствие. Во Флоренции им построены капелла Нации и Оспедаледельи Инногенти (воспитательный дом).

    Это время наивысшего расцвета гуманистической  культуры Италии. Именно тогда с  наибольшей полнотой и силой были высказаны идеи о чести и достоинстве человека, его высоком предназначении на Земле. Титанами Возрождения назовет человечество Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти и Микеланджело Буонаротти.

    Леонардо  да Винчи (1456-1519), один из самых замечательных людей в истории человечества, обладающий разносторонними способностями и дарованиями. Он был художником, теоретиком искусства, скульптором, архитектором, математиком, физиком, астрономом, физиологом, анатомом, но и это не полный перечень основных направлений его деятельности; почти все области науки он обогатил гениальными догадками.

    Одна  из важнейших его художественных работ - «Тайная вечеря» - фреска в миланском монастыре Санта-Мария делла Грацие, на которой изображен момент вечери после слов Христа «Один из вас предаст меня». Внутреннее напряжение, драматизм картине придает контраст между возбужденными учениками и возвышенно-спокойным Иисусом Христом, просветленность которого подчеркивают ясные тона пейзажа на заднем плане. Всемирно известен еще один шедевр мастера - портрет молодой флорентинки Моны Лизы, имеющий еще одно название - «Джоконда», по имени ее мужа Джоконде. Необычайная глубина и значительность сделали «Джоконду» символом эпохи Возрождения.

     Великому  живописцу Рафаэлю Санти (1483-1520) принадлежит величайшее произведение мировой живописи - «Сикстинская мадонна»: юная мадонна, легко ступая босыми ногами по облака» несет людям своего крошечного сына, младенца Христа, предчувствуя его гибель, скорбя об этом и понимая необходимость принесения этой жертвы во имя искупления грехов человечества.

    Великим представителем культуры Высокого Возрождения был Микеланджело Буонаротти (1475-1564) - скульптор, живописец архитектор и поэт, создатель знаменитой статуи Давида, скульптурных фигур «Утро», «Вечер», «День», «Ночь», выполненных для гробниц в капелле Медичи.

    Микеланджело  расписал потолок и стены Сикстинской капеллы Ватиканского дворца; одна из самых впечатляющих его фресок - сцена Страшного суда. В творчестве Микеланджело более отчетливо, чем у его предшественников - Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти, - звучат трагические ноты, вызванные осознанием того предела, который положен человеку, пониманием ограниченности человеческих возможностей, невозможностью «превзойти природу»5.

    Замечательным художником Возрождения был Джорджоне (1477- 1510). В знаменитых полотнах «Юдифь», «Спящая Венера», «Гроза» он показал единство человека и природы.

    Жизнеутверждающая красота человека и природы стали  главной темой творений другого выдающегося художника эпохи - Тициана (1477- 1576), использовавшего в своих картинах мифологические сюжеты («Даная», «Венера перед зеркалом», «Венерам Адонис»).

    На  мифологические темы также писал  свои полотна Боттичелли (1445- 1510). Созданные им поэтически обобщенные чувственные языческие образы проникнуты возвышенной одухотворенностыо («Весна», «Рождение Венеры»).     

      Итак, творчество итальянских художников сравнительно короткого по времени золотого века Возрождения пронизано верой в творческие силы человека, его высокое предназначение. Художники обращаются к проблемам гражданской ответственности, высоких нравственных норм, гармоничного развития человека.

      Леонардо  да Винчи, Рафаэль, Микеланджело создали величайшие произведения, в которых через религиозную тему раскрыли вечные человеческие вопросы - любви и ненависти, преданности и предательства, самоотверженности и корыстолюбия. Это «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, отражающая реакцию 12 апостолов Христа на его слова «Истинно говорю вам, один из вас предаст меня», «Сикстинская мадонна» Рафаэля, где передан трагизм молодой матери, отдающей сына-бога во искупление грехов человеческих. Это «Сотворение мира» и «Страшный суд» (Сикстинская капелла в Ватиканском дворце) Микеланджело, в которых воплощены торжество и трагизм человеческого рода6.

    Замечательные произведения - памятники религиозной культуры оставили человечеству Ван Дейк («Распятие св. Петра», «Отдых на пути в Египет», «Иоанн Креститель и Иоанн Евангелист»); Альбрехт Дюрер («Мария с младенцем», «Четыре апостола», «Поклонение Троице», «Поклонение волхвов»); Лукас Кранах («Распятие», «Алтарь св. Екатерины»); Рембрандт («Снятие с креста», «Христос, исцеляющий больных», «Святое семейство»); Пауль Рубенс («Водружение креста», «Снятие с креста», «Страшный суд»).                       

    2.2. Иконопись

      Памятниками религиозной культуры являются иконы - изображения Иисуса Христа, Богоматери и святых, которым приписывается священное значение. Широкое распространение иконопись получила в Византии, в период перехода от античности к Средневековью, обусловивший исчезновение одних и появление других форм и жанров изобразительного искусства. Одна из первых икон византийской иконописи - «Сергий и Вакх» (VI в.), хранится в Киевском музее западного и восточного искусства.

Информация о работе Библия как памятник художественной культуры