Быт и нравы в Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 23:31, реферат

Описание

Интерес человека к выдающимся достижениям всегда был свойственен человеку, и корениться в самой его природе. Уже древние греки выбрали девизом своих Олимпийских игр лозунг: «Выше, быстрее, сильнее!», и этот девиз сохраняет свою актуальность в современном спорте. Кто самый богатый человек на земле? Кто самая красивая женщина в мире? Какой небоскреб самый высокий? У какого автомобиля или самолета самая большая скорость? Даже самый праздный вопрос: «Кто дольше всех сможет удержаться на фонарном столбе высотой десять метров?» - вызывает восторженный интерес у многих читателей газет и журналов.

Содержание

Вступление 3
Греческий быт 4
Часть I. Греческое жилище
Дворцы в эпоху Гомера 4
Общий вид греческих городов и дома древних греков 6
Богатый дом в V - IV вв. 7
Часть II. Одежда и нравы греков
Греческая одежда 10
Косметика 11
Общая картина жизни 12
Заключение 15
Список используемой литературы 16

Работа состоит из  1 файл

Быт и нравы в Древней Греции.docx

— 35.12 Кб (Скачать документ)

    Кроме гиматии, греки - преимущественно женщины - носили сорочку, называвшуюся хитоном, одеяние, во многом сходное с нашей рубашкой.

    Хламида - плащ фессалийского происхождения, в основном употреблялся юношами и часто составлял единственную одежду их во время торжественных игр и состязаний. Хламида была небольшим в сравнении с гиматией куском материи четырехугольной формы с зашитыми в каждой из четырех углов ее небольшими тяжестями. Она надевалась вокруг плеч и застегивалась пряжкой на правом плече. Но, прежде всего хламида была мантией всадников.

    Естественный  белый цвет в греческой одежде считался наиболее

приличным. Однако в ранний период своей истории  греки носили пеструю одежду из разноцветных материй, получаемых из азиатских материй. Позднейшие греки стали отдавать предпочтение более умеренным тонам, но зато пестрые рисунки на тканях они заменили вышивками. Нижнее платье делалось из белых тканей, верхние накидки пестрели яркими цветами: синим, фиолетовым, желтым, красным, пурпурным.

    Греки носили сандалии и башмаки, которые  зашнуровывались спереди иногда только до лодыжек, иногда же до икр.

    Греки не чувствовали потребности покрывать  голову: в молодости и в старости они ходили с обнаженной головой. Шапку носили только люди, принужденные родом своих занятий большую  часть времени проводить на открытом воздухе: земледельцы, пастухи, путешественники. При встречах шапку вежливо снимали.

    И мужчины, и женщины уделяли большое  внимание убранству волос. Потеря и  даже укорочение волос считалось  страшным позором. Прически женщин были очень разнообразны. Для того, чтобы придать волосам любимый светло-рыжий оттенок, гречанки натирали их едкой мазью и затем подвергали действию солнечных лучей.

Косметика

    Женщины, проводя всю свою жизнь дома, имели  много свободного времени, что и  побуждало их усиленно заниматься своим  туалетом.

    Исомах увидел однажды свою жену «всю покрытую белилами, с целью увеличить белизну своей кожи, и румянами, - чтобы придать себе поддельный румянец; кроме того, она надела высокую обувь с целью увеличить свой рост». Он порицает ее за подобные ухищрения, «которые могут обмануть только посторонних», и советует ей показываться ему в «простом и приличном наряде».

    От  жены Стрепсиада, по словам ее мужа, всегда пахло «благовониями

и шафраном». Аристофан изображает нам почтенных  женщин своего времени разодетыми и  убранными цветами даже у себя дома, в изящной обуви и в  платьях ярких цветов. Один поэт в Антологии упоминает «о легких материях шафранного и пурпурного цвета, о накладных волосах, надушенных нардом, о белых туфлях, о ящичке для румян и о помадах». Вот, по словам Аристофана, список вещей, составляющих принадлежность женского туалета: «бритва, зеркало, ножницы, восковая мазь, натровая щелочь, накладные волосы, бахрома, головные повязки, шапочки, растительные румяна, белила, духи, пемза, шнурки, сетки, покрывала, румяна, ожерелья, карандаши для глаз, полотняное платье, эллебор, пояс, короткий плащ, длинное платье, завивальные щипцы, серьги, подвески, браслеты, пряжки, кольца для ног, печати, цепи, перстни, мази, футляры, сердолики».

    Искусство скрывать физические недостатки было очень развито. «Если ж мала ростом, она подкладывала пробки в свою обувь; высокая - носит тонкие подошвы и никогда не ходит, не опустивши головы, чтобы уменьшить свой рост. Если у нее узкие бедра, она подвешивала что-нибудь снизу, и прохожие восклицают при ее виде: какие роскошные формы! Если у нее большой живот, она требует, чтобы ей сделали грудь как у комических актеров, - когда она встанет, то ее живот покажется вдавшимся назад, как будто ее втянули крючком. Если у нее рыжие брови, то имеется черная краска, чтобы подкрасить их. Если она черна, ее покрывают белилами. Если она слишком бледна, употребляют румяна». 
 

 

Общая картина жизни 

    У греков менялся семейно-брачный  обычай. Во времена Гомера жених  выкупал невесту, давал ее родственникам  богатые дары. В эпоху архаики  все больше входило в обычай наделять невесту приданым. Основой брачного союза было соглашение между родственниками новобрачных. После совершения положенных жертвоприношений и вознесения молитв богам - покровителям брака и семьи - начинались свадебные торжества  и пиры в доме отца невесты, в которых  принимали участие и женщины. Заходило солнце - и свадебная процессия  провожала невесту в дом ее мужа, распевая гимны в честь бога Гименея.

    Восточные влияния видны в погребальных обрядах. Появились профессиональные плакальщицы, бившие себя в грудь  и рвавшие на себе волосы, причитая над умершим. После ритуального оплакивания, обмывания и умащения тела благовониями на следующий день совершалось собственно погребение: под аккомпанемент флейт и рыдания плакальщиц покойного несли на кладбище за городом. При этом не забывали вложить умершему в рот монету - как плату Харону, перевозившему души умерших в царство Аида.

    Скромным, неприхотливым был и стол афинян. Герои Гомера не могли обходиться без мяса, жители же Афин эпохи архаики  и V в. до н. э. питались прежде всего овощами: луком, чесноком, салатом. Излюбленное блюдо - рыба. Очень много рыбы, в особенности маринованной и соленой, доставлялось с берегов Черного моря. Оливки, фиги и неизменная ячменная лепешка завершали меню простого афинянина. Однообразие и скудность повседневного бытия греки оживляли симпосионами - пирами. В зал, где пировали греки, вносили кратеры с вином и закуски: сыр, оливки, дыни. Вино смешивали с водой, чаще всего в соотношении 1:3. Пить чистое, неразбавленное вино считалось варварским обычаем.

    Как именно будет проходить пир, решал  симпосиарх, который и определял, из каких сосудов пить и в какой пропорции смешивать вино с водкой. Во время симпосиона пели песни; особенно популярной была песенка о Гармодии и Аристогитоне, убийцах тирана Гиппарха, сына Писистрата. Уже в эпоху архаики греческий симпосион часто становился поэтическим турниром, состязались в риторике. Участники симпосионов не чуждались обычно и простых игр и забав вроде популярнейшего тогда коттаба, требовавшего от игроков умения определенным способом вылить остатки вина из чаши, или игры в кости. Еще привлекательнее делало пиры присутствие гетер или хотя бы флейтисток или фокусников. Участвовали в симпосионах только мужчины, высоко ценившие эту возможность дружеского общения. В Афинах, как и вообще в ионийских областях женщина пользовалась малой свободой. Подобно восточным женщинам, афинянки проводили время дома, в хлопотах по хозяйству.

    Коттаб. Эта игра, вывезенная из Сицилии, сделалась необходимой принадлежностью каждого пира. Ею забавлялись во время каждого пиршества (σνμπόσιόυ). Она заключалась в том, что после каждой выпитой чаши оставлялось на дне небольшое количество вина; затем брали эту чашу одним пальцем за ручку, сообщали ей размах и выплескивали остаток вина на противоположную стену залы, в которой проходил пир, или в какой-нибудь заранее определенный пункт. В то же время играющий задумывал про себя или произносил громко имя любимого лица и, судя по точности, с которой жидкость падала на назначенное место, или по тому шуму, который она производила при этом, заключял о том, отвечало ли это лицо ему взаимностью или же было равнодушно к нему. Исходя из этой основной мысли, воображение пьющих изобретало сотни различных комбинаций. Кто-нибудь выбирался распорядителем этой игры, ц а р е м; она обращалась в род состязания, имела своих победителей, свои призы, даже свои ставки и штрафы.

Древняя семья

 В Греции в древние времена семья (род) значительно отличалась от того, чем она стала позднее, в V и IV веках. Первоначально она была очень  многочисленна и ее члены жили все вместе под одной крышей. Гомер, не делающий никакого различия между греками и троянцами, так описывает дворец Приама: «Внутри его было пятьдесят помещений, построенных одно возле другого из тесаного камня. Там жили сыновья Приама вместе с женами. С другой стороны, на женском дворе, возвышались одно возле другого двенадцать помещений, где жили с целомудренными супругами зятья царя».

 Впоследствии, когда род был заменен семьей, понимаемой в современном смысле слова, его пытались рассматривать  как фиктивную ассоциацию, где  родство было ни при чем. Однако мы знаем, что к членам одного и того же рода прилагался эпитет вскормленные одним молоком, а это, несомненно, указывает на родство по крови. Впрочем, входили ли туда по праву рождения или по усыновлению, это особого значения иметь не могло, так как усыновленный становился как бы настоящим сыном; его присутствие не было нарушением правила, требовавшего, чтобы все родственники были одной и той же крови; приобщение его к культу новой семьи совершенно порывало его связь с естественным отцом и давало ему нового отца, того, кто усыновлял.

 Таким образом, род был союзом людей, происходивших  от одного общего предка, но при этом было необходимо одно условие. Эти люди входили в состав рода и были в  родстве друг с другом только в  том случае, если они были связаны  происхождением по мужской линии  с этим более или менее отдаленным предком. Дети сестры и брата были друг для друга совершенно чужими.

 Глава семьи обладал очень сильной  властью. Таковым обычно был отец. Если отец умирал, власть его переходила к его старшему сыну, и в этом случае самый старший из живых  братьев становился тем, что называлось pater familias Впрочем, известно, что слово pater «заключало в себе не идею отцовства, а идею власти» (Фюстель де Куланж) и, собственно, служило для обозначения высшей власти богов. В принципе у греков отец имел абсолютное право на жизнь и смерть своих детей. Даже без всякой вины с их стороны он имел право их убить. Лаю оракул предсказал, что его сын Эдип будет виновником его гибели; чтобы избежать этой опасности, он бросает его одного в пустынных горах. Встречные ветры мешают отплытию ахейского2 флота. Агамемнон не колеблется принести в жертву свою дочь Ифигению для того, чтобы смягчить немилость богов. Тем более отец имел право распоряжаться смертью детей, если они были в чем-либо виновны. Дракон не назначает никакого наказания за отцеубийство, потому что право наказания за это преступление принадлежало исключительно главе семьи. В Афинах известна была история об одном архонте3 конца VIII века, который в наказание за плохое поведение отдал свою дочь на съедение лошади. До Солона отец имел право продавать своих дочерей, а брат — своих сестер, если только он был главой семьи. Совсем необязательно, чтобы они совершили какой-либо недозволенный поступок, для этого достаточно было одной бедности. Древние законодатели Солон, Питтак, Харонд признавали за отцом право прогнать сына в случае его непочтительного отношения. По Гомеру, брак является договором, заключаемым между двумя главами семей; чаще всего будущих супругов и не спрашивали. Подарки, подносимые женихом своему будущему тестю, являлись настоящей ценой невесты; иногда даже происходил как бы аукцион по продаже девушки. В семье обязанностью женщины было послушанье. Пенелопа спускается из своей комнаты, чтобы попросить певца Фемия прекратить досаждавшее ей пение. Как только она появилась, закутанная в покрывало, на пороге комнаты, ее сын Телемах сразу же обратился к ней с такими словами: «Вернись к себе и займись своим делом — веретеном и полотном; присмотри за служанками, чтобы они сделали свои дела; разговор же предоставь мужчинам, а в особенности мне, хозяину в этом дворце».

 Все это показывает нам, что эллинская  семья в начале управлялась деспотически своим главой. Власть отца устанавливала между всеми ее членами тесную связь и мешала распаду этой группы. Без сомнения, время от времени из нее или изгонялся какой-либо недостойный, или кто-нибудь сам выходил по доброй воле, из непокорства или желания поискать свое счастье в другом месте. Но те, кто оставался возле главы, были для него как бы подданными самодержавного владыки. Они все действовали заодно. Если кто-либо из них брал что-либо в долг у постороннего, за долг отвечали все сообща; если один из них становился жертвой или виновником какого-либо преступления, вся семья объединялась, чтобы вознаградить или требовать возмещения за причиненный ущерб. Семья владела имуществом, оно, особенно недвижимое, составляло коллективную собственность всех. Земля же не принадлежала главе; она принадлежала целому роду, а глава семьи являлся, так сказать, только ее стражем и хранителем. Больше того, каждое поколение, наследовавшее это неделимое наследство, было обязано передать его следующему, по меньшей мере в том виде, в каком оно его получило, так что каждое поколение в действительности являлось только одним звеном в существовании семьи; и оно не имело права присвоить себе плоды долгой работы, выполненной теми, кто жил раньше; оно могло пользоваться этими плодами, но было необходимо, чтобы и их преемники также воспользовались ими в свою очередь. Платон точно воспроизводит идеи древних относительно этого, когда говорит: «Я не смотрю ни на вас, ни на ваше имущество как на принадлежащее вам, но как на принадлежащее вашей семье, столько же и вашим потомкам, сколько и предкам».

    Многочисленные  причины привели мало-помалу к  распаду патриархальной семьи. Различные  ветви одного и того же рода отошли друг от друга; каждое хозяйство устраивалось теперь отдельно, чтобы жить своей собственной жизнью, не сохраняя с другими родственными семьями отношений более тесных, чем те, которые наблюдаются и среди нас. Самое большее, если в некоторых религиозных церемониях и в некоторых юридических актах иногда можно было увидеть следы былого единства. Как это всегда бывает, старый дух солидарности, хотя и в ослабевших формах, дольше всего сохранялся в знатных семьях, а особенно в семьях жрецов.

 

    Список  используемой литературы

Андреев Ю. В., Цена свободы и гармонии. Несколько  штрихов к портрету греческой  цивилизации, СПб, «Алетейя», 1999.

Казимеж Куманецкий, История культуры Древней Греции и Рима, Москва, «Высшая школа», 1990.

Информация о работе Быт и нравы в Древней Греции