Древнейшие и Древние цивилизации Америки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 13:36, контрольная работа

Описание

Просуществовав свыше полутысячелетия, пережив расцвет и упадок, чавинское общество окончательно распадается, и цивилизация Чавин угасает. Однако задолго до этого чавинская культура вступила в активный процесс взаимодействия с культурами народов, находящихся за ее пределами. Это был один из факторов, который не только поддерживал силы чавинского общества и предопределил его столь длительное существование, но и обеспечил активный переход элементов высокой чавинской цивилизации к другим этносам: здесь эти элементы сыграли своего рода роль катализатора общественного развития.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по культурологии.docx

— 46.54 Кб (Скачать документ)

УО «Мозырский государственный педагогический университет

им. И.П.Шамякина»

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по культурологи

 

 «Древнейшие  и Древние цивилизации Америки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 12: Древнейшие и древние цивилизации Америки.

 

1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙШИХ  ЦИВИЛИЗАЦИЙ ОБЛАСТИ ЦЕНТРАЛЬНЫХ  АНД: ЧАВИН, ПАРАКАС, НАСКА,  МОЧИКА, ТИАУАНАКУ

 

     Раньше  других, примерно во второй половине II тысячелетия до н. э. складывается цивилизация Чавин. Ее ареал северо-западная часть современного Перу. История существования этой цивилизации охватывает огромный отрезок времени; ее упадок начинается лишь в IV в. до н. э. Влияние Чавина простирается на обширные территории северной и центральной части перуанской сьерры и косты. Центральный памятник Чавина, носящий название Чавин-де-Уантар, находится в перуанской провинции Уари (департамент Анкаш). Пока еще нет точной датировки памятника, к тому же отдельные его части, видимо, относятся к различным периодам. Не исключено, что первоначально Чавин-де-Уантар представлял из себя скромное городище, но в период расцвета он, скорее всего, являлся крупным религиозным центром, на что указывают изображения священных животных (кошачьих, кондоров, змей) и наличие специальных мест культового назначения. В качестве основного строительного материала чавинцы использовали камень, в обработке которого (в том числе и художественной) они достигли большого мастерства. Вместе с тем именно в чавинском обществе впервые в Андской области довольно широкое применение в ремесленном производстве стали находить металлы сначала золото, позднее серебро и медь. Бурный рост ремесла предопределил и установление широких торговых связей с очень отдаленными районами. Экономическое могущество Чавина, несомненно, еще больше укрепляло власть жрецов, стоявших во главе государства. Однако чавинская теократия в условиях территориальной и экономической экспансии с одной стороны, усиления эксплуатации трудящихся масс, следовательно, и роста их недовольства с другой, неизбежно должна была прибегать к решительной централизации власти, вследствие чего верховный правитель, жрец, мог все больше приобретать черты восточного деспота, а само чавинское общество раннерабовладельческой деспотии, при которой сельская община превращалась в коллектив тружеников, подвергающийся эксплуатации со стороны деспотического государства. Власть над огромной территорией, экономическое могущество, высокий престиж Чавина как культурного центра, наконец, все большее сосредоточение юридической, законодательной и судебной власти в руках верховного правителя благоприятствовали зарождению и укреплению концепции мирового центра, каковым стал считаться Чавин.

      Просуществовав  свыше полутысячелетия, пережив расцвет и упадок, чавинское общество окончательно распадается, и цивилизация Чавин угасает. Однако задолго до этого чавинская культура вступила в активный процесс взаимодействия с культурами народов, находящихся за ее пределами. Это был один из факторов, который не только поддерживал силы чавинского общества и предопределил его столь длительное существование, но и обеспечил активный переход элементов высокой чавинской цивилизации к другим этносам: здесь эти элементы сыграли своего рода роль катализатора общественного развития. Чавин оказал столь глубокое воздействие на развитие человеческого фактора в Центральных Андах, что перуанские ученые склонны видеть в Чавине корень культуры Анд.

      Период  после угасания цивилизации Чавин, охватывающий в среднем три-четыре века, перуанские историки именуют эпохой региональной эмансипации, хотя речь идет не столько об освобождении местных культур от чавинского влияния, сколько о плодотворном взаимодействии между чавинскими и местными элементами. Указанное взаимодействие и подготовило качественно новый этап в древнейшей истории Андской области, именуемый эпохой регионального расцвета, а также классическим этапом (этапом классических локальных культур).

      Начиная  с первых веков н. э. в  Центральных Андах возникают  новые цивилизации: Паракас, Наска, Мочика (позднее ее прямой наследник Чиму), Тиауанако. Главные очаги цивилизации, известной сегодня под названием Паракас, располагались к югу от современной перуанской столицы. На ранних ступенях развития Паракаса особенно ощутимо сказывалось культурное влияние Чавина, но и позже сохраняются мотивы кошачьих (ягуара) и кондора в паракасском изобразительном искусстве. В отличие от Чавина данная цивилизация никогда не занимала большой территории. Культура Паракаса достигла больших высот, особое восхищение вызывают паракасские ткани. Ни в одной части земного шара на столь ранней стадии общественного развития искусство ткачества не достигало такого совершенства. Ткани Паракаса привлекают внимание не только качеством, разнообразием и мастерской выработкой, но и обилием сюжетов и узоров. В них можно найти изображения рыб, змей, людей, обезьян, божеств, сложные геометрические орнаменты, а также таинственные сцены с участием большого числа существ, трудно идентифицируемых с реальными представителями животного мира.

Видимо, эти  изображения  запечатлели переход  от тотемических верований к очеловеченным культам, начавшийся еще в недрах родового общества. Отсюда такие сочетания, как рыба с лицом человека. По всей видимости, среди паракассцев начинала складываться концепция главного бога. Что же касается содержания сцен, то высказываются предположения, что они представляли собой разновидность пиктографического письма.

      Другим  достижением паракасской цивилизации был высокий уровень хирургии, широко применявшей средства антисептики и анестезии.

      Совершенно  очевидно, что достижения паракасских  ремесленников и ученых, высокий уровень их специализации оказались возможны лишь на основе значительного развития земледелия. И действительно, в могильниках Паракаса были обнаружены остатки маиса, фасоли, арахиса. К этим плодам добавлялись обильные дары прибрежных вод Тихого океана.

      Таким образом,  как и в чавинском  обществе, здесь сложились условия для появления прибавочного продукта, а затем и социальной дифференциации. В паракасских могильниках покоятся останки людей, разнящихся между собой в имущественном и социальном положении, хотя масштабы этих различий не были значительны.

      Хронологические  рамки Паракаса пока не установлены. Одни исследователи определяют срок этой цивилизации в 600-700 лет, другие увеличивают его чуть ли не вдвое.

 Периодом становления  цивилизации Наска является первая половина I тысячелетия н.э., генетически восходящей к паракасской и вначале выступавшей лишь как одно из ее ответвлений, окончательно отпочковываясь от нее на стыке III и IV в. н. э. Сохранив в преобразованном виде многое из паракасского наследия, Наска дала в то же время замечательные образцы оригинального проявления культуры полихромную керамику, необычайно разнообразную по стилю и содержанию; некоторые мотивы росписей (кошачьи хищники, двухголовые змеи) восходят к культуре Паракас.

Одной из загадок цивилизации  Наска  являются многочисленные полосы и фигуры, прочерченные на пустынных плато юга перуанского побережья.

     Содержание  этой наземной росписи также  многообразно: геометрические линии  и орнаменты, изображения паука,  рыбы, птицы. Отдельные  линии  достигают колоссальных размеров  до 8 км. Некоторые изображения обнаружены  лишь с самолета, их функциональное  назначение неясно. Высказано много  догадок и гипотез, но до  сих пор не выяснено, были ли  они наземным календарем, носили  ли ритуальный или военно-ритуальный  характер, а может быть, являются  следами космических пришельцев?

      Хронологически  цивилизация Наска почти полностью совпадает по времени становления и упадка с самой северной перуанской цивилизацией Мочика (или Мучик), центром которой была долина Чикама. В конечном счете Мочика также восходит к Чавину, но между Мочика и Чавином лежит несколько веков, в течение которых на севере территории, ныне занимаемой Перу, существовали культуры Салинар и Куписнике. Через них-то (особенно последнюю) Мочика генетически и связана с Чавином. Хозяйственной основой общества было орошаемое земледелие, причем в некоторых долинах крупные ирригационные системы возникли еще в домочиканскую эпоху. Масштабы этих систем были весьма значительны. Так, магистральные каналы в долине Виру составляли не менее 10 км в длину, несколько метров в ширину и глубину. Поля, разбитые на прямоугольные участки размером в 20 кв. м, получали воду из распределителя. Длина же канала в долине Чикама 113 км. Широко использовались удобрения (гуано с близлежащих островов). Мочикские земледельцы (помимо окультуренных ранее тыквы, кукурузы, перца, фасоли и др.) ввели в оборот новые овощи и фрукты: камоте, юку, чиримойю, гуанабано и др. Из животных разводились используемые в пищу ламы и морские свинки. Важное место в экономике мочиканцев принадлежало рыболовству, охоте (к примеру, на морских львов), сбору птичьих яиц.

      Довольно  далеко в мочиканском обществе зашел процесс отделения ремесла от земледелия. О развитии текстильного производства свидетельствует, в частности, изображение на одном мочиканском  сосуде целой ткацкой мастерской. Чаще всего изготовлялись ткани из хлопка, реже из шерсти, иногда шерсть добавлялась в хлопчатобумажные ткани.

 Одно из первых мест  занимала Мочика в сфере металлургии и металлообработки (золото, серебро, медь и сплавы этих металлов).

Наиболее  выразительное  проявление культуры Мочика это многообразная по форме, мастерски выполненная керамика в виде скульптурных портретов, целых человеческих фигур-сосудов, покрытых рисунками, порой настолько сложными и своеобразными, что вполне оправданны попытки некоторых ученых видеть в них одну из форм пиктографии. Этот богатейший изобразительный материал, а также некоторые иные данные позволяют судить о мочиканском обществе как о раннем государственном образовании, идущем по пути становления деспотии с высоким уровнем централизации и высокой степенью развития военного дела.

      Цивилизация  Мочика исчезает примерно в VIII в. н. э., т. е. в то самое время, когда так называемая экспансия Тиауанако (точнее, его варианта Уари) достигает северных районов Перу. Однако Мочика не исчезает бесследно. Несколько забегая вперед, можно отметить, что после сравнительно недолгого периода существования на месте бывшего мочиканского ареала новой культуры Томвала здесь возникла богатая цивилизация Чиму, во многом унаследовавшая элементы мочиканской культуры, в том числе и политической.

      Цивилизация  Тиауанако вместе с родственной культурой Уари распространилась на огромной территории. Хотя ее памятники уже в эпоху инков стали предметом восхищения, изучения и даже попыток реставрации, вопрос о ее истоках долгое время оставался невыясненным и до сих пор гипотетичен. Лишь в 1931 г. американский ученый У. К. Беннет обнаружил в южной части бассейна озера Титикака на полуострове Тарако остатки культуры Чирипа, предшествующей Тиауанако или современной ее ранним этапам. Позже следы этой культуры были обнаружены и в других местах. Датировка этих находок, определенная радиоуглеродным методом, середина либо вторая половина I тысячелетия до н. э. Однако некоторые исследователи определяют возраст одного из памятников культуры предшественницы Тиауанако 129-130 лет до н. э.

 Если в  отношении  этнической принадлежности творцов  культур Чавин, Паракас, Наска трудно строить даже догадки, то этнолингвистический облик создателей Тиауанако выглядит значительно более определенным: многие исследователи полагают, что это были далекие предки современных индейцев аймара. Согласно другой точке зрения, протоаймара обитали в периферийных районах Боливийского плоскогорья, а создатели тиауанакской цивилизации были родственны населению юга горного Перу. Хотя расстояние между центрами цивилизации Чавин и Тиауанако весьма значительно (более 1000 км по прямой), в памятниках тиауанакской культуры обнаруживаются элементы, сходные с чавинскими: двухголовая змея, кондор, кошачьи. Особенно бросается в глаза сходство между изображениями чавинского божества на стеле Раймонди и центрального персонажа барельефа на так называемых Воротах солнца. Наиболее ярким памятником этой цивилизации является городище Тиауанако в Боливии, к югу от озера Титикака место предполагаемого центра тиауанакской культуры. Здесь находятся руины величественных мегалитических сооружений, пирамид и храмов, а также гигантские каменные изваяния. Основной строительный материал, андезит, доставлялся сюда на плотах по озеру Титикака. Типичным проявлением этой культуры стала также керамика своеобразной формы и росписи.

      Расцвет  культуры приходится на вторую  половину I тысячелетия н. э., когда  влияние  цивилизации собственно  Тиауанако  и родственной ей Уари распространяется на огромную территорию от северо-запада Аргентины до северных районов Перу, охватывая при этом и перуанское побережье.

      Гибель  Тиауанако завершила эпоху древнейших цивилизаций в Центральных Андах. Все цивилизации и культуры развивались здесь во взаимодействии друг с другом, что дает латиноамериканским исследователям право говорить о древнейшей территории Центральных Анд как о единой культурно-исторической области.

      Падению  древнейших цивилизаций в данной  области несомненно сопутствовали, а в некоторых случаях и содействовали какие-то миграционные процессы, поскольку наряду с зонами высоких культур и цивилизаций существовала варварская периферия: бассейн Амазонки, обширные районы сельвы. Их натиск на очаги высоких культур и цивилизаций был исторически неизбежен. Поэтому ситуация, возникшая после падения Тиауанако, включала в себя и такие факторы, как выход на историческую арену новых этнолингвистических групп.

      Район, где  некогда процветали цивилизации   Наска и Паракас, оказался в руках новых пришельцев; местное население не было готово для организации им должного отпора. Оно было либо уничтожено, либо ассимилировано. 

 

 

2. ДРЕВНЕЙШИЕ ГОСУДАРСТВА  МЕСОАМЕРИКИ: ОЛЬМЕКИ, МАЙЯ, ТЕОТИУКАН,  ТОЛЬТЕКИ

 

      Месоамерика - вторая обширная культурно-историческая область Западного полушария, которая, как и Центральные Анды, по темпам развития производительных сил, а вместе с тем и общественного развития в целом значительно опережала другие районы континента. Среди множества факторов, предопределивших этот феномен, важнейшим тоже является переход к земледелию (в том числе орошаемому) на базе окультуривания ценнейшего злакового растения маиса, а также фасоли, тыквы и др.

      В Месоамерике  насчитывается несколько древнейших цивилизаций, причем роль праматери мексиканской культуры справедливо отводится ольмекской цивилизации, самой древней в регионе. Ученые, занимающиея древней историей Америки, датируют эпоху ольмекской цивилизации 120-400 гг. до н. э.

 Судя по археологическим   памятникам, основным (хотя и не  единственным) ареалом расселения  ольмеков было побережье Мексиканского залива. В развалинах древних поселений (например, в Трес-Сапотес) обнаружен материал, свидетельствующий о наличии у ольмеков цифровой системы, календаря и иероглифической письменности. Трудно судить не только об этнолингвистической принадлежности ольмеков, но и об их расово-семантических чертах. Гигантские базальтовые головы изображают круглоголовых людей с несколько приплюснутым носом, опущенными углами рта, толстыми губами. С другой стороны, на одной ольмекской каменной стеле изображены длинноносые бородатые фигуры.

Информация о работе Древнейшие и Древние цивилизации Америки