Игровая концепция культуры Й. Хейзинги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 18:47, реферат

Описание

Йохан Хейзинга родился 7 декабря 1872 г. в Голландии, в городе Гронинген, в семье, ведущей свою родословную с XVI в. в семье строго соблюдались религиозные традиции меннонитов, проповедовавших нравственную жизнь, пацифизм и этику ненасилия, воздержание от светских удовольствий, браки внутри общины.

Содержание

Введение 3
1. Биография Йохана Хёйзинги 4
2 Игра и состязание как культуросозидающая функция 6
3.1 Взфимосвязь игры и права 10
3.2 Взаимосвязь игры и сражения 11
3.3 Взаимосвязь игры и поэзии 12
3.4 Взаимосвязь игры и искусства 14
4.1 Культура и эпохи с точки зрения игры 15
4.2 Игровой элемент современной культуры 17
Заключение 18
Список использованной источников 20

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 18.48 Кб (Скачать документ)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ – УЧЕБНО-НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС» 
 

                                                                   

РЕФЕРАТ 

По дисциплине «Культурология» 

«Игровая  концепция культуры Й. Хейзинги» 
 

    Выполнил: студент группы 21-ИТ

Некрасов  Алексей 
 

Проверил: преподаватель

    Шевченко  Мария Анатольевна 

                                          Работа оценена_____________ 
 

Орёл  2011

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение             3

1.  Биография Йохана Хёйзинги         4

2 Игра и состязание как культуросозидающая функция     6

3.1 Взфимосвязь игры и права                10

3.2 Взаимосвязь игры и сражения                11

3.3  Взаимосвязь  игры и поэзии                12

3.4  Взаимосвязь  игры и искусства                14

4.1  Культура  и эпохи с точки зрения игры              15

4.2 Игровой элемент современной культуры              17

Заключение                   18

Список  использованной источников                  20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ВВЕДЕНИЕ 

     Человек всегда имел способность и склонность облекать в формы игрового поведения  все стороны своей жизни. Это  является подтверждением объективной ценности изначально присущих ему творческих устремлений - важнейшего его достояния. Игра - прежде всего свободная деятельность. Все исследователи подчеркивают незаинтересованный характер игры. Она необходима индивидууму как биологическая функция, а обществу нужна в силу заключенного в ней смысла. Игра была формирующим элементом человеческой культуры. Раньше, чем изменять окружающую среду, человек сделал это в собственном воображении, в сфере игры. Ощущение и ситуация игры, давая максимально возможную свободу ее участникам, реализуются в рамках контекста, который сводится к появлению тех или иных жестко очерченных правил — правил игры. Смысл и значение игры целиком определяются отношением непосредственного, феноменального текста игры к так или иначе опосредованному универсальному, то есть включающему в себя весь мир, контексту человеческого существования. Игровая концепция культуры целостно была сформулирована нидерландским историком и философом идеалистом Й. Хейзингой в работе «Homo Ludens». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. БИОГРАФИЯ ЙОХАНА ХЁЙЗИНГИ
 

     Йохан Хейзинга родился 7 декабря 1872 г. в Голландии, в городе Гронинген, в семье, ведущей свою родословную с XVI в. в семье строго соблюдались религиозные традиции меннонитов, проповедовавших нравственную жизнь, пацифизм и этику ненасилия, воздержание от светских удовольствий, браки внутри общины. Его отец вначале продолжил семейную традицию, поступив в духовную семинарию, но затем увлекся математикой, оставив духовное поприще. В гимназии Й. Хейзинга проявил способности в изучении языков, что послужило началом для овладения в будущем восемью иностранными языками, в том числе санскрит, греческий, арабский, славянский. Он увлекался геральдикой и нумизматикой, и это, очевидно, пробудило его интерес к истории. После окончания гимназии он поступил в Гронингенский университет, на голландскую филологию, а спустя несколько лет защитил диссертацию "О видушаке (шуте) в индийской драме», прочитав на санскрите ряд классических индийских драм. Затем Й.Хейзинга становится учителем истории в школе. Он избирает своеобразный метод обучения истории по картинкам. Уже в эти годы он предпочитает «связный образ истории», который впоследствии широко использует в своих исторических трудах. В 1950 г. сборник этих рассказов «Окно в мир" был издан в Голландии. В 1903 г. Й.Хейзинга становится приват-доцентом истории древнеиндийской литературы в университете в Амстердаме, но, читая курс "Ведийско-брахманская религия», чувствует перемену в своих научных интересах. Его увлекает позднее средневековье западной культуры. Он переходит на кафедру истории Гронингенского университета и работает профессором с 1904 по 1915 г. Уже в эти годы возникает замысел книги. "Осень Средневековья», которая издается в Голландии в 1919 г. и приносит ему всемирную славу и известность. Она переводится в различных странах, а в 1988 г. впервые публикуется на русском языке. В 1915 г. он переходит в Лейденский университет, возглавляет кафедру истории, а затем становится ректором. В Лейдене он проработал вплоть до 1942 г., когда во время фашистской оккупации университет был закрыт. Несмотря на то что в своих трудах по истории мировой культуры он погружен в отдаленные эпохи, в них постоянно ощущается пульс современных проблем. Размышления о судьбах культуры, взаимоотношениях культуры и власти, кризисе духовности в формах повседневной жизни, умонастроениях и ценностях обращены к новой реальности середины XX века. Таковы его работа «В тени завтра. Диагноз культурного недуга нашего времени», опубликованная в 1935 г., переведенная на многие европейские языки, но запрещенная в годы фашизма, а также книга. "Истерзанный мир", изданная в 1945 г., после окончания II мировой войны. Й.Хейзинга становится видным общественным деятелем, он избирается президентом Академии наук в Амстердаме, а с 1938 г. председателем Международного комитета по культурному сотрудничеству Лиги Наций. Гуманистические идеи были изложены в книгах «Эразмус" (1942), посвященной биографии Эразма Роттердамского, а также в работе "Голландская культура XVII века» (1933), Необычайную популярность приобрела работа Homo Ludens (1938), отличающаяся новым подходом в освещении сущности, происхождения и эволюции культуры, энциклопедической эрудицией, блеском литературного стиля. В ней изложена культурологическая концепция Й.Хейзинги. В предисловии он писал, что человеческая культура возникает и развертывается в игре. Это убеждение зародилось у него еще в 1903 г., а в 1933 он посвятил этой проблеме вступительную речь при избрании ректором Лейденского университета, назвав ее «О границах игры и серьезного в культуре». Затем эти идеи излагал в Цюрихе, Вене, Лондоне в докладах «Игровой элемент культуры". В этой работе наиболее полно воплотился гуманистический, жизнелюбивый, нравственно светлый, творческий мир Й.Хейзинги. Он прожил удивительно интересную, насыщенную событиями жизнь, полную драматических переживаний, в которой были взлеты популярности и авторитета, преследования, аресты, заключение в концлагерь. Благодаря усилиям международного сообщества ученых 70-летний И.Хейзинга был освобожден и выслан в деревушку Де Стег близ города Арнем в Голландии. Но и там он продолжал свою деятельность, не имея книг, используя многие источники по памяти. Умер Й.Хейзинга от истощения в феврале 1945 г., не дожив до окончательной победы над фашизмом. [1]

Информация о работе Игровая концепция культуры Й. Хейзинги