Китайская религиозная культура: специфика, традиции и современность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 15:16, доклад

Описание

Культура Китая внесла огромный вклад и в мировую культуру. Так, на рубеже тысячелетий были изобретены бумага и тушь для письма. Также в это примерно же время создается и письменность в Китае. Бурный культурный и технический рост в этой стране начинается как раз с приходом письменности.
Но каковой бы ни была культура Китая, сегодня она является достоянием общемировой культуры, как, впрочем, и любая другая национальная культура. Приглашая ежегодно к себе миллионов туристов, эта страна охотно делится с ними своими культурными достопримечательностями, рассказывая о своем богатом прошлом и предлагая массу возможностей для путешествий.

Содержание

Введение
Специфика китайской религиозной культуры
Традиционная китайская культура
Проблема жизни и смерти в китайской культуре
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

КУЛЬТУРАЛОГИ1111 Я.docx

— 25.71 Кб (Скачать документ)

             

               Министерство образования Республики Беларусь

УО „ Белорусский государственный  экономический университет”

 

 

 

                                            

 

                                                 ДОКЛАД

 

На тему:„Китайская религиозная  культура:

                                       специфика, традиции и современность  ”

 

 

 

 

Студент

ФЭУТ‚ 1-й курс‚ ДГС-1                                                                     А. М. Гущеня 

Руководитель И.Е.Ширшов

 

 

 

 

 

                                                          МИНСК 2009

 

 

 

 

 

Содержание:

Введение

Специфика китайской  религиозной культуры

Традиционная  китайская культура

Проблема жизни  и смерти в китайской культуре

Заключение 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Каждая из великих классических культур Востока уникальна. Своеобразие, уникальность китайской традиционной культуры сводится прежде всего к  тому хорошо известному феномену, который  на уровне обыденного сознания давно  уже получил достаточно точное название - «китайские церемонии». Конечно, в  любом обществе и тем более  там, где существуют восходящие к  глубокой древности традиции, немалое место занимают жёстко сформулированные стереотипы поведения и речи, исторически сложившиеся нормы взаимоотношений, принципы социальной структуры и административно-политического устройства. Ни одна другая культура не создала на протяжении своей истории настолько могущественную систему традиций и ритуалов, причём речь здесь идёт не только об их объёме, а ещё более об их историческом возвеличивании до уровня идей религиозно-мифологического восприятия мира. Это произошло ещё в древности, когда этико-ритуальные принципы были выдвинуты на первый план.

Специфика китайской  религиозной культуры

       Специфика религиозной структуры и психологических особенностей мышления, всей духовной ориентации в Китае видна во многом. Здесь есть высшее божественное начало - Небо. Но китайское Небо - это не Яхве, не Иисус, не Аллах, не Брахман и не Будда. Это высшая верховная всеобщность, абстрактная и холодная, строгая и безразличная к человеку. Её нельзя любить, с ней нельзя слиться, ей невозможно подражать, как и нет смысла ею восхищаться. Правда, в системе китайской религиозно-философской мысли существовали, кроме Неба, и Будда (представление о нем проникло в Китай вместе с буддизмом из Индии в начале нашей эры), и Дао (основная категория религиозного и философского даосизма). Причем Дао в его даосской трактовке (существовала и конфуцианская интерпретация Дао в виде Великого Пути Истины и Добродетели) близко к индуистскому Брахману. Однако не Будда и не Дао, а именно Небо всегда было центральной категорией верховной всеобщности в Китае.

Традиционная  китайская культура

       Для традиционной китайской культуры не характерна связь типа бог - личность, прямая или опосредованная фигурой жреца (богослова), как это было присуще иным культурам. Здесь связь принципиально иного типа: «Небо как символ высшего порядка - земное общество, основанное на добродетели», опосредованная личностью осенённого небесной благодатью правителя. Этот императив, стократно усиленный конфуцианством, определил на тысячелетия развитие Китая. Как известно, основное содержание учения Конфуция сводится к провозглашению идеала социальной гармонии и поиску средств достижения этого идеала, эталон которого сам мудрец видел в правлении легендарных мудрецов древности - тех самых, что блистали добродетелями. Выступив с критикой своего века и высоко ставя века минувшие, Конфуций на основе этого противопоставления создают идеал совершенного человека, который должен обладать гуманностью и чувством долга.

       Конфуций старался создать общество без конфликтов и отдавал предпочтение тем правилам управления, которые направляют к социальному равновесию и “золотой середине”. Общество, по его мнению, покоится на следующих отношениях: между императором и подчинённым, между отцом и сыном, между мужем и женой, между старшим и младшим, между друзьями. Они основываются на морали, в которой основным является понятие почитания: почитание Творца и богов, которое учит терпимости и ненужности изменять окружающий мир; почитание природы, которая вызывает доброжелательность (не надо использовать силу, чтобы получить больше, чем положено); почитание истории. Три качества этой морали – осторожность, милосердие и смелость, пять добродетелей – самоуважение, широта взглядов, верность, старательность и добропорядочность.

Конфуцианские ценности стали  обязательными для всех – от крестьянина  до императора (и не удивительно  при этом, что простолюдины не раз  в истории Китая становились  императорами). Социальное функционирование норм, которые выражали эти ценности, представляли из себя жёсткий автоматизм приобретённого с колыбели стереотипа. Страшно было пойти на его нарушение, это являлось вызовом ко всей существующей общественно-правовой системе. Конфуцианство  принадлежало к правящим верхам Китая, тогда как среди простого народа распространёнными были более религиозные  направления. Философия Конфуция была достаточно удобной и выгодной для  правящей верхушки государства.

       В отличие от Индии, где культурой правят религии и соответствующая, происходящая из них духовность, то главное в китайский культуре – социальная этика и административная практика. Цель жизни и главная ценность индийца – привести свою бессмертную душу к слиянию с Абсолютом, Брахманом. Для китайца выше всего находится его физическая жизнь, его тело.

Вместе с тем, конфуцианство  и культ Неба не способны были удовлетворить  или реализовать религиозные  и эзотерические потребности  и тенденции, которые присутствовали в Китае. Эту задачу способен был  решить даосизм. Основная категория  этого учения – Дао, в свой оригинальной трактовке близкая к индуистскому Брахману, а в конфуцианской понимавшаяся как “Большой Путь Истины и Добропорядочности”. Точное время возникновения даосизма назвать тяжело, но известно, что  его основателями были Лао-Цзы и  Джбан-Цзы. Как религия даосизм  начал существовать лишь, определённым образом, в виде реакции на абсолютизацию  конфуцианства, ставшего религией власти.

Постигнуть даосизм западным сознанием, западным умом очень тяжело, так как последние стараются  постоянно прояснять действительность определёнными стабильными ментальными  конструкциями. Но как возможно понять через категории стабильности учение, в котором считается, что этой стабильности вообще не существует ?

Центральными категориями  даосизма выступают также Инь  и Ян. Инь и Ян – принципы, которые  характеризуют равновесие и постоянно  смешиваются между собой. Они  выступают как диалектические противоположности, существующие в каждой вещи; во Вселенной  нет чего-то, где бы не было их обеих. С другой стороны, не существует вещей  в мире, где бы абсолютно доминировал  принцип Инь или Ян. Первый из них символизирует женщин, ночь, север, долины, тучи, вазы, персики, грибы, пионы и др., со вторым связаны  мужчины, день, юг, лето, горы, бараны, жеребцы, петухи, драконы и др.

Даосизм очень сильно повлиял  на искусство Китая, творцы которого старались и стараются комбинировать  элементы Инь и Ян для достижения гармонии в своих творениях. Дао  невозможно продемонстрировать в творениях  искусства, если гармония между двумя  противоположностями не будет передана. Даосизм в китайской культуре также выраженно проявился в  сексуальной сфере, где половой  союз стал почти религиозным актом  слияния Инь и Ян. Более того, само начало существования даосизма как религии может быть выражено представлениями про Инь и  Ян: когда конфуцианство становится учением и доктриной власти, возникает  – для поддержания равновесия в мире, как противоположность  ему – религия даосизма.

     Непреходящие ценности китайской традиционной культуры :

- основанный на нерасчлененном  представлении о мире интуитивный  способ мышления, созвучный идеям  современной физики, в частности,  квантовой теории поля;

- акцент на развитии  культуры, моральном самосовершенствовании  человека, гармонии межличностных  отношений и отношений между  личностью и обществом; 

- морально-этические устои:  уважение старших, помощь ближнему, согласие в обществе;

- традиционные правовые  взгляды на приоритет морально-этических  норм;

- традиции семейных отношений; 

- стремление к сочетанию  власти и долга, справедливости  и выгоды, интересов личности  и массы. 

                  Проблема жизни и смерти в китайской культуре

Каким же образом проблема жизни и смерти представлена в  китайской культуре и в её психологии ?

      Во-первых, духовные системы конфуцианства, даосизма и буддизма настолько интегрировались и в культуру и психологию Китая, что пронизывают её существование и в современном динамичном мире. Что изменилось, так это то, что под влиянием проявлений правящей политической системы и элементов культуры Запада, они часто начали принимать менее выраженную, более скрытую для внешнего наблюдения форму. Но они живы в массовой психологии, они существуют на сознательном и бессознательном уровнях.

         Во-вторых, жизнь для китайца очень ценна, и связано это и с тем, что действительно значимый акцент на понятиях рая и ада (вообще – потустороннем мире или мирах) в Китае не делается, и с тем, что китайская культура не может быть названа заметно религиозной. Страх смерти у человека не имеет значительного “противовеса”, достаточной психологической компенсации, выраженной в учениях о потустороннем мире, рае и т.д., то есть даже религиозные и философские учения Китая (не говоря уже о других категориях культуры) не имеют эффективного средства заметной нейтрализации (относительно, например, христианства или индуизма) страха смерти. Человек ценит свою жизнь, он держится за неё как за почти некомпенсируемую ценность. Разумеется, речь не идёт об отношении к жизни отдельного человека со стороны позиций государственной власти: на протяжении истории Китая правящей системой как ценность она отнюдь не считалась‚ приблизительно аналогичная ситуация существует и ныне.

         В-третьих, возможно говорить о существовании определённого духовного кризиса, конфликта мировоззрений, который сейчас постепенно набирает свои обороты и активно выразится, вероятно, лет через 15-20, причём не в одной только КНР. Имеется в виду тот факт, что конфуцианские ценности и вообще философия Конфуция, преследовавшиеся в прошлом, двадцатом столетии коммунистическим режимом Китая и режимами других стран, располагающихся рядом с ним и имевших или имеющих подобный государственно-политический режим и в которых вышеуказанные ценности и философия также имели когда-то раньше значительную силу, сейчас в этом поликультурном регионе снова набирают её. Разумеется, почему взгляды Конфуция оказались неприемлемы для коммунистической партии: древний философ учил поддержанию порядка в государстве, его гармоничному существованию, и его взгляды совсем не вписывались ни в доктрину правящих режимов, ни в идеологию “культурной революции”. Революционные потрясения остались в прошлом Китая, так что ныне философия Конфуция вновь становится всё более актуальной. Современные события, которые происходят в Китае, ясно демонстрируют, что прежняя доктрина постепенно трансформируется.

 

Заключение 

          Культура Китая внесла  огромный вклад и в мировую культуру. Так, на рубеже тысячелетий были изобретены бумага и тушь для письма. Также в это примерно же время создается и письменность в Китае. Бурный культурный и технический рост в этой стране начинается как раз с приходом письменности.  
       Китай – родина множества открытий, распространившихся впоследствии на весь мир. Уже упоминавшаяся бумага, чуть раньше изобретён способ получения шёлка. Порох, получение которого также является вехой в культуре Китая.

       Изобретение способа изготовления фарфора позволило на долгие столетия, пока его не изобрели русские учёные, монополизировать рынок этих изделий, распространяя на весь мир своеобразную культуру Китая в рисунках и орнаментах керамических изделий. Правления многих императорских династий отразилось строительством сотен храмов и Великой Китайской Стены, сохранившейся до сих пор.

      Но каковой бы ни была культура Китая, сегодня она является достоянием общемировой культуры, как, впрочем, и любая другая национальная культура. Приглашая ежегодно к себе миллионов туристов, эта страна охотно делится с ними своими культурными достопримечательностями, рассказывая о своем богатом прошлом и предлагая массу возможностей для путешествий.

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.  Хмельницкий С. В. Сущность, проблемы и отношение к смерти в различных религиях.[ Электронный ресурс].–2001.–  Режим доступа: http://doc.meo.ru/data/out/329/65854.zip. Дата доступа 13.10.2009.

2.[Электронный ресурс ].–2002.–режим доступа: http://www.popal.ru/. Дата доступа 14.10.2009.

 

 

 


Информация о работе Китайская религиозная культура: специфика, традиции и современность