Концепция происхождения культуры Зигмунда Фрейда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 07:56, реферат

Описание

Свою культурологическую концепция Зигмунд Фрейд впервые изложил и
обосновал в работе «Тотем и табу. Психология первобытной культуры» изданной
в 1913 году. Именно эту работу мы использовали в качестве основы для
рассмотрения взгляда Фрейда на происхождение культуры. Продолжением этой
работы можно считать знаменитую работу «Недовольство культурой», которая
первоначально была названа Фрейдом «Недовольство в культуре».

Содержание

Содержание 1
Введение 2
Часть 1. Концепция зарождения культуры 3
Эволюция «культуры» 3
Основа концепции 4
Часть 2. Концепция происхождения современной культуры 5
Путь к культуре 5
Роль красоты, чистоплотности и порядка в культуре 6
Культура как регулирующий фактор социальных отношений 8
«Культурные запреты» 9
Культурный процесс в современном обществе 11
Культура и личность 12
Эпилог 13
Список литературы 15

Работа состоит из  1 файл

Концепция происхождения культуры Зигмунда Фрейда.doc

— 91.00 Кб (Скачать документ)

культурного процесса, как отзвук  древних  событий  в  генетической  памяти.

Аналогичным образом Фрейд объясняет необходимость Бога, власти  государства.

«Громадное  большинство людей, — замечал  он, — нуждается во  власти,  которой

они могут  восхищаться, которой они могут  подчиняться,  которая  господствует

над  ними...  Из  психологии  индивида  мы  узнали,  откуда  происходит  эта

потребность масс. Это тоска по отцу, живущая  в  каждом  из  нас  с  детских

дней».  Любая  религия,  согласно  Фрейду,  представляется  в  виде  некоего

навязчивого  невротического  состояния.  Страх  перед  отцом,  чувство  вины

порождают беспредметное беспокойство, уходящее лишь в результате  регулярных

ритуалов-церемоний. 
 

    Положение об аналогии, близости поведения человека-невротика и индивида

—  участника  ритуала  Фрейд  развивал  в  работах  "Навязчивые  действия  и

религиозные обряды" (1907) и "Будущность одной иллюзии" (1927).  Обосновывая

близость  психологической структуры невроза  и  религиозного  ритуала,  Фрейд

отмечал,  что  в  обоих   случаях   присутствует   внутреннее   принуждение,

интенсивный  страх  при  отступлении  от  религиозного  или   невротического

церемониала. Таким образом, религия и невроз, согласно его точке  зрения,  —

это  защита  против  неуверенности  и   страха,   порожденных   подавленными

влечениями.  В  соответствии  с  этим   религия   —   универсальный   невроз

навязчивости,  а  невроз  можно  рассматривать  в  качестве  личной  религии

индивида. 
 
 

Часть 2. Концепция происхождения современной  культуры 
 
 

Путь  к  культуре 
 
 

    Теория о развитии культуры,  как  защиты  от  общества  и  общественных

отношений получила развитие в работе Фрейда  «Недовольство  культурой».  Она

представляет  интерес тем, что написана  она  была  довольно  поздно  в  1930

году,  что  представляет  возможность  как  можно  ближе  познакомиться   со

взглядами Фрейда. 
 

    Повторимся, что Фрейд подчеркивает - «слово «культура»  обозначает  всю

сумму  достижений  и  учреждений,  отличающих  нашу  жизнь  от  жизни  наших

животных  предков  и  служащих  двум  целям:  защите  людей  от  природы   и

урегулированию  отношений между людьми». Чтобы лучше понять это,   рассмотрим

по отдельности  характерные черты культуры. 
 

    К культуре мы относим  все  формы деятельности,  все ценности,  которые

приносят  человеку  пользу,  «подчиняют  ему   землю»,   защищают   его   от

воздействия природы и т. п.  Обращаясь  к  далекому  прошлому,  мы   находим

первые  культурные деяния -  применение  орудий,  покорение  огня,  постройку

жилищ, среди  которых  особенно  выделяется  покорение  огня.  Что  касается

других  достижений, то с ними человек вступил  на  путь,  по  которому  он  в

дальнейшем  шел все время.  Фрейд пишет: «Всеми   своими   орудиями   человек

усовершенствует свои органы -  как  моторные,  так  и  сенсорные  -  или  же

раздвигает  рамки их применения…жилище - эрзац  материнского  лона,  первого

и, может  быть,  доныне  желанного  обиталища,  в  котором  мы  пребываем   в

безопасности  и так хорошо себя чувствуем». 
 

    В  результате  получаем   прямое   исполнение   большинства   сказочных

пожеланий:  все  это   человек   создал   посредством   науки   и   техники,

появившись  на земле поначалу как  «слабое  животное», на земле, «где и  ныне

каждый  индивид должен  являться  на  свет  как  беспомощный  младенец».  Все

это человек  должен  рассматривать как достижение культуры. С  давних  времен

человек   создавал   себе  идеальное  представление   о   «всемогуществе   и

всезнании», воплощением которых были боги. Им  он  приписывал  все  то,  что

было  ему  запрещено.  Можно  сказать,  что  боги  и  были  его  культурными

идеалами.  Теперь  он очень близко подошел к достижению  этих  идеалов,  он

сам  сделался  чуть  ли  не  богом,   правда   лишь   настолько,   насколько

человеческий  здравый смысл вообще признает эти  идеалы достижимыми.  В  одних

случаях они совершенно неисполнимы, в  других  -  наполовину.  Человек стал

«богом  на   протезах»,   величественным,   когда   употребляет   все   свои

вспомогательные  органы, но они с ним не срослись  и  доставляют  ему  порой

еще немало хлопот. Однако при всем своем богоподобии  современный человек  не

 чувствует себя счастливым. 
 

Роль  красоты, чистоплотности и порядка  в культуре 
 

                                             Человечество вполне играет роль

                                               божества в религии прогресса. 

                                                               С.Н. Булгаков 
 

    Мы  оцениваем  культурный  уровень  страны  по  тому,  как  в  ней  все

обустроено,  насколько  рационально   используется:    как    обрабатываются

земли, как служат человеку силы природы  и  каковы  средства  защиты  от  их

разрушительного воздействия. В  такой  стране   «укрощены  реки,  угрожающие

наводнениями, их воды отведены в каналы и по  ним   доставляются  туда,  где

они необходимы». Минеральные   ресурсы  добываются  и   перерабатываются   в

необходимые орудия труда и  приспособления.  В   достатке  имеются  средства

сообщения.  Но  мы  предъявляем  культуре  и   другие   требования.  Как  бы

отказавшись от первоначально заявленного критерия полезности, мы  говорим  о

культурности,  видя  человека  интересующегося  вещами,  которые  вовсе   не

являются  полезными, то есть не  приносят  прямой  материальной  пользы.  Они

кажутся, скорее, бесполезными,  когда парковые насаждения,  полезные  городу

как игровые  площадки  и   резервуары   чистого воздуха,  имеют к тому  же

цветочные  клумбы.  Либо,  когда   квартирные   окна   украшены   цветочными

горшками. Необходимо заметить, что  бесполезным,   высокую  оценку  которого

мы  ожидаем  от  культуры,  является  прекрасное.  От  культурного  человека

требуется  почитание  красоты  -  как  встречаемой  им  в   природе,  так  и

созданной   его   собственными   руками.   Этим    критерии    культурности,

установленные  обществом,  не  исчерпываются,  нам  хочется   видеть   также

признаки  чистоты и  порядка. Всякая нечистоплотность  кажется  несовместимой

с культурой. Это требование распространяется и  на  человеческое  тело.  Нас

не удивляет, что употребление мыла  кому-то  кажется  прямо-таки   мери  лом

культуры. То же самое и с порядком. 
 

    Но если от природы не  стоит  ждать  особой чистоты,  то  порядок  был,

скорее, в ней преднайден. Наблюдения астрономическими циклами дали  человеку

не только прообраз, но  и  исходный пункт  для  привнесения  порядка  в  свою

жизнь.    Порядок    является    принудительным    повторением     «единожды

установленного». Он  определяет,  когда, где и  как  нечто  должно  делаться,

дабы  избежать промедлений и  колебаний  во всяком схожем  случае.  Неоспоримы

благодеяния  порядка,  он   обеспечивает   человеку   лучшее   использование

пространства  и времени,  сберегает  его  психические  силы.  Можно  было  бы

ожидать, что порядок с самого   начала   и  без  принуждения  установится  в

человеческой   деятельности;   удивительно,  что  этого   не   произошло   -

небрежность, ненадежность, беспорядок в повседневной работе таковы,  что  их

можно считать  природной  склонностью  человека.  «Он  трудно  воспитуем  для

следования  небесным образцам». 
 

    По Фрейду,  красота, чистоплотность и  порядок  занимают  особое  место

среди  требований культуры. Хотя они и  не столь же  важны   для  жизни,  как

покорение сил. Но их и не отодвинешь в сторону, как   нечто  второстепенное.

Культура  предполагает не одну лишь пользу  -   это   видно  уже  на  примере

красоты, которую нам никак не  хочется  исключать  из   интересов  культуры.

Польза  от порядка очевидна,  чистоплотность  включает  в себя  гигиенические

требования. Можно предположить, что  польза  от  чистоты  не  ускользала  от

внимания  людей даже в те времена, когда еще  не  было  научно  обоснованного

предупреждения  болезней. Но полезность и в  данном случае  не  дает  полного

объяснения  этого стремления, тут должно  присутствовать и нечто иное. 
 

Культура  как регулирующий фактор социальных отношений 
 
 

    В качестве  далеко  немаловажной  характеристики   культуры  мы  должны

удостоить внимания тот способ, каким  регулируются   взаимоотношения  людей,

социальные  отношения,  касающиеся  человека.   Здесь   нельзя   отойти   от

определенных  идеальных требований и уловить,  что  вообще  в  данном  случае

принадлежит  к  культуре. Фрейд считает,  что,  возможно,  с  самого  начала

следовало бы  заявить,  что  элемент  культуры  присутствует  уже  в  первой

попытке урегулировать социальные  отношения.  Не  будь  такой  попытки,  эти

отношения подчинялись бы произволу, т. е.  устанавливались  бы в  зависимости

от интересов  и влечений  физически   сильного  индивида.  Совместная   жизнь

Информация о работе Концепция происхождения культуры Зигмунда Фрейда