Крито - микенская культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 18:52, научная работа

Описание

Крито-микенская культура — общее обозначение минойской культуры (по имени легендарного критского царя Миноса), возникшей на Крите в 3-2 тыс. до н.э. и сильно воздействовавшей на культуру материковой Греции и микенской культуры, формировавшейся под влиянием минойской. Центры культуры находились на материковой Греции. Несмотря на прочные культурные связи с Ближним Востоком, прежде всего с Египтом, крито-микенская культура сохраняла свою самобытность.
Одной из особенностей критской культуры является полное отсутствие на Крите храмов. Очевидно критяне совершали свои религиозные обряды или в гротах или на открытом воздухе, перед алтарями, обнесенными священными оградами. Крито-микенская культура предвосхищает греческую как своим тяготением к зрелищам, так и своим увлечением музыкой, танцами, спортом. Критяне задолго до греков изобрели театральную сцену. В честь Минотавра устраивали священные ристалища быков.

Работа состоит из  1 файл

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ КРИТО.docx

— 28.67 Кб (Скачать документ)

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ КРИТО-МИКЕНСКОЙ  КУЛЬТУРЫ

 
     Крито-микенская культура — общее обозначение минойской культуры (по имени легендарного критского царя Миноса), возникшей на Крите в 3-2 тыс. до н.э. и сильно воздействовавшей на культуру материковой Греции и микенской культуры, формировавшейся под влиянием минойской. Центры культуры находились на материковой Греции. Несмотря на прочные культурные связи с Ближним Востоком, прежде всего с Египтом, крито-микенская культура сохраняла свою самобытность.  
     Одной из особенностей критской культуры является полное отсутствие на Крите храмов. Очевидно критяне совершали свои религиозные обряды или в гротах или на открытом воздухе, перед алтарями, обнесенными священными оградами. Крито-микенская культура предвосхищает греческую как своим тяготением к зрелищам, так и своим увлечением музыкой, танцами, спортом. Критяне задолго до греков изобрели театральную сцену. В честь Минотавра устраивали священные ристалища быков. Женщины наряду с мужчинами принимали участие в опасной и искусной игре. За ристалищами быков следовали состязания в боксе. Активное участие женщин в спортивных праздниках подводит нас к особенности критской культуры, которую можно характеризовать как поклонение женщине. Женщины вели свободную общественную жизнь: участвовали в священных ристалищах, атлетических и музыкальных играх, занимались ремеслом и охотой, открыто показывались на улицах.

     Архитектура: сакральная архитектура почти совершенно отсутствует. Жилые здания были прямоугольного типа. Большинство домов среднемикенской эпохи представляют собой многоэтажные строения, крытые плоскими крышами и иногда украшенные сверху небольшим аттиком. К специфическим особенностям относится обилие окон по фасаду. З отсутствием стекла отверстия окон закрывались, вероятно, цветной материей или прозрачной промасленной кожей. Строились большие дворцы, самый крупный из них Кносский. В критских дворцах было обилие коридоров, лестниц и световых шахт. Чередуя световые шахты со сквозными лестницами, портиками и водоемами, критский архитектор добивался динамически одухотворенного впечатления.  
Колонны наряду со столбами находили самое широкое применение. Плиты обычно украшали рельефные изображения (чаще всего изображали животных, особенно — львов).  
Искусственные гроты применялись для погребения большого количества умерших, единичные могилы устраивались в виде ям или ящиков.  
     Скульптура: Ее особое свойство — отсутствие монументальных памятников, больших культовых статуй или декоративных ансамблей, соединяющих архитектуру и скульптуру. Критская скульптура избегает открытых пространств — площадей, портиков, наружных ниш. Все памятники отличаются небольшими размерами и предназначены для постановки во внутренних покоях. Фигуру связывали с окружающим пространством, давали ей пейзажный фон. Скульптуры делались из глины, слоновой кости, фаянса и бронзы. Также крито-микенская культура знаменита вазописью.
 

Крито-Микенская  культура  

Античным (от латинского «аитикус» - древний) миром называют группу государств, сложившихся в древности на побережье Средиземного моря. Важнейшими среди них были города-государства, созданные греческими племенами» и союз города древней Италии, возглавляемый Римом. Их высокая культура повлияла на дальнейшее развитие человеческой цивилизации в целом, фактически она легла в основу последующего культурного развития пародов Европы, будучи переосмысленной в свете более чем тысячелетней работы христианской мысли.

Греческие мыслители  и ученые, использовав достижения древневосточной науки и во многом превзойдя своих учителей, заложили основы научных знаний и дали названия различным отраслям науки, например; грамматика — наука о правилах письма, арифметика - наука о числах, география — описание земли и т. д. Такие имена, как Платон, Сократ, Аристотель, Гераклит и др. обрели авторитет символов начала истории философии как науки, а их суждения продолжали влиять на эволюцию основных направлений философской мысли и после гибели античного общества. Сочинения греческих историков, географов, философов, поэтов переведены на многие языки мира. Во многих европейских языках латинский язык сохранился в терминологии. Б русском языке насчитываются тысячи древнегреческих и латинских слов. Греческая и латинская письменности легли в основу современной письменности. Из греческого алфавита возник славянский, а затем и русский Латинским алфавитом пользуются многие народы мира.

Именно в античной Греции впервые возник театр. Бессмертны памятники греческой скульптуры и архитектуры. Искусство греков неразрывно связано с образом  человека, с утверждением красоты  п значимости его облика, с раскрытием его гармоничного начала.

Римская поэзия оказала огромное влияние на многих поэтов европейских народов, в т. ч. и на таких выдающихся русских  поэтов, как Г. Р. Державин, А. С. Пушкин и др.

Без знания истории  Древней Греции и Рима, без изучения той эпохи, в которой наиболее ярко выразились исторически неповторимые и наиболее значительные ценности античной художественной культуры, современный  человек не может в полной мере понять и оценить вклад древних  греков в культурную сокровищницу мира.

От времени  расцвета древнегреческого искусства  нас отделяют две с половиной  тысячи лет. Но сила и слава античного  искусства оказалась вечной, Античность остается и вечной школой художников. Мастера снова и снова обращаются к образам античности, разгадывая тайну гармонии и совершенства линий.

Древняя Греция - клочок земли в бассейне Средиземноморья, все население которого но превышало, вероятно, двухсот-трехсот тысяч человек. И в этом маленьком мирке риди лась и расцвела гигантская духовная культура, не состарившаяся даже через тысячелетия.

Еще в конце  ХЖ—начале XX вв, считалось, что история Греции началась с XII в. до н. а И хотя в исторических сказаниях и песнях-поэмах начала I тыс. до н. э. рассказывалось и древних царствах и подвигах героев того времени, многие ученые считали это поэтическим вымыслом и относили их к области мифологии.

Перелом произошел, когда во многих местах Греции стали  открывать памятники более древние, чем сстатки классического периода. Немецкий археолог Генрих Шлиман раскопал на территории турецкой деревушки Гиссарлык развалины легендарной Трои. Раскопки других ученых в Микенах, на остронах Родос и Фарос подтвердили предположение о существовании великой цивилизации, которая предшествовала классической эллинской, и отодвинули начале греческой истории еще дальше в глубь веков.

Как известно, история  Древней Греции делится на несколько  этапов. Первый этап — XII—VIII вв. до ь. э. — на смену общинно-родовым отношениям приходит рабство, когда зарождаются первые зачатки классового расслоения общества. Второй этап — VII—V и большая часть IV вв. до н.;'. — расцвет и кризис античного варианта рабовладельческого общества с его специфической формой государственности — античным полисом. Третий этап — конец IV—I вв. до н. э. — кризис рабовладельческого полиса; ликвидация или ограничении государственной независимости полисов, консолидация рабовладельческого общества, создание путем завоеваний на Востоке огромных монархий. Это так называемая эпоха эллинизма

Центром раннего  этапа античности (конец Ш — середина II тыс. до н. э.) был остров Крит, а несколько позже — та часть греческого материка, где находится город Микены. Б целом культуру этого периода (примерно XV в. до в э.) называют крито-микенской.

В ней еще  много неясного для историков  Цо сих пор не до конца расшифрованы критские письмена.. Только предположительные ответы даются на вопросы: что это были за люди, к какой этнической группе они принадлежали, каков был их общественный строй И т. д.

Часть ученых считает, что на Крите существовала рабовладельческая  монархия. Другие полагают, что там  было еще родовое, доклассовое общество типа военной демократии с вождем во главе.

В 1900 г. выдающийся английский археслог А. Эванс приступил к раскопкам древнего города Кносса, где он обнаружил обширный дворец, построенный Б конце III тыс. до и. э. и полностью перестроенный около 1700 г. до н. э,

КносскиЙ дворец заставил вспомнить греческий миф о Лабиринте. Согласно мифу, на Крите когда-то царствовал правитель Минас — царь, законодатель, глава морской державы. Пасифая, жена Миноса, воспылала безумной страстью к быку к навлекла на остров бедствия, породив чудовищного Минотавра. У Миноса был подземный дворец — Лабиринт, из которого найти выход было невозможно. Царь заключил ужасное чудовище в Лабиринт. Раз в девять лет Мииос отдавал ему на съедение семерых юношей и девушек. Афинскому герою Тесею удалось убить Минотавра и выйти из ЛабириЕ1та с помощью клубка ниток, который дала ему Ариадна. Это могло бы быть сказкой, если бы раскопки на Крите не показали, что Лабиринт действительно существовал. Сказание о чудовищном быко-человеке Минотавре тоже имело историческую основу: на покрытых Фресками стенах Лабиринта, а также на каменных и золотых сосудах дворца постоянно встречаются изображения этого существа. Разумеется, Минотавр не результат экспериментов древних первопроходцев в области генной инженерии, а отражение их представлений о грозном божестве, являвшемся в образе гигантского быка, в чьей власти был подземный мир. Этот бык в гневе колебал земную твердь и вздымал огромные волны, захлестывавшие сушу. Крит -остров вулканического происхождения, и частые землетрясения породили миф о быке-колебателе, которого нужно было умилостивить, принося человеческие жертвы. На фресках, в скульптурных изображениям сохранилась информация о священном танце с быками, который исполнялся специально отобранными и обученными юношами и девушками - таврополами. Их жизнь была очень короткой - в 14— 15 лет они отдавали силы в последнем танце, где кх партнерами были быки, выращенные в особых храмовых стадах. Таврополы погибали, принесенные в жертву хтоническим подземным божествам.

Позднее дворцы, подобные кносскому, были обнаружены и в других местах Крита. Можно было сделать заключение, что уже с ХХП в. до н. а на Крите существовали раннеклассовые государства. Особенного могущества и культурного расцвета критское общество достигло в XVIII—XV вв. до н. э.

Раскопки на Крите и в Микенах показали связь двух культур. Возникло такое  понятие, как крито-микенская культура. Стало ясно, что это была цивилизация  эпохи бронзы с развитым общественным строем, с высоким уровнем техники  и культуры.

В 1952 г. удалось  прочитать и часть найденных  при раскопках документов. Это  сделали английские ученые М. Вентрис и Дж. Чэдвик. Оказалось, что они написаны на одном из ранних диалектов греческого языка. Открытие этой письменности составило целую эпоху в изучении: древнейшей цивилизации Греции, показав, как много правды таилось в легендах и преданиях.

Критские города и дворцы были разрушены в середине II тыс. до н. э. в результате извержения вулкана на острове Санторин в  Эгейском морс и вызванного им землетрясения.

Господство в  Эгейском бассейне перешло к ахейцам, жившим в городах-крепостях материковой  Греции.

Критской культуры не стало, но еще около трех столетий близкая ей микенская культура существовала на греческом материке.

КРИТО-МИКЕНСКАЯ  КУЛЬТУРА

    условное название культур племен Крита, Эгейского  архипелага и материковой Греции 3-2-го тыс. до н. э. Названа по наиболее известным находкам на Крите и в Микенах. Гл. центры К.-м. к. были обнаружены раскопками Г. Шлимана в Микенах (в 70-е гг. 19 в.) и А. Эванса в Кноссе (1900-20). С тех пор раскопано несколько сот мест обитания носителей К.-м. к. (археологич. работы интенсивно ведутся и до сих пор). Памятники всего указ. р-на, а также вост. побережья М. Азии вплоть до Троады свидетельствуют о единстве К.-м. к., гл. обр. с сер. 2-го тыс. до н. э. Еще в 19 в. была установлена многослойность и, следовательно, длительность заселения Трои, Микен, Филакопи (о. Мелос). В нач. 20 в. Эванс предложил разделить историю Крита в 3-2-м тыс. до н. э. на 3 периода (раннеминойский (РМ) - ок. 3000 - ок. 2200, среднеминойский (СМ) - ок. 2200 - ок. 1600, позднеминойский (ПМ) - ок. 1600 - ок. 1200), датируя их на основании хорошо изученных критских предметов, найденных в Египте, и египетских - на Крите. Каждый из них был в свою очередь подразделен на I, II и III субпериоды. Периодизация Эванса с небольшими изменениями, касающимися гл. обр. PM I и II, принята и ныне. На ее основе разработаны параллельные хронологич. схемы для элладской (материковой греческой) и кипро-минойской (на Кипре) культур.

    Открытие блестящей  дворцовой кносской культуры на Крите привело к своеобразному критоцентризму. Эванс считал материковую Грецию лишь провинцией Кносса, а всю ее культуру сводил к заимствованиям с Крита. Между тем преобладающее влияние Крита на материк неоспоримо только для СМ и для ПМ I периодов (т. е. вплоть до 1450). Для последующего же времени амер. ученый К. В. Блеген и англ. А. Дж. Б. Уэйс доказали неоспоримое влияние материковой культуры па Кносс. Расшифровка англ. ученым М. Вентрисом в 1952 линейного письма Б (датируемого ПМ II и III) как греческого нанесла окончат. удар критоцентристской концепции Эванса.

    Для РМ культуры характерен переход от энеолита к использованию  бронзы (примерно с 2600), возникновение  поселений гор. типа, распространение скотоводства и развитие мореплавания. Это был период относительно быстрого имуществ. расслоения и разложения родового строя.

    В нач. СМ I периода ок. 2000, как полагают нек-рые ученые (напр., польский археолог-античник К. Маевский) в связи с борьбой против кратковрем. оккупации Крита войсками Саргона Ассирийского, возникло критское гос-во с центром в Кноссе. О его могуществе свидетельствуют размеры кносского дворца, богатство его отделки и монументальность стен. На Крите в этот период была распространена пиктографич. письменность, к-рая развилась в древнюю систему слогового письма (линейное письмо А).

    В 1700-1450 кносские владыки укрепили свое влияние в вост. и центр. Крите. В это время Кносс превратился в мощную морскую державу, подчинившую не только Киклады, но, возможно, и часть материковой Эллады. Одновременно активизировались морские связи Крита с Египтом и южным побережьем М. Азии. Могущество критских царей - миносов (от имени легендарного царя Миноса) отразилось в греч. мифах о Минотавре, а сложный план кносского дворца в понятии Лабиринт. О значит. развитии на Крите гор. жизни этого периода свидетельствуют и данные раскопок в Гурнии, Врокастро, Тилис-сосе и др. В отличие от ближневост. дворцов, дворцы правителей в Кноссе и Гурнии были окружены жилыми кварталами.

    Во 2-й пол. 15 в. до и. э. ахейские племена Пелопоннеса захватили Кносс. Местная письменность - линейное письмо А - была преобразована согласно потребностям завоевателей. Ок. 1400 до н. э. крупное землетрясение разрушило кносскнй дворец, после чего преобладание в Эгенде и во всем Восточном Средиземноморье окончательно перешло к Микенам. В отличие от неукрепленных критских дворцов, находившихся в центре поселений городского типа, для микенской культуры характерны прежде всего царские дворцы (напр., в Микенах и Тиринфе), сильно укрепленные стенами т. н. киклопич. кладки. Период расцвета Микен приходится на 16-13 вв. О баснословном богатстве местной династии ярко свидетельствуют раскопанные еще Шлиманом шахтовые и несколько более поздние купольные гробницы. Наличие сильной централизованной власти подтверждается также сетью мощеных дорог, связывавших Микены с различными местностями Пелопоннеса и даже Центр. Греции. Микены в эту пору имели активные связи со странами Ближ. Востока. В хеттских архивах сохранились упоминания о сношениях с ахейским царством Ахиява; поселение микенских ремесленников было раскопано и в далекой Рас-Шамре (Сирия). Кроме Микен, важными центрами на Пелопоннесе были Тиринф и Пилос.

    В кон. 13 в. до н. э. начинается быстрый упадок микенской культуры. Прекращается новое строительство (кроме оборонного), ослабевают связи с внеш. миром. Возможно, эти явления были связаны с большим напряжением, вызванным Троянской войной. Окончат. удар обществам К.-м. к. нанесли крупные этнич. передвижения 12 в. до н. э., в частности переселение дорийцев, к-рые повсеместно разрушили дворцы (центры микенской культуры) и уничтожили раннерабовладельч. крито-микенские гос-ва.

    Проблема характера  социально-экономич. отношений в обществах К.-м. к. явилась предметом спец. рассмотрения в сов. историографии. В 30-е гг. Б. Л. Богаевский определял их как доклассовые, причем он постулировал матриархат на Крите и патриархат в Микенах. Однако широкая дискуссия 1940, проведенная Ин-том истории АН СССР, подтвердила концепцию В. C. Сергеева, доказавшего клас. раннерабовладельч. характер наиболее развитых р-нов К.-м. к. Впоследствии расшифровка надписей линейного письма Б полностью подтвердила этот вывод. В 50-60-е гг. активно включились в изучение К.-м. к. А. И. Тюменев, С. Я. Лурье, И. М. Тронский и др. Осн. интерес сов. исследователей сосредоточен вокруг проблемы рабства и агр. отношений в микенских обществах.

    В обществах К.-м. к. рабовладельч. отношения складывались вокруг городов и царских дворцов. Волыним количеством рабов располагали только дворцовые х-ва, являвшиеся как бы островками в море поселений с родовым строем. Слабость социальной базы раннерабовладельч. обществ К.-м. к. предопределила их быстрое падение и возврат к родовому строю в нач. 1-го тыс. до н. э.

    Осн. значение К.-м. к. состоит в том, что в р-не ее распространения впервые на терр. Европы возникли клас. общества и гос-ва, зародилась письменность, была создана высокая цивилизация. В обществах К.-м. к. достигли высокого развития архитектура (дворцы, укрепления, шахтовые и купольные гробницы), фресновая живопись, скульптура (каменные рельефы), расписная керамика, мелкая пластика из бронзы, камня, слоновой кости. Мн. достижения К.-м. к., заимствованные и развитые гомеровской и классич. Элладой, вошли в сокровищницу мировой культуры.

Информация о работе Крито - микенская культура