Культорологическая мысль 30-50 годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 20:30, курсовая работа

Описание

Культурология изучается сегодня практически во всех вузах России, вне зависимости от того, позиционируют они себя как классические или технические университеты либо подчеркивают профессиональную направленность в рамках академий и школ. Это обусловлено не только тем, что культурология формально присутствует в перечне учебных дисциплин государственного образовательного стандарта; изменения, происходящие в современном обществе, так сложны и многослойны, так динамичны и разноплановы, что их постижение требует выхода за пределы ситуативного анализа, поиска глубинных, универсальных оснований культурного разнообразия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 2
1. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ 30-50Х ГОДОВ XIX ВЕКА. 2
2. МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ: БУДДИЗМ, ХРИСТИАНСТВО, ИСЛАМ. 5
2.1. БУДДИЗМ 6
2.2. ХРИСТИАНСТВО 8
2.3. ИСЛАМ 10
3. МНОЖЕСТВЕННОСТЬ ЯЗЫКОВ КУЛЬТУРЫ. ПОНЯТИЕ МЕТАЯЗЫКА. 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15

Работа состоит из  1 файл

культурология.docx

— 70.93 Кб (Скачать документ)

Распространяясь в среде  евреев Палестины и Средиземноморья, христианство уже в первые десятилетия своего существования завоевало приверженцев и среди других народов. Уже тогда выявился свойственный христианству универсализм: общины, разбросанные по огромному пространству Римской империи, ощущали, тем не менее, свое единство. Членами общин становились люди разных национальностей. Новозаветный тезис "нет не эллина, ни иудея" провозгласил равенство перед Богом всех верующих и предопределил дальнейшее развитие христианства как мировой религии, не знающей национальных и языковых границ.

Хочу отметить, что с  момента зарождения этой религии  ее приверженцы подвергались жестоким гонениям (например, во времена Нерона), однако в начале IV века христианство становится официально дозволенной, а  к концу века, при императоре Константине, господствующей религией, поддерживаемой государством. К X веку почти вся  Европа стала христианской. Из Византии христианство было воспринято в 988 г. Киевской Русью, где стало официальной  религией.

Начиная с IV века христианская церковь периодически собирает высшее духовенство на так называемые вселенские соборы. На этих соборах разрабатывалась и утверждалась система вероучения, формировались канонические нормы и богослужебные правила, определялись способы борьбы с ересями. Первый вселенский собор, состоявшийся в Никее в 325 году, принял христианский символ веры - краткий свод главных догматов, составляющих основу вероучения.

Христианство развивает  созревшую в иудаизме идею единого  Бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания и абсолютного  могущества. Все существа и предметы являются его творениями, все создано  свободным актом Божественной воли. Два центральных догмата христианства говорят о триединстве Бога и Боговоплощении. Согласно первому, внутренняя жизнь божества есть отношение трех "ипостасей", или лиц: Отца (безначального первоначала), Сына, или Логоса (смыслового и оформляющего принципа), и святого Духа (животворящего принципа). Сын "рождается" от Отца, святой Дух "исходит" от Отца. При этом и "рождение" и "исхождение" имеют место не во времени, так как все лица христианской Троицы существовали всегда - "предвечны" - и равны по достоинству - "равночестны".

Христианство – это  религия искупления и спасения. В  отличие от религий, где Бог рассматривается  как грозный Господин (иудаизм, ислам), христиане верят в милосердную  любовь Бога к согрешившему человечеству.

В христианстве человек создан «по образу и подобию Божию», но первородный грех Адама «повредил» природу человека — «повредил» настолько, что потребовалась искупительная жертва Бога. Вера в христианстве неразрывно связана с любовью к Богу, настолько возлюбившего человека, что ради него он претерпел крестные муки.

Характер ислама предопределяет проникновение религиозной модели мира в саму ткань социально-политической жизни мусульман. Такая система  оказывается гораздо устойчивее христианской. Именно поэтому, очевидно, она не создала предпосылок для  прорыва к новой, уже нерелигиозной  цивилизации.

Христианство – самая  распространенная религия на земном шаре. В ней выделяются три основных течения: католичество, православие  и протестантизм.

 

    1.  ИСЛАМ

 

Третьей (самой поздней  по времени возникновения) мировой  религией является ислам, или мусульманство. Это одна из самых распространенных религий: приверженцев ее насчитывается  около 900 миллионов, преимущественно  в Северной Африке, Юго-Западной, Южной  и Юго-Восточной Азии. Арабо-язычные  народы почти поголовно исповедуют ислам, тюрко-язычные и ирано-язычные  — в подавляющем большинстве. Много мусульман также среди  северо-индийских народов. Население  Индонезии почти целиком придерживается ислама.

Ислам зародился в Аравии в VII веке н. э. Происхождение его  яснее, чем происхождение христианства и буддизма, ибо оно почти с  самого начала освещается письменными  источниками. Но и здесь много  легендарного. По мусульманской традиции, основателем ислама был пророк божий  Мухаммед (Магомед), араб, живший в Мекке; он якобы получил от бога ряд "откровений", записанных в священной книге  Коране, и передал их людям. Коран  — основная священная книга мусульман, как Пятикнижие Моисеево для евреев, Евангелие для христиан.

Сам Мухаммед ничего не писал: он был, видимо, неграмотен. После него остались разрозненные записи его изречений  и поучений, сделанные в разное время. Мухаммеду приписываются  тексты и более раннего времени  и более поздние. Около 650 года (при  третьем преемнике Мухаммеда  — Османе) из этих записей был  сделан свод, получивший название Коран ("чтение"). Книга эта была объявлена  священной, продиктованной самому пророку  Архангелом Джебраилом; не вошедшие в  нее записи были уничтожены.

Коран разделен на 114 глав (сур). Они расположены без всякого  порядка, просто по размерам: более  длинные ближе к началу, более  короткие — к концу. Суры мекканские (более ранние) и мединские (более поздние) перемешаны. Одно и то же повторяется многословно в разных сурах. Восклицания и прославления величия и могущества Аллаха чередуются с предписаниями, запретами и угрозами "геенной" в будущей жизни всем непослушникам. В Коране совсем незаметно следов такой редакционно-литературной отделки, как в христианском Евангелии: это совершенно сырые, необработанные тексты.

Другая часть религиозной  литературы мусульман — это сунна (или сонна), состоящая из священных преданий (хадисов) о жизни, чудесах и поучениях Мухаммеда. Сборники хадисов составлялись в IX веке мусульманскими богословами — Бухари, Муслимом и др. Но не все мусульмане признают сунну; признающие ее называютсясуннитами, они составляют значительное большинство в исламе.

На основе Корана и хадисов  мусульманские богословы пытались восстановить биографию Мухаммеда. Самая ранняя из сохранившихся биографий  составлена мединцем Ибн Исхаком (VIII век) и дошла до нас в редакции IX века. Можно считать установленным, что Мухаммед действительно жил около 570-632 гг. и проповедовал новое учение сначала в Мекке, где нашел мало последователей, потом в Медине, где ему удалось собрать много приверженцев; опираясь на них, он подчинил себе Мекку, а вскоре объединил и большую часть Аравии под знаменем новой религии. В проповедях Муххамеда, собственно, не было почти ничего нового по сравнению с религиозными учениями иудеев, христиан, ханифов: основное у Мухаммеда — строгое требование почитать только единого Аллаха и быть безусловно покорным его воле. Само слово "ислам" означает покорность.

Догматика ислама очень проста. Мусульманин должен твердо верить, что есть только один бог — Аллах; что Мухаммед был его посланником-пророком; что до него бог посылал людям  и других пророков — это библейские Адам, Ной, Авраам, Моисей, христианский Иисус, но Мухаммед выше их; что существуют ангелы и злые духи (джинны), впрочем, эти последние, перешедшие в ислам из древнеарабских верований, не всегда злы, они тоже находятся во власти бога и исполняют его волю; что в последний день мира мертвые воскреснут и все получат воздаяния за свои дела: праведные, чтящие бога, будут наслаждаться в раю, грешные и неверные гореть в геенне; наконец, что существует божественное предопределение, ибо Аллах каждому человеку заранее назначил его судьбу.

 

    1. МНОЖЕСТВЕННОСТЬ ЯЗЫКОВ КУЛЬТУРЫ. ПОНЯТИЕ МЕТАЯЗЫКА.

 

Языком называется система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения. С помощью языка осуществляется познание мира и управление человеческим поведением, в нем объективируется самосознание личности. Язык является единственным средством получения, обработки, хранения и трансляции информации

Следует отметить, что слово "язык" используется в двух смыслах: в узком - для обозначения только естественных языков как вербальных знаковых систем, в широком - для обозначения и  вербальных, и других знаковых систем. Обычно из контекста нетрудно понять, в каком из этих смыслов оно употреблено.

Языком культуры, в широком смысле этого понятия, называют те знаки, формы, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры. Язык культуры - это универсальное средство осмысления реальности, так как, представляя сложные знаковые системы, он замещает конкретные предметы, выражая их сущностные свойства, выделяя типичное и индивидуальное в этих предметах, наделяя их смыслами.

Проблема языка культуры - это  проблема понимания, проблема эффективности культурного диалога как в диахронии (между культурами разных эпох), так и в синхронии (между культурами, существующими одновременно).

Самая серьезная трудность понимания  заключена в переводе смыслов  с одного языка на другой, каждый из которых имеет множество семантических и грамматических особенностей. Описание значений, закодированных в языке, систематизация, анализ этого "алфавита" - одна из главных задач культурологии.

Проблема языка культуры относится  к фундаментальным по трем основаниям.

Во-первых, проблема языка культуры - это проблема ее смысла. Разум и рациональное начало, организуя и структурируя жизнь человека и человечества, не дают понимания ее смысла. Это понимание дает культура, создавая посредством языка систему коммуникаций, обеспечивая ценностное отношение к миру, обмен и взаимодействие участников социокультурного процесса.

Во-вторых, язык культуры синтезирует  разные аспекты жизни человека - социальные, культурно-исторические, психологические, эстетические и др. Но чтобы событие жизни стало явлением культуры, оно должно быть переведено в текст. Этот текст и дает язык культуры. Именно через язык человек усваивает представления, оценки, ценности - все то, что определяет его картину мира. Таким образом, язык культуры - это способ ее хранения и передачи от поколения к поколению.

В-третьих, понимание языка культуры и овладение им дает человеку свободу, придает способность к оценке и самооценке, к выбору, открывает пути включения человека в культурный контекст, помогает осознать свое место в культуре, ориентироваться в сложных и динамичных социальных структурах.

Таким образом, язык - это продукт  культуры, язык - это структурный  элемент культуры, язык - это условие культуры. Фундаментальный смысл его в том, что язык концентрирует и воплощает в единстве все основания человеческой жизни.

Язык – основное содержание текста. Посредством языка происходит связь  предмета и образа сознания. Эта связь выражена словом, без которого представление не может стать знаком того, что мыслится. В этой функции отделения и связывания и находится источник неограниченного влияния языка на мышление. Благодаря языку мышление само может становиться предметом исследования, оно может объективироваться и передаваться другим даже по наследству. Но так как наше мышление может быть познано нами только в языковой форме, то и наш мир постигается нами согласно способу бытия нашего языка: мир превращается нами в язык другого рода. Каждый предмет становится носителем некоторой сущности, которую мы можем познать. Язык в равной мере делает дух телесным и одухотворяет действительность. Слово - сосуд для нашего духа, из которого мы выплескиваем сознание на весь мир, осмысливая, таким образом, действительность.

Благодаря слову предмет становится доступным сознанию и превращается в нечто такое, что дано нашему познанию. Слово - произносимая сущность предмета.

Немецко-австрийский психолог Карл Бюлер выделяет в языке три функции: 1) выражения (обнаружения), 2) воздействия (с помощью призыва, сообщения и т.д.), 3) отнесенности к вещи (называние, ориентирование, изображение). Говорящий всегда что-то выражает, обращается ли он к себе (интроекция) или к тем, с кем он говорит. Эта отнесенность к другому (в качестве воздействия) является уже вторжением в сферу свободы, она есть "действие".

К настоящему времени сложилась  следующая общепринятая классификация  языков в применении к анализу  культуры:

Естественные языки

Искусственные языки

Вторичные моделирующие системы

Языки народов мира

Наука, др. специализированные знаковые системы

Миф, религия, искусство


Схема 1. Классификация языков

 

 

Естественные  языки.

Первый класс составляют естественные языки как основное и исторически первичное средство познания и коммуникации (русский, французский, эстонский, чешский). Это главный  инструмент познания мира на всех стадиях  развития человечества. Естественные языки не имеют автора, они, как  заметил В.Я. Пропп, "возникают и изменяются совершенно закономерно и независимо от воли людей, везде там, где для этого в историческом развитии народов создались соответствующие условия.

Для естественных языков характерен непрерывный процесс изменения, ассимиляции и отмирания. При изменении социокультурных условий в языке начинают доминировать понятия, бывшие на периферии, или утверждаются понятия иностранные, так как в собственном языке отсутствуют необходимые слова либо они кажутся недостаточно емкими, точными для передачи нового смысла. Поэтому, прислушиваясь к происходящим в языке событиям, мы получаем возможность предсказывать предстоящие перемены. Может наблюдаться и обратная ситуация: слова и понятия те же, но смысл у них меняется. культура религия буддизм ислам христианство

Искусственные языки.

Это языки науки, где значение формализовано и фиксировано, и  где существуют строгие рамки  использования. Повседневная речь многозначна, а научное знание стремится избежать неопределенности информации, что может привести к неточностям и даже ошибкам.

Вторичные моделирующие системы.

Информация о работе Культорологическая мысль 30-50 годов