Культура Древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 22:32, творческая работа

Описание

Для египетской религии характерно длительное существование первобытных представлений.Многочисленные божества, почитавшиеся в различных местностях, олицетворяли различные природные силы и общественные явления. Некоторые боги в древности почитались египтянами в виде животных или птиц. Одним из наиболее почитавшихся животных в Египте был бык. Он издревле воспринимался как олицетворение производящей силы и плодородия. Большое распространение получил культ навозного жука, которого античные писатели называют скарабеем.

Работа состоит из  1 файл

культурология.pptx

— 1.26 Мб (Скачать документ)

КУЛЬТУРА  ДРЕВНЕГО ЕГИПТА 

Работу  выполнила:

Хисамутдинова Алина

Студентка 1 курса

Группа 12МО

Преподаватель:

Попова 

Евгения Ивановна

РЕЛИГИЯ

    • Для египетской религии  характерно длительное существование первобытных  представлений.Многочисленные божества, почитавшиеся в различных местностях, олицетворяли различные  природные силы и  общественные явления. Некоторые боги в  древности почитались египтянами в виде животных или птиц. Одним из наиболее почитавшихся животных в Египте был бык. Он издревле воспринимался как  олицетворение производящей силы и плодородия. Большое распространение  получил культ  навозного жука, которого античные писатели называют скарабеем. В процессе осмысления явлений  природы возник образ  жука, толкающего перед  собой солнечный  диск. С различными богами были связаны  священные кошки, обезьяны, змеи, ихневмоны. После смерти трупы  священных животных и птиц мумифицировали, затем укутывали  в пелены и помещали в гробы с изображением погребенного животного  на крышке. Во многих местах Египта найдены  обширные кладбища животных.
    • Особое  место занимали культ  правящего царя и  официальное обожествление  царской власти - одна из важнейших  черт египетской религии. С древнейших времен фараон считался богом  во плоти.Уже в  Древнем царстве  фараона начинают считать сыном  Ра, а его имя  в надписях и на папирусах окружать защитным кольцом. Смерть и состояние после  смерти считали продолжением земного существования, причем толковали  это настолько  буквально, что существовали специальные заклинания, которые должны были отвратить в загробном  мире смерть от человека, уже умершего на земле. Общение живых  с покойными происходило  не только во время  жертвоприношений и  молитв, но и в  виде письменных обращений  к умершим с  различными жалобами и просьбами. Возможность  вмешательства мертвых  в дела живых считалась  делом обыденным. Существовала твердая  вера в то, что  умерший может  помочь в несчастье  или навлечь бедствия. 

АРХИТЕКТУРА

    • Каменная  архитектура Египта, о чем свидетельствуют дошедшие до нас памятники древней египетской цивилизации, служила в первую очередь потребностям религии. Жилые дома, в том числе и дворцовые сооружения, строились из легких и недолговечных материалов, только храмы богов и комплексы гробниц возводились из камня, были сделаны очень прочно, строились на века. Естественно, что именно эти каменные сооружения выдержали испытание временем и дошли до наших дней, иногда почти в первозданном виде. Именно эти памятники Древнего Египта сохранили особенности древнеегипетской архитектуры.

Скульптура

    • Скульптура  Древнего Египта имела  ритуальное значение и была связана  с культом мертвых. Основные черты скульптуры сложились в эпоху  Древнего царства: симметрия  и фронтальность  в построении фигур, четкость и спокойствие  поз наилучшим  образом соответствовали  культовому назначению статуй. В пирамидах, в специальном  помещении — сердабе, обязательно помещали статую умершего на случай, если что-то случится с мумией. Непременным условием было изображение фигуры целиком, либо стоящей с выдвинутой вперёд левой ногой — поза движения в вечности, либо сидящей на кубообразном троне, либо в позе «писца» со скрещенными ногами на земле. У фараонов были мощные тела и бесстрастные лица, сохранявшие, однако, портретные черты. Мужские фигуры окрашивали в кирпично-красный цвет, женские — в желтый. Волосы на прямо поставленных головах всегда были черными, а одежды белыми. Исключение составляли так называемые "гизехские головы", отличающиеся от канона.
    • В статуях поражает техника изготовления глаз. Египтяне фиксировали  на них особое внимание путём сильного подкрашивания  пастой, в которую  добавляли толчёный малахит. Глаза статуй, делали из разных материалов: в бронзовую оболочку, соответствующую по форме орбите и образующие края век, вставляли кусочки алебастра, имитирующего белок, и горного хрусталя — для зрачка. Делалось это египтянами для того, чтобы скульптура выглядела живой, ведь, скульптура, исходя из религиозных представлений египтян, была воплощением Ка изображаемого человека. В древнем Египте существовало 3 типа рельефов: 1.Слегка выпуклый. 2.Слегка углубленный. 3.Врезанный контур при нетронутом фоне.

Рельеф

    • От  Древнего царства  дошло большое  число гробничных изображений. В это  время окончательно складываются тематика, схемы расположения сцен, основные композиции. Происхождение главных  сюжетов связано  с культовыми потребностями. Изображение мертвого перед жертвенным столом и перечисление жертв как бы подкрепляло  и увеличивало  те действительные дары, которые приносились  в гробницу. Со временем рельефы занимают все больше места, расширяется тематика. Постоянны сцены  принесения даров, заклания жертвенных животных; как расширение этих сюжетов появляются сцены земледелия, рыболовства, охоты  на Ниле и в пустыне.
    •  Древние  египтяне знали два  вида рельефа: выпуклый и врезанный, углубленный  внутри контура. Все  фигуры и фон обычно раскрашивались, так  что стены превращались в ковры цветных  изображений. Все  изображаемые люди и  предметы мыслились  живущими и требовали  телесной полноты. Поэтому, как правило, мастера  заботились о том, чтобы избегать пересечений  хотя бы у главных  фигур, а отдельные  сцены располагали  поясами, одну над  другой. Со Среднего царства художники  стали широко использовать художественные возможности  росписи, а со временем в некоторых случаях  даже отказывались от контуров, добиваясь  этим особой живописности.

Письменность

    • В Египте благодаря  хозяйственным требованиям  система письменности сложилась уже  к Раннему царству. Состав знаков показывает этапы развития древнего письма. Знаки египетского  письма были рисуночными  и звуковыми, выражавшими  один или более  согласных. Звуковыми  знаки становились, когда рисунок  перестал передавать лишь смысл слова, но начал использоваться, как в ребусе, и  для передачи самих  входивших в это  слово звуков. Хотя для каждого отдельного звука (согласного, так  как гласные не выписывались) был  выработан знак, на алфавитное письмо египтяне не перешли никогда. Как правило, пользовались смешанной изобразительно-звуковой системой, т.е. к рисуночному  знаку приписывали  знаки-"буквы", которые содержались  в слове. В конце  слова ставили  знак, который не читался, но пояснял  его смысл. Так, слово вн ("открывать") передавали рисунком зайца вн, знаком  водын и изображением двери. Как определитель абстрактных понятий  египтяне использовали знак свитка папируса
    •  Иероглифическое письмо (как его назвали греки, от слов "священный" и "резать") чаще всего использовалось для монументальных, резанных на камне надписей, хотя иероглифы постоянно встречаются и на других материалах. Для хозяйственных целей применялось скорописное - иератическое ("жреческое"; так его называли греки) письмо; этим же шрифтом писали литературные произведения и научные книги. Внешний облик знаков со временем изменялся. В Позднем периоде распространилось демотическое письмо, возникшее из беглой поздней иератики. Оно использовалось для бюрократических нужд, но перешло и в литературные и религиозные папирусы и даже на камень.

ЛИТЕРАТУРА

    • Наряду  с архитектурными комплексами и  предметами декоративно-прикладного  искусства значительное место в искусстве  Древнего Египта занимала также и литература. Основными литературными  жанрами были заупокойные  тексты, гимны, любовные песни, дидактические  произведения и сказки.
    • Первым образцом заупокойных текстов были так называемые «Тексты пирамид». Египтяне верили, что, начертанные на стенах пирамиды, обеспечат благополучие и счастливую жизнь фараона в загробном мире. Первые записи были сделаны по велению фараона V династии Униса в XXII веке до н. э. на стенах его пирамиды, что положило начало традиции. Иероглифы окрашивали в зеленый цвет. «Тексты пирамид» содержали также легенды об Осирисе и Исиде, о борьбе Ра со змеем Апопом. В Египте появились и первые сказки, причем притчи, изложенные в Евангелиях, по содержанию перекликаются со «Сказками о верховных жрецах Мемфиса», где рассказывается о необычайных похождениях старшего сына Рамсеса II Сатни-Хемуасе, верховном жреце бога Птаха, и о его сыне Са-Осирисе.

НАУКА

    • Уже в Древнем царстве (не без связи с  практикой мумификации) накопилось много  знаний в области  анатомии и медицины - достаточно для появления  врачей различных  специализаций: глазных, зубных, .хирургов и  т.дИз общественных наук наиболее важными  были достижения в  области исторических знаний: сохранились  записи последовательности царствований и главнейших событий. Существовали специальные словники, а также пособия, по которым египетские писцы учились  аккадскому языку.
    • В Египте были созданы специальные учебные заведения, так называемые "дома жизни", по мнению некоторых ученых - нечто вроде скрипториума, где составлялись священные книги и, по-видимому, велись изыскания в области медицины.
    • Древние египтяне внесли существенный вклад в астрономию, создав солнечный  календарь, столь  совершенный, что  мы с некоторыми изменениями  пользуемся им и сейчас. Год делили на три  сезона по четыре месяца. Тридцатидневный  месяц делился  на декады. В году было 36 декад, посвященных  особым божествам - созвездиям. В конце года добавлялось  пять дней. Другой большой  вклад в астрономию - это деление суток  на 24 часа. Уже во время Нового царства  были известны водяные  и солнечные часы. Египтяне создавали  карты неба, группируя  звезды в созвездия. Велись наблюдения и  за планетами. Египетская математика возникла из потребностей делопроизводства и хозяйственной  жизни. Египтяне пользовались десятеричной непозиционной  системой счета, в  которой употребляли  специальные знаки  для обозначения  чисел 1, 10, 100 и т.д. Оперировали простыми дробями только с  числителем 1.
    • В 525 г. Египет стал частью Персидской империи. Затем страну завоевал Александр Великий (356-323 до н. э.).  Его  преемником стал один из его военачальников - Птолемей, чья династия правила вплоть до 30 г. до н. э. Птолемеи оставались греками по языку  и культуре, и этот период отмечен постепенной  эллинизацией Египта.
    • Конец независимости Египта пришел со смертью Клеопатры, и хотя некоторые египетские культы оказали заметно влияние на религиозное брожение позднеримского мира, старая египетская цивилизация постепенно угасла, и на смену ей пришла греко-римская культура.

Информация о работе Культура Древнего Египта