Культура Древних славян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 08:36, реферат

Описание

     Цель  работы, на основании учебной литературы, изучить особенности славянской культуры.
   Для достижении поставленной цели необходимо рассмотреть особенности становления и развития славянской культуры, элементы материальной культуры, дать характеристику социального строя Древнерусского государства, рассмотреть духовную культуру славян.

Содержание

Введение………………………..…………………………......…………….3
1. Особенности становления и развития культуры славянского мира.....4
1.1 Территория восточных славян (VI—IX вв.)..…………….......4
1.2 Этнические особенности восточные славяне в VI—IX вв..................4
1.3 Социально - экономические особенности славян..................5
2. Материальная культура славян................................................................8
2.1 Хозяйство славян..................................................................8
2.2. Общественный строй ........................................................10
3. Духовная культура древних славян.......................................................11
3.1Велесова книга........................................................................................11
3.2 Мир в представлении древних славян.................................12
3.3 Боги и обряды.....................................................................14
3.4 Пантеон богов.....................................................................17
3.5 Отражение верований в быте древних славян...............................18
Заключение................................................................................................. 20
Список литературы……………………………………………………….21

Работа состоит из  1 файл

реф Культурологии Древние Славяне.docx

— 63.24 Кб (Скачать документ)

     Содержание 
 

     Введение………………………..…………………………......…………….3

     1. Особенности становления и развития  культуры славянского мира.....4

     1.1 Территория восточных славян (VI—IX вв.)..…………….......4

      1.2 Этнические особенности восточные  славяне в VI—IX вв..................4

     1.3 Социально - экономические особенности  славян..................5

     2. Материальная культура славян................................................................8

     2.1 Хозяйство славян..................................................................8

     2.2. Общественный строй ........................................................10

     3. Духовная культура древних славян.......................................................11

     3.1Велесова  книга........................................................................................11

     3.2 Мир в представлении древних  славян.................................12

     3.3 Боги и обряды.....................................................................14

     3.4 Пантеон богов.....................................................................17

     3.5 Отражение верований в быте  древних славян...............................18

      Заключение................................................................................................. 20

     Список  литературы……………………………………………………….21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

     Образование государства Русь (Древнерусского государства  или, как его называют  по столице, Киевской Руси) – закономерное завершение длительного процесса разложения первобытнообщинного  строя у полутора десятков славянских племенных союзов, живших на пути «из  варяг в греки». Сложившееся государство  находилось в самом начале своего пути: первобытнообщинные традиции еще  долго сохраняли место во всех сферах жизни восточнославянского  общества.

     Приблизительно  к половине IX в. внешние и внутренние отношения в торгово-промышленном мире русских городов сложились  в такую комбинацию, в силу которой  охрана границ страны и ее внешней  торговли стала их общим интересом, подчинившим их князю киевскому  и сделавшим Киевское княжество  зерном Русского государства.

     Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял Великий  князь. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управления страной, суд, сбор дани и пошлин. Доходы князей и  их приближенных тогда еще во многом определялись данью с подчиненных  племен, возможностью ее вывоза в другие страны для продажи. Таким образом, основными задачами внутренней политики были: укрепление внутреннего единства государства и сбора дани. Внешняя  политика древнерусского государства  довольно активна. Его основные задачи, связанные с защитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии.

     Цель  работы, на основании учебной литературы, изучить особенности славянской культуры.

     Для достижении поставленной цели необходимо рассмотреть особенности становления и развития славянской культуры, элементы материальной культуры, дать характеристику социального строя Древнерусского государства, рассмотреть духовную культуру славян.

     1. Особенности становления и развития культуры славянского мира.

     1.1 Территория восточных  славян (VI—IX вв.).

     Как считает большинство историков, славянские народы принадлежат к древнему индоевропейскому единству. Прародиной ранних славян (праславян), по археологическим данным, была территория к востоку от германцев которое включает в себя такие народы как балтийские, романские, греческие, иранские, индийские или арийские занимавшие всю территорию от Индийского океана до Атлантического и от Ледовитого океана до Средиземного моря. Примерно 4000 - 3500 лет назад произошло отделение праславянских племён от родственных им индоевропейских, и расселение их на север. Славяне заняли значительные территории к северу от Чёрного моря. С запада на восток их территория простиралась полосой от Одера до низовий Дона. Ряд исследователей считают, что праславянский язык начал складываться позднее, в середине I тысячелетия до н. э.

     Первые  письменные свидетельства о славянах относятся к началу I тысячелетия н. э. О славянах сообщают греческие, римские, арабские, византийские источники. Античные авторы упоминают славян под именем венедов (римский писатель Плиний Старший, историк Тацит, I в. н. э.; географ Птолемей Клавдий, II в. н. э.).

     Жили  древние славяне в лесной и лесостепной зона, небольших деревнях. "Хозяйство велось на основе четырёх отраслей: земледелия, скотоводства, рыболовства и охоты". Несмотря на открытия бронзы, из неё делались лишь украшения, а орудия труда (топоры, ножи, серпы) до сих пор изготовлялись из камня. Иногда бронза применялась также для изготовления долот, необходимых в строительстве.

      1.2 Этнические особенности восточные славяне в VI—IX вв.

     Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге. Славяне, осваивавшие Восточно-Европейскую равнину, вступали в контакт с немногочисленными финно-угорскими и балтийскими племенами. Происходил процесс ассимиляции (смешивания) народов. В VI—IX вв. славяне объединялись в общности, имевшие уже не только родовой, но и территориально-политический характер. Племенные союзы — этап на пути складывания государственности восточных славян.

     В VI в. из единой славянской общности выделяется восточнославянская ветвь (будущие  русский, украинский, белорусский народы). Приблизительно к этому времени  относится возникновение крупных  племенных союзов восточных славян.

     В летописном рассказе о расселении славянских племен названо полтора десятка объединений восточных славян. Термин «племена» в отношении этих объединений был предложен историками. Вернее было бы назвать эти объединения племенными союзами. Эти союзы включали 120—150 отдельных племен, имена которых были уже утрачены. Каждое отдельное племя, в свою очередь, состояло из большого количества родов и занимало значительную территорию (40—60 км в поперечнике).

     Рассказ летописи о расселении славян был  блестяще подтвержден археологическими раскопками в XIX в. Археологи отметили совпадение данных раскопок (обряды погребения, женские украшения — височные кольца и т. п.), характерных для каждого племенного союза, с летописным указанием на место его расселения.

     Многие  славяне, единоплеменные с ляхами, обитавшими на берегах Вислы, поселились на Днепре в Киевской губернии и назывались полянами от своих чистых полей. Поляне жили в лесостепи по среднему течению Днепра (Киев). К северу от них, между устьями рек Десны и Роси, жили северяне (Чернигов). К западу от полян, на правобережье Днепра, «седеша в лесах» древляне. К северу от древлян, между реками Припятью и Западной Двиной, расселились дреговичи (от слова «дрягва» — болото), которые по Западной Двине соседствовали с полочанами (от реки Полота — притока Западной Двины). К югу от реки Буг располагались бужане и волыняне, как считают некоторые историки,— потомки дулебов. Междуречье Прута и Днепра населяли уличи. Между Днепром и Южным Бугом жили тиверцы. По рекам Оке и Москве располагались вятичи; на запад от них жили кривичи; по реке Сожь и ее притокам — радимичи. Северную часть западных склонов Карпат занимали белые хорваты. Вокруг озера Ильмень жили ильменские словене (Новгород).

     Летописцы отмечали неравномерность развития отдельных племенных объединений восточного славянства. В центре их повествования — земля полян. Земля полян, как указывали летописцы, носила также название «русь». Историки полагают, что так звали одно из племен, жившее по реке Роси и давшее имя племенному союзу, историю которого наследовали поляне. Это лишь одно из возможных объяснений термина «русь». Вопрос о происхождении этого названия до конца не выяснен. 

     1.3 Социально - экономические  особенности славян.

     Общий интерес, создавший великое княжество  Киевское, охрана границ и внешней  торговли, направлял и его дальнейшее развитие, руководил как внутренней, так и внешней деятельностью  первых киевских князей.

     В VI в. славяне неоднократно совершали военные походы против крупнейшего государства того времени — Византии. От этого времени до нас дошел ряд сочинений византийских авторов, содержащих своеобразные военные наставления по борьбе со славянами. Так, например, византиец Прокопий из Кесарии в книге «Война с готами» писал: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим... Они считают, что только Бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды... У тех и других один и тот же язык... И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же».

     Византийские  авторы сравнивали образ жизни славян с жизнью своей страны, подчеркивая отсталость славян. Походы на Византию могли предприниматься только крупными племенными союзами славян. Эти походы способствовали обогащению племенной верхушки славян, что ускоряло распад первобытно-общинного строя.

     На  образование крупных племенных  объединений славян указывает содержащееся в русской летописи предание, повествующее о княжении Кия с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью и Среднем Поднепровье. По имени старшего брата Кия якобы был назван основанный братьями Киев. Летописец отмечал, что такие же княжения были и у других племен. Историки считают, что эти события произошли в конце V—VI вв. н. э.

     Великий водный путь «из варяг в греки» был своеобразной  «столбовой дорогой», связывавшей Северную и Южную Европу. Он возник в конце IX в. Из Балтийского (Варяжского) моря  по реке Нева караваны  купцов  попадали  в Ладожское озеро (Нево), оттуда по реке Волхов — в озеро Ильмень и далее по реке Ловати до верховьев Днепра. С Ловати на Днепр в районе Смоленска и на днепровских порогах переходили «волоковыми путями». Западным   берегом   Черного   моря   доходили   до   Константинополя (Царьграда). Наиболее развитые земли славянского мира — Новгород и Киев — контролировали северный и южный участки Великого торгового пути. Это обстоятельство дало основание ряду историков вслед за В. О. Ключевским утверждать, что торговля мехом, воском и медом была главным занятием восточных славян, так как путь «из варяг IV в греки» был «главным стержнем экономической, политической, а потом и культурной жизни восточного славянства».

     Особое  место в жизни славянского  мира занимали отношения с кочевыми народами степи. По этому степному океану, протянувшемуся от Причерноморья до Центральной Азии, волна за волной кочевые племена вторгались в Восточную Европу.

     В III веке до н.э. славяне уже были близки к созданию собственного государства, но натиск сарматских племён заставил их расселяться дальше на северо-восток и отбросил их в развитии на несколько  веков назад. Второй раз к рубежу государственности славянские племена  подошли уже к IV веку н.э. но нашествие  Гуннов (около 375 года) снова отбросило  их назад и вызвало их последующее  расселение.

     Племенные княжения славян имели признаки зарождающейся государственности. Племенные княжения часто объединялись в крупные суперсоюзы, обнаруживавшие черты ранней государственности.

     Одним из таких объединений был союз племен во главе с Кием (известен с конца V в.). В конце VI—VII в. существовала, согласно византийским и арабским источникам, «Держава волынян», являвшаяся союзницей Византии. Новгородское летописание сообщает о старейшине Гостомысле, возглавлявшем в IX в. славянское объединение вокруг Новгорода. Восточные источники позволяют предположить существование накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куяба (или Куява), по всей видимости, располагалась вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень, ее центром был Новгород. Местоположение Артании разными исследователями определяется неодинаково (Рязань, Чернигов). Известный историк Б. А. Рыбаков утверждает, что в начале IX в. на базе Полянского союза племен сложилось крупное политическое объединение «Русь», включавшее и часть северян.

     Таким образом, широкое распространение  земледелия с использованием орудий труда из железа, распад родовой общины и превращение ее в соседскую, рост Числа городов, возникновение дружины— свидетельства формирующейся государственности.

     Славяне освоили Восточно-Европейскую равнину, взаимодействуя с местным балтийским и финно-угорским населением. Военные походы антов, склавен, русов на страны более развитые, прежде всего на Византию, приносили дружинникам и князьям значительную военную добычу. Все это способствовало расслоению восточно-славянского общества. Таким образом, в результате экономическою и социально-политического развития у восточно-славянских племен начала складываться государственность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Культура Древних славян