Культура духовная,душевная и материальная

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 22:00, реферат

Описание

Разделение культуры на материальную и душевную, одна из которых является продуктом материального, а другая душевного производства, кажется самоочевидным. Ясно и то, что предметы материальной и душевной культуры можно использовать по-разному. К материальной культуре относят технический уровень производства, навыки и умения людей пользоваться техникой, научную организацию труда, обслуживание материально-бытовых потребностей людей на уровне современных научно-технических достижений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ДУХ, ДУША И ТЕЛО. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ. 2
ТЕЛО 2
ДУША 2
ДУХ 6
2. КУЛЬТУРА ДУШЕВНАЯ 8
МИФ 8
РЕЛИГИЯ 8
ИСКУССТВО 9
ФИЛОСОФИЯ 10
НАУКА 10
ИДЕОЛОГИЯ 11
НРАВСТВЕННОСТЬ 12
3. КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ 12
4. ХРИСТИАНСКАЯ КУЛЬТУРА, КАК КУЛЬТУРА ДУХОВНАЯ. 13
ХРИСТИАНСКАЯ КУЛЬТУРА. 13
МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА. 13
ВЫСШАЯ УТОНЧЕННАЯ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ. 14
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО. 14
ЛИЧНОСТЬ СВОБОДНА НО БЕЗ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЙ. 14
НРАВСТВЕННОЕ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И ПОЗНАНИЕ. 14
НЕЗНАНИЕ ОТВЛЕКАЕТ ОТ БОГА. 15
ПРИОБРЕТЕНИЕ ЗНАНИЙ. 15
СОДЕРЖАНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО УЧЕНИЯ ПООЩРЯЕТ ПОЗНАНИЕ. 15
НЕВЕРУЮЩИЕ ПОЖИНАЮТ ПЛОДЫ ХРИСТИАНСТВА. 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 17

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 180.50 Кб (Скачать документ)

    3. КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ 

    Материальная  культура более непосредственно  и более прямо обусловлена  качествами и свойствами природных  объектов, той разновидностью форм вещества, энергии и информации, которые используются человеком в качестве исходных материалов или сырья при создании материальных предметов, материальных продуктов и материальных средств существования человека

    Материальная  культура включает в себя разнообразные по типам и формам артефакты, где природный объект и его материал трансформированы так, что объект превращен в вещь, то есть в предмет, свойства и характеристики которого заданы и продуцированы творческими способностями человека так, чтобы они более точно или более полно удовлетворяли потребности человека как "homo sapiens", а следовательно, имели культурно целесообразное предназначение и цивилизационную роль

    Материальная  культура, в другом смысле слова - это  человеческое "Я", переодетое в вещь; это духовность человека, воплощенная в форму вещи; это человеческая душа, осуществленная в вещах; это материализовавшийся и опредметившийся дух человечества

    В материальную культуру входят прежде всего разнообразные средства материального  производства. Это энергетические и сырьевые ресурсы неорганического или органического происхождения, геологические, гидрологические или атмосферные составляющие технологии материального производства. Это орудия труда - от простейших орудийных форм до сложных машинных комплексов. Это разнообразные средства потребления и продукты материального производства. Это различные виды материально-предметной, практической деятельности человека. Это материально-предметные отношения человека в сфере технологии производства или в сфере обмена, то есть производственные отношения. Однако, следует подчеркнуть, что материальная культура человечества всегда шире существующего материального производства. В нее входят все виды материальных ценностей: архитектурные ценности, здания и сооружения, средства коммуникации и транспорта, парки и оборудованные ландшафты и т.п.

    Кроме того материальная культура хранит в  себе материальные ценности прошлого - памятники, археологические объекты, оборудованные памятники природы и т.п. Следовательно, объем материальных ценностей культуры шире объема материального производства, и уже поэтому нет тождества между материальной культурой в целом и материальным производством в частности. Кроме того, само по себе материальное производство можно характеризовать в терминах культурологии, то есть говорить о культуре материального производства, о степени его совершенства, о степени его рациональности и цивилизованности, об эстетичности и экологичности тех форм и способов, в которых оно осуществляется, о нравственности и справедливости тех распределительных отношений, которые в нем складываются. В этом смысле говорят о культуре технологии производства, о культуре управления и организации его, о культуре условий труда, о культуре обмена и распределения и т.п.

    Следовательно, в культурологическом подходе материальное производство изучается прежде всего с точки зрения его гуманитарного или гуманистического совершенства, в то время как с экономической точки зрения, материальное производство изучается с технократической точки зрения, то есть его эффективности, величины КПД, себестоимости, прибыльности и т.п.

    Материальная  культура в целом, как и материальное производство в частности, оценивается культурологией с точки зрения создаваемых ими средств и условий для совершенствования жизнедеятельности человека, для развития его "Я", его творческих потенций, сущности человека как разумного существа, с точки зрения роста и расширения возможностей реализации способностей человека как субъекта культуры. В этом смысле понятно, что как на различных этапах эволюции материальной культуры, так и в конкретно-исторических общественных способах материального производства, складывались различные условия и создавались различные по уровню совершенства средства для воплощения творческих идей и замыслов человека в стремлении улучшить мир и самого себя

    Гармоничные отношения между материально-техническими возможностями и преобразующими замыслами человека в истории существуют не всегда, но когда это объективно становится возможным, культура развивается в оптимальных и сбалансированных формах. Если гармонии нет - культура становится неустойчивой, несбалансированной, и страдает либо инерционностью и консервативностью, либо утопичностью и революционизмом. 
 

    4. ХРИСТИАНСКАЯ КУЛЬТУРА, КАК КУЛЬТУРА ДУХОВНАЯ. 

    В книге «Религиозно-философские основы жизни », глава «Христианская  эпоха», Лев Тихомиров дает описание христианской культуры, которая по-настоящему может быть определена как культура духовная, объясняя и понятии «Материальная культура» с точки зрения православия. 

Христианская  культура. 

Господство  христианства в мире сопровождалось развитием величайшей в мире культуры, которая справедливо должна называться христианской культурой, так как  все это утончение внутренних отношений, приспособление общества к потребностям человека, развитие прав личности, так же как небывалое дотоле овладение силами природы и разностороннее украшение жизни - все это было выращено влиянием христианства.

Материальная  культура.

Создание  материальной культуры и внешнее  украшение жизни, конечно, не входят в непосредственные цели христианства, а высшая аскетическая точка зрения видит даже в утонченностях жизни противоречие со стремлением к жизни духовной, составляющей прямую цель христианства. Но высшая аскетическая точка зрения, будучи сама по себе совершенно правильною, не дает всеобще-обязательного режима. Земная фаза нашего существования протекает в условиях материальной природы, которая имеет свои законные требования, не исключаемые задачами веры и спасения души. Идея Царствия Божия, поскольку она развивается в земной жизни, требует лишь подчинения материальных потребностей духовным потребностям, требует, чтобы основной целью жизни было душевное спасение и чтобы второстепенные цели, создаваемые потребностями земной природы, не заглушали своими приманками того, что есть главная задача.

Высшая  утонченная общественность.

     
Между тем основные задачи личности и взаимные отношения между людьми, предписываемые христианством, таковы, что при соблюдении их сама собою  вырастает высшая утонченная общественность. Религия указывает известные обязанности к семье, к ближним, требует обуздания своекорыстия и жадности, клеймит эксплуатацию человека человеком, предписывает людям взаимную помощь, с особенным вниманием к слабому: все это создает обстановку в высшей степени благоприятную для успешности труда, для поднятия уровня общего благосостояния, для воспитания человека как работника и устроителя общества. Требование справедливости и заботы о всех дает толчок усовершенствованию общественной организации. Понятие о власти как учреждении божественном, имеющем миссией обслуживать общее благо, создает со стороны народа повышенные требования к государственности и в самих носителях власти воспитывает стремление быть соответственными поставленному для власти идеалу. Так вырастает облагороженная государственность, на которую Церковь отбрасывает свет своей религиозной идеи.

Человеческое  достоинство.

     
Главное воздействие на культурность общества христианство оказало высоким  понятием о личности человека вообще. Человеческое достоинство вырастало до чрезвычайности, и с этим общество и государство должно было считаться. Между прочим, одинаковое достоинство природы, одинаковое во всех людях искание богообщения приводило к тому, что и в общественных отношениях являлся принцип равенства. Но, с другой стороны, вводя в общественную жизнь сознание равенства всех на главнейшей стороне жизни - религиозной, христианство не было эгалитарным, и это вытекало из самого религиозного принципа. Действительно, хотя человеческое достоинство одинаково, но дары личности различны, и истинная жизнь складывается не всеобщей уравнительностью, но всеобщим гармоническим взаимослужением и взаимоподчинением. Не эгалитаризм (уравниловку) приносило с собой христианство, а солидарность. Отсюда является и дисциплина, не имеющая ничего обидного, так как она во всех взаимоотношениях обоюдна и, сверх того, связана с внутренним стремлением каждого к самоограничению.

Личность  свободна но без злоупотреблений.

     
Личность по-христиански, безусловно, свободна, но если она имеет в виду жить по-христиански, стремиться к спасению - она должна быть проникнута самоограничением: жить как свободная, но не как злоупотребляющая свободой. В действии под влиянием порывов страсти и корыстного пожелания нет свободы: это есть погружение в рабство страсти и внешней приманки. Свобода, таким образом, сама дает основание дисциплины. С другой стороны, внешний орган власти и дисциплины не имеет самодовлеющей, произвольной силы, но представляет служение по божественной делегации. На таких основаниях, которые, под давлением духа христианства, налагали свою печать на общественные и государственные отношения, строилось общежитие, где развивалась личность очень высокая, самостоятельная, полная внутреннего сознания прав и обязанностей.  
   Это было прочным основанием культурного развития.

Нравственное  усовершенствование и познание.

     
Должно прибавить, что человек, по христианскому воззрению, имеет  в мире такие задачи, которые его  влекут к познанию. Не только нравственное усовершенствование, но и познание имеет религиозный характер, ибо оно имеет отношение к общению с Божеством. Без Откровения человек не может отыскать Бога, но необходимость искания не уничтожается Откровением. "Бог, - говорит ап. Павел, - произвел людей для того, чтобы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли" (Деян. 17:27). Ибо "невидимое Его, вечная сила Его и Божество - от создания мира чрез рассматривание творений видимы" (Рим. 1:20). Небрежение к этому рассматриванию даже составляло бы вину человека. С другой стороны, принимание твари за Творца есть начало религиозных заблуждений. Таким образом, известное знание природы становится необходимым для того, чтобы суметь выделить Творца из Его творения, и понять божественность Творца из того, что не есть Он.

Незнание отвлекает от Бога.

     
Без сомнения, потребность знания для  веры не одинакова у людей. Но вообще для человечества знание необходимо. По недостатку знания существовало и  существует множество суеверий, которые  в основе своей всегда имеют ложное представление о твари и вследствие этого принимают за божественное то, что в действительности есть явление тварное. Например, в аскетической практике язычников многие упражнения, почитаемые за общение с Богом, приводят лишь к общению с разнородными силами природы. Таким образом, незнание прямо способно отвлекать от Бога.

Приобретение  знаний.

     
Тут самые религиозные предпосылки  поощряют человека идти на приобретение знания. Действительно, в данном, например, случае человек обязан различать  границу между божественным и тварным. Естество есть область необходимости, в ней нет свободы, нет ответственности, нет греха, нет и добродетели. Область духа, элемента божественного, напротив - свободна; жизнь духа совершается по произволению, вследствие чего в ней есть и грех, и святость, есть ответственность. Жизнь эта - духовная, религиозная - совершается лишь в области духа. Было бы духовной гибелью допустить, чтобы естество подчинило нас из-за того, что мы его примем ошибочно за Божество. Поэтому с религиозной точки зрения нам важно знать законы естества и сферу их действия, для того чтобы уметь разграничить и в самом себе область естественную, следующую по законам необходимости, и область духовную, и не отдать под власть естества никакой части удела духа, не принять по ложным признакам области естества за область духа. Только в этом случае человек может ясно усмотреть свой путь к Богу. Эти соображения, сами собою вытекающие из христианской веры, уполномочивают человека на испытание природы во всей широте и глубине. То же относится и к философии как выяснению законов бытия, жизни и ее частных явлений.

Содержание  религиозного учения поощряет познание.

     
Конечно, в христианском мире далеко не всегда относились с таким уважением  к свободе научного исследования. Очень часто сами служители религии взглянули бы на такую свободу как на ересь и погибель человека. Но одно дело - узость и невежество в понимании духа своей веры, и другое - действительное содержание этой веры. Человек, вдумывающийся в свою христианскую веру и имеющий стремление к познанию не мог не почувствовать себя свободным идти к знанию, что бы ни говорили ему невежественные фанатики псевдодогмата. В христианском мире так и было. Содержание религиозного учения было слишком ясно, оно уполномочивало на искание познания и даже поощряло к этому. И потому-то христианская эпоха сделалась эпохой величайшего развития науки во всех ее сферах, ибо немыслимо разграничить в познании что-либо недозволенное от дозволенного. Если наука есть дело также Божие, то в ней дозволена вся область, доступная человеческому уму.  
   Это огромное и постоянно растущее познание, углубляющееся и в силы природы, и в человеческую психику, и в законы общественности и истории, необычайно расширило наше обладание силами природы и уменье ими пользоваться. Вследствие этого являлось, как неизбежное последствие, применение всей области познанного к потребностям людей. А из этого проистекало то обстоятельство, что, при полном памятовании бренности всего земного и искании жизни вечной, христиане получали средства и в этой земной жизни устраиваться по высокому уровню общественности и культурности, со всеми их атрибутами: наукой, искусством, техникой, построением общественности на соединении свободы и порядка, со стремлением к всеобщему праву и благосостоянию и т.д.

Информация о работе Культура духовная,душевная и материальная