Культура Европы XIX в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 03:44, контрольная работа

Описание

Культура XIX в. является культурой сложившихся буржуазных отношений. К концу XVIII в. капитализм как система полностью сформировался. Он охватил все отрасли материального производства, что повлекло соответствующие преобразования в непроизводственной сфере (политике, науке, философии, искусстве, образовании, быту, общественном сознании).

Работа состоит из  1 файл

XIX в.doc

— 80.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ УКРАИНЫ

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ

АВТОНОМНОЙ  РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

«КРЫМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (Г. ЯЛТА) 

ИСТОРИКО-ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 

КАФЕДРА ИНОСТРАННОЙ ФИЛОЛОГИИ 
 

Контрольная работа на тему “Культура Европпы XIX в.” 
 

                                          Выполнил 

                                          студентка 5 курса,

                                          группа 51 з-а

                                          специальность

                                          «Язык и литература (английский)»

                                          Шатилова  Светлана Валерьевна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ялта  – 2009

 

    Культура XIX в. является культурой сложившихся буржуазных отношений. К концу XVIII в. капитализм как система полностью сформировался. Он охватил все отрасли материального производства, что повлекло соответствующие преобразования в непроизводственной сфере (политике, науке, философии, искусстве, образовании, быту, общественном сознании).

    Для культуры этого периода характерно отражение внутренних противоречий буржуазного общества. Столкновение противоположных тенденций, борьба основных классов — буржуазии  и пролетариата, поляризация общества, стремительный взлет материальной культуры и начавшееся отчуждение личности определили характер духовной культуры того времени.

    XIX в. Является колыбелью того, что  мы называем современным обществом.  Это век, когда человек отдалился  от природы и начал создавать  собственную среду.  Европейская культура XIX в. является отражением тех противоречивых начал, которые являет собой развитое буржуазное общество, но, тем не менее, она не имеет себе равных по глубине проникновения в бытие и духовный мир человека по творческому напряжению в науке, литературе, философии и искусстве.

    Начало XIX века прошло под влиянием высоких  идеалов революции во Франции и других странах Европы. Франция прервала естественный ход истории и устремилась в неизведанные дали, которые одним виделись как тысячелетнее царство всеобщего счастья, другим - как полный крах одной из самых цивилизованных и прекрасных стран мира. Идеалы Французской революции и их дальнейший крах нашли отражение в мировоззрении XIX века.

    Первая  половина  XIX века проходит под знаком романтизма. Его формирование стало одним из самых существенным сдвигов в духовной культуре XIX в и жизни общества. Расцвет романтизма приходится на период европейских революций и национально-освободительных движений (1795— 1830 гг), и особенно ярко романтизм проявился в культуре Германии, Англии, России, Италии, Франции, Испании.

    Романтизм — явление, порожденное буржуазным строем. Как мировоззрение и стиль художественного творчества он отражает его противоречия: разрыв между должным и сущим, идеалом и действительностью. Осознание нереализуемости гуманистических идеалов и ценностей. . Все это побуждало к поискам разрешения противоречий не в реальном мире, а в мире фантазий. Эта эпоха в искусстве предстаёт временем бурных страстей и благородных порывов, дальних странствий и томления по неизведанной «небесной» красоте. Образцом и нормой для всех областей искусства романтизм объявил музыку, в которой, по мнению романтиков, звучала сама стихия жизни, стихия свободы и торжества чувств.

    Художники романтики стремились подняться над скучной прозой жизни, они изображали человека в исключительных обстоятельствах, часто на грани жизни и смерти.

    Исходным  принципом романтизма было «двоемирие»: сопоставление и противопоставление реального и воображаемого миров. Способом выражения этого двоемирия был символизм. Романтический символизм представлял органическое соединение мира иллюзорного и реального, что проявилось в появлении метафоры, гиперболы, поэтических сравнений.

    В развитии критических тенденций  в культуре XIX в. было два этапа. Первый был связан с революционным движением, второй — с зарождением и распространением социалистических идей и духовным кризисом буржуазного общества, т. е. с неверием в возможность духовного прогресса, в осуществимость гуманистических идеалов. Все это привело к появлению пессимизма, апатии, безразличия, что нашло отражение в таких формах художественной культуры, как импрессионизм, натурализм, символизм(противопоставление социального и индивидуального), эстетизм и декаданс. Для культуры XIX в. характерны многостильность, борьба различных направлений, начало кризисных явлений. Принципиально меняется характер взаимодействия человека с окружающей действительностью: появляется созерцательное мироощущение, стремление к чувственному контакту с миром, причем в разных течениях это осуществляется по-разному. В натурализме — через фиксацию мимолетного, через индивидуальное впечатление. В импрессионизме — через передачу динамически наполненной жизни. В символизме — благодаря одушевлению внешнего мира, а в модернизме — благодаря созданию образов духа.

    Ещё одним напрывлением в культуре того времени является Эклектика. Под эклектиком в философии понимается тот, "кто не создает собственной философской системы, основывающейся на едином принципе, и не присоединяется к взглядам какого-либо одного философа, а берет из различных систем то, что находит правильным, и все это связывает в одно более или менее законченное целое"

    Эклектика в интерьере, архитектуре – соединение нескольких стилей в одном помещении или здании.

    Несмотря  на частое восприятие эклектики как  некого дурновкусия, она успешно  вошла в обиход в эпоху романтизма, где доминировали идеи отказа от жестких  правил и канонов и в противовес ставились свобода перемещения, выражения мыслей и форм.

    В развитии философии XIX в. можно выделить три определяющих направления: классическая немецкая философия, диалектико-материалистическая философия, философия позитивизма.

    Позитивизм  опирался на программу практического  господства науки как рациональной системы опытного достоверного знания. Конфликт гуманистических идеалов и прозаической повседневности вылился в признание научного факта. Позитивизм опирался на программу практического господства науки, отбросив метафизические представления и став предтечей сциентизма.

    Немецкая классическая философия представляет собой важнейшее достижение буржуазной философской мысли. Формирование Немецкой классической философии происходило под влиянием революционных преобразований во Франции, промышленной революции в Англии, особенностей социально-политической обстановки в Германии, которая находилась в экономическом застое. Эта философия определила мышление века и стала методологической основой развития духовной культуры XIX в. Ее проблематика — это прежде всего проблемы человека, решаемые через создание системной картины мира. Системы отношений «мир—человек», предлагаемые немецкими философами, почти все идеалистичны в своей попытке раз и навсегда объяснить место и назначение человека. Огромное достижение немецкой классической философии — учение о развитии, диалектика, которая приобрела форму научного знания и стала методом исследования.

    Значительный  вклад в развитие культуры составляют марксистская философия и марксистская теория, наложившие вой отпечаток  на философское и художественное мышление XIX в. Творчески переработав идеи классической немецкой философии, английской политической экономии, французского и английского утопического социализма, Маркс и Энгельс открыли законы общественного развития, указали пролетариату научно обоснованный путь для улучшения условий его существования. На этой теории основывается метод диалектического материализма, универсальный метод исследования развивающегося природного, мыслимого или социального объекта, на основе которого реалистическое искусство обратилось к отражению противоречий внутреннего мира человека и его противоречивых связей с процессами общественной жизни. Судьба марксизма драматична, но его роль в культуре неоспорима.  
 

    Важным  сдвигом в культуре Западной Европы стало утверждение в идеологии, искусстве, философии принципа реализма. Мифологическое и религиозное мировосприятие замещается признанием действительности, которая требует учета обстоятельств и преодоления иллюзий. Утверждалось утилитарное мышление, тесно привязанное к потребностям реальной жизни. В социальной жизни сформировалась автономия церкви и государственно-политической власти, установились стойкие буржуазные отношения в каждом социальном слое. Происходит выработка специализированных ценностных ориентации и внедрение в общественное сознание высокого престижа предпринимательства.

    Как художественный метод реализм возник в недрах романтизма в первой трети XIX в., когда в Европе утверждается принцип правдивого изображения как оппонент романтизму. Поэтому в реализме предметом изображения становится не мир фантазий и мечты, а современная действительность. В первой половине XIX в. реализм функционировал в тесной связи с романтизмом.

    Европейская культура Нового времени охватывает XVII—XIX вв. Она базируется на буржуазном способе производства, имеет единый духовный ориентир — развитие личности, общие черты: гуманизм и антропоцентризм, европоцентризм, и телеологизм в понимании прогресса, рационализм.

    Нововременная культурная парадигма такова: Место  человека в мире является центральным. Человек объявлен царем природы»

    Подобно тому, как в средневековой культуре утверждалось величие Бога и его  отличие от сотворенного им мира, теперь провозглашается величие человека и его отличие от всей остальной  природы. В культуре Нового времени человек — познающий субъект — противопоставлен природе как объекту. Предназначением человека стало повелевать природой, извлекать из нее пользу. Польза — идол Нового времени, наука и техника — его жрецы. На первом месте выступает индивидуум, и его власть, его самочувствие, его порождение всего объективного.

    Духовная  культура XIX в. развивалась и функционировала  под влиянием двух важнейших факторов: успехов в области философии  и естествознания. Ведущей доминантой культуры XIX в. была наука.  
В ХIХв. наука отрицает божественное происхождение мира и человека. В труде "Происхождение видов",Чарльз Дарвин изложил учение об эволюции организмов и обосновал возможность происхождения одних видов от других.

    Во  всем мире бушевали страсти, шла борьба за Дарвина, за дарвинизм, с одной стороны, против дарвинизма – с другой. Гудели аудитории, волновались ученые и публицисты, одни клеймили Дарвина, другие им восхищались.

    Важным  открытием XIX в. является закон о  клетке и клеткообразовании Т. Швенна и М. Шлейдена, создавших клеточную теорию и указавших на единство клеточной структуры растений и животных в 1838—1839 гг.

    Родилась  новая наука, химия. Прежде алхимики считали что все вещества состоят  из четырех элементов огня, воздуха, воды и земли. В 1869 году Д. И. Менделеев создал периодическую систему элементов.

    был синтезирован первый искусственный  краситель, анилин.

    Другой  важной отраслью химической промышленности было производство взрывчатых веществ. В 1845 году швейцарец Щенбейн изобрел  пироксилин, а итальянец Сабреро – нитроглицерин.

    В сельском хозяйстве началось производство суперфосфатных и калиевых удобрений, Германия стала центром европейской  химической промышленности. В конце XIX в. впервые создаются вещества, именуемые теперь пластмассами. Одним из достижений экспериментальной химии было создание фотографии. Начинается технологическая революция.

    В конце XIX столетия наступила «Эпоха электричества». Был создан первый настоящий автомобиль; гусеничный тракторо, началась массовая механизация сельского хозяйства. Появление двигателя внутреннего сгорания сыграло большую роль в зарождении авиации.

    В конце XIX века на смену телеграфу  пришли телефон и радиосвязь. Конец XIX века был временем бурного роста  мировой железнодорожной сети.

    Одним из замечательных достижений этого времени было создание кинематографа. Первый киноаппарат был создан братьями Люмьерами в 1895 году. В декабре этого года был открыт первый кинотеатр на бульваре Капуцинов в Париже.

    В XIX в. происходит коренной переворот, связанный  с появлением машины, которая отдаляет человека от природы, ломая привычные представления о его главенствующей роли, и превращает человека в существо, зависимое от машины. . В условиях интенсифицирующейся механизации человек уходит на периферию духовной жизни, отрывается от духовных основ. Место ремесленного труда, связанного с личностью и творчеством мастера, занял монотонный труд. Формирование новых принципов регуляции социокультурной жизни отвечало тем переменам в западноевропейском обществе, которые сопровождают его на позднем этапе развития, называемом обычно модернизацией.

    В этом смысле Англия играла не маловажную роль. Воспользовавшись ролью лидера промышленной революции, Англия создала огромную колониальную империю и захватила большую часть ресурсов, необходимых другим странам.

Информация о работе Культура Европы XIX в