Культура и цивилизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 18:16, контрольная работа

Описание

Вряд ли можно найти другое понятие, которое имело бы столько оттенков смысла, как "культура". В объединенной жизни мы встречаемся с ним на каждом шагу. Оно употребляется либо для обозначения оптимального функционирования социальных институтов ("Культура быта", "культура труда", "политическая культура" и т.д.), либо ассоциируется с вежливостью и образованностью ("Культура поведения", "культура мышления", "культура чувств" и т.д.).

Содержание

1. Сущность, смысл и этапы становления понятия "культура".
2. Смысл понятия "цивилизация".
3. Соотношение понятий культура и цивилизация.
4. Перспективы взаимоотношения культуры и цивилизации.
5. Специфика техногенной цивилизации, сущность кризиса и пути выхода из него.
6. Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

культурология.doc

— 82.00 Кб (Скачать документ)


2

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Филиал в Великом Новгороде

Факультет «Экономика и управление на предприятии»

 

 

 

 

 

Культура и цивилизация

Контрольная работа студента _I_ курса _ группы _031_заочной формы обучения

по дисциплине «Культурология»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН.

 

1.     Сущность, смысл и этапы становления понятия "культура".

2.     Смысл понятия "цивилизация".

3.     Соотношение понятий культура и цивилизация.

4.     Перспективы взаимоотношения культуры и цивилизации.

5.     Специфика техногенной цивилизации, сущность кризиса и пути выхода из него.

6.     Список литературы.

 


Культура и цивилизация.

 

Сущность, смысл и этапы становления понятия "культура".

 

Вряд ли можно найти другое понятие, которое имело бы столько оттенков смысла, как "культура". В объединенной жизни мы встречаемся с ним на каждом шагу. Оно употребляется либо для обозначения оптимального функционирования социальных институтов ("Культура быта", "культура труда", "политическая культура" и т.д.), либо ассоциируется с вежливостью и образованностью ("Культура поведения", "культура мышления", "культура чувств" и т.д.). Таким образом, обыденным сознанием культура воспринимается как сумма ценностей.

              Очевидно так же, что прослеживается определенная существенная связь между понятиями "культура" и "культ". "Культура родилась из культа, истоки ее сакральны …," – писал Н.А.Бердяев. Современная научная литература характеризуется быстрым ростом числа определений культуры. Это свидетельствует о том, что понятие "культура" охватывает широкий и разнообразный мир явлений и находится на предельно высоком уровне абстракции. Именно поэтому, по-видимому, оно не может быть однозначно и исчерпывающе определено одной фразой. Понятие это отличается сложностью и многообразием подходов, что объясняется различием мировоззренческих позиций мыслителей и ученых, исследовавших феномен культуры, атак же сложностью и многообразием самого явления культуры.

              Как самостоятельное явление социальной жизни культура впервые была рассмотрена лишь во второй половине XVIII века, в эпоху Просвещения. До этого времени и вплоть до конца XVIII века в европейских языках термин "культура" употреблялся с приставкой agile (в этом смысле мы говорим сейчас о злаковых культурах, культуре хлопка и прочих) или другим зависимым словам (например: культура поведения, культура речи и т.п.). Европейская традиция становления собственно культурологического знания прослеживается с конца XVIII – начала XIX века, и, прежде всего, в Германии.

Так немецкий просветитель Иоагнн Готфрид Гердер (1744-1803) понимал культуру как историческую ступень совершенствования человечества и связывал ее со степенью развития наук и просвещения. Таким образом, изначально культура понималась с гуманистических, эстетико-этических позиций и представлялась, прежде всего, как духовная сторона общественной жизни. Такие представления о культуре являлись лишь первыми шагами к созданию универсального научного понятия, которое могло бы стать инструментом научного обобщения для таких дисциплин как этнография, этнология, социология и история. Среди попыток выработки научного понимания культуры необходимо выделить теорию английского этнографа Эдуарда Бернарда Тайлора (1832-1917), которого справедливо считают основоположником эволюционной школы – достаточно стройной концепции человека и его культуры. Считается, что Э.Б.Тейлором было дано первое научное определение культуры: "Культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества". В понимании яркого представителя современного неоэвалиционизма Лесли Уайта (1990-1975) культура есть способ овладения миром, преобразования и регулирования естественных процессов при помощи символов. Главную роль в концепции среди многообразных составляющих играет материально-техническая культура. Это – базис любой культуры, который определяет и духовный, и интеллектуальный, и социальный уровни. Л.Уайт выделил четыре подсистемы культуры: социальную (включающую в себя отношения между людьми, политическую, экономическую системы, системы родства и т.п.); технологическую (включающую в себя средства существования, орудия производства, средства для защиты и нападения, материалы для постройки жилищ и т.п.); идеологическую (охватывающую типы коллективного и индивидуального поведения). Причем ведущая роль в культурной эволюции принадлежит усовершенствованию средств орудий труда и развитию науки. Известный испанский мыслитель Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955) считал, что культура как раз то направление, которое человек придает развитию своих природных жизненных задатков. В его концепции культура предстает не как застывшая форма или сумма форм, а как жизненная активность, подчиняющаяся двум императивам – требованию жить и требованию быть нравственным. Исходя из этого, Х.Ортега-и-Гассет выдвинул тезис о том, что жизнь должна быть культурной, а культура должна быть жизненной. Свою концепцию он назвал "рециовитализм".

Культура есть та особая область, которая противопоставляется природе. Причем "естественно-природное" в структурализме выступает в качестве основы для культуры. Таким образом, культура понимается как результат стремления и способности человека особым образом обозначать среду своего обитания. В самом широком смысле Культура понимается как оппозиция природе. Природа и культура соотносится как "естественное" и "искусственное". В современной культурологии культура предает как нечто отличное от природы, передающееся по традиции средствами языка и символов, практического изучения и прямого подражательства, а не биологического наследования. Под культурой понимается организованные совокупности материальных объектов, идей и образов; технологий их изготовления и оперирования ими;  устойчивых связей между людьми и способов их регулирования; оценочных критериев, имеющихся в обществе. Таким образом, культуру можно представить в единстве трех ее неразрывно связанных аспектов: способов социокультурной деятельности человека, результатов этой деятельности и степени развитости личности. Социокультурная деятельность человека включает в себя экономическую, политическую, художественную, религиозную, научную, нравственную, правовую, технико-промышленную, коммуникативную сферы и т.д. Эти виды деятельности присущи всем культурам во все времена. Результаты человеческой деятельности проявляются как в специализированных областях культуры, где аккумулируются, накапливаются конкретные ценности, так и на уровне обыденной культуры, культуры повседневной. Культура человечества проявляет себя в единстве и многообразии низменных форм отдельных народов. Понятие культуры может употребляться в нескольких значениях. Во-первых, оно может служить для обозначения какой-либо конкретной культурно-исторической общности. Во-вторых, термин культура используется для обозначения специфики жизненных форм отдельных народов. В-третьих, под культурой может пониматься некоторое обобщение, модель, построенная по определенному принципу. В ходе соцкультурного процесса происходят изменения в самой культуре. Ее ценностная основа обновляется, становится более гибкой, формулируются новые смыслы и образы, развивается язык и т.п. Кроме того, с течением времени внутри культуры происходит дифференциация, возникают ее отдельные сферы, требующие новых средств самовыражения. Так родилась живопись, музыка, театр, архитектура, философия, наука. Сегодня мы тоже становимся свидетелями дифференциации культуры: рождаются новые виды искусства – голография, светомузыка, компьютерная графика; появляются новые отрасли научного знания. Культура – это явление, органичное жизни человечества, ее смысл определяется творческими усилиями человека по созданию "нового мира", "второй природы", то есть сфер человеческой мысли и разума, неподвластных тлению и смерти.

 

 

Смысл понятия "цивилизация".

 

Сложность анализа понятия "цивилизация" заключается в том, что оба понятия – как "цивилизация", так и "культура" – имеют множество значений.

Остановимся теперь на  понимании "цивилизации". Начнем с того, что этот термин широко применяется как в науке, так и в обыденной жизни. Во втором случае чаще всего он используется в качестве прилагательного (цивилизованный народ, цивилизованное поведение) и по сути является эквивалентом слову "культурный".

Научное понимание "цивилизации" связано со спецификой предмета исследования, ибо это одно из немногих понятий, которое применяется почти во всех социально-гуманитарных дисциплинах философии, истории, социологии, экономике, антропологии, искусствоведении, политологии и т.п. Каждая из них как луч прожектора высвечивает ту или иную сторону цивилизационного процесса: логику экономического роста, взаимозависимость ментальности и хозяйственного уклада, накопление социальных изменений, смену культурной парадигмы, проявляющуюся через форму и стиль.

Как отличал блестящий историк и философ науки А.Н.Уайтхед, "границы цивилизации неопределенны, с чем бы ни шла речь: о географических рамках, временных интервалах или о сущностных признаках". Наш соотечественник, великий ученый Лев Мечников, в частности, считал, что "основной причиной зарождения и развития цивилизации является реки. Река во всякой стране является как бы выражением живого синтеза, всей совокупности физико-географических условий: и климата и почвы, и рельефа земной поверхности". Он подчеркивает, что понятие цивилизации "является одним из самых сложных; оно охватывает собою совокупность всех открытий, сделанных человеком, и всех изобретений; оно определяет сумму идей, находящихся в обращении, и сумму технических приемов; это понятие выражает также степень совершенства науки, искусства и промышленной техники; оно показывает данное состояние семейного и социального строя и вообще всех существующих социальных учреждений, оно резюмирует состояние частной и общественной жизни, взятых в их совокупности".

Новые попытки определить сущность понятия "цивилизация" предпринимают отечественные исследователи и теперь, когда формационная парадигма истории, при которой главное - смена способов производства, осознается как частность, данная от универсального методологического подхода. Мы полагаем, что подход, который может приблизить нас к целостному понимания существа цивилизации, - это подход междисциплинарный. Именно по этому пути пошли ученые (в основном историки), группирующиеся вокруг французского журнала "Аналы: Экономика-общества-цивилизация", основанного в 1929 году М.Блоком и Л.Февром.

Понятие цивилизации впервые применяется по отношению к историческому периоду, пришедшему на смену первобытному обществу. "Древние цивилизации – это цивилизации, некое единство, противостоящее тому, что цивилизацией еще не является, что очень важно, дописьменному состоянию общества и культуры", - отмечали С.С.Аверинцев и Г.М.Бонгард-Левин.

Впервые слово цивилизация встречается в "Друге людей" Мирабо (1756 г.): "Религия, бесспорно, наилучшая и наиполезнейшая удача человечества; это главная причина цивилизации". В его трактате о цивилизации говорится: "Если бы я спросил у большинства, в чем состоит цивилизация, то ответили бы: цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдались правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов общежития; - все это является лишь маской добродетели, а не ее лицо. Цивилизация ничего не совершает для общества, если она дает ему основы и формы добродетели".

В работах Н.Бердяева: культура – символична, но не реалистична, между тем "динамическое движение внутри культуры влечет к выходу, за пределы культуры, к жизни, к практике, к сим. На этих путях совершается переход культуры к цивилизации. Цивилизация пытается осуществлять жизнь, реализуя культ жизни вне ее смысла, подменяя цель жизни, средствами жизни, орудиями жизни.

 

Соотношение понятий культура и цивилизация.

 

Термин "цивилизация" близок по значению термину "культура" и происходит от латинского слова "ciuis" что переводится как "город". То есть "цивилизационный" в прямом смысле означает "городской".

Некоторые исследователи поэтому употребляют слово "культура" лишь по отношению к дописьменным сельским обществам, а слово "цивилизация" – по отношению к обществам, обладающим городскими поселениями и имеющими письменность. Культура и цивилизация иногда определяются друг через друга: цивилизация понимается как стадия культуры, а культура – как стадия цивилизации.

В американской антропологии чаще всего употребляется термин "культура", а в английской научной традиции – "цивилизация", но различия между понятиями почти некогда не переводятся. Так Гумбальдт и Кант проводили различия между терминами культура и цивилизация, понимая именно под цивилизацией степень развития личности и межчеловеческих отношений. Однако по мнению О.Шпенглера, мертвая культура, неорганическое ее состояние, - и есть цивилизация. Именно эти несовпадения культуры и цивилизации почувствовал и представил в своей концепции О.Шпенглер, трактовавший цивилизацию как фазу заката культурно-исторического типа.

Информация о работе Культура и цивилизация