Культура и досуг детей и подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 20:12, курсовая работа

Описание

Социально - культурная деятельность - это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усвоение культурных ценностей и т.д. Важность социально-культурной деятельности в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом.

Содержание

Введение
Глава 1. Культура досуга детей и подростков.
1.1. Культура досуга.
1.2. Досуг в системе социализации детей и подростков
1.3. Виды культурно – досуговой деятельности детей и подростков.
Глава 2. Организация культурно – досуговой деятельности детей и подростков.
2.1. Учреждения и организации культурно – досуговой деятельности для детей и подростков.
2.2. Основные направления и формы работы по организации культурно – досуговой деятельности детей и подростков.
2.3. Современное состояние организации досуга детей и подростков.
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Культура и досуг детей и подростков.doc

— 212.00 Кб (Скачать документ)


39

 

Содержание

 

Введение

 

Глава 1. Культура досуга детей и подростков.

1.1. Культура досуга.

1.2. Досуг в системе социализации детей и подростков

1.3. Виды культурно – досуговой деятельности детей и подростков.

 

Глава 2. Организация культурно – досуговой деятельности детей и подростков.

2.1. Учреждения и организации культурно – досуговой деятельности для детей и подростков.

2.2. Основные направления и формы работы по организации культурно – досуговой деятельности детей и подростков.

2.3. Современное состояние организации досуга детей и подростков.

 

Заключение

 

Список литературы

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

     

Введение.

      Социально - культурная деятельность - это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усвоение культурных ценностей и т.д. Важность социально-культурной деятельности в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом.

      Существует четыре функции социально-культурной деятельности:

- развивающая;

- информационно-просветительская;

- культурно-творческая;

- рекреативно-оздоровительная.

     Деятельность культурно-досуговых учреждений в настоящее время организуется на основе документа, вышедшего в 1992 году «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». В нём чётко определены понятия «культурная деятельность», «культурные ценности», «культурные блага», «творческая деятельность» и т. д., основные сферы деятельности государства в области культуры (охрана памятников, народное творчество, художественные промыслы, художественная литература, кинематография и т.д.), а так же основные права граждан в области культурной деятельности.

      В настоящее время социально-культурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой   духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, подростков, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе

Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. - М.: Издательство МГУК, 1995. - 136 с.

Закон Российской Федерации « О Культуре» - 1992 год

 

и деятельность современных культурно-досуговых центров. Переход к рыночным отношениям вызывает необходимость постоянного повышения культурного и духовного уровня подрастающего поколения. Основная задача Домов культуры как социального института, заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности, организации разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий полной самореализации в сфере досуга. Одной из актуальных проблем деятельности культурно-досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга детей и подростков.

      Свободное время является одним из важных средств формирования личности ребёнка и подростка. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени детьми и подростками является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности ребёнка, молодого человека или социальной группы. Являясь частью свободного времени, досуг привлекает детей и подростков добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в ней физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Для значительной части детей и подростков социальные институты досуга являются ведущими сферами социально культурной интеграции (восстановление, восполнение) и личностной самореализации. Однако все эти преимущества сферы досуговой деятельности пока еще не стали достоянием, привычным атрибутом образа жизни детей и подростков. Практика показывает, что наиболее  привлекательными формами   досуга    для    детей  и   подростков   являются

Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия.- М.: НГИК, 1994. - 32 с.

Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. - М.: Издательство МГУК, 1995. - 136 с.

музыка, танцы, игры, ток-шоу, КВН, однако,  не всегда культурно-досуговые

центры строят свою работу, исходя из    интересов молодых людей. Надо не только знать сегодняшние культурные запросы  детей и подростков, предвидеть их изменение, но  и  уметь  быстро  реагировать  на  них,  суметь предложить новые формы и виды досуговых занятий.

      Совершенствования   деятельности   культурно-досугового   центра    по организации досуга сегодня  является  актуальной  проблемой.  И  ее  решение должно идти активно по всем направлениям:  совершенствование  хозяйственного механизма,  разработка  концепций  учреждений  культуры  в  новых  условиях, подходы к модели и профессии клубного  работника,  содержание  деятельности, планирование и управление учреждений сферы досуга.

           В моей курсовой работе объектом исследования является детский и подростковый досуг. Предмет исследования - социализация детей и подростков в культурно-досуговой сфере. Цель курсовой работы - изучить значимость социально-культурного досуга как средства социализации детей и подростков и раскрыть особенности его функционирования в различных областях жизнедеятельности.

     Задачи исследования:

1.    Определить сущность и функции досуга детей и подростков.

2. Доказать эффективность организованного досуга как одной из составляющих процесса социализации.

3. Проанализировать деятельность культурно-досуговых центров по организации досуга детей и подростков.

      С точки зрения отдельного человека и культуры в целом значение занятий на досуге чрезвычайно велико, ибо они включают каждого в систему культурных ценностей, помогают их освоению, служат целям гармоничного развития личности. Однако досуг не следует заполнять чем-то случайным, в нем    всегда     должна   просматриваться    цель.    Удовлетворение   одной

Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия.- М.: НГИК, 1994. - 32 с.

Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. - М.: Издательство МГУК, 1995. - 136 с.

порождает другую потребность, поэтому изменения в сфере досуга должны быть направлены на переход от простых к всё более сложным потребностям: от физических – к духовным, от индивидуальных – к общественным, от пассивности – к активному творчеству.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. - М.: Издательство МГУК, 1995. - 136 с.

Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия.- М.: НГИК, 1994. - 32 с.

1. Культура досуга детей и подростков.

      1.1. Культура досуга.

      Культура (лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание, почитание) — область человеческой деятельности, связанная с самовыражением  человека, проявлением его субъектности (субъективности, характера, навыков, умения и знаний). Именно поэтому всякая культура имеет дополнительные характеристики, так как связана и с творчеством человека, и повседневной практикой, коммуникацией, отражением, обобщением, и его повседневной жизнью.

      Распространённое понимание понятия культуры слагается из трёх составляющих:

- жизненные ценности - обозначают самые важные в жизни понятия. Они являются основой культуры;

- нормы поведения - отражаются в понятиях Мораль и Нравственность. Они показывают, как люди должны повести себя в различных ситуациях;

- артефакты (материальные произведения) - обычно являются производными от первых двух составляющих.

      С середины 60-х годов культура рассматривалась как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком.

      Досуг - деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Раз досуг - деятельность, то это означает, что он не пустое время провождение, не простое бездельничанье и вместе с тем не по принципу: «что хочу, то и делаю». Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия - вот чем и еще многим другим может быть занят

Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия.- М.: НГИК, 1994. - 32 с.

 

культуры детского и подросткового досуга.

      От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие ребенка или подростка, его удовлетворенность своим свободным временем.

      К специфическим чертам детского и подросткового периода относится преобладание у них поисковой, творческо-экспериментальной активности. Дети и подростки склонны к игровой деятельности, захватывающей психику целиком, дающей постоянный приток эмоций, новых ощущений, и с трудом приспособливаются к деятельности однообразной, специализированной. Интерес к игровой деятельности у детей и подростков носит достаточно выраженный характер. Диапазон этих интересов широк и многообразен: участие в телевизионных и газетных викторинах, конкурсах; компьютерных играх; спортивных состязаниях. Феномен игры порождает огромный, невероятно быстро разрастающийся мир, в который дети и подростки погружаются безоглядно. В сегодняшних непростых социально-экономических условиях мир игры оказывает серьезное влияние на детей и подростков. Этот мир обеспечивает детям и подросткам прерывание повседневности. По мере потери ориентации на труд и другие ценности дети и подростки уходят в игру, перемещаясь в пространство виртуальных миров. Многочисленные наблюдения за практикой подготовки и проведения, детских и подростковых культурно-досуговых мероприятий, свидетельствует о том, что их успех в значительной мере зависит от включения в их структуры игровых блоков, стимулирующих у детей и подростков стремление к состязательности, импровизации и изобретательности.

      К другим особенностям детского и подросткового досуга относится своеобразие среды его протекания.    Родительская среда, как правило, не является приоритетным центром проведения досуга детей и подростков.

 

Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия.- М.: НГИК, 1994. - 32 с.

Подавляющее  большинство  детей  и  подростков  предпочитают   проводить

свободное время вне дома, в компании сверстников. Когда речь идет о решении серьезных жизненных проблем, дети и подростки охотно принимают советы и наставления родителей, но в области специфических досуговых интересов, то есть при выборе форм поведения, друзей, книг, одежды, они ведут себя самостоятельно. Эту особенность детей и подростков точно подметил и описал И.В. Бестужев - Лада: «… для подростков «посидеть компанией» - жгучая потребность, один из факультетов жизненной школы, одна из форм самоутверждения!.. При всей важности и силе социализации ребенка и молодого человека в учебном и производственном коллективе, при всей необходимости содержательной деятельности досуга, при всей масштабности роста «индустрии свободного времени» - туризма, спорта, библиотечного и клубного дела - при всем этом дети и подростки упрямо «сбиваются» в компании сверстников. Значит, общение в детской и подростковой компании - это форма досуга, в которой юный человек нуждается органически». Тяга к общению со сверстниками, объясняется огромной потребностью детей и подростков в эмоциональных контактах. Его можно рассматривать как:

- необходимое условие жизнедеятельности человека и общества;

- источник творческого преобразования индивида в личность;

- форму передачи знаний и социального опыта;

- исходный пункт самосознания личности;

- регулятор поведения людей в обществе;

- самостоятельный вид деятельности.

     Примечательной особенностью досуговой деятельности детей и подростков стало ярко выраженное стремление к психологическому комфорту в общении, стремлении приобрести определенные навыки общения с людьми различного социально - психологического склада. Общение детей и подростков в условиях досуговой деятельности удовлетворяет, прежде всего,

Бестужев-Лада И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи. - М.: Политиздат, 1984 г.

Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия.- М.: НГИК, 1994. - 32 с.

 

следующие ее потребности:

- в эмоциональном контакте,

- в сопереживании;

Информация о работе Культура и досуг детей и подростков