Культура и этнос

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 09:58, реферат

Описание

Взаимодействие культур происходило всегда. В наше время межнациональные связи очень активизировались, межгосударственный и межнациональные миграции заметно усложнили этническую структуру всех европейских стран, особенно, крупных городов (таких теперь в Европе много - более 50 из них имеют свыше одного млн. человек населения). В Петербурге каждый 10 постоянный житель - не русский, в Москве - каждый 7-й. Однако эти города остаются русскими, развивающими русские традиции, правда, активно впитывавшими и впитывающими иноэтнические элементы культуры. На улицах Лондона и Парижа также много не англичан и не французов, но эти города не потеряли свой национальный облик.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3
Становление и развитие этносов…………………………………………………4
Иерархическая классификация этносов………………………………………....6
Этнос, народ, нация как субъекты культуротворчества………………………..7
Процессы взаимодействия этнических общностей………………………...….11
Язык как основа национальной культуры………………………………….…..13
Заключение…………………………………………………………………...…..17
Список литературы…………………………………………………………..…..18

Работа состоит из  1 файл

Культура и этнос.doc

— 107.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
Кемеровский Государственный Университет

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ 
Тема: ”Культура и этнос”

 

 

 

 

Выполнила: 
 
Проверила: 
Елескина О.В.

 

 

 

 

 

Кемерово 2010г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3

Становление и развитие этносов…………………………………………………4

Иерархическая классификация  этносов………………………………………....6

Этнос, народ, нация как  субъекты культуротворчества………………………..7

Процессы взаимодействия этнических общностей………………………...….11

Язык как основа национальной культуры………………………………….…..13

Заключение…………………………………………………………………...…..17

Список литературы…………………………………………………………..…..18

 

 

 

 

 

Введение

 

Э́тнос (от греч. ἔθνος — народ) — группа людей, объединённая общими признаками, объективными либо субъективными. Различные направления в этнологии включают в эти признаки происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и др.

В русском языке аналогом термина долгое время было понятие  «народ». В научный оборот понятие  «этнос» было введено в 1923 году русским учёным-эмигрантом С. М. Широкогоровым. 1

“Этнос есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающий комплексов обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличаемых ею от таковых других групп”.2 

Взаимодействие культур происходило  всегда. В наше время межнациональные  связи очень активизировались, межгосударственный и межнациональные миграции заметно  усложнили этническую структуру  всех европейских стран, особенно, крупных  городов (таких теперь в Европе много - более 50 из них имеют свыше одного млн. человек населения). В Петербурге каждый 10 постоянный житель - не русский, в Москве - каждый 7-й. Однако эти города остаются русскими,  развивающими русские традиции, правда, активно впитывавшими и впитывающими иноэтнические элементы культуры. На улицах Лондона и Парижа также много не англичан и не французов,  но эти города не потеряли свой национальный облик. Можно привести пример США, где мигранты из разных стран становятся американцами, однако и этот пример не убедителен, поскольку далеко не все американцы забыли о своем происхождении, даже те, кто не говорит на языке своих предков. Так Киссенджеру принадлежит знаменательная фраза: “Мы думали, что в американском котле сварился суп или компот, а оказалось, что мы приготовили винегрет!”3

 

 

 

 

______________________

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81
  2. Широкогоров С.М. Этнос. Шанхай. 1923, с. 13.
  3. http://library.by/shpargalka/belarus/002/107.htm

Становление и развитие этносов

Этногенез (от греч. ἔθνος «племя, народ» и  γένεσις «происхождение»), этническая история — процесс сложения этнической общности (этноса) на базе различных этнических компонентов.4

Этносы существуют как  устойчивые межпоколенные общности людей. Из двух важнейших признаков этноса — быть кровнородственной группой и межпоколенной общностью — первый целиком биологический, а второй биосоциальный. У этноса двойственная природа — биологическая и социальная.

Людей объединяет в единый этнический организм, скажем, нацию, древнее происхождение от общего предка, а также общность исторической судьбы, общие традиции, культура, особенности быта. Список общих черт этноса надо продолжить, добавив два очень важных фактора ·— общность территории и общность языка.

Язык — отличительный признак  этноса. Однако нередко на одном  языке могут говорить несколько  народов. Например, почти все народы Латинской Америки говорят на испанском языке, хотя это разные нации: чилийцы, аргентинцы, мексиканцы и т. д. Этносы формируются на определенной территории, а позднее могут переселиться в другое место или освоить новые территории. Этносы формируют общий язык и культуру. Со временем он обогащается новыми словами, расширяется, видоизменяется, но суть остается прежней.

Связь между этносом и территорией очень тесная. То же самое можно сказать об обычаях, традициях, особенностях культуры, быта. Каждый народ имеет присущие только ему ритуалы, обряды, что отличает его от другого народа.

Долгое проживание на одной территории откладывает неизгладимый отпечаток на миросозерцание, образ жизни, хозяйственный уклад, манеру общения внутри этноса. Таких народов большинство. А некоторые чуть ли не всю жизнь бродят по земному шару. Например, цыгане, общаясь с самыми разными народами, тем не менее, сохранили самобытность, и их легко отличить от других этносов.

   _____________

4. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81

Не меньшую роль в  становлении и развитии этносов играет этническое самосознание. Надо чувствовать свою принадлежность к своему народу и его исторической судьбе, только тогда ты сохранишь в себе его традиции и ценности. Цыгане, где бы они ни скитались, чтили свои традиции. А русские часто легко усваивали чужое, в Америке становясь американцами, а в Германии — немцами. К счастью, не все. Но десятки миллионов русских, рассеянных по всему свету, или полностью забыли традиции или с трудом удерживают их, передавая детям, которые по-русски не могут сказать слова. Этническое сознание иначе можно назвать духовным отождествлением человека с его народом.

Таким образом, этнообразующими факторами являются:

  - кровное родство — единство происхождения от общего предка;

  - устойчивая межпоколенная преемственность;

  - единство территории;

  - единство языка;

  - общность исторической судьбы;

  - общая культура и традиции;

  - общее самосознание (этническая идентификация).5

 

 

 

 

 

 

 

 

   _______________________

5. А.И.Кравченко Учебное пособие для ВУЗов «Культурология» М. «Академический проект» 2002

 

Иерархическая классификация этносов

В советской школе  этнографии в русле дуалистической концепции этноса была принята следующая градация этносов в широком смысле (ЭСО), впоследствии эта градация была перенесена на этнос вообще:

Род — группа людей, которая основана на кровных связях.

Племя — этнос эпохи первобытно-общинного строя или периода его разложения.

Народность — окончательно не сформировавшееся сообщество людей, объединённых общим пространством, культурой, языком и т. д., в котором ещё присутствуют значительные внутренние различия.

Нация — в настоящее время чаще всего используемое понятие в этнографической литературе. Соответствует развитому индустриальному и постиндустриальному обществу с сильной самоидентификацией. При этом в советской этнографии было принято деление на социалистические и капиталистические нации, которое в результате крушениясоциалистической системы потеряло смысл.

Суперэтнос — по мнению некоторых специалистов, новая форма этноса, формирующаяся в контексте процесса глобализации. Для суперэтноса харакетрна выскоая степень интегрированности наднациональных культурных, экономических, конфессиональных и экономических связей. В ряде случаев образованию суперэтносов способствует территориальная близость наций и национальных государств, а значить общность их геоплитических целей. По некоторым прогнозам суперэтнос станет главным субъектом мировой политики (XXI века), оттеснив на вторые роли нации и национальные государства.6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   __________________________________

 

6. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81

 

Этнос, народ, нация  как субъекты

культуротворчества

Важную роль в создании теоретической основы для изучения этничности сыграли работы норвежского учёного Ф. Барта по проблеме соотнесения этнических и социальных границ. Этот учёный обратил внимание, что характеристики, используемые для определения этнических групп, не могут сводиться к сумме содержащегося в пределах этнических границ культурного материала. Этнические группы (или этносы) определяются прежде всего по тем характеристикам, которые сами члены группы считают для себя значимыми и которые лежат в основе самосознания. Таким образом, этничность – это форма социальной организации культурных различий.

Исходя из вышесказанного, под понятием "народ" в смысле этнической общности понимается группа людей, члены которой имеют общее  название, язык и элементы культуры, обладают мифом (версией) об общем происхождении и общей исторической памятью, ассоциируют себя с особой территорией и обладают чувством солидарности.

Одним из основных объектов этнологического  знания является изучение того, как люди связаны друг с другом согласно установленному набору правил, которые выходят за пределы обычной биологии. На протяжении большей части человеческой эволюции сообщества людей организовывали свои группы на основе родственных отношений. И по сегодняшний день все народы имеют присущие им системы родства. Отношение к предкам всегда играло ключевую роль в социальной структуре традиционных обществ вплоть до того, что безродный человек был в лучшем случае индивидом без социального статуса. Под влиянием индустриализации родственные связи перестали играть определяющую роль в жизни человека и многие черты известных систем родства просто исчезли. Однако родственные отношения остаются важным элементом общественной жизни и часто играют важную роль в сохранении целостности и идентичности этнических групп.

Уже в античном мире племенам варваров, которых объединяли узы крови и совместного проживания, противостояли граждане полисов, знавшие, помимо уз "крови" и "почвы", объединяющую силу государства. Государственная власть и письменность стали первыми предпосылками будущего национального объединения людей. И возникли они, как мы уже знаем, задолго до античности. Государства Древнего Востока стали преодолевать замкнутость и ограниченность общинной жизни, подчиняя входящие в состав империй племена правовому закону. А над этнической культурой, благодаря письменности, стала надстраиваться культура иного порядка, примером которой являются египетская наука, древнееврейская религия, античная философия и искусство. Творцом такого рода культуры в эпоху Возрождения становится интеллигенция. Таким образом, к XVII веку в Европе уже присутствовал целый ряд предпосылок для образования наций и национальной культуры. И тем не менее, их трансформация в новое качество потребовала нескольких столетий. С XVII по XX вв. в разных странах Европы шел процесс формирования национальных государств.

Рассуждая о соотношении  народного духа и государственного устройства, Н. Я. Данилевский в книге "Россия и Европа" специально выделяет тот факт, что имперские амбиции и завоевательные походы Наполеона I усилили и окончательно проявили стремление к государственной самостоятельности у европейских народов. Все политические движения XIX века, по мнению Данилевского, были национальными движениями. В конце концов сама Франция в лице Наполеона III провозгласила национальность своим высшим политическим принципом. В этом Данилевский видел проявление главной тенденции культурно-исторического развития: одна народность – одно государство.

Национальное государство  оказалось адекватной, или, другими словами, удобной политической формой для развития рыночной экономики. Но воссоединение близких этносов и их земель в составе одного буржуазного государства обернулось не только новым экономическим и политическим единством. В XIX веке в истории человечества появились нации - новые образования, сплоченные не только экономически и политически, но и силой человеческого духа.

Духовным организмом считали  нацию славянофилы, соотнося национальный дух с особенностями религиозной веры. Но существует другая трактовка нации как общности людей, объединенной не столько кровным родством, сколько национальной экономикой, национальным государством, а также национальной культурой. Нация - это объединение людей, живущих на большой территории, а потому не только утративших кровное родство, но даже незнакомых друг с другом. И в этом случае люди различают "своих" и "чужих" иначе, чем это было в этносе. Их единство выражает себя не столько внешне, сколько внутренне. И в связи с этим особую роль начинает играть феномен национальной идентичности.

Письменность порождает особого рода реальность, в состав которой входят разнообразные тексты. При этом письменный язык отличается от местных разговорных диалектов и в конце концов превращается в единый литературный язык, имеющий общенациональное значение. Появление литературного языка - важная веха на пути образования национальной культуры. И в наши дни национальная культура, в отличие от этнической, изучается, как правило, филологами, поскольку именно они имеют дело с письменными текстами. Национальная культура изначально является письменной. И тем не менее, наличие литературного языка и массива текстов - ещё не доказательство того, что в них представлена национальная культура.

Итак, нацию, в отличие  от этноса, объединяет не столько кровнородственная связь, сколько, помимо экономических и политических факторов, национальный характер и национальная психология, национальные идеалы и национальное самосознание. Этот психологический и идеологический облик нации ярче всего выражает национальное искусство. Недаром искусство считают средоточием национальной культуры. Особую роль в формировании национальной культуры играет философия. Именно в ней основа национального единства осознается в ясной теоретической форме и выражается в виде так называемой "национальной идеи".

Представим себе информационное изменение человеческих коллективов в графическом виде. В первобытнообщинную эпоху карта Земли выглядела бы как пятнистая шкура ягуара, где каждое пятно – это сгусток социально-наследственной информации, цементирующей какое-то определенное племя. Приглядевшись внимательно, увидели бы, что некоторые из этих пятен соединены отдельными линиями – каналами межплеменной информации, той информации, которой люди разных племен все же обменивались между собой. Постепенно этих линий становится все больше и больше, и наступает время, когда несколько маленьких пятен-племен сливаются в одно крупное – пятно-народность: говоря языком науки, идет нарастание плотности межплеменных связей, которые уже начинают цементировать народность. Какое-то время в этом крупном пятне-народности видны пятна-племена более темного цвета - традиционные связи внутри племен, составляющих народность, долгое время значительно превышают связи межплеменные.

Информация о работе Культура и этнос