Культура и власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 11:39, реферат

Описание

Противопоставление «культура» - «власть» нуждается в уточнении, поскольку оно восходит к тем временам, когда с точки зрения интеллигенции культура понималась как самостоятельное явление в обществе, функция которой состоит в том, чтобы критически анализировать, интерпретировать и обозревать все ее составные части, включая и власть. На самом деле, понятие «культура» значительно шире. Она определяется независимо как от времени или общества в целом, или отдельных его группировок, их взаимоотношений, так и от власти.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Режимы функционирования РСЧС. 5
2.Функции гражданской обороны (ГО) и Минздрава России по предупреждению и действиям в ЧС. 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16

Работа состоит из  1 файл

Культура и власть (культурология, реферат) 2013.docx

— 42.81 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

По предмету: «Культурология»

 

На тему: «Культура и власть»

 

 

 

 

 

 

 

 

2013

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1.Режимы функционирования РСЧС. 5

2.Функции гражданской обороны (ГО) и Минздрава России по предупреждению и действиям в ЧС. 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16

 

ВВЕДЕНИЕ

Противопоставление «культура» - «власть» нуждается в уточнении, поскольку  оно восходит к тем временам, когда  с точки зрения интеллигенции  культура понималась как самостоятельное  явление в обществе, функция которой  состоит в том, чтобы критически анализировать, интерпретировать и  обозревать все ее составные части, включая и власть. На самом деле, понятие «культура» значительно  шире. Она определяется независимо как от времени или общества в  целом, или отдельных его группировок, их взаимоотношений, так и от власти. В нее входят в принципе любые  знаковые системы, их соотношения, переплетения, вплоть до их постоянных трансформаций, имея в виду такие системы, как  нормы поведения, ритуалы, стереотипы, идеологии и т.п., формы организации  труда, то есть и производительных сил, короче говоря, все то, что было обозначено К. Марксом как «надстройка».

Если признать, что государство  – это власть, то культура всегда противостояла ей как важнейший  фактор ее ограничения и сдерживания. Склонность любой власти к насилию, ее стремление распространить себя на внутренний мир подданных, так или  иначе духовно подчинить их, изолировав от нежелательных влияний, принципиально  оправдываемая аморальность государственной  власти – все это объясняет  живучесть идей анархизма и извечное диссидентство интеллигенции. Помимо наших «великих» анархистов М.А. Бакунина, П.А. Кропоткина, едва ли не самым  убежденным противником государства  и власти в отечественной и  мировой культуре был Л.Н. Толстой, который писал: «Не только нравственный, но и не вполне безнравственный человек  не может быть на престоле, или министром, или законодателем, решателем и  определителем судьбы целых народов. Нравственный, добродетельный государственный человек есть такое же внутренне противоречие, как целомудренная проститутка, или воздержанный пьяница, или кроткий разбойник».

Многие выдающиеся представители  человечества, например, Платон, Гегель и др. не только не отрицали необходимости  государства, но и видели в нем  величайшее завоевание культуры. В  истории русской общественной мысли  «государственниками» были многие религиозные  философы «серебряного века», среди  которых выделяется И.А. Ильин, посвятивший  значительную часть своего творчества теме российской государственности  и национальной культуре. Трудно не согласиться и с мнением В. Соловьева, под влиянием которого складывалась отечественная культурологическая традиция. «Без государства, - писал  он, - невозможен был бы культурный прогресс человечества, основанный на сложном  сотрудничестве многих сил. Такое сотрудничество в сколько-нибудь широких размерах было достижимо для разрозненных родов, находившихся в кровавой постоянной вражде между собою. В государстве  впервые являются солидарно действующие  человеческие массы». Среди защитников государственности есть одна всемирно известная фигура – это итальянский  мыслитель Николо Макиавелли. В его трудах обосновывается мысль о том, что государство и культура в ее важнейшем, нравственном проявлении – категории далеко неоднозначные, а порой и взаимоисключающие.

Культура и власть

Самое простое определение  демократии - это власть народа. Согласно определению американских просветителей, демократия - это власть народа, осуществляемая самим народом и для народа. В истории политики можно найти  немало демократических форм организации  общественной жизни (Афинская демократия в Древней Греции, республиканский  Рим, городские демократии средних  веков, парламентские формы демократии в Англии и т.д.).

Современные теоретические  модели демократии базируются преимущественно  на политических идеях Нового времени, Просвещения (Локк, Монтескье, Руссо, Кант, Токвиль). В истории политической мысли выделяются две основные трактовки демократии: либерально-демократическая, делающая акцент на автономии индивида, правах и свободах человека, и радикально-демократическая, утверждающая верховенство народа и приоритет общественных интересов над частными. Среди современных теоретических моделей демократии можно отметить: модель конкурентной эллинистической демократии, модель Липсета - Лернера, модель «полиархической демократии» Р. Даля, экономическую модель Э. Даунса, демократическую модель «интегративной демократии». (5, с.271)

Демократический режим - характеризуется  высокой степенью политической свободы  человека, реальным осуществлением его  прав, позволяющим ему оказывать  влияние на государственное управление обществом.

Характерные черты демократического режима:

Существование в обществе множества интересов и широкого спектра возможностей их выражения  и реализации.

Гарантированный доступ групп  к политическим институтам .

Всеобщее избирательное  право, позволяющее гражданам принимать  участие в формировании представительных институтов.

Контроль представительных институтов за деятельностью правительства.

Согласие большинства  общества относительно политических норм и процедур.

Разрешение возникающих  конфликтов мирным путем.

Признание решающей роли большинства  при учете интересов меньшинства.

Есть разные формы правления  демократических режимов. Достаточно распространенными формами республиканского правления являются президентская  республика и парламентская республика.

Отличительным признаком  президентской республики является то, что президент в ней одновременно выступает и главой государства, и главой правительства.

Главной отличительной чертой парламентской республики является образование правительства на парламентской  основе (обычно парламентским большинством) и его формальная ответственность  перед парламентом.

Современная демократия - это  представительство интересов, а  не сословий. Все граждане в демократическом  государстве, как участники политической жизни равны. Равенство это двоякого рода - равенство перед законами и равенство политических прав. Современное  демократическое государство - это  государство правовое, в котором  на практике осуществлено разделение трех властей и созданы реальные механизмы защиты прав и свобод граждан.

В области культуры демократическое  государство защищает плюрализм  мнений и творческих проявлений, а  также свободу выбора - принципы, которые, реализуясь в обществе, и  создают огромное разнообразие его духовной и материальной жизни. По существу, культуре также необходим плюрализм, как экономике рынок. Ведь если унифицировать мнения, например, в форме единой и обязательной для всех марксистко-ленинской идеологии или художественные проявления в форме пресловутого «социалистического реализма», то получится однообразная и серая официально-государственная культура, которая господствовала в нашей стране на протяжении последних десятилетий. Это, конечно, не значит, что не существовало другой, подпольной, «диссидентской» культуры, прозябавшей в состоянии внутренней и внешней эмиграции. И если сейчас плюрализм мнений, хотя и с трудом, становится нормой, то свобода выбора все еще ограничена, главным образом, по причине бедности и строящегося псевдокапитализма.

Взаимосвязь культуры и демократии проявляется не только в том, что  демократия способствует развитию культуры, но и в обратной обусловленности. Это отмечали еще классики марксизма, справедливо утверждая, что «каждый  шаг вперед на пути культуры был  шагом к свободе». В наше время  едва ли не общим местом политологии  и культурологи стал бесспорный тезис  о невозможности полной свободы  и демократии там, где отсутствует  культура. И это неудивительно, ибо  сама демократия, как одна из форм власти, является ее высшим продуктом и достижением. При этом сколько бы ни называли себя некоторые режимы «свободными», «демократическими», «социалистическими», чаще всего они таковыми не являются именно в силу недостаточной общекультурной основы их государственности. Речь здесь идет не только о личной серости и духовном примитивизме добравшихся до власти революционных «вождей» и псевдоэлитарных слоев, попадающих «из грязи в князи», но и об определенной политической незрелости допустившего этого народа. Ведь способность к демократическому существованию, как в верхах, так и в массах воспитывается веками и даже тысячелетиями, причем не абсолютными лозунгами, а повседневной практической жизнью в коллективе каждого гражданина, призванного обладать определенным минимумом национального самосознания и индивидуальной культуры.

При всей простоте и прозрачности тезиса о благотворности демократии для судеб культуры, его более  пристальное рассмотрение показывает, что для многих выдающихся представителей общественной и культурологической мысли он оказывается далеко не столь  бесспорным. В определенных исторических условиях демократия как господство народа может превращаться в «медиократию» - господство посредственностей, или еще хуже, - господство толпы.

Если демократия в политической жизни может представляться чуть ли не идеалом, то в области науки  и искусства как господство ученых или художников наиболее наглядно воплощаясь в массовой культуре, которая сознательно  ориентирует материальные или духовные ценности на некие усредненные и  стандартизированные образцы. Будучи продуктом общества потребления, с  его прагматизмом и бездуховностью, массовая культура становится и социальным наркотиком, отвлекающим людей от более глубокого духовно-практического освоения мира.

Итак, если демократия как  форма власти при всех своих несомненных  достоинствах именно в области культуры обнаруживает определенную несостоятельность, а механическое большинство далеко не всегда является носителем правды, добра и красоты, то какой же должна быть оптимальная структура общества для поддержки и развития талантов? Ведь подлинно творческой личности столь  же претит самодурство очередного тирана, сколь и всевластие свергающей его «черни». Речь идет об известном иерархическом строении общества, обусловленном изначальным неравенством людей, одни рождаются умными и талантливыми, другие - лишенными этих прирожденных качеств и даров, противопоставленной формальному иерархизму физической силы, происхождения и должностей. Так и в условиях демократии должна сохраняться и поддерживаться социальная дифференциация, основанная на реальных заслугах и талантах отдельных личностей. По этому пути и пошла, хотя не без издержек, после Великой Французской революции западная культура, успешно сочетающая демократическое начало с иерархическим.

Главные требования демократии - взаимная терпимость, уважение к ближнему, критическое отношение к самому себе, и конечно, суверенитет личности. А это важнейшие показатели личной и коллективной культуры.

Тоталитаризм - это политический режим, при котором государство стремится к целостному, всеохватывающему контролю за жизнью всего общества в целом и каждой личности в отдельности. Термин «тоталитаризм» был введён в политический лексикон в 1925 г. лидером итальянских фашистов Б.Муссолини для характеристики созданного им режима. В 1929 году газета «Таймс» употребила этот термин применительно к режиму, сложившемуся в Советском Союзе. После второй мировой войны в западной политической науке стало общепринятым обозначать понятием «тоталитаризм» режимы, существовавшие в фашисткой Германии, Советском Союзе, странах «победившего социализма».

Под тоталитаризмом понимают политический режим, основанный на стремлении руководства страны подчинить уклад  жизни людей одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы  она помогала реализации этой идеи.

Основные признаки тоталитарного  режима:

1) Официальная идеология,  полностью отрицающая предыдущий  порядок и призванная сплотить  граждан для построения нового  общества. Эта идеология должна  обязательно признаваться и разделяться  всеми членами общества. Она ориентирует  общество на завершающий период  истории, в котором должно воплотиться совершенное состояние. Во всех тоталитарных режимах все стороны жизни общества - мораль, экономическая эффективность, социальные отношения, политические нормы и т.д. - подчинены идеологии.

2) Монополия на власть  единой массовой партии, строящейся  по олигархическому признаку  и возглавляемой харизматическим  лидером.

3)Система террористического  полицейского контроля, который  осуществляется не только за  «врагами народа», но и за  всем обществом. Контролируются  отдельные личности, целые классы, этнические группы.

4) Партийный контроль за средствами массовой информации. Жесткая цензура любой информации, контроль за всеми средствами массовой коммуникации - прессой, радио, кино, литературой и др.

5) Контроль над вооруженными  силами.

6) Централизованный контроль  экономики и система бюрократического  управления экономической деятельностью.

В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал - социализм.

Коммунизм (социализм) в большей  степени, чем другие разновидности  тоталитаризма, выражает основные черты  этого строя, поскольку предполагает абсолютную власть государства, полное устранение частной собственности  и, следовательно, всякой автономии  личности.

Фашизм - право - экстремистское политическое движение, возникшее в  обстановке революционных процессов, охвативших страны Западной Европы после  первой мировой войны и победы революции в России.

Третья разновидность  тоталитаризма - национал - социализм. Как реальный политический и общественный строй он возник в Германии в 1933 г.

Тоталитаризм - исторически  обреченный строй. Тоталитаризм - закрытое общество, не приспособленное к современному качественному обновлению, учету  новых требований непрерывно изменяющегося  мира.

В чем же заключается воздействие  тоталитаризма на культуру?

Информация о работе Культура и власть