Культура как понятие культурологии, функции культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 11:19, контрольная работа

Описание

Понятие «культура» трактуется в отечественной и зарубежной науч-ной литературе неоднозначно. Разобраться во множестве его смысловых оттенков и определений, а также понять, что же все-таки представляет собою культура, нам поможет знание возможных вариантов использова-ния этого понятия в истории. Больше 2 тыс. лет прошло с тех пор, как латинское слово «colere» было использовано для обозначения обработки почвы, земли. Но память об этом до сих пор сохранилась в языке в многочисленных сельскохозяй- ственных терминах — агрокультура, культура картофеля, окультуренные пастбища и т.п.

Содержание

1. КУЛЬТУРА КАК ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРОЛОГИИ
2. ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
2. 1. Адаптивная функция культуры
2. 2. Сигнификативная функция
2. 3. Познавательная (гносеологическая) функция
2. 4. Коммуникативная функция культуры
2. 5. Интегративная функция культуры
2. 6. Нормативная (регулятивная) функция
2. 7. Аксиологическая функция
2. 8. Функция социализации и инкультурации

Работа состоит из  1 файл

культура полное.docx

— 30.36 Кб (Скачать документ)

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. КУЛЬТУРА КАК ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРОЛОГИИ 

2. ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ 

2. 1. Адаптивная функция культуры 

2. 2. Сигнификативная функция 

2. 3. Познавательная (гносеологическая) функция

2. 4. Коммуникативная функция культуры 

2. 5. Интегративная функция культуры 

2. 6. Нормативная (регулятивная) функция 

2. 7. Аксиологическая функция 

2. 8. Функция социализации и инкультурации 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. КУЛЬТУРА КАК ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРОЛОГИИ

Понятие «культура» трактуется в отечественной и зарубежной науч-ной

литературе неоднозначно. Разобраться во множестве его смысловых

оттенков и определений, а также понять, что же все-таки представляет

собою культура, нам поможет знание возможных вариантов

использова-ния этого понятия в истории.

Больше 2 тыс. лет прошло с тех пор, как латинское слово «colere» было

использовано для обозначения обработки почвы, земли. Но память об

этом до сих пор сохранилась в языке в многочисленных сельскохозяй-

ственных терминах — агрокультура, культура картофеля,

окультуренные пастбища и т.п.

Уже в I в. до н. э. Цицерон применил это понятие к человеку, после чего

культура стала пониматься как воспитание и образование человека,

идеального гражданина. При этом считалось, что признаки культурного

человека — это добровольное ограничение своих желаний, спонтанных

действий и дурных склонностей. Поэтому термином «культура» тогда

обозначали интеллектуальное, духовное, эстетическое развитие

человека и общества, подчеркивая его специфику, выделяя мир,

созданный челове-ком, из мира природы.

В повседневной жизни мы обычно вкладываем в слово «культура»

одобрение, понимая это слово как некий идеал или идеальное

состояние, с которым мы сравниваем оцениваемые факты или явления.

Поэтому мы часто говорим о профессиональной культуре, о культуре

исполнения не-кой вещи. С тех же позиций мы оцениваем поведение

людей. Поэтому стало привычным слышать о культурном или

некультурном человеке, хо-тя на самом деле чаще всего мы имеем в

виду воспитанных или дурно воспитанных, с нашей точки зрения,

людей. Так же иногда оценивают и целые общества, если они основаны

на праве, порядке, мягкости нравов, в противовес состоянию

варварства. Не стоит забывать также, что в обыденном сознании

понятие «культура» в основном ассоциируется с произведениями

литературы и искусства. Поэтому данным термином обозначают формы

и продукты интеллектуальной и прежде всего художественной

деятельности.

И наконец, мы используем слово «культура», когда говорим о раз-ных

народах в те или иные исторические эпохи, указываем на специфику

способа существования или образа жизни какого-то общества, группы

людей или определенного исторического периода. Поэтому очень часто

можно встретить словосочетания — культура Древнего Египта, культура

эпохи Возрождения, русская культура и т.д.

В современной отечественной культурологии принято выделять три

подхода в определении культуры — антропологический,

социологический и философский.

Суть антропологического подхода заключается в признании

самоценности культуры каждого народа, которая лежит в основе образа

жизни как отдельного человека, так и целых обществ. Это означает,

что культура представляет собой способ существования человечества

в виде многочисленных локальных культур. Данный подход ставит

знак равенства между культурой и историей всего общества.

Социологический подход рассматривает культуру как фактор

образо¬вания и организации жизни общества. Организующим началом

выступает система ценностей каждого общества. Культурные ценности

создаются самим обществом, но затем они же и определяют развитие

этого общества. Над человеком начинает господствовать то, что

создано им самим.

Философский подход стремится выявить закономерности в жизни

общества, установить причины зарождения и особенности развития

культуры. В русле этого подхода дается не просто описание или

перечис-ление явлений культуры, но предпринимается попытка

проникнуть в их сущность. Как правило, сущность культуры видят в

сознательной деятельности по преобразованию окружающего мира

для удовлетворения человеческих потребностей.

Также выделяют функциональные определения культуры, характе-

ризующие ее через функции, которые она выполняет в обществе, а

также рассматривают единство и взаимосвязь этих функций. Например,

среди специалистов по межкультурной коммуникации очень популярно

ко-роткое, но емкое определение Э. Холла: культура — это

коммуникация, коммуникация — это культура. Подобные определения

есть и у россий-ских культурологов. Среди них следует назвать одного

из крупнейших отечественных философов ММ. Бахтина, автора

диалоговой концепции культуры. Он исходит из основополагающей

идеи: культура никогда не существует сама по себе, а проявляется

только во взаимодействии с другими культурами. У любой культуры

есть зритель, или исследователь, причем это не какой-то абстрактный

субъект, наблюдающий за культурой с позиций бесстрастного

автомата, фиксирующего любые ее проявления.

Таким образом, во всех рассмотренных определениях есть рацио-

нальное зерно, каждое указывает на какие-то более или менее сущест-

венные черты культуры. В то же время можно указать и на недостатки

каждого определения, на его принципиальную неполноту. Как правило,

эти определения нельзя назвать взаимоисключающими, но простое

сум-мирование их не даст никакого позитивного результата.

Культура — это сущностная характеристика человека, то, что отли-чает

его от животных, приспосабливающихся к окружающей среде, а не

целенаправленно меняющих ее, как человек.

Не вызывает сомнения также, что в результате этого преобразования

образуется искусственный мир, существенной частью которого

являются идеи, ценности и символы. Он противостоит миру природы.

И наконец, культура не наследуется биологически, а приобретается

только в результате воспитания и образования, проходящего в

обществе, среди других людей.

2. ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ

Сложная и многоуровневая структура культуры определяет

разнообразие ее функций в жизни общества и человека. Но в вопросе

о количестве функций культуры среди культурологов нет полного

единодушия. Тем не менее все они соглашаются с идеей

полифункциональности культуры, с тем, что каждый ее компонент

может выполнять разные функции. Сопоставление различных точек

зрения по данному вопросу позволяет сделать вывод, что к числу

основных функций культуры относятся адаптивная, знаковая

(сигнификативная), познавательная, информационная,

коммуникативная, интегративная, регулятивная, аксиологическая и др.

2. 1. Адаптивная функция культуры

Важнейшая функция культуры — адаптивная, позволяющая челове-ку

приспособиться к окружающей среде, что выступает необходимым

условием выживания всех живых организмов в процессе эволюции. Но

человек не приспосабливается к изменениям окружающей среды, как

это делают другие живые организмы, а меняет среду обитания в

соответствии со своими потребностями, приспосабливая ее к себе. При

этом создается новый, искусственный мир — культура. Иными словами,

человек не может вести естественный образ жизни, подобно

животным, и, чтобы выжить, создает вокруг себя искусственную среду

обитания.

Безусловно, полной независимости от окружающей среды человек

добиться не может, так как каждая конкретная форма культуры во

многом обусловлена природными условиями. От природных и

климатических условий будет зависеть тип хозяйства, жилища,

традиции и обычаи, верования, обряды и ритуалы народов.

По мере развития культуры человечество обеспечивает себе все

большую безопасность и комфорт. Но, избавившись от прежних страхов

и опасностей, человек встает лицом к лицу перед новыми угрозами,

которые он создает себе сам. Так, сегодня можно не бояться таких

грозных болезней прошлого, как чума или черная оспа, но появились

новые болезни, такие, как СПИД, от которых еще не найдены лекарства,

а в военных лабораториях ждут своего часа другие смертельные

болезни, созданные самим человеком. Таким образом, человеку

нужно защищаться не только от природной среды обитания, но и от

мира культуры.

Адаптивная функция имеет двойственную природу. С одной сторо-ны,

она проявляется в создании необходимых человеку средств защиты от

внешнего мира. Таковы все продукты культуры, которые помогают

первобытному, а позднее и цивилизованному человеку выжить и

уверенно чувствовать себя в мире: использование огня, создание

продуктивного сельского хозяйства, медицины и т.д. Это — так

называемые специфические средства защиты человека. К ним

относятся не только предметы материальной культуры, но и те

специфические средства, которые человек вырабатывает для

приспособления к жизни в обществе, удерживающие его от взаимного

истребления и гибели. Это государственные структуры, законы,

обычаи, традиции, нормы морали и т. д.

Существуют также неспецифические средства защиты человека — это

культура в целом, существующая как картина мира. Понимая культу-ру

как «вторую природу», мир, созданный человеком, мы подчеркиваем

важнейшее свойство человеческой деятельности и культуры — способ-

ность к «удвоению» мира, выделения в нем чувственно-предметного и

идеально-образного пластов. Культура как картина мира дает возмож-

ность видеть мир не как непрерывный поток информации, а получать

эту информацию уже в упорядоченном и структурированном виде.

2. 2. Сигнификативная функция

Культура как картина мира связана с другой функцией культуры —

знаковой, сигнификативной, т.е. функцией присвоения имен. Формиро-

вание имен и названий очень важно для человека. Если какой-то

предмет или явление не названы, не имеют имени, не обозначены

человеком, они для нас не существуют. Присвоив название предмету

или явлению и оце-нив его, например, как угрожающий, мы

одновременно получаем необходимую информацию, позволяющую

нам действовать, чтобы избежать опасности. Ведь при маркировании

угрозы мы не просто даем ей имя, но вписываем в иерархию бытия.

Таким образом, культура как образ и картина мира представляет со-бой

упорядоченную и сбалансированную схему космоса, служа той приз-

мой, сквозь которую человек смотрит на мир. Эта схема выражается

через философию, литературу, мифологию, идеологию, а также в

поступках людей. Содержание ее большинством членов этноса

осознается фрагментарно, в полном объеме она доступна лишь

небольшому числу специалистов-культурологов. Основой этой

картины мира являются этнические константы — ценности и нормы

этнической культуры.

2. 3. Познавательная (гносеологическая) функция.

Важной функцией культуры является также познавательная (гно-

сеологическая) функция. Культура концентрирует в себе опыт и навыки

множества поколений людей, накапливает богатые знания о мире и тем

самым создает благоприятные возможности для его дальнейшего

познания и освоения. Наиболее полно эта функция проявляет себя в

науке и научном познании. Разумеется, знания приобретаются и в

других сферах культуры, но там они являются побочным результатом

человеческой деятельности, а в науке получение объективных знаний

о мире — главная цель.

Наука долгое время оставалась феноменом лишь европейской циви-

лизации и культуры, а другие народы выбирали иной путь познания ок-

ружающего мира. Так, на Востоке с этой целью были созданы

сложнейшие системы философии и психотехники. В них серьезно

обсуждались такие непривычные для рациональных европейских умов

способы познания мира, как телепатия (передача мыслей на

расстоянии), телекинез (способность воздействовать мыслью на

предметы), ясновидение (спо-собность предсказывать будущее) и

многое другое.

Познавательная функция неразрывно связана с функцией накопле¬ния

и хранения информации, так как знания, информация выступают

результатами познания мира. Естественным условием

жизнедеятельности как отдельного человека, так и общества в целом

является потребность в информации по самым различным вопросам.

Мы должны помнить свое прошлое, уметь его правильно оценивать,

признавать свои ошибки. Человек должен знать, кто он, откуда и куда

идет. В связи с этими вопросами сформировалась информационная

функция культуры.

Культура стала специфически человеческой формой производства,

нако¬пления, хранения и трансляции знаний. В отличие от животных, у

которых передача информации от одного поколения к другому

Информация о работе Культура как понятие культурологии, функции культуры