Культура в эпоху Каролингов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 23:18, реферат

Описание

Культурный подъем во франкском государстве в VIII- первой половине IX века, выразившийся в организации новых школ, привлечении к королевскому двору ряда образованных деятелей был обозначен «Каролингским возрождением». Данный термин был введен западной историографией в XIX веке. Культурные преобразования были тесно связанны с большими военно-политическими, административными и организационными задачами, которые стояли перед Каролингами, стремившимися к укреплению своей власти на всей территории империи.

Работа состоит из  1 файл

Культурный подъем во франкском государстве в VIII.doc

— 59.00 Кб (Скачать документ)

§ 1.5 Культура в эпоху Каролингов

 

    Культурный подъем во франкском государстве в VIII- первой половине IX века, выразившийся в организации новых школ, привлечении к королевскому двору ряда образованных деятелей был обозначен «Каролингским возрождением». Данный термин был введен западной историографией в XIX веке. Культурные преобразования были тесно связанны с большими военно-политическими, административными и организационными задачами, которые стояли перед Каролингами, стремившимися к укреплению своей власти на всей территории империи.

И во внутренней и во внешней политике Карл является выразителем идеалов ставшего у  власти с половины VIII в. круга лиц, идеалов, обусловленных стремлением  создать мощное государство. Идеал Карла вовсе не простое восстановление Римской империи и не простая охрана сокровищ культуры, а теократическая монархия, увенчанный франкским государем «град Божий» на земле. Религиозная идея, укрепленная очевидным и для современников противопоставлением христианства исламу и еще более исконной нераздельностью государственных, культурных и религиозных задач, соединяется с мирским и стихийным стремлением к властвованию.1

« Решено всеми, чтобы церкви Христовы, … пользовались большим, отнюдь не меньшим почетом, чем каким пользовались прежде идольские капища…»2

Культурные же реформы  во Франкском государстве проводились в тесном союзе с католической церковью. Реформы были начаты с установления единого канонического текста Библии. Стоит заметить, что в эпоху Карла церковь была значимым фактором культурного развития. Именно монастыри, многие из которых были основаны ирландскими, англосаксонскими и франкскими миссионерами, являлись очагами образования. В целях возрождения империи Карл Великий использовал динамичную и одновременно стабилизирующую силу церкви и образованное духовенство.

 Центром образования  и культуры в империи Каролингов  была столица – Аахен.3

Энергичная политика Карла  Великого в области просвещения  ярко проявилась в основании придворной  Академии. В деятельности придворной Академии участвовали известные ученные того времени: англосакс Алкуин (ок. 730- 804гг.), лангобард Павел Диакон (ок. 720 – 799гг.), вестгот Теодульф (ок. 760 – 821 гг.), биограф  Карла Великого Эйнхард (ок. 770- 840 гг.). Вместе с другими приближенными Карла Великого они составляли Академию -  придворное ученое общество, которое являлось центром «Каролингского возрождения». Руководителем данного общества являлся Алкуин, именно он учредил школу при дворце для детей Карла и детей королевских вассалов, последних готовили в  школе к разнообразной дворцовой и областной службе. Не мало важным было то, что обучение велось на латинском языке.

Так же была налажена и обеспечена деятельность монастырских школ для обучения детей светской знати и подготовки духовенства. Задачи, стоявшие перед этими школами, были определены выше упомянутым Алкуином. Правильным будет сказать, что роль этого сподвижника Карла Великого была огромна в становлении и развитии империи.

Монастырские школы, основанные Карлом Великим, стали той базой, на которой выросли средневековые университеты. Обучение в этих школах делились на две ступени тривиум- первая ступень обучения и квадривиум- вторая ступень обучения. Каждой ступени соответствовали свои дисциплины в совокупности, которые были обозначены как «семь свободных искусств». Грамматика, риторика и диалектика являлись основой первой ступени обучения, а арифметика, геометрия, астрономия и музыка второй ступени.

Карл Великий уделял большое  внимание монастырским школам, так  как полагал, что священнослужители обязаны были наставлять народ, должны уметь читать и понимать Священное Писание.  Стоит заметить, что наибольшим почетом пользовалось богословие. В школах так же ценилось учение говорить, давать легкие ответы и хитрые определения.

Во времена Карла Великого была проведена реформа письменности, в результате которой появилось и установилось четкое письмо- каролингский минускул. Именно каролингский минускул послужил основой для современного изображения латинских букв.

Говоря о развитии культурной жизни в империи Карла, невозможно не сказать о личностях его ближайших сподвижников, о которых кратко было упомянуто выше. Англосакс Алкуин  был одним из главных действующих лиц в просветительской деятельности, проводившейся при Карле Великом. Он был наиболее влиятельным советником Карла и стоял за многими важными мероприятиями короля. Алкуин считал важнейшей обязанностью христианского правителя заботу о правильном почитании Бога.

Л.П. Карсавин в своем труде  «Культура средних веков» скажет об Алкуине так:

«Алкуин вечно окружен учениками, всегда говорит сразу и за себя и за них. Он прирожденный педагог, любящий методику и порядок, чувствующий себя хорошо только среди своих книг или там, где может поучать, разумеется, если слушатели проникнуты должным почтением к его возрасту и знаниям. А знания его обширны, и он при всем своем самосознании и некоторой ограниченности справедливо гордится ими».4

Алкуин не был оригинальным богословом, но, тем не менее, являлся выдающимся знатоком Священного Писания и патристики. Стоит добавить, что он принял активное участие в обсуждении проблем адопцианства и иконоборчества. Так же подготовил решения Франкфуртского Собора 794 г. Против адопциан.

Основным теологическим  трудом Алкуина принято считать  его трактат «О вере в Святую и  нераздельную Троицу». Так же исключительное значение имела редакция перевода Библии блж. Иеронима (Вульгаты), подготовленная Алкуином. Сам перевод не сохранился - его существование предполагается по ряду созданных в Туре копий, которая сыграла важную роль в распространении и утверждении текста Вульгаты в Западной Европе. Стоит заметить, что переписывание книг в империи эпохи Карла Великого воспринималось как благочестивый подвиг. Переписчик работал чаще всего на свою обитель, изредка на другую церковь или состоятельного заказчика из мирян.

Скрипторий монастыря  св. Мартина в Туре при Алкуине стал центром создания полных копий Библии, превратившись в одну из крупнейших и наиболее влиятельных мастерских письма Западной Европы.

Следующей фигурой приближенной к Карлу Великому и грающей важную роль в культурной реформе был лангобард Павел Диакон. О нем известно меньше чем об Алкуине, в основном это короткие факты из его жизни.

Известно, что Павел Варнефрид  Диакон происходил из древней и знатной  лангобардской семьи. В период с 782- 786 год находился при дворе Карла Великого и являлся членом Академии. Дворецкая Я.А.  в своей статье «Павел Варнефрид как историк и этнограф» говорит о нем так:

«Современная итальянская  историография выделяет в личности Павла Диакона два момента: глубокое религиозное  чувство и «политически- национальную чувствительность», то есть «лангобардский патриотизм». При разборе «Historia Romana» Э. Сестан видит в Павле Диаконе, как историке, не мыслителя и теолога в отличие от его современников, а прежде всего литератора, художника, излагавшего драматические факты, интересные эпизоды и курьезные анекдоты. Подобная трактовка личности Павла Диакона в значительной степени объединяет его интеллект, игнорирует преемственность культурно-исторических традиций, унаследованных от античной историографии, и творческое их восприятие в новой политической обстановке».5

Находясь при  дворе Карла, Павел продолжал заниматься тем, чем занимался до Академии - литературой. Он писал церковные гимны, стихотворные послания, акростихи, эпитафии. Стоит заметить, что в «придворной» Академии Павел Диакон был одним из авторитетных ее членов. Вернувшись в 787 году в монастырь Монте - Кассино   он написал свое лучшее произведение «История лангобардов» в шести томах.

Поэт эпохи  Карда Великого, епископ Орлеанский, по происхождению вестгот - Теодульф. Его просветительская деятельность снискала ему всеобщее  уважение и признательность самого Карла. Предписывая духовенству устраивать в деревнях школы, Теодульф распространял образование среди народа и духовенства. Степень доверия к нему Карла была безгранична, ему полагалось проводить ревизию областного управления, именно он был вызван Карлом Великим в 800 году в Рим для разбора дела папы Льва III. Теодульф был одним из главных советников Карла в делах церкви. Самое важное его произведение, результат его деятельности как посланца Карла- поэма из 956 стихов, заключающая в себе  увещание судьям добросовестно исполнять свои обязанности.

Л.П. Карсавин в  своем труде «Культура средних  веков» говорил о Теодульфе  так:

«Испанец Теодульф, получивший епископскую кафедру  Орлеана, глубоко задумывается  над  Божьим мироправлением, дивным, но непостижимым, над вопросами об отношении благодати к заслугам человека и о связи страданий Христовых с нашим искуплением. Он ждет близкого конца мира. Но ученик древних непосредственно ценит красоты ландшафта и произведений искусства. Острый наблюдатель жизни, негодующий на ее темные стороны, возмущенный суевериями, ярко описывает свое путешествие по Провансу и Септимании, немногими словами живо характеризует судебные нравы и ценит вкус маленьких птичек, поднесенных ему, королевскому посланцу, в дар. Теодульф добродушно, а иногда и зло умеет посмеяться над придворными попугаями и кукушками…» 6

Стоит заметить, что большое значение имеют послания Теодульфа  к Карлу Великому, где  живо и остроумно изображается общество при дворе Карла. В своей поэме «Семь свободных искусств» Теодульф знакомит нас с методом тогдашнего преподавания наук и знаний, входивших в цикл «свободных искусств». От Теодульфа  сохранилось  более 70 стихотворений, два богословских трактата и несколько проповедей.

Последним из четырех  названых мною приближенных короля  является биограф  Карла Великого Эйнхард.

Он известен как писатель и историк, из его  литературных произведений  известно несколько сочинений религиозного характера и более шестидесяти  писем. Но все же главным трудом жизни  Эйнхарда  является биография Карла  Великого, которая была написана по образцу биографии Светония Транквилла. Эта его работа была скорее не жизнеописание, а характеристика, написанная с большим литературным мастерством и безграничной любовью.

Эйнхард был  не только писателем, но и архитектором, руководил постройкой императорского дворца в Ахене и одно время был старшим придворным архитектором. Так же он являлся приемником Алкуина в должности руководителя школы при дворе Карла Великого.

Уже не единожды упомянутый Л.П. Карсавин в своем  труде «Культура средних веков» писал о Эйнхарде:

«…хлопотливый и деловитый человек Эйнхард  вечно за кого - нибудь ходатайствует: за церковь, проводящую своего кандидата  в епископы, за художника, за влюбленных. Он свободно отдается всему – изящной  литературе, архитектуре, политике. Он любит все милое и красивое, но увлечен прекрасным. «Различных искусств опытнейший учитель», Эйнхард, несмотря на свой маленький рост, тяготеет к грандиозным постройкам. Воспитанник придворной школы, он чувствует стиль древних и, чуждый погони за изысканностью и изощренностью, пишет, подражая им, по-своему».7

Стоит заметить, что Эйнхарда ценили не только его  современники. В 1999 году была учреждена  специальная премия, которой каждые два года удостаиваются авторы биографических произведений.

При участии выше описанных мной исторических личностях  и многих других активно возрождалась система образования  в империи Карла Великого, что логически способствовало росту духовной культуры. Карл, как опытный стратег, целенаправленно поощрял культуру, приглашая в столицу филологов, архитекторов, музыкантов и астрономов со всех земель империи.

Под блестящим  покровом империи Каролингов скрываются противоречия, внешне сопряженные гением ее основателей, противоречия неосвоенной  и непонятной идеи государственности со стихийными социальными процессами, распыляющими и ограничивающими жизнь тоски по религиозному единству со стремлением к земному государству, культурной традиции с творящими культуру силами, религиозного, уходящего в церковь и организующего ее, с мирским.8

 

 

1   Карсавин Л.П. Культура Средних веков. М.: Книжная находка, 2003.-222с.

2 Карл I  Великий. Саксонский капитулярий (775-790). Восточная литература. Средневековые исторические источники Востока и Запада.// http://www.vostlit.info

3 Всеобщая история искусств. Том 2, книга первая.  Под общей редакцией Б.В.Веймарна и Ю.Д.Колпинского - Москва: Государственное издательство 'Искусство', 1960 // http://artyx.ru/books

4 Карсавин Л.П. Культура Средних веков. М.: Книжная находка, 2003.-222с.

5 Дворецкая Я.А. Павел Варнефрид как историк и этнограф. Античный мир и археология.№4. Саратов. 1979// http://ancientrome.ru

6 Карсавин Л.П. Культура Средних веков. М.: Книжная находка, 2003.-222с.

7 Карсавин Л.П. Культура Средних веков. М.: Книжная находка, 2003.-222с.

8 Карсавин Л.П. Культура Средних веков. М.: Книжная находка, 2003.-222с.


Информация о работе Культура в эпоху Каролингов