Музеи в античную эпоху

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 13:25, доклад

Описание

Александрийский мусейон в Египте стал связующим звеном между греческим поселенцами и их исторической родиной, апогеем и буквальным воплощением “музеефикации” эллинистической культуры. Александрийский мусейон, как научно-исследовательский центр и величайший музей древности, был основан в эпоху эллинизма, в IV в. до н.э. Птолемеем I.
Мусейон занимал часть дворцового комплекса Птолемеев и включал в себя множество построек: огромная библиотека (где, как и на греческом Геликоне, стояли бюсты авторов), святилище муз, комнаты для обитателей пансиона, зал для трапезы, экседру, или крытую галерею с сидениями для чтения лекций и занятий, обсерваторию и “место для прогулок”, которое с тех пор стало неотъемлемой частью любого философского или научного учреждения. Со временем здесь также появились коллекции растений и животных в садах, зверинец, залы для препарирования трупов, большое количество разного рода естественнонаучных коллекций, вокруг “святого места муз”, в обрамлении богатой художественной экспозиции.

Работа состоит из  1 файл

Античность.docx

— 29.13 Кб (Скачать документ)

В I в. до н.э. произведения искусства становятся необходимой частью архитектурного “лица” любого крупного сооружения Рима. Все больше обрастал Римский форум портиками, и вместе с ними наполнялся произведениями живописи и скульптуры. К началу IV в. н.э. в городе скопилось невероятное количество открыто стоявших статуй – позолоченных, бронзовых, мраморных.

В Древнем Риме сложились некоторые элементы “музейного дела”. Так, осуществлялся строгий  надзор за состоянием храмов и находившихся в них предметов. Цензоры распределяли по храмам культовые предметы и посвятительные дары, вели их учет; составляли списки трофейных ценностей, находившихся в триумфальных постройках. Эдилы  вели наблюдение за состоянием хранилищ и построек, нанимали храмовых служителей и контролировали их работу.

Со временем появились и другие “музейные” должности: попечитель храмов, попечитель статуй. Охраной храмовых собраний, содержанием их в чистоте и  порядке занимались специальные  служители. Согласно правилам, все полученное на хранение они под отчет передавали своим преемникам, выплачивая в случае пропажи предметов штраф или  компенсацию.

В связи с  тем, что многие произведения искусства  экспонировались на открытом воздухе, необходимо было проводить реставрационные  работы. Так, для предохранения от порчи статуй из слоновой кости использовали оливковое масло; при сухом воздухе  помещали рядом с ними емкости  с водой. Для предохранения от ржавчины медных и бронзовых изделий  использовали жидкую смолу. Мастерами  искусно заменялись части скульптур.  

В экспозиционных целях разрабатывалась техника  вырезания штукатурок с росписями, которые помещались в деревянные рамы. Реставрация же керамики, серебряных изделий, предметов декоративно-прикладного  характера представляла большие  сложности из-за отсутствия в ту эпоху хороших мастеров.

Первоначально, экспонаты хаотично размещались  в храмах, но постепенно стали разрабатываться  принципы наиболее эффектного их показа. Этим целям служили временные  выставки, которые украшали Форум  во время празднеств или предваряли аукционы. Но второй половины II в. до н.э. появляются специальные архитектурные сооружения, изначально проектирующиеся для показа в них произведений искусства (Портик Метелла), которые отличались свободным пространством для просмотра и защитными ограждениями для картин.

Знаменитый римский  архитектор Витрувий утверждал, что экседры и картинные галереи нужно создавать значительных размеров, чтобы зрители имели возможность соблюдать необходимое расстояние при осмотре определенной картины. Первой галереей одной картины стал специальный павильон оратора Гортензия для показа “Аргонавтов” Кидия.

При показе живописи внимание уделялось и характеру  ее освещенности. В трактате “Об  архитектуре” Витрувий писал, что картинные галереи, как и мастерские живописцев, должны быть обращены на север, чтобы освещение их было постоянным, и краски на картинах не меняли своего оттенка. К способу экспонирования произведений можно отнести вставку старых греческих станковых картин в золоченые рамы и установку их на переносные подставки.

Скульптуры размещались  в садах и парках, а для гротов, беседок, павильонов подбирали статуи и рельефы, которые своим сюжетом  вписывались в специфику данного  места. Коллекции иногда размещались  не по принципу декоративности, а несли  определенную смысловую нагрузку; это  особенно было характерно для загородных вилл римской интеллектуальной элиты. Их живописная и скульптурная декорация, находясь в неразрывном единстве с архитектурой и ландшафтом, создавала  конкретный образ.

Рост экспозиционного  мастерства вызывал развитие художественной критики. В школах риторов умение грамотно описать картину или  скульптуру считалось обязательным навыком для оратора. Да и рядовые  граждане рассуждали о достоинствах и недостатках произведений искусства.

Осмотр храмовых коллекций мог проходить в  сопровождении служителя, который  исполнял при этом функции гида-экскурсовода. Он владел необходимым набором информации об имеющихся в храме предметах, так как в Риме, как и в  Греции, составлялись описи всех их поступлений. Посетители, обычно проводились  устоявшимся маршрутом, а сообщаемая им информация касалась, прежде всего, связанных с экспонатом легенд, авторства  и прежних владельцев. Чем больше прославленных имен было в “послужном списке” предмета, тем большей  ценностью в глазах посетителей  она обладала. Естественно, это способствовало развитию творческой фантазии гидов. Отсюда были случаи, когда информация служителей не отличалась достоверностью. Надуманность вызывалась и тем, что статуи могли  привозить в Рим без баз, на которые потом устанавливались  новые изваяния. Многие посвящаемые  в храм произведения искусства были трофейными, поэтому их новые владельцы  не всегда знали имена создателя  и изображенных персонажей.

  Вотивные дары - различные вещи, приносимые в дар божеству по обету, ради исцеления или исполнения какого-либо желания. Обычай приношения вотивных предметов — смягчённая форма жертвоприношения. Традиция известна начиная со времен пещерного человека до наших дней.

Пинакотека  - у древних греков помещение для хранения живописных изображений. Самая известная пинакотека греческого мира находилась на афинском Акрополе, средоточии главных святынь города.

Информация о работе Музеи в античную эпоху