Западная и восточная цивилизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2011 в 21:10, реферат

Описание

Характерной чертой настоящего времени, в котором еще не успели разобраться, определить его основные черты и тенденции, является пущенное в широкий оборот латинское словечко "post": постмодернизм, постсоветский, постиндустриальный и т.п. И это "после", создавая видимость некой определенности, только "драпирует" события и затрудняет их осмысление.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3


1.Модель грядущего конфликта………………………………………………..4

2.Природа цивилизаций…………………………………………………….......6

3.Виды цивилизаций.……………………………………………………………8

4.Россия между двумя цивилизациями ………………………………………..10

5.Западная и восточная цивилизации…………………………………………11

6.«Столкновение цивилизаций» или диалог…………………………………14


Заключение……………………………………………………………………...18

Список использованных источников…………………………………………19

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 37.55 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3 

1.Модель грядущего конфликта………………………………………………..4

2.Природа  цивилизаций…………………………………………………….......6

3.Виды  цивилизаций.……………………………………………………………8

4.Россия  между двумя цивилизациями ………………………………………..10

5.Западная  и восточная цивилизации…………………………………………11

6.«Столкновение  цивилизаций» или диалог…………………………………14 

Заключение……………………………………………………………………...18

Список  использованных источников…………………………………………19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Характерной чертой настоящего времени, в котором  еще не успели разобраться, определить его основные черты и тенденции, является пущенное в широкий оборот латинское словечко "post": постмодернизм, постсоветский, постиндустриальный и  т.п. И это "после", создавая видимость  некой определенности, только "драпирует" события и затрудняет их осмысление. Возьмем, в частности, модное определение  нашего времени, как "постмодерна". Когда это "после" началось? И  вообще что это такое? Ответов  нет, а "обертка" красивая. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.МОДЕЛЬ  ГРЯДУЩЕГО КОНФЛИКТА

Мировая политика вступает в новую фазу, и интеллектуалы незамедлительно  обрушили на нас поток версий относительно ее будущего обличия: конец истории, возврат к традиционному соперничеству  между нациями-государствами, упадок наций-государств под напором разнонаправленных  тенденций — к трайбализму  и глобализму — и др. Каждая из этих версий ухватывает отдельные аспекты  нарождающейся реальности. Но при  этом утрачивается самый существенный, осевой аспект проблемы.

В нарождающемся мире основным источником конфликтов будет уже не идеология и не экономика. Важнейшие границы, разделяющие человечество, и преобладающие источники конфликтов будут определяться культурой. Нация-государство останется главным действующим лицом в международных делах, но наиболее значимые конфликты глобальной политики будут разворачиваться между нациями и группами, принадлежащими к разным цивилизациям. Столкновение цивилизаций станет доминирующим фактором мировой политики. Линии разлома между цивилизациями — это и есть линии будущих фронтов.

Грядущий  конфликт между цивилизациями —  завершающая фаза эволюции глобальных конфликтов в современном мире. На протяжении полутора веков после  Вестфальского мира, оформившего  современную международную систему, в западном ареале конфликты разворачивались  главным образом между государями — королями, императорами, абсолютными  и конституционными монархами, стремившимися  расширить свой бюрократический  аппарат, увеличить армии, укрепить экономическую мощь, а главное  — присоединить новые земли к  своим владениям. Этот процесс породил  нации-государства, и, начиная с Великой  Французской революции, основные линии  конфликтов стали пролегать не столько  между правителями, сколько между нациями. В 1793 г., говоря словами Р.Р.Палмера, "войны между королями прекратились, и начались войны между народами".

Данная  модель сохранялась в течение  всего XIX в. Конец ей положила первая мировая война. А затем, в результате русской революции и ответной реакции на нее, конфликт наций уступил  место конфликту идеологий. Сторонами  такого конфликта были вначале коммунизм, нацизм и либеральная демократия, а затем — коммунизм и либеральная  демократия. Во время холодной войны  этот конфликт воплотился в борьбу двух сверхдержав, ни одна из которых  не была нацией-государством в классическом европейском смысле. Их самоидентификация  формулировалась в идеологических категориях.

Конфликты между правителями, нациями-государствами  и идеологиями были главным образом  конфликтами западной цивилизации. У.Линд назвал их "гражданскими войнами  Запада". Это столь же справедливо  в отношении холодной войны, как  и в отношении мировых войн, а также войн XVII, XVIII, XIX столетий. С окончанием холодной войны подходит к концу и западная фаза развития международной политики. В центр  выдвигается взаимодействие между  Западом и незападными цивилизациями. На этом новом этапе народы и правительства  незападных цивилизаций уже не выступают  как объекты истории — мишень западной колониальной политики, а  наряду с Западом начинают сами двигать  и творить историю. 
 
 
 
 
 

2.ПРИРОДА  ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Во время  холодной войны мир был поделен  на "первый", "второй" и "третий". Но затем такое деление утратило смысл. Сейчас гораздо уместнее группировать страны, основываясь не на их политических или экономических системах, не по уровню экономического развития, а  исходя из культурных и цивилизационных  критериев.

Что имеется  в виду, когда речь идет о цивилизации? Цивилизация представляет собой  некую культурную сущность. Деревни, регионы, этнические группы, народы, религиозные  общины — все они обладают своей  особой культурой, отражающей различные  уровни культурной неоднородности. Деревня  в Южной Италии по своей культуре может отличаться от такой же деревни  в Северной Италии, но при этом они остаются именно итальянскими селами, их не спутаешь с немецкими. В свою очередь европейские страны имеют общие культурные черты, которые отличают их от китайского или арабского мира.

Тут мы доходим до сути дела. Ибо западный мир, арабский регион и Китай не являются частями более широкой культурной общности. Они представляют собой  цивилизации. Мы можем определить цивилизацию  как культурную общность наивысшего ранга, как самый широкий уровень  культурной идентичности людей. Следующую  ступень составляет уже то, что  отличает род человеческий от других видов живых существ. Цивилизации  определяются наличием общих черт объективного порядка, таких как язык, история, религия, обычаи, институты, — а также  субъективной самоидентификацией людей. Есть различные уровни самоидентификации: так житель Рима может характеризовать  себя как римлянина, итальянца, католика, христианина, европейца, человека западного  мира. Цивилизация — это самый  широкий уровень общности, с которой он себя соотносит. Культурная самоидентификация людей может меняться, и в результате меняются состав и границы той или иной цивилизации.

Цивилизация может охватывать большую массу  людей — например, Китай, о котором Л.Пай как-то сказал: "Это цивилизация, которая выдает себя за страну".

Но она  может быть и весьма малочисленной  — как цивилизация англоязычных жителей островов Карибского бассейна. Цивилизация может включать в  себя несколько наций-государств, как  в случае с западной, латиноамериканской или арабской цивилизациями, либо одно—единственное  — как в случае с Японией. Очевидно, что цивилизации могут смешиваться, накладываться одна на другую, включать субцивилизации. Западная цивилизация  существует в двух основных вариантах: европейском и североамериканском, а исламская подразделяется на арабскую, турецкую и малайскую. Несмотря на все  это, цивилизации представляют собой  определенные целостности. Границы  между ними редко бывают четкими, но они реальны. Цивилизации динамичны: у них бывает подъем и упадок, они распадаются и сливаются. И цивилизации исчезают, их затягивают пески времени.

На Западе принято считать, что нации-государства  — главные действующие лица на международной арене. Но они выступают  в этой роли лишь несколько столетий. Большая часть человеческой истории  — это история цивилизаций. По подсчетам А.Тойнби, история человечества знала 21 цивилизацию. Только шесть из них существуют в современном  мире1. 
 
 

1. Тойнби  А. «Постижение истории»/А.Тойнби- М.: 1991. 

3. Виды цивилизаций.

   Существуют цивилизации, которые  характеризуются, прежде всего,  уровнем развития техники. Западные  исследователи (Д.Белл, З.Безжизненский)  характеризуют их как «доиндустриальные», «индустриальные» и «постиндустриальные». Последние сегодня называются  «информационными», «технотронными»  и т.п. Действительно, каждая  из названных цивилизаций имеет  свой уровень развития техники  и свои специфические способы  её освоения: соединение человека  с орудиями производства, его  трудовые навыки и производственный  опыт, формы управления производством  и др. Для каждой из названных  технических цивилизаций характерен  свой уровень развития техники  и человека как технологического  субъекта. Уровень техники зависит  от степени распространение того  или иного типа орудий производства, прежде всего машин. 

   Для «доиндустриальной цивилизации» присуща качественно новая техника: водяные и ветряные мельницы, вокруг которых образуются лесопильное, сукновальное, бумажное производство. Происходит всеобщее распространение разделения труда, требующее многообразия орудий производства. Начинается быстрый прогресс «технического» сектора – умножение числа адвокатов, нотариусов, врачей, преподавателей университетов. Развивается горнодобывающая промышленность, которая сопровождалась созданием гигантских дел того времени устройства, предназначенных для откачки подземных вод и подъёма руды. В этот период царит атмосфера научных и технических открытий.

   «Индустриальная цивилизация» связана с промышленной революцией ХVI-ХVII вв. и экономическим ростом. Промышленная революция определяет тип технической цивилизации как «индустриальной цивилизации». Качественное изменение техники связано не только с самой техникой, но и с развитием экономики: новшества зависели от потребностей и интересов рынка. Многие исследования свидетельствуют о том, что начало «индустриальной цивилизации» было положено развитием угольной промышленности, коротая в свою очередь, стимулировала развитие других отраслей производства. Таким образом, индустриальная цивилизация – это такая ступень развития общества, технологический базис которого составляет техника, заменяющая полностью усилия человека. Этот вид цивилизации характеризуется изменением всего образа жизни  общества: с/х, транспорта, профессиональных навыков,  образования, воспитания и культуры человека.

   Эти два подхода дополняют  друг друга. Человечество идёт, с точки зрения технического  и технологического развития, в  одном направлении – к «постиндустриальной цивилизации».  Для неё характерна не механическая система машин, а автоматизация производства, основанная на микроэлектронике и информатике, новейшей интеллектуальной технологии; эта новая техническая и технологическая база меняет весь образ жизни человека и общества. Постиндустриальная цивилизация формируется современной НТР, которая захватила страны и восточные, и западные. Под воздействием НТР оказываются основные периоды жизни человека: подготовка и обучение, время труда, время творчества и время досуга. Информатика революционизирует эти периоды человеческой жизнедеятельности: увеличивается время профессиональной подготовки и обучения, выдвигаются требования мобильности по отношению к изменяющимся условиям и характеру труда. Сокращается время труда, что содействует улучшению условий труда и благополучию работника. Наблюдается тенденция включения ранее безработных в производство путём перераспределения рабочего времени, сокращение рабочего дня и рабочей недели. Высвобождается время на творчество и досуг. Говоря о постиндустриальной цивилизации как о будущем человечества, мы не должны забывать о том, что эта цивилизация, являясь с точки зрения технологического базиса общей для всех стран, будет иметь свою специфику применительно к отдельным народам, их культурам.

4. Западная и Восточная цивилизация.

   Обратимся к истории человечества. С древних времён различались  Восточная и Западная цивилизация.  Исследования историков свидетельствуют,  что с самого начала специфика  цивилизаций была связана с  особенностями трудовой деятельности  людей, на которую влияли географическая  среда, плотность населения и  другие факторы. Системы рисового  орошения, требующие управления  снабжения водой из одного  центра, во многом стимулировали  развитие азиатского способа  производства, для которого было  характерно единоначалие и «общественный»  характер работ, иерархия социальных  привилегий, а в духовной сфере  – ориентация на подчинение  личного самосознания мировому  абсолюту – Богу (Небу, Солнцу) и  его наместнику на земле –  императору и феодалу, господину.  Как видим, на специфику общественной  жизни оказывали воздействие  технологические и социально  – экономические способы освоения  материальных ценностей: организация  орошения рисовых полей, сбор  риса, управленческие иерархические  структуры и т.п.

Информация о работе Западная и восточная цивилизации