3 границы вмешательства государства в экономику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 12:45, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение роли государства в современной рыночной экономике, сущности механизма государственного регулирования экономики как целостной и функционирующей системы, определение общих форм, методов, субъектно-объектных связей механизма государственного регулирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….......3
1 ИСТОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОЛИ ГОСУДАРСТВА В
ЭКОНОМИКЕ………………………………………………………………………....6
1.1 Трактовка экономических функций государства
в традиционной политэкономии…………………………………………………......6
1.2 Кейнсиансая концепция государственного регулирования……………. ………...8
2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА И ЕГО ФУНКЦИЙ…………...11
2.1 Понятие и сущность государственного регулирования экономики……………...11
2.2 Функции государства в рыночной экономике
и основные методы государственного регулирования экономики…… …………14
3 границы вмешательства государства в экономику………..14
3.1 Япония………………………………………………………………………………..21
3.2 Россия…………………………………………………………………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.doc

— 614.50 Кб (Скачать документ)


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….......3

1 ИСТОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОЛИ ГОСУДАРСТВА В     

   ЭКОНОМИКЕ………………………………………………………………………....6

1.1 Трактовка экономических функций государства

в традиционной политэкономии…………………………………………………......6

1.2 Кейнсиансая концепция государственного регулирования…………….  ………...8

2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА И ЕГО ФУНКЦИЙ…………...11

2.1 Понятие и сущность государственного регулирования экономики……………...11

2.2 Функции государства в рыночной экономике

и основные методы государственного регулирования экономики…… …………14

3 границы вмешательства государства в экономику………..14

3.1 Япония………………………………………………………………………………..21

3.2 Россия…………………………………………………………………………………23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И

ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………..………...31

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….………..33

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны обеспечивало нормативное функционирование любой экономической системы. Оно представляет собою стержень существующей общественной системы, концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов. Государство формирует принципы и организует формы общественной жизни, образуя основу институциональной иерархии.

С возникновением государства складывается сфера его экономической деятельности. Экономическая политика государства становится составным звеном и необходимым элементом рыночной системы. «Видимая рука» правительства должна регулировать «невидимую руку» конкуренции, о которой писал А.Смит. Государство призвано корректировать те недостатки, которые присущи рыночному механизму. Как известно, рынок имеет следующие негативные стороны: не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов и защите окружающей среды; не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству. В условиях рынка порой игнорируются потенциальные негативные последствия принимаемых решений и не создаются стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования, не гарантируется право на труд и доход, не обеспечивается целенаправленное развитие фундаментальных исследований в науке. Государство берет на себя ответственность за создание относительно равных условий для взаимного соперничества предпринимательских фирм, для эффективной конкуренции, за ограничения монополизированного производства. Участие государства в экономической жизни диктуется и тем, что ему надлежит заботиться об инвалидах, детях, стариках, малоимущих, регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы.

Государственное регулирование экономики имеет долгую историю. Даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. На сегодняшний день в условиях финансового и экономического кризиса экономика особенно нуждается в государственном регулировании. Кризисные явления выражаются в увеличении уровня безработицы и инфляции, падении уровня производства, следовательно, разорении предприятий различных форм собственности. Спекуляция на различных рынках усугубляет и без того критическое положение в мире. Это ещё раз подтверждает тезис о том, что экономика без государства не способна самостоятельно справляться с конъюнктурными изменениями.

Анализ изученных источников и литературы. Роль и функции государства в историческом процессе постоянно менялись и совершенствовались. Проблема и изучение государственного регулирования экономики всегда интересовала теоретиков и ученых. Огромный вклад в исследование проблем рассматриваемой темы внесли теоретики учения о монополиях и конкуренции Р.Гильфердинг, К.Каутский, В. Ленин, Й.Шумпетер, Э.Чемберлин, Л.Робинсон.

Цель работы.  Целью данной работы является рассмотрение роли государства в современной рыночной экономике, сущности механизма государственного регулирования экономики как целостной и функционирующей системы, определение общих форм, методов, субъектно-объектных связей механизма государственного регулирования.

Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

1)     описать эволюцию научных представлений о месте государства в экономике;

2)       рассмотреть функции государства в современной рыночной экономике;

3)       проанализировать существующие концепции государственного регулирования экономики, выявить их объективные основы, общие и отличительные черты, возможность их применения;

4)       выявить, каковы границы и направления государственного вмешательства.

Объект исследования - механизм государственного регулирования экономики.

Предметом исследования является система экономических отношений, образующих сущностную и содержательную основу формирования и функционирования механизма государственного регулирования экономики, его общих и специфических форм, функций и методов влияния на производственные и институциональные процессы.

Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что представленный материал, касающийся государственного регулирования экономики, может послужить основой для принятия важных решений  со стороны государства по отношению к экономике. Ряд положений работы может быть применен в преподавании и изучении курсов "Экономическая теория", "Финансы, денежное обращение и кредит", "Деньги, кредит, банки", "Государственное регулирование экономики", спецкурсов по актуальным вопросам экономической теории и практики государственного регулирования в системе профессионального образования, повышения квалификации.


1 ИСТОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОЛИ

ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ

1.1 Трактовка экономических функций государства в традиционной

политэкономии

Возникновение и становление государственности уходит своими корнями вглубь истории. В ходе развития человечества роль и функции государства претерпели эволюционные и революционные изменения. Однако сущность государства, как политической формы организации жизни общества и деятельности публичной власти, всегда сохранялась. А вот формы и объем деятельности государства в экономической сфере меняются с развитием общества, в частности с усложнением хозяйственных связей.

В экономических концепциях всегда отводилось большое место исследованию экономической роли государства, его функциям в экономике. Теоретические представления о государственном регулировании начали формироваться еще в ранней стадии становления экономической теории, к концу средневековья. В то время основной экономической школой была школа меркантилистов. В центре исследований меркантилистов находились проблемы торгового и платежного баланса. Меркантилисты не были пассивными наблюдателями, они пытались активно воздействовать на экономическую жизнь с помощью абсолютистского государства. Торговая буржуазия стремилась выдать свою точку зрения за национальный общегосударственный интерес. Протекционистская политика стала выражением временного союза дворянства и торговой буржуазии. Меркантилисты провозглашали активное вмешательство государства в экономику. Они утверждали, что главный показатель богатства страны - количество золота. В связи с этим они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.

Классическая школа политэкономии, развивавшаяся в эпоху промышленного переворота и выражавшая интересы промышленной буржуазии, подвергла пересмотру теории своих предшественников, в частности меркантилистов. Ее представители в лице  А.Смита и Д.Рикардо обосновывали лозунг “экономической свободы” и высказывались за ограничения вмешательства государства в экономическую жизнь. В своей работе "Исследование о природе и причинах богатства народов" А.Смит утверждал, что "свободная игра рыночных сил" (принцип"laissez faire") создает гармоничное устройство[1]. В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственность, разрешать споры, иными словами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы рыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние как его самого, так и общества в целом. Поэтому основными функциями государства, считал Адам Смит, должны быть: социальная поддержка малообеспеченных и нетрудоспособных граждан; поддержание правопорядка и обороны; гарантированность основных экономических свобод, а именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли.

Представители неоклассического направления, создавшие теорию рыночного равновесия и сформулировавшие закономерности оптимального режима хозяйствования, стояли на позициях саморегулирования рыночной системы. Помощь государства в функционировании экономики рассматривалась излишней, более того, вредной. Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос, а вместо этого - использование косвенных мер воздействия на предложение. Сторонники экономики предложения считают необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства. Экономический рост рассматривается как функция от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников: за счет собственных средств, т.е. капитализации части прибыли и за счет заемных средств (кредитов). Поэтому в соответствии с этой теорией государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности производства. Главные преграды на этом пути - высокие налоги и инфляция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и тем самым затрудняет использование заемных средств для накопления. Поэтому неоклассики предложили осуществление антиинфляционных мероприятий на базе рекомендаций монетаристов и предоставление налоговых льгот предпринимателям. Сокращение налоговых ставок сократит доходы госбюджета и увеличит его дефицит, что осложнит борьбу с инфляцией. Следовательно, следующим шагом станет сокращение государственных расходов, отказ от использования бюджета для поддержания спроса и осуществления широкомасштабных социальных программ. Сюда можно отнести и политику приватизации государственной собственности. Следующий комплекс мер - реализация политики дерегулирования. Это означает ликвидацию регламентаций по ценам и заработной плате, либерализацию (смягчение) антитрестовского законодательства, дерегулирование рынка рабочей силы и др. Таким образом, в неоклассической модели государство может лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономического развития страны отводится рыночным силам.

 

1.2 Кейнсианская теория

Подлинную революцию в экономической теории произвела опубликованная в 1936 году “Общая теория занятости, процента и денег” Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946). С его именем связано рождение нового направления западной экономической мысли - кейнсианства, поставившего в центр внимания проблемы именно экономической политики государства. Теорию Кейнса можно назвать "кризисной", так как он рассматривает экономику в состоянии депрессии. По его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов - перепроизводство товаров. Рынок, с точки зрения Кейнса, не может обеспечить “эффективный спрос”, поэтому стимулировать его должно государство посредством кредитно-денежной и бюджетной политики. Эта политика должна поощрять частные инвестиции и рост потребительских расходов таким образом, чтобы способствовать наиболее быстрому росту национального дохода. Практическая направленность теории Кейнса обеспечила ей широкую популярность в послевоенные годы. Кейнсианские рецепты стали идеологической программой смешанной экономики и теории "государства всеобщего благоденствия".

Главными чертами кейнсианской модели государственного регулирования являются: высокая доля национального дохода, перераспределяемая через госбюджет; создание обширной зоны государственного предпринимательства на основе образования государственных и смешанных предприятий; широкое использование бюджетно-финансовых и кредитно-финансовых регуляторов для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста и высокого уровня занятости. Кейнсианская модель государственного регулирования показала свою эффективность в период экономического кризиса 30-х годов, первой и второй мировой войны, которые породили систему острых политических, социальных и экономических проблем, потребовавших более активной роли государства.

С начала 50-х гг. неокейнсианцы (Р. Харрод, Е. Домар, Э. Хансен и др.) активно разрабатывают проблемы экономической динамики и прежде всего темпов и факторов роста, стремятся найти оптимальное соотношение между занятостью и инфляцией. На это же направлена концепция “неоклассического синтеза” Пола Энтони Самуэльсона, пытавшегося органически соединить методы рыночного и государственного регулирования. Современная версия теории общественных благ была сформулирована П.Э. Самуэльсоном еще в статье "Чистая теория общественных расходов" (1954).

Посткейнсианцы (Джоан Робинсон, Пьеро Сраффа, Николас Калдор) в 60-70-е годы сделали попытку дополнить кейнсианство идеями Д. Рикардо. Неорикардианцы выступают за более уравнительное распределение доходов, ограничение рыночной конкуренции, проведение системы мер для эффективной борьбы с инфляцией.

Однако 70-е годы стали периодом разочарования в кейнсианстве. Предлагаемые рецепты оказались недостаточно эффективными, чтобы остановить одновременное усиление инфляции, падение производства и увеличение безработицы. Кейнсианская парадигма не сумела полностью вытеснить неоклассическую. Попытка объединить обе парадигмы в форме неоклассического синтеза не увенчалась успехом, так как не отличалась цельностью; она отрицала при анализе макроэкономических процессов то, из чего исходила в микроэкономике. Более того, в 70-80-е годы новые направления неоклассики (монетаризм, новая классическая экономика, теория общественного выбора) заметно теснят кейнсианство.


2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА И ЕГО ФУНКЦИЙ

2.1 Понятие и сущность государственного регулирования экономики

Изучение роли государства в народном хозяйстве является одной из важнейших составных частей системы экономических наук. На протяжении всей истории человечества государство в разной степени и формах, но постоянно участвовало в экономических процессах в рамках всего народного хозяйства, в сферах экономики, в отраслях и регионах, в отдельных субъектах хозяйствования, во внешнеэкономической деятельности.

Информация о работе 3 границы вмешательства государства в экономику