Антициклическая политика государства и ее особенности в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 11:13, курсовая работа

Описание

Цикличность представляет собой всеобщею форму прогрессивного развития, отражающую его неравномерность, смену эволюционных и революционных форм экономического прогресса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Причины цикличности экономики и виды экономических циклов………...4
2. Фазы промышленного цикла и механизм их смены…………………………9
3. Антициклическая политика государства и ее особенности в современной России…………………………………………………………………………….13
Практикум…………………………………………………………………….….19
Заключение…………………………………………………………………….…21
Список литературы………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 86.64 Кб (Скачать документ)

3. Антициклическая политика государства и ее особенности в России 

Антициклическая политика - использование инструментов экономической политики для противодействия колебаниям экономической конъюнктуры, сглаживания верхней и нижней поворотных точек экономического цикла [9, стр. 167]. 

Осуществление антициклической политики должно учитывать и тот факт, что спад неодинаково влияет на разные отрасли экономики: максимально страдают инвестиционные отрасли и отрасли, производящие потребительские товары длительного пользования (особенно строительство), а вот отрасли, производящие потребительские товары кратковременного пользования, реагируют на спад меньше. Это связано с низкой эластичностью спроса на эти товары. Зато в фазе подъема инвестиционные отрасли получают максимальное развитие. Таким образом, в рыночной экономике существуют одновременно циклический и нециклический сектора. Из-за запаздывания в реакции производителей и слабой мобильности производственных мощностей фаза роста потребительских расходов и стимулируемая ею фаза уровня деловой активности бизнесменов совпадать по времени не могут. Поэтому в реальности потребители и производители находятся в разных фазах одного и того же цикла. В этом смысле следует говорить о двух одновременно происходящих в экономике циклах, сближение которых - важнейшая цель экономической политики. 

Как подчеркивается в исследованиях А. Селезнева, несовпадение циклов - благо для общества, которое может в таких случаях обновлять одно, пока еще эксплуатируется другое, но готовить себя к третьему, поскольку не за горами четвертое --и так далее. Во времена войн и других катастроф отдельным странам приходилось напрягать усилия, чтобы возвратиться к нормальному развитию. Причина одна - одновременное нарушение всех циклов, прерывание их естественного хода в одной «точке». Такой  перерыв цикличности произошел в российской экономике после 1991 г. Даже официальная статистика подтверждает невозможность функционирования  народного хозяйства при его нынешней структуре в режиме расширенного производства. Для иллюстрации можно воспользоваться только одной цифрой: капитальные вложения по отношению к стоимости основных производственных фондов составляют около 27, т. е. для замены основных производственных фондов потребуется 50 лет, что не представляет нормального хода цикла их воспроизводства. 

В трактовке понятия «прерывания» есть определенная условность: речь идет о прерывании нормального хода процесса, об одновременной существенной деформации каждого цикла. Поэтому необходимо и одновременное вмешательство государства в процесс нормализации.  Решение этой проблемы возможно только на основе разработки и реализации национальной доктрины, ядром которой могла бы стать стратегия рационального использования имеющихся ресурсов, основанная на активизации интеллектуальной деятельности и резкого повышения роли образования. Осуществление такого вмешательства  в условиях крайней ограниченности государственных финансов требует выбора «слабого звена» в экономике, инвестиции в которое должны  обладать положительным мультипликационным эффектом. В этом плане современная антициклическая политика в России должна стимулировать новый этап модернизации. Модернизация - ввод усовершенствований, отвечающим современным требованиям. 

При этом следует учитывать, что современная модернизация совсем не предполагает имитацию технико-производственной структуры ведущих западных стран, а определяет необходимость создания особой  социально-экономической системы, предполагающей индивидуализацию трудовых усилий, повышение роли творческого начала в производственной деятельности и формирование институтов роста. 

В процессе институциональных преобразований российской экономики вполне возможно и даже закономерно появление новых, более эффективных и адекватных инструментов государственного регулирования экономических процессов. Рассмотрим инструменты государственного антициклического регулирования. 

     Влияние на эндогенные факторы (внутренние): 

     Ограничение максимальной доходности по посредническим операциям, создание механизмов перераспределения добавленной стоимости в пользу базовых отраслей. Результат: повышение доли влияния эндогенных факторов и процессов на динамику российской экономики, рост устойчивости экономики к экзогенным колебаниям. 

     Влияние на экзогенные факторы (внешние):  

     Создание системы хеджирования экспортных рисков с помощью  системы контрактов с зарубежными странами. Стимулирование экспорта продукции высокой степени переработки с большой долей добавленной стоимости. Результат: снижение степени влияния экзогенных факторов циклических колебаний на транзитивную экономику России. 

     Однако на данном этапе развития экономики России внутренние факторы и причины циклических колебаний подавлены в силу сложившейся структуры экономики и системы распределения добавленной стоимости. Поэтому определяющее влияние на колебания динамики ВВП оказывают экзогенные (внешние) факторы, главным из которых является конъюнктура мирового нефтяного рынка. Такое положение затрудняет выявление и точную классификацию причин цикличности эндогенных экономических процессов и определяет высокую степень зависимости национальной экономики от мировой сырьевой конъюнктуры.  

     Меры антициклического государственного регулирования, разработанные ведущими экономическими школами, оказываются малоэффективными, поскольку направлены в основном на управление эндогенными причинами и факторами циклических колебаний, что не даст заметного эффекта в условиях российской экономики России. Поэтому в качестве первоочередных мер государственного антициклического регулирования необходимо разработать программу усиления влияния эндогенных процессов на динамику российской экономки и ослабления воздействия внешнеэкономических факторов циклических колебаний. 

     Государственная экономическая политика должна включать в себя раздел внутренней политики, решающий вопрос  ограничения максимальной доходности по посредническим операциям и стимулированию переноса распределения добавленной стоимости в пользу базовых отраслей; и раздел внешней политики, состоящий из нескольких последовательных этапов: 

1.  определение фаз и силы циклических колебаний на рынках основных партнеров по внешнеэкономической торговле; 

2. составление матрицы влияния внешней торговли на динамику российской экономики; 

3. определение объемов и сроков контрциклических мероприятий в рамках внешней торговли; 

4. разработку механизмов реализации контрциклических мероприятий, создание системы хеджирования экспортных рисков с помощью системы контрактов с зарубежными странами.   

     Такими инструментами  антициклического регулирования государства могут стать: создание государственной внешнеторговой компании, занимающейся поставкой сырьевых ресурсов на мировые рынки; институциональные реформы и преобразования; принятие программы развития технологических отраслей; создание системы судебных прецедентов по экономическим преступлениям; создание системы хеджирования экспортных рисков с помощью системы контрактов с зарубежными странами; мониторинг ключевых показателей цикличности; разработка и внедрение глобальных транспортных проектов для соединения европейского и азиатского регионов; адекватная налоговая политика; эффективное использование средств «стабилизационного фонда». 

     Предложенные инструменты государственного антициклического регулирования учитывают специфику развития российской экономики и позволяют более эффективно бороться с колебаниями экономических процессов, создавая предпосылки к преодолению негативных последствий экономических циклов. 

     Так же государство пользуется фискальной политикой, которая воздействует стабилизирующее на цикл уже масштабами государственных расходов, закупок товаров и услуг. Или используется монетарная политика в ее теперешнем значении сложилась связи с переходом от золотого стандарта к кредитным и бумажным деньгам, не разменным на золото.  

   Международный семинар:   

     17 - 19 ноября Росстат совместно со Статистическим отделом ООН, Евростатом, национальными статистическими службами Канады и Нидерландов и ГУ-ВШЭ проводит в Москве III международный семинар по опережающим показателям и показателям экономического цикла. Семинар является продолжением серии мероприятий высокого уровня, созванных ООН в ответ на экономический и финансовый кризис в стремлении скоординировать действия международного статистического сообщества по оперативному отслеживанию изменений экономической ситуации. Первые два семинара прошли в 2009 году в Оттаве (Канада) и Схевенингене (Голландия). 

   В работе Семинара примут участие представители международных организаций, в т.ч. ООН, ЭСКАТО, ОЭСР, Евростата, ЮНИДО, МВФ, Банка международных расчетов и Европейского центрального банка, а также руководители национальных статистических служб и экспертное сообщество.

Практикум 

     Объемы ВВП (У) в стране А в текущем году составили 9 млрд. денежных единиц. По расчетам ведущих экономистов в следующем году экономическая ситуация в стране будет характеризоваться следующими данными: потребительские расходы (С) составят 0,5Y, инвестиции (I) 1 млрд. денежных единиц, государственные расходы (G) - 2 млрд. ден. ед,  чистый экспорт (Xn) 2 млрд. ден. ед. Рассчитать прогнозируемый объем ВВП и прогнозируемые темпы экономического роста. Однако прогнозные оценки экономистов относительно потребительских расходов и инвестиций оказались завышенными, а чистого экспорта - заниженными, и в следующем году экономическая ситуация в стране характеризовалась следующими данными: C= 0,3Y; I=0; G=2 млрд. д.е. ; Xn=2,9 млрд. д.е. Рассчитать фактические объемы ВВП. 

Определить: 

1) Разницу между прогнозными и фактическими объемами ВВП. 

2) Характер динамики ВВП за 2 года. 

3) Фазу коньюктурного цикла. 

Решение: 

ВВП (Y)= C+Ig+G=Xn 

Y (прогноз) = 4,5+1+2+2=9,5 млрд. д.е 

Темп экономического роста =  

Темп экономического роста =  

ВВП=0,3*9+0+2+2,9=7,6 млрд. д.е 

Определим разницу между прогнозным и фактическим объемами ВВП: 

∆Y=Y(прогноз)-Y(факт)=9,5-7,6=1,9 млрд. д.е 

Темп экономического роста = 

Отсюда следует фаза цикла: спад

 

Заключение 

        

Цикличность - это всеобщая форма движения, отражающая его

неравномерность, смену эволюционных и революционных форм прогресса. 

Циклический характер развития присущ всем отношениям:

экономическим, социальным, политическим и т.д.

Сущность теории циклического развития экономики связано с тем, что

экономика, как открытая система, находиться в состоянии перманентного

отклонения от состояния равновесия. Все отклонения приводят к тому, что цикличность в экономическом развитии имеет свою специфику.

Цикличность есть система циклов с жесткими причинно- следственными связями. 

Эпицентр циклического движения - это экономический кризис, в

котором обозначается предел и, в то же время, обнаруживается импульс

роста экономики. Глубинным процессом циклических колебаний является

движение инвестиций. Для рыночной экономики характерны малые и большие циклы. Это форма экономического движения. 

Цикличность - это важнейшая закономерность экономического развития.

Список литературы 

1. Балашов Е. Финн Кюдланд и Эдвард Прескотт: движущие силы экономических циклов (Нобелевская премия 2004 г. По экономике).// Воросы экономики. 2005. №1 с. 133-143 

2. Затулин О. Концепция реальных экономических циклов и ее роль в эволюции макроэкономической теории.// Вопросы экономики. 2005. №1. С. 144-153 

3. Курс экономической теории. Под общей редакцией проф. Чепурина М.Н., проф. Кисилевой Е.А.1995. 

4. Макроэкономика-2. Н.Л. Шагас, Е.А. Туманова. Издательство Московского Университета, 2006. 

5. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. - 2-е изд., испр. М: ИНФРА-М, 1999. 

6. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учебник.- 6-е изд., испр. и доп. - М.: Высшее образование, 2006. 

7. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. - М.: Юрист, 2002. 

8. Экономическая теория: учебник / В.Я.Иохин. - М.: Экономист, 2006. 

9. Экономическая теория: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. И.П. Николаевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 

10. Экономическая теория. Л.А.Николаева, И.П.Черная, 2006 

11. Экономическая теория: учебное пособие / по ред. д.э.н., профессора Н.С. Чернецовой, д.э.н., профессора В.А. Скворцовой, к.э.н., доцента И.Е. Медушевской. - Пенза: Информационно-издательский центр ПГУ, 2007 

12. Госкомстат. www.gks.ru

Информация о работе Антициклическая политика государства и ее особенности в современной России