Безработица, как явление, свойственное рыночному хозяйству

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:28, курсовая работа

Описание

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- раскрытие сущности понятия безработицы и ее роли в современной рыночной экономике;
- рассмотрение основных тенденций на российском рынке труда и обозначение наиболее актуальных направлений борьбы с безработицей;
- изучение российского опыта борьбы с безработицей и выявление на его основе новейших возможностей обеспечения занятости в нашей стране.
Объектом изучения являются состояние и тенденции развития рынка труда России.
Предметом выступают социально-экономические механизмы снижения безработицы.

Содержание

Введение....................................................................................................... 3
Глава 1. Понятие безработицы, её виды и причины образования
Понятие безработицы и её сущность.................................................5
Причины образования безработицы.....................................................................................................6
Виды безработицы..............................................................................11
Глава 2. Социально-экономические последствия безработицы. Закон Оукена
2.1 Социальные последствия безработицы.................................................15
2.2 Экономические последствия безработицы. Закон Оукена..................20
Глава 3. Способы регулирования занятости
3.1 Управление занятостью...........................................................................27
Заключение...................................................................................................32
Список используемой литературы............................................................34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по экономической теории, Бовт Яны..doc

— 144.00 Кб (Скачать документ)

Для отдельного человека безработица означает прежде всего потерю постоянного и регулярно получаемого дохода. В России, где доходы находятся на низком уровне и человек не имеет возможности создать какие-либо денежные и другие накопления, потеря постоянного источника средств существования грозит большой бедой.

Последствием безработицы  надо считать и усиление конкуренции  между работниками на рынке труда  за наиболее престижные рабочие места. Высокий уровень конкуренции  ведет к тому, что отдельные  и достаточно большие группы населения  вынуждены занимать непристижные, неинтересные для них рабочие места. В этом случае трудовая деятельность для них носит «вынужденный» характер, а такой труд, как известно, не может быть высокоэффективным и не обеспечивает необходимого качества работ. Более того, в таких условиях невозможно сформировать стабильные производственные коллективы, необходимость которых очевидна. В случае вынужденного характера труда нельзя вести речь о достижении обществом полной занятости. Демократические, гуманистические принципы организации труда предполагают, что полная занятость означает предоставление человеку не просто рабочего места, а такого, которое будет соответствовать профилю его подготовки, способностям, желаниям.

В связи с безработицей определенные потери несут и все  работающие. Если в 1993 г. на одного занятого приходилось 5,3 тыс. руб. из государственного фонда занятости, то в 1996 г. – 110,4 тыс. руб., в 1997 г. – 137,4 тыс. руб. (в ценах соответствующих лет) или, соответственно, в процентах к годовой средней заработной плате 0,7, 1,1 и 1,0%. Хотя, конечно, здесь надо иметь в виду неизменность ставки платы в фонд занятости. Но, как мы уже отмечали, есть и другие источники его формирования.

Оценивая последствия  безработицы для человека, нельзя забывать и того, что длительное время трудоспособное население в России практически не сталкивалось с этим явлением. Труд был дефицитным фактором производства. В этих условиях трудящиеся имели определенные преимущества по сравнению с непосредственным работодателем. Они обладали определенной свободой действий. В условиях дефицитности труда работники при определенных условиях могли «диктовать» работодателю свои более выгодные для них условия труда, его нормирования, оплаты и т.д. Сегодня решение таких вопросов происходит иными методами.

Оценивая экономические последствия безработицы, нельзя согласиться с утверждением, встречающимся в литературе, что безработица может стать фактором повышения качества работы, укрепления трудовой дисциплины и т.д. Нам представляется, что подобная точка зрения не имеет достаточных оснований. Не требует доказательства тот факт, что если человек знает, что завтра он может быть уволен и что устроиться на работу в данном и близлежащих населенных пунктах очень трудно, то он при всем желании не обеспечит необходимой эффективности и качества труда. В этих условиях нельзя создать и стабильный производственный коллектив – важнейшее условие высококачественной работы, а, следовательно, и конкурентоспособности продукции. На таком предприятии все помыслы работника направлены на поиск «надежного» места работы. Безработица убивает инициативу человека, порождает у него неуверенность в завтрашнем дне, в своих силах и возможностях, снижает его трудовой и гражданский потенциал.

Экономические последствия  безработицы не ограничиваются только этим. Она может позволить предпринимателям понизить цену рабочей силы, особенно если безработица продолжается долго. Известны случаи, когда работодатели, особенно на малых предприятиях, устанавливают более продолжительную, чем определено законом, рабочую неделю, сами определяют длительность отпуска, не оплачивают больничных листов, в том числе в связи с родами, отказывают в приеме на работу женщинам, могут расторгнуть договор о найме без каких-либо веских оснований и т.д.

Безработицу как сложное  социально-экономическое явление невозможно оценить однозначно. Однако она имеет не только негативное значение. Безработица – одно из важнейших условий нормального и бесперебойного функционирования экономики. Она обеспечивает формирование резерва рабочей силы как важнейшего фактора развития рыночной экономики, которая постоянно предъявляет спрос на труд. Это обусловлено необходимостью ввода в действие новых объектов хозяйственной деятельности. Их комплектование кадрами не может быть обеспечено только за счет естественного прироста экономически активного населения. В этом случае пришлось бы открывать многие новые предприятия, учреждения и организации только в летние месяцы, когда молодежь заканчивает обучение и начинает трудовую жизнь. В то же время действующее производство систематически предъявляет спрос на дополнительную рабочую силу в связи с пополнением естественной убыли и текучестью кадров. Удовлетворить этот спрос можно лишь за счет резервирования рабочей силы, поскольку многие из уволенных работников нуждаются в переподготовке, повышении квалификации и т.д., часто с отрывом от производства.

Безработица обеспечивает необходимое производству перераспределение  кадров, их сосредоточение в тех  видах деятельности, которые сегодня  нужны потребителям. Правда, такие  переливы кадров не всегда проходят безболезненно для отдельного человека. И здесь весьма велика роль государства, которое должно смягчить негативную сторону этих позитивных для производства и населения процессов.

Безработица, ее рост, дают весьма эффективный «сигнал» работнику о том, что его профессия, специальные знания, навыки труда устарели, уровень квалификации не соответствует требованиям сегодняшнего дня. Все это определенным образом стимулирует работника к систематическому повышению своего профессионального мастерства.

 

Закон Оукена — эмпирическая зависимость между темпом роста безработицы и темпом роста ВНП в США начала 60-х годов, предполагающая, что превышение уровня безработицы на 1% над уровнем естественной безработицы снижает реальный ВНП по сравнению с потенциальным (увеличивает Разрыв ВВП) на 2,5%. Для других стран и других времен он может быть численно иным.

Назван по имени американского  экономиста Артура Оукена. В реальности это не закон, а тенденция со множеством ограничений по странам, регионам, миру в целом и периодам времени.

(Y−Y* ) /Y* = −Buc

  • Y— фактический ВНП
  • Y*— потенциальный ВНП
  • uc— уровень циклической безработицы
  • B— эмпирический коэффициент чувствительности (обычно принимается 2.5)

По каждой стране в зависимости от периода будет свой коэффициент В.

Из формулы следует, что если циклическая безработица  в стране отсутствует, фактический  ВНП равен потенциальному, то есть в экономике задействованы все  возможные производственные ресурсы.

Следствие из закона Оукена:

(Y1−Y0) /Y0 = −B(u1−u0) / (1 −Bu0)

  • Y1,u1 — ВНП и уровень безработицы в текущем периоде
  • Y0,u0 — ВНП и уровень безработицы в базовом периоде

Практика показывает, что закон Оукена выполняется  далеко не всегда, то есть не является универсальным экономическим законом.

 

 

 

 

                   Глава 3. Способы регулирования занятости

 

3.1 Методы регулирования  безработицы

 

     Борьба с безработицей — комплекс мер по уменьшению уровня безработицы. Методы борьбы с безработицей определяются властями конкретной страны.Для эффективной реализации этих методов требуется выявить факторы, детерминирующие соотношение спроса и предложения рабочей силы. Очевидно, что только факторно-ориентированная политика воздействия на рынок труда может принести результаты. Сокращение безработицы является чрезвычайно сложной задачей, так как существует множество её типов. Поэтому невозможно выработать единый способ борьбы с безработицей и любому государству приходится использовать различные методы для решения этой проблемы.

   Методы борьбы с безработицей различны. Зачастую они вытекают из    той   концепции, которой те илииные современные экономисты придерживаются при объяснении причин безработицы.

Мальтузианцыпредлагают ограничить рождаемость. Сторонники классической теории рынка труда – мероприятия по снижению заработной платы.

    Пигу и его последователи, считающие, что корень зла - в высокой заработной плате, предлагают :

1)содействовать снижению заработной  платы ;

2)разъяснять профсоюзам, что рост  заработной платы, которого они  добиваются, оборачивается ростом  безработицы;

3) государству трудоустраивать работников, претендующих на невысокий доход, в частности, поощрять развитие социальной сферы.

    Из рекомендаций Пигу широко применяется деление ставки заработной платы и рабочего времени между несколькими работниками. Использование частичного рабочего дня сокращает безработицу даже при сохранении неблагоприятной конъюнктуры .

В мире накоплен богатый опыт борьбы с безработицей. В 1950-х годах в  политике государственного регулирования  применялись кейнсианские методы. Кейнсианцы считали, что саморегулирующаяся экономика не может преодолеть безработицу. Уровень занятости зависит от так называемого "эффективного спроса" (упрощенно - уровня потреблений и инвестиций).

Дж. М. Кейнс писал: "Хроническая  тенденция к неполной занятости, характерная для современного общества, имеет свои корни в недопотреблении...".

   Недопотребление выражается в том, что по мере повышения доходов у потребителя в силу психологических факторов "склонность к сбережению" превышает "побуждение к инвестициям", что влечет спад производства и безработицу.

   Таким образом, кейнсианцы, показав неизбежность кризиса саморегулирующейся экономики, указывали на необходимость государственного экономического воздействия для достижения полной занятости.

    Прежде всего следует повысить эффективный спрос, снижая ссудный процент и увеличивая инвестиции. Неокейнсианцы вводят понятие "мультипликатор занятости", который рассматривается как прирост всей занятости по отношению к первичной занятости в отраслях, сильно взаимосвязанных друг с другом, в которые произведены инвестиции.

Согласно взглядам автора "Общей  теории", "подлинная" инфляция возникает только тогда, когда экономика  страны достигает уровня полной занятости, до этого момента рост денежной массы  влияет не на уровень цен, а на объем производства. Небольшая ("ползучая") инфляция имеет, с точки зрения кейнсианцев, полезный эффект, сопутствуя росту производства и дохода.

В 60-х годах сторонники кейнсианского  подхода использовали кривую Филлипса, для того чтобы держать в поле зрения безработицу и инфляцию и учитывать их негативное влияние в долгосрочном плане.

 Монетаристы выступили против кейнсианского истолкования кривой Филлипса как простого и доступного решения проблемы выбора целей экономической политики. Инфляция не рассматривается ими как "неизбежная плата" за достижение высокого уровня занятости. В 1967 году М. Фридмен высказал мысль о существовании "естественного уровня безработицы", который жестко определен условиями рынка труда и не может быть изменен мерами государственной политики. Если правительство старается поддержать занятость выше ее "естественного уровня" с помощью традиционных бюджетных и кредитных методов увеличения спроса, то эти меры будут иметь кратковременный эффект и приведут лишь к росту цен.

С позиции монетаристов, чем выше темпы инфляции, тем в большей  степени участники воспроизводственного процесса учитывают в своих действиях предстоящий рост цен и стараются его нейтрализовать с помощью специальных оговорок в трудовых соглашениях, контрактах и т.п. Следовательно, с течением времени стимулирующий эффект инфляции, на который делали упор кейнсианцы, ослабевает. Чтобы активизировать производство, правительство вынуждено прибегать к дополнительным скачкам инфляции, что ведет ко все более крупным дозам дефицитного финансирования из бюджета. Видя "бессмысленность" политики стимулирования спроса, Фридмен считал нерациональным достижение полной занятости.

     Среди аргументов монетаристов по поводу несостоятельности кейнсианской политики ставился акцент на непредсказуемость результатов государственного вмешательства из-за больших задержек в проявлении эффекта этих мер. Позднее монетаристы указывали также на эффект вытеснения частных инвестиций вследствие оттока материально-денежных ресурсов в сферу государственных операций: то, что выигрывает хозяйство от увеличения госинвестиций, оно теряет из-за сокращения вливаний из частного сектора.

    Однако при всех своих положительных чертах теория естественной нормы безработицы снимает с капитализма ответственность за судьбы миллионов безработных и объявляет нехватку вакантных рабочих мест результатом "свободного выбора" людей, добровольно отказывающихся участвовать в трудовом процессе.

    Монетаристские методы регулирования занятости достаточно радикальны, но не несут в себе в то же время адекватной эффективности. Монетаристы обвиняют рабочих в том, что они воздерживаются от работы и получают компенсацию в виде пособий. Отсюда рекомендации отменить эти пособия, чтобы заставить людей работать. Монетаристы предлагают отказаться от стимулирования экономического роста путем увеличения спроса. Однако политика ограничения спроса может вызвать несопоставимые потери для народного хозяйства.

      Платой общества за монетарный путь развития рынка являются нищета, преступность, бродяжничество и социальная напряженность в обществе. Опыт России, пошедшей по монетарному пути формирования рынка, - наглядное тому подтверждение.

     Одной из важнейших проблем безработицы является вопрос о социальной защите населения. Формы социальной защиты различны:пособия по безработице, социальные программы помощи бедным, организация переобучения и переквалификации за счет государства и различных социальных институтов. Платой общества за эти социальные программы являются налоги и рост цен.  

 

                                        

Информация о работе Безработица, как явление, свойственное рыночному хозяйству