Безработица. Теоретические и практические аспекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 12:35, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы является раскрытие сущности безработицы, анализ ее типов, особенностей ее развития и методов ее минимизации в условиях рыночной экономики в России – то есть теоретических и практических аспектов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты безработицы
1. Сущность безработицы и показатели уровня безработицы ………..5
2. Виды безработицы……………………………………………………..6
3. Подходы к анализу рынка труда,
причин и последствий безработицы…………………………………10
4. Последствия безработицы………………………………………..…..13
2. Практические аспекты безработицы
1. Статистический анализ структуры и динамики безработицы в Российской Федерации…………………………………………...…..17
2. Возможные пути решения проблем безработицы в Российской Федерации……………………………………………………………..24
2.2.1 Пособия по безработице…………………………………………24
2.2.2 Трудоустройство и переобучение…………………………..…..25
3. Поддержка предпринимательства…………………………...….27
4. Общественные работы………………………………………..….28
Заключение………………………………………………………………………..29
Список литературы……………………………………………………………….31
Приложение………………………………………………………………...……..32

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа_Гуськов.doc

— 356.50 Кб (Скачать документ)
 

             Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных в октябре 2010г. составил 35,3 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 27,4%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 6,2%, 20-24 лет - 21,2%. По сравнению с сентябрем 2010г. численность безработных в возрасте 15-24 лет увеличилась на 0,9 тыс.человек (или на 0,1%) [8].

            Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (32,6%) и 20-24 лет (13,4%).

           В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в октябре 2010г. составил 15,5%, в том числе среди городского населения - 14,1%, среди сельского населения - 18,9%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 2,9 раза, в том числе среди городского населения - 3,1 раза, сельского населения - 2,4 раза.

           Продолжительность поиска работы. Среди безработных 31,4% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 30,3% безработных (застойная безработица).

          Среди сельских жителей доля застойной безработицы существенно выше, чем среди городских, и в октябре 2010г. составила, соответственно, 36,0% и 27,0%.

          Наличие опыта работы. В численности безработных 27,6% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В октябре 2010г. их численность составила 1,4 млн.человек и сократилась по сравнению с октябрем 2009г. на 25 тыс. человек или на 1,8%. Данная группа безработных формируется преимущественно из числа молодежи (по 18% - за счет молодежи до 20 лет и 25-29 лет, 46% - от 20 до 24 лет) [8].

          В октябре 2010г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 21,8%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 23,9% (в октябре 2009г., соответственно, 27,1% и 21,3%).

           Безработица по федеральным округам. Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе.

         Данные по субъектам Российской Федерации приведены в приложении 1.

В целях  повышения представительности данных об экономической активности населения показатели занятости и безработицы по субъектам Российской Федерации приводятся в среднем за три последних месяца [8]. 
 

     2.2 Возможные пути решения проблем безработицы в Российской Федерации

     2.2.1 Пособия по безработице 

          Пособие по безработице – это денежные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о выплате пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.

         Начисление пособия по безработице производится с первого дня признания гражданина безработным. В случае увольнения гражданина из организации по сокращению численности (штата) работников организации, а также в связи с ликвидацией самой организации, и если при этом гражданин не нашел себе работу в течение периода времени, пока за ним сохранялась средняя заработная плата по последнему месту работы (с зачетом выходного пособия), то пособие по безработице начисляется начиная с первого дня после истечения срока, в течение которого за гражданином сохраняли среднюю заработную плату.

         На 2009 год минимальная величина пособия по безработице составляла 850 рублей, максимальная–4900рублей [9]. 

     2.2.2 Трудоустройство и переобучение

          

           По данным пресс-службы Минздравсоцразвития, уровень официальной безработицы в России в марте 2010 года практически не изменился, сократившись на 0,04% - до 2,274 миллиона человек.

     "Численность  безработных граждан, зарегистрированных  в органах службы занятости,  по состоянию на 17 марта составила  2 миллиона 274 тысячи 990 человек", - говорится в сообщении. В министерстве отметили, что темпы прироста численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, за аналогичный период 2009 года составляли 2,7%.

     С 17 февраля в течение трех недель в РФ регистрировалось незначительное снижение уровня официальной безработицы. По данным Минздравсоцразвития РФ, неделей ранее, с 3 по 10 марта, уровень официальной безработицы снизился на 0,3%.

     Минздравсоцразвития получило информацию о высвобождении 77,1 тысячи работников из всех субъектов РФ.

     В марте 2010 года численности безработных  граждан, зарегистрированных в органах  службы занятости, наблюдался в 42 субъектах  РФ, среди которых Амурская область, Еврейская автономная область, Псковская  область.

     В Ставропольском, Хабаровском краях, Архангельской и Нижегородской областях численность безработных граждан не изменилась по сравнению с прошлой неделей.

     Вместе  с тем, численность безработных  граждан снизилась в 37 субъектах  РФ, в том числе в Республиках  Тыва, Мордовия, Алтай, Саха (Якутия).

     С начала октября 2008 года общая численность  уволенных работников достигла 1,021 миллиона человек, из них было трудоустроено 290 тысяч человек, в том числе 165,9 тысячи человек - в прежних организациях.

     Суммарная численность работников, находившихся в простое по вине администрации, работавших неполное рабочее время, а также работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе администрации, составила 1,52 миллиона человек [10].

     В 2009 году в рамках опережающего обучения основным являлся социальный аспект. Опережающее обучение было предназначено для людей, которые либо стали безработными, либо находились под риском увольнения на тех предприятиях, которые в период кризиса, скажем так, "плохо себя чувствовали". В 2009 году это были короткие программы опережающего обучения, рассчитанные максимум на три месяца и ориентированные в основном на специалистов с начальным профессиональным образованием, то есть людей рабочих профессий. Программы опережающего обучения были так сориентированы, чтобы человек получил достаточно быстро новую профессию.

     С 2010 года запущена новая программа  опережающего обучения специалистов, направленная на переподготовку кадров для ведущих отраслей экономики  страны. В отличие от программы, действующей  в 2009 году, в рамках которой краткосрочные курсы переобучения проходили специалисты рабочих специальностей, теперь получить новую профессию смогут люди с высшим и среднеспециальным образованием. По словам разработчиков программы, такая переподготовка, продолжительностью от одного года до двух лет, фактически будет приравниваться к получению второго высшего образования, и подтверждаться дипломами государственного образца. Планируется, что ежегодно в переобучении за государственный счет будет принимать участие около 280 тыс. россиян. Необходимость столь масштабной переподготовки кадров объясняется нуждами посткризисной экономики, которая требует большого количества профессионалов, способных обеспечить инновационное развитие страны. А для каждого участника программы возможность бесплатно получить второе высшее образование в ведущих вузах страны станет уникальным шансом добиться личного профессионального и жизненного успеха [11]. 

     2.2.3 Поддержка предпринимательства

     Важнейшим направлением уменьшения безработицы  надо считать развитие самозанятости  населения. Она выступает как  сложное социально-экономическое  явление, которое в отечественной  литературе, да и в практической деятельности, еще не нашло подобающего  ей места. Обращение к этой форме занятости связано, прежде всего, со становлением рыночных отношении и необходимостью в этих условиях рационализации занятости, изыскания новых ее форм. Самозанятость населения - это специфическая форма экономической деятельности. Ее сущность заключается в том, что гражданин сам находит для себя источник доходов, обеспечивающий его достойное существование в результате экономической деятельности, не противоречащей законам страны.

     К самозанятым относят: предпринимателей, лиц, работающих не по найму, членов производственных кооперативов и неоплачиваемых работников семейных предприятий. В Российской Федерации, согласно Закону о занятости, к числу самостоятельно обеспечивающих себя работой относили: предпринимателей, лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью, включая фермеров, а также членов производственных кооперативов.

     В рамках реализации программы самозанятости  количество граждан, решивших открыть  свое дело, выросло на 37%. На этом направлении  сделан акцент в 2010 году. 55,3 тыс. человек получили поддержку в организации собственного дела в 2009 году, по итогам 2009 года предполагается оказание поддержки 64 тыс. участников программы самозанятости.

      1. Общественные  работы
 

     Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально-полезную направленность и организуемая для дополнительной поддержки граждан, ищущих работу. (Закон РФ «О занятости населения» ст.24) Государственная услуга по организации проведения оплачиваемых общественных работ предоставляется центрами занятости населения в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07 июня 2007 №401 [12]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     В заключении хотелось бы сказать, что  безработица в России носит ярко выраженный региональный характер.

     В настоящее время в Российской Федерации особенную тревогу  вызывают следующие проблемы: во-первых, увеличение скрытой безработицы; во-вторых, рост обращающихся в службу занятости; в-третьих, быстрое развитие занятости в теневой экономике. А также население плохо информировано о территориальном расположении центров занятости. Возможности центров занятости по трудоустройству ограничены, так как подавляющее большинство работодателей не прибегают к услугам центров занятости при поиске рабочей силы. Размеры пособия по безработице минимальны. Однако в регионах с высоким уровнем безработицы доля получавших пособие по безработице оказалась существенно выше. Таким образом, уровень безработицы определяет и размер выплачиваемых пособий.

     Рост  безработицы сокращает спрос  на товары на внутреннем рынке. Люди, не получающие зарплату, могут купить лишь минимум средств к существованию. В результате затрудняется сбыт товаров. Тем самым рост безработицы обостряет  экономические проблемы страны. Безработица также обостряет политическую напряженность в стране. Причиной тому служит озлобление людей, не имеющих возможности содержать свою семью и проводящих день за днем в изнуряющем поиске работы.

     Для уменьшения безработицы могут быть использованы методы - поощрения индивидуального предпринимательства, организация переобучения безработных многое другое.

     Одним из способов снижения уровня безработицы  является взаимодействие безработного населения с Государственной  службой занятости, которая представляет структуру специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным.

     Применение  части приведенных способов минимизации  безработицы и рост доверия безработных  к государственным службам занятости  позволят снизить уровень безработицы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. А.Г. Грязнова, Т.В. Чечелева. Экономическая теория: Учебник / Под редакцией А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой – М. Издательство «Экзамен». 2005. – 592 с. (Серия «Учебник для вузов»).
  2. Булатов А.С.. Экономика. 4-е издание. М.:Экономист. 2006 г.
  3. Конституция Российской Федерации.
  4. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» N 1032-1

Информация о работе Безработица. Теоретические и практические аспекты