Действие закона спроса и предложения на индивидуальных рынках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 12:56, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы - рассмотрение законов спроса и предложения с позиций экономической теории и в их взаимодействии.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические понятия спроса и предложения;
- раскрыть основные влияющие факторы и законы спроса и предложения;
- проанализировать основы взаимодействия спроса и предложения на рынке.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1.Закон спроса и предложения..............................................................................5
1.1Спрос.Закон спроса..........................................................................................5
1.2Предложение.Закон предложения..................................................................8
2.Взаимодействие закона спроса и предложения на индивидуальных рынках.....................................................................................................................10
3.Эластичность спроса и предложения . Их равновесие...................................15
3.1Эластичность спроса и предложения..........................................................15
3.2Равновесие спроса и предложения..............................................................19
Заключение.............................................................................................................23
Список используемой литературы.......................................................................26

Работа состоит из  1 файл

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО.doc

— 158.50 Кб (Скачать документ)

                      Федеральное агентство по образованию

      ГОУ ВПО Самарский Государственный Экономический Университет

 Кафедра   теоретической экономики и международных экономических              

                                                отношений 
 
 
 
 

                                           Курсовая работа

По дисциплине: «Экономическая теория»

На тему: «Действие закона спроса и предложения на индивидуальных рынках» 
 

    

                                                                                                    Студентка 2 курса

                                                                                        Дневной формы обучения

                                                                                         Специальность маркетинг

                                                                                                     Широчкина Инна

 

                                                                                             Научный руководитель

                                                                                                               Минин А.И. 
 
 

                                         

                                           

                                          Самара 2010 г.

                                 

 Содержание:

Введение...................................................................................................................3         

1.Закон  спроса  и предложения..............................................................................5

  1.1Спрос.Закон спроса..........................................................................................5

  1.2Предложение.Закон предложения..................................................................8

2.Взаимодействие закона спроса и предложения на индивидуальных рынках.....................................................................................................................10

3.Эластичность  спроса и предложения . Их равновесие...................................15

   3.1Эластичность спроса и предложения..........................................................15

   3.2Равновесие спроса и предложения..............................................................19

Заключение.............................................................................................................23

Список  используемой литературы.......................................................................26  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                             

                                           

                                                               

                                                    

                                        Введение

Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Данные инструменты способствуют установлению равновесия на рынке.

Рынок - это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей  спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения. Чтобы понять рыночную экономику во всей ее полноте, необходимо хорошо усвоить два фундаментальных понятия: спрос и предложение.

Спрос и предложение - взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение - совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.  

Изменение соотношения между спросом и  предложением порождает колебания  рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия. Через эти колебания  устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления.

В литературе западных стран этот вопрос показан  в достаточной степени.

Цель  данной курсовой работы - рассмотрение законов спроса и предложения с позиций экономической теории и в их взаимодействии.  

В соответствии с целью в работе поставлены следующие  задачи:

- рассмотреть  теоретические понятия спроса  и предложения; 

- раскрыть  основные влияющие факторы и  законы спроса и предложения;

- проанализировать  основы взаимодействия спроса  и предложения на рынке. 

Предмет исследования в работе - экономические  категории спроса и предложения.

Объект  исследования - факторы и зависимости, определяющие основные закономерности взаимодействия спроса и предложения.

Приемы  и методы исследования, использованные в процессе написания курсовой работы, заключаются в синтезе и анализе  имеющихся теоретических материалов, группировке и обобщении теоретического материала с практическими данными и практическими выводами по рассматриваемой теме.

В качестве перспективного направления исследований представляется изучение законов спроса и предложения и их практической реализации в рыночной экономике.

Практическая  значимость работы состоит в том, что спрос и предложение - это не только экономические категории, но и реальные закономерности современного рынка. Поэтому важно знать, как они взаимодействуют в теории и на практике, каковы законы спроса и предложения и как они функционируют в рыночной экономике. 
 
 

                                   
 
 
 
 
 
 
 

                                      Спрос. Закон спроса.

Жизнь абсолютного большинства людей  сопряжена с многообразными потребностями, характеризуемыми учеными как состояние  ощущаемой неудовлетворенности, связанной с условиями существования. Потребности могут, в различной степени осознаваться человеком, иметь различную степень интенсивности, быть первостепенными по важности и второстепенными. Не только специалисту, но и обычному человеку приходится размышлять об их 
«истинности», «ложности» и относительности. Одним словом, возникает вопрос: насколько они настоятельны? Необходимо понятие, которое связывает покупаемые количества (блага) с теми жертвами, которые приходится делать для приобретения этих количеств. У экономистов таким понятием является спрос. Спрос—это платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене. Иными словами, спросом является не всякая потребность в данном товаре, а только такая, которая обеспечена наличием платежных средств (деньгами) у покупателей. Человеческие потребности кажутся беспредельными. Но если потребность может быть удовлетворена только за некоторую плату—т.е. путем отказа от удовлетворения других потребностей—мы сдерживаем наши желания и соглашаемся на меньшее, чем хотелось бы.

Итак, спрос—это  объем возможной купли товара в зависимости от установившейся цены на него.

Спрос—это потенциальная купля, но состоится  она или нет, зависит от множества  факторов. Бизнесмены и коммерсанты  для достижения успеха в своей деятельности изучают специальную науку «маркетинг», где раскрываются методы, помогающие спросу превратиться в реальную «куплю».

Можно выделить ряд основных факторов, влияющих на желания практически всех покупателей  приобрести какое-то количество товара X. К ним относятся:

1. цена  самого товара Х (обозначим  ее Рх);

2. цены  других товаров, взаимосвязанных  с товаром Х (Pi, i=l, 2,.....n, где  N—число товаров, взаимосвязанных  с товаром X);

3. вкусы  потребителей (Т);

4. средний  доход потребителей (Y);

5. распределение дохода между потребителями (Y*);

6. количество  покупателей (N);

7. ожидания  изменений цен товаров или  вкусов потребителей (Е). 

Количество  товара X, которое желают купить потребители (QD), является функцией нескольких переменных:

QD=QD (Px, Pi, Т, Y, Y*, N, Е).

Спрос (demand-D)—это вся совокупность значений QD товара X, соответствующих возможным  различным величинам цены товара Px, при прочих равных условиях.

Из данного  выше определения спроса следует, что  каждой цене товара соответствует определенная величина спроса.

Изменение цены данного товара (P), при прочих равных условиях (неценовые факторы  неизменны), влияет на величину спроса (то количество товара, которое потребитель готов приобрести в данный момент времени, при данных условиях), что графически выражается в движении вдоль кривой спроса. В результате снижения цены от P1 до P2 происходит увеличение QD от Q1  до Q2 (от т.1 до т.2 по кривой D).

 
 

Закон спроса формально может быть изложен следующим образом: на любом рынке, при прочих равных условиях, существует обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса, предъявляемого покупателями на этот товар. 
Таким образом, величина спроса имеет тенденцию расти при падении цены и уменьшаться при ее повышении.

Это происходит по двум причинам:

Во-первых, если цена одного товара падает, а цены других товаров остаются прежними, то покупатель стремится замещать дешевым  товаром те товары, которые он использовал  ранее.

Во-вторых, когда цена одного товара падает при постоянстве цен других товаров и неизменных доходах покупателей, то люди начинают чувствовать себя более богатыми. Они используют свою возросшую покупательную способность, приобретая больше различных вещей, и, чаще всего, покупая больше именно того товара, который подешевел.

Следует учесть и такой важный момент. Формулируя закон спроса, мы под ценой подразумеваем  цену относительную, т. е. рассчитанную по отношению к другим товарам. 
 
 

                           Предложение. Закон предложения

Предложением  называется количество товара или услуги, которое производители готовы продать  по определенной цене за определенный период.

Если  спрос является качественной характеристикой  потребления, то предложение—категория, с помощью которой можно ответить на вопрос: что же определяет количество любого товара, которое будет произведено фирмами и предложено ими на продажу? 

Закон предложения гласит: предложение, при  прочих равных условиях, изменяется в  прямой зависимости от изменения цены. Рассмотрим эту зависимость, покажем, какие факторы на нее влияют. 

Количество  товара X, которое производители  хотели бы выпустить и продать  называется количеством предложенного  товара (quantity supplied—QSx). QSx может отличаться от количества товара X, реально проданного потребителям. Величина QSx также зависит от промежутка времени как и QDx, поэтому предложение будем рассматривать за тот же неизменный период (год). 

На количество товара X, которое фирмы желают произвести, влияют многие факторы. Основные из них:

1) цена  самого товара Х (обозначим  Рх);

2) цены  ресурсов (Рг), используемых в производстве X;

3) уровень  технологии (L);

4) цели  фирмы (А);

5) величины  налогов и субсидий (Т);

6) цены  на иные товары (Pi);

7) ожидания (Е);

Информация о работе Действие закона спроса и предложения на индивидуальных рынках