Демографическая ситуация на экономическом рынке Костромской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 18:55, курсовая работа

Описание

Цель исследования – Дать характеристику демографической ситуации в Костромской области и выяснить ситуацию на рынке труда.
Для достижения цели были определены следующие задачи исследования:
1.Дать общую характеристику демографической ситуации в области.
2. Дать определение понятию «рынок труда». Проанализировать его составляющие и проблемы.
3. Сделать прогноз перспектив развития рынка труда Костромской области.

Содержание

Введение с
Глава 1. Общая характеристика демографической ситуации в Костромской области 4-7
1.1.Естественный прирост населения 8-11
Глава 2. Рынок труда: занятые и безработные на нем 12-15
2.1Сстав занятых и безработных по полу и возрасту 15-19
2.2Ключевые проблемы на рынке труда области 19-25
Глава 3. Перспективы развития рынка в Костромской области на ближайшие 10 лет 26
3.1 Прогноз демографической ситуации в Костромской области 26-28
3.2 Политика администрации Костромской области 28-34
Заключение 35-37
Список литературы 38

Работа состоит из  1 файл

НОВАЯ КУРСОВАЯ.docx

— 167.07 Кб (Скачать документ)

1) несбалансированность  спроса и предложения рабочей  силы как в целом по области,  так и по районам и городам,  которая сформировалась в условиях  снижения эффективности труда  и отсутствия позитивных структурных  сдвигов в экономике, а также  дифференциация городских и сельских рынков труда по условиям обеспечения занятости, уровню безработицы и составу безработных граждан;

2) деформация системы  трудовых отношений, обусловленная  значительными масштабами занятости  в неформальном секторе (домашнее  хозяйство), а также медленная  перестройка трудового менталитета  граждан сдерживают переход к  эффективной занятости и повышению  трудовой мобильности работников  в связи со структурными сдвигами  в экономике;

3) ухудшение качественных  характеристик большинства рабочих  мест, которые в течение 90-х  годов почти не обновлялись,  с одной стороны, ограничивает  возможности роста эффективности  труда, а с другой, - уменьшает  возможности трудоустройства граждан  из-за роста количества рабочих  мест с неблагоприятными условиями  труда, низкой оплатой труда,  изношенности основных фондов;

4) несоответствие профессионального  уровня значительной части работников организаций Костромской области потребностям рынка труда при сохранении тенденции к старению и сокращению кадрового состава квалифицированных рабочих, что усугубляется  явной недостаточностью объемов их профессиональной  подготовки в образовательных учреждениях, в первую очередь, начального профессионального образования, и на производстве;

5) низкая конкурентоспособность  на рынке труда отдельных категорий  граждан (молодежи без практического  опыта работы, женщин, инвалидов,  граждан, уволенных с военной  службы, и некоторых других категорий  граждан) остается сложным даже  в условиях начавшегося экономического  роста. 

6) с одной стороны, растут  требования безработных граждан,  особенно молодежи, к условиям  и оплате труда, в то же  время работодателями сохраняется  селективный подход при приеме  на работу в зависимости от  пола, возраста, семейного положения  и т.д. Несмотря на то, что заявляемые в службу занятости населения вакансии нередко относятся к низкооплачиваемым видам деятельности, не соблюдаются в полной мере нормы трудового законодательства о режиме и охране труда отдельных категорий населения. Низкая цена рабочей силы на рынке труда сокращает возможность трудоустройства населения.

7) привлечение, работодателями нелегальной иностранной силы, обходя законное оформления рабочих. Поскольку нелегальные рабочие («гасторбайтеры») не требуют высокой оплаты труда и социального обеспечения, они являются более выгодными трудовыми ресурсами. В то время, как рабочие места занимают иностранные граждане уровень безработицы среди местного населения не падает. В итоге, местная администрация улучшает условия для работодателей, а не для местных безработных.

Данные факторы во многом определяют сохранение структурного характера  безработицы и, как следствие, необходимость  разрешения проблемы программными методами

Пути решения проблемы:

А) стимулирование иммиграции:

- привлечение постоянных  иммигрантов;

- привлечение временных  трудовых мигрантов;

- расселение внутрироссийских  мигрантов и иммигрантов из  числа соотечественников, а также  закрепление постоянного населения  в важных с геополитической  точки зрения регионах страны (прежде всего, в приграничных  районах Сибири и Дальнего  Востока)

Б) сокращение эмиграции  из страны на постоянное место жительства за рубеж россиян, прежде всего высококвалифицированных  специалистов путем повышения оплаты труда в секторе науки и  образования, создание альтернативных государственным высокооплачиваемых научных центров и т.д.

В) смягчение дефицита рабочей  силы, за счет оптимизации использования  имеющегося человеческого капитала, вовлечения в производство экономически неактивного населения.

Следствием является продолжающаяся тенденция концентрации населения  вокруг областного и районных центров, что соответствует общероссийской тенденции. Особенность же Костромской  области состоит в том, что  население уезжает из области  в другие регионы. Уезжают из сельской местности, потому что невозможно жить в условиях не решаемых социальных вопросов: здравоохранение, образование, ЖКХ, отсутствие работы, нормальных дорог, а главное - отсутствие надежды на лучшее, что заставляет наиболее мобильных и думающих о будущем своих детей покидать родные места

Важнейшим направлением уменьшения безработицы надо считать развитие самозанятости населения.Обращение к этой форме занятости связано, прежде всего, со становлением рыночных отношении и необходимостью в этих условиях рационализации занятости, изыскания новых ее форм. Самозанятость населения - это специфическая форма экономической деятельности. Ее сущность заключается в том, что гражданин сам находит для себя источник доходов, обеспечивающий его достойное существование в результате экономической деятельности, не противоречащей законам страны.

К самозанятым относят: предпринимателей, лиц, работающих не по найму, членов производственных кооперативов и неоплачиваемых работников семейных предприятий.

Развитие самозанятости предполагает наличие определенной организационной структуры, которая может оказать этим людям определенную помощь в организации и развитии своего "дела". И именно такую помощь оказывает служба занятости. Она может предоставить безработным денежную помощь для организации производства, организовать обучение граждан и т.д. Наиболее распространенной формой самозанятости сегодня можно считать торговлю. В то же время, если рассматривать структуру занятости населения, то торговлей у нас занимается относительно меньшая доля занятого населения, чем в других странах с развитой рыночной экономикой. Следовательно, подобное перераспределение объективно. Ценность его заключается и в том, что определенная часть тех, кто сегодня занят торговлей или другими видами работ, вчера могли быть безработными, а сегодня они сами нашли свое место в системе необходимых обществу видов занятии. И самое главное, эти люди уже нашли себя в системе рыночных отношений. Вместе с тем для справедливости такой оценки необходимо было бы располагать данными о добровольности процесса смены вида деятельности.

Развитие малого предпринимательства  встречает определенные трудности. Они широко описаны в нашей  литературе. В числе главных надо отметить неумение граждан России заниматься предпринимательством, о чем мы уже  говорили. Не менее важную роль играет бюрократизация страны. Для малого бизнеса это проявляется в  больших трудностях, в том числе  и материальных, при открытии нового малого предприятия. Они выражаются, прежде всего, в большом числе посредников, услуги которых обязательны при регистрации и лицензировании. Такие консультанты в основном тесно связаны с местными администрациями. Именно этим в значительной мере определяется незащищенность предпринимателей и работников этих предприятий. Для существующих малых предприятий бичом являются всевозможные проверки различных организаций. Наиболее часто внеплановые проверки проводят органы внутренних дел. И в результате в каждом третьем случае - штрафы, которые "не основаны на официальной шкале".

Подобные факты являются, прежде всего, следствием недостаточной  федеральной и областной поддержки малого предпринимательства. Она принципиально важна. До тех пор, пока государство, его верховная власть не станут относиться к малому предпринимательству так, как, например, к энергетике, транспорту, сельскому хозяйству, малый бизнес будет топтаться на месте. Тем более что во всех странах с рыночной экономикой государство существенно поддерживает предприятия малого бизнеса. Успех здесь может быть, достигнут только в результате формирования благоприятного социально-экономического климата для малых предприятий. Его основными компонентами должно стать формирование законодательного пакета, четко сформулированных прав и обязанностей малых предприятий, условий их образования и функционирования, формы их поддержки государством. Сегодня службы занятости занимаются этими проблемами. Однако масштабы этой деятельности не отвечают важности задачи.

Большое значение для решения  проблем безработицы имеет развитие общественных работ. Опыт и практика зарубежных стран показывает, что  за этот счет можно существенно сократить  уровень негативных последствий, связанных  с безработицей.

Другим важным направлением минимизации безработицы необходимо признать организацию подготовки и  переподготовки кадров. Эта деятельность сегодня должна, прежде всего, рассматриваться  как важнейшая составляющая процесса формирования человеческого капитала. Такая работа общества и государства  неразрывно связана с формированием  экономики знаний. Одновременно с  этим количественные и качественные характеристики процесса подготовки и  переподготовки кадров должны удовлетворить  потребности экономики в кадрах и обеспечить не только текущие, но и перспективные потребности  при условии согласованности  спроса и предложения рабочей  силы. В то же время надо признать, что эта работа организована пока еще не очень хорошо. Далеко не единичны случаи, когда обучение безработных  проводится по профессиям и специальностям, на которые в данном районе нет спроса. Безработным, желающим заняться предпринимательством, не дают необходимых знаний и умений и т.д.

Вполне очевидно, что широкое  использование современных технологий обучения может кардинально изменить ситуацию на рынке труда за счет повышения квалификации работников, овладения ими дополнительных профессий  и специальностей.

В то же время анализ деятельности всей системы показывает, что она  в основном работает на устранение безработицы, на ликвидацию последствий  неравномерного распределения производственных возможностей и прав человека на труд, и такое положение необходимо изменить. Службы занятости должны работать на упреждение безработицы.

Решение проблем безработицы  неразрывно связано с инвестиционной политикой государства и области. Успех этой деятельности может быть обеспечен только в том случае, когда научно-техническая политика четко определяет приоритетные направления и обеспечивается их финансирование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Перспективы развития рынка  в Костромской области на ближайшие  3 года.

 

3.1 Прогноз  демографической ситуации в Костромской  области 

 

Прогноз ситуации в сфере  занятости населения и на рынке  труда Костромской области разрабатывается  в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Костромской области на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов, исходя из сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов, с учетом Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

Поскольку наибольший удельный вес в производстве валового регионального  продукта по-прежнему будут занимать промышленное производство, оптовая и розничная торговля, сельское хозяйство, транспорт и связь, наибольшую потребность в кадрах будут испытывать предприятия указанных отраслей.

Реализация областной  целевой программы «Развитие  субъектов малого и среднего предпринимательства  Костромской области» на 2009-2013 годы, предполагающей создание условий для  стабильного и долгосрочного  развития сферы малого и среднего бизнеса Костромской области  позволит в 2010-2013 годах достичь роста основных показателей сферы малого и среднего предпринимательства Костромской области на уровне 3,4 - 4,2 процента. В 2010 году количество малых предприятий увеличилось до 7 124 единиц, с последующим ростом в 2011 – 2013 годах в среднем на 1,2 процента ежегодно. Наиболее привлекательным видом экономической деятельности останется сфера торговли.

Предполагается, что в  целом в учреждения службы занятости  в течение 2011-2013 годов обратятся  и будут зарегистрированы в качестве граждан, ищущих работу или желающих получить государственные услуги в области содействия занятости населения и социальных гарантий, не менее 130 тыс. человек.

В соответствии с прогнозом  контролируемого рынка труда  численность зарегистрированных безработных  к 2013 году снизится до значения около 3,3 тыс. человек, а уровень регистрируемой безработицы на конец года составит 0,9 % от численности экономически активного  населения Костромской области. Коэффициент напряжённости на рынке  труда к 2013 году может составить 0,9 незанятых граждан, в расчёте  на одну, заявленную в службу занятости  вакансию.

В течение периода 2011-2013 года в результате реализации активной политики занятости будет оказано содействие в трудоустройстве не менее 59 тыс. человек. Уровень трудоустройства  граждан, зарегистрированных в качестве ищущих работу в течение года, планируется  около 66-68 %.

В 2011-2013 году государственная  служба занятости населения Костромской  области предусматривает профессиональное обучение не менее 5700 безработных граждан  по востребованным экономикой Костромской  области профессиям (специальностям). Уровень трудоустройства после  профессионального обучения составит не менее 80 %.

Ежегодно в службу занятости  населения Костромской области  за содействием в трудоустройстве  обращаются около 500 женщин, имеющих  детей до 3-х лет (среднегодовая  численность женщин, имеющих малолетних детей в возрасте до 3-х лет, составляет 22077 человек). Указом Президента Российской Федерации от 09 октября 2007 года № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», распоряжением администрации Костромской области от 15 сентября 2010 года № 240-ра «Об утверждении плана мероприятий по улучшению демографической ситуации в Костромской области на 2011-2015 годы» определены направления и основные мероприятия по улучшению демографической ситуации, в т.ч. предусмотрено профессиональное обучение женщин, имеющих малолетних детей в возрасте до 3-х лет. Целью мероприятий по улучшению демографической ситуации в Костромской области является снижение темпов естественной убыли населения и обеспечение естественного прироста населения в области.

Информация о работе Демографическая ситуация на экономическом рынке Костромской области