Денежная система России: особенности её функционирования в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:40, курсовая работа

Описание

Цель работы: рассмотреть основные понятия денежной системы России, а также проанализировать состояние денежной системы России в настоящее время.
В соответствии с целью исследования были сформулированы основные задачи:
Рассмотреть роль и функции денег, отметить их взаимодействие;
Определить понятие денежной системы и денежного оборота;
Исследовать состояние денежной системы России в современных условиях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….....3
Глава 1.Понятие денег. Денежная система, её понятие, типы, основные принципы организации…………………………………………………......5
Функции денег…………………………………………….……..5
Понятие и виды денежной системы……………………….…...8
Принципы построения денежных систем……………………...9
Глава 2. Денежная система РФ и денежный оборот в России………..13
2.1. Особенности денежной системы России……………………..13
Денежное обращение и денежный оборот в России………...15
Глава 3. Возможности и прогнозирование развития денежной системы России..............................................................................................................21
. Состояние денежной системы России на 2010-2011 гг……...21
Перспективы развития денежной системы России………......26
Заключение………………………………………………………………......32
Список использованной литературы………………………………….....35

Работа состоит из  1 файл

эк.теория.doc

— 205.00 Кб (Скачать документ)

Общая сумма  наличных денег в обращении без учета наличных денег в кассах учреждений Банка России по состоянию на 1 января 2010 года составила 4 038,1 млрд. рублей. Величина этого показателя на 1 января 2009 года составила 4 372,1 млрд. рублей. Таким образом, количество наличных денег в обращении уменьшилось на 334 млрд. рублей.

Налично-денежный оборот включает движение всей налично-денежной массы за определенный период времени  между юридическими лицами, физическими  лицами и государственными органами. В настоящее время порядок  осуществления налично-денежного оборота на территории РФ регламентируется Положением «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации», утвержденным Банком России 5 января 1998 г.

В целях организации наличного  денежного оборота на территории РФ на Банк России возложены следующие обязательства:

  1. прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, а также создание их резервных фондов;
  2. установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных учреждений;
  3. определение признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;
  4. разработка и утверждение правил ведения кассовых операций в народном хозяйстве.

Для осуществления  эмиссионно-кассового регулирования, кассового обслуживания кредитных организаций, а также предприятий и организаций в главных территориальных управлениях Центрального банка, расчетно-кассовых центрах имеются оборотные кассы по приему и выдаче наличных денег и резервные фонды денежных билетов и монет.

Резервные фонды  денежных билетов и монет –  это запасы не выпущенных в обращение  денежных билетов и монет в  хранилищах Центрального банка. Эти  фонды создаются по распоряжению Центрального банка, который устанавливает  их величину исходя из размера оборотной кассы, объема налично-денежного оборота, условий хранения и т.д.

В коммерческих банках создание таких фондов не предусмотрено, так как у них имеются операционные кассы. С 1 июня 2000 г. коммерческим банкам установлен лимит минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня для обеспечения своевременной выдачи денег со счетов юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы, а также со счетов по вкладам граждан.

Платежный оборот в России составляет более 60 %, а в экономически развитых странах – 90%. Безналичный оборот осуществляется с помощью чеков, векселей, кредитных карточек и других кредитных инструментов [4].

В Российской Федерации форма безналичных расчетов определяется правилами Банка России, действующими в соответствии с законодательством. Определено, что расчеты предприятий всех форм собственности по своим обязательствам с другими предприятиями, а также между юридическими лицами и физическими за товарно-материальные ценности производятся, как правило, в безналичном порядке через учреждения банка.

Выбор тех или иных безналичных  расчетов зависит от уровня экономического развития страны. Самой распространенной формой безналичных расчетов в России в настоящее время являются платежные поручения (77,1% по количеству и 90,6% по объему платежей): с их помощью ведутся расчеты с поставщиками и подрядчиками в случае предоплаты, с органами страхового и пенсионного фонда, при налоговых и иных платежах.

В зависимости от экономического содержания различают две группы безналичного обращения: по товарным операциям и финансовым обязательствам. К первой группе относятся безналичные расчеты за товары и услуги, ко второй — платежи в бюджет (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и другие обязательные платежи) и внебюджетные фонды, погашение банковских ссуд, уплата процентов за кредит, расчеты со страховыми компаниями.

В структуре безналичных платежей значительную часть составляют платежи, проведенные платежной системой Банка России: 47,6% по количеству и 58,7% по объему платежей. Постоянно высокий уровень платежей, проводимых через платежную систему Банка России, обусловлен эффективным и бесперебойным ее функционированием, а также тем, что использование для расчетов кредитными организациями средств, размещенных на счетах в Центральном банке Российской Федерации, имеющих нулевой кредитный риск, минимизирует их финансовые риски. 

Между налично-денежным и безналичным оборотом существуют взаимосвязь и взаимозависимость: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, наличные деньги меняют форму на счета в кредитном учреждении и обратно. Безналичный оборот возникает при внесении наличных денег на счет в кредитном учреждении, следовательно, безналичное обращение немыслимо при отсутствии наличного. Одновременно наличные деньги появляются у клиента при снятии их со счета в кредитном учреждении.  В 2010 году темпы роста объемов наличного денежного оборота (129,5%) были выше темпов роста объемов безналичных платежей (123,7%).

Таким образом, наличное и безналичное  обращение образует общий денежный оборот страны, в котором действуют  единые деньги одного наименования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Возможности и прогнозирование развитие денежной системы России

3.1. Состояние  денежной системы России на 2010-2011 г

Для полной оценки состояния денежной системы РФ на современном этапе необходимо рассматривать  в совокупности все результаты реализации денежно-кредитной политики  предыдущих лет.  Для этого можем обратиться к отчету ЦБ за 2010 год.

В первую же очередь можно отметить, что, так же как и в предыдущие года, основным направлением единой государственной денежно-кредитной политики стало снижение инфляции. При этом Правительство Российской Федерации и Банк России предполагали снизить инфляцию в 2010 году до 9—10%. Наметившееся улучшение основных макроэкономических показателей и индикаторов финансовой системы позволило Банку России приступить к постепенному свертыванию мер, введенных им в острую фазу кризиса. В то же время неустойчивый характер восстановительных процессов в реальном секторе экономики и медленный рост банковского кредитования предопределяли принятие Банком России решений, направленных на сохранение стимулирующей денежно - кредитной политики в течение большей части 2010 года. По итогам года цель по инфляции была достигнута. Однако динамика инфляции в течение отчетного года не была равномерной. В первой половине года на фоне медленного восстановления спроса и укрепления рубля сформировавшаяся в 2009 году тенденция к снижению инфляции носила устойчивый характер. С августа под влиянием неблагоприятных ценовых шоков темпы роста потребительских цен стали повышаться, возросли также инфляционные ожидания.

Рассмотрим  инфляционные процессы в 2010 г. более подробно. За январь – декабрь 2010 г. продовольственные товары подорожали в среднем по стране на 12,9%. Основной вклад в рост цен на продовольственные товары внесло удорожание крупы и бобовых (+58,8%), плодоовощной продукции (+45,6%), подсолнечного масла (+ 27,6%), сливочного масла (+23,3%) и сахара-песка (+22,5%).Услуги подорожали за 2010 г. на 8,1% (11,6% в 2009 г.). За январь – декабрь сильнее всего выросли цены на жилищно-коммунальные услуги (+13%), на услуги пассажирского транспорта (+8,7%), на услуги организаций культуры (+8,6%), на медицинские услуги (+8,4%). Непродовольственные товары за 2010 г. выросли в цене в среднем на 5% (за 2009 г. прирост составил +9,7%). За год больше всего увеличились цены на табачные изделия (+19,5%), на трикотажные изделия (+7,8%), на одежду и белье (+7,1%) и на автомобильный бензин (+6,5%). Темп прироста базового индекса потребительских цен за 2010 г. составил 6,6% (за аналогичный период прошлого года – 8,3%) [12].

Из указанных данных, можно  сделать вывод, что одним из важнейших компонентов инфляции стал рост цен на продовольственные товары.  При этом рос цен на потребительские товары в 2010 году, происходил быстрее в два раза быстрее, чем в 2009.

В группе платных  услуг населению отметим продолжившийся рост цен на жилищно-коммунальные услуги. В то же время в 2010 г. услуги ЖКХ подорожали намного меньше, чем в 2009-м.

Если рассматривать  ситуацию с непродовольственными товарами, то можно заметить, что их подорожание  происходило наиболее медленно. Подорожание трикотажных изделий, одежды и белья, связано с удорожанием хлопка, которое связано с низким урожаем.

 В российских  условиях восстановление цен  на основные товары российского  экспорта (несмотря на отток частного  капитала), негативный шок предложения, а также финансирование бюджетного дефицита за счет средств Резервного фонда вызвали рост инфляции во второй половине года. Благодаря низкой инфляции в первом полугодии в целом по итогам 2010 г. ИПЦ остался на уровне 2009 г. Однако в случае продолжения развития указанных тенденций инфляция по итогам 2011г. может не продемонстрировать дальнейшего снижения и остаться на уровне 8–9%.

В условиях замедления инфляции и снижения инфляционных ожиданий Банк России в первом полугодии 2010 года четыре раза снижал процентные ставки по своим операциям. Понижение ставок способствовало повышению доступности заемных средств для реального сектора экономики, росту кредитной активности банковского сектора, созданию условий для восстановления внутреннего спроса, а также ограничению притока краткосрочного спекулятивного капитала.

Изменение процентных ставок по операциям Банка России заметно повлияло на динамику процентных ставок рынка межбанковских кредитов.

В условиях постепенной  макроэкономической стабилизации, а  также под влиянием понижательной динамики ставки рефинансирования и ставок по операциям Банка России процентные ставки по кредитам нефинансовым заемщикам в 2010 году снизились и достигли исторических минимумов, за исключением ставок по кредитам физическим лицам. В целом за 2010 год спред между ставкой межбанковского рынка и ставкой, определяющей нижнюю границу коридора процентных ставок Банка России, не превышал 1 процентного пункта. Исключение составляли лишь отдельные периоды увеличения спроса на ликвидность, когда спред повышался до 2 процентных пунктов.

Необходимо  отметить, что большинству российских кредитных организаций удалось  решить проблемы с формированием  ресурсной базы, что способствовало снижению процентных ставок по вкладам  физических лиц по итогам 2010 года до исторически минимальных значений. Средневзвешенная процентная ставка по вкладам физических лиц в рублях на срок до 1 года (кроме вкладов “до востребования”) в декабре 2010 года составила 5,5% годовых, на срок от 1 года до 3 лет — 5,3% годовых.

Так как выбор вариантов кредитно – денежной политики во многом зависит от спроса на деньги необходимо упомянуть, что в 2010 году продолжился рост спроса на деньги, чему в значительной степени способствовали начавшееся оживление экономики и укрепление рубля (преимущественно в первые месяцы 2010 года). В то же время достаточно высокими темпами росло и денежное предложение. Это в свою очередь могло быть связано с  инфляционными  процессами. Так или иначе, Годовые темпы прироста рублевой денежной массы (денежного агрегата М2) повышались с сентября 2009 года. За 2010 год темп прироста денежного агрегата М2 в годовом выражении увеличился с 17,7% на 1.01.2010 до 31,1% на 1.01.2011, при этом на протяжении всего отчетного года этот показатель устойчиво превышал 30%. Скорость увеличения денежного агрегата М2 несколько замедлилась только в IV квартале 2010 года. Если говорить об объеме  денежного агрегата М0 за 2010 год, то он возрос на 25,4% (за 2009 год темп прироста составил только 6,4%). Некоторое замедление годовых темпов прироста этого показателя происходило только в последние месяцы отчетного года.

 

Сложившаяся курсовая динамика определила изменения спроса экономических агентов на иностранную  валюту. Если в 2009 году суммарный объем  нетто-продаж населению наличной иностранной валюты через обменные пункты составил около 15 млрд. долларов США, то в 2010 году он уменьшился до 6,7 млрд. долларов США. Согласно данным платежного баланса Российской Федерации объем наличной иностранной валюты вне банков сократился в целом за 2010 год на 14,8 млрд. долларов США (за 2009 год — на 4,3 млрд. долларов США). [14]

Основными источниками  роста совокупного денежного  предложения в 2010 году стал рост чистых иностранных активов банковской системы и увеличение требований к органам государственного управления. В общей сложности за отчетный год прирост чистых иностранных активов банковской системы составил 1094,6 млрд. рублей. Он был сформирован за счет увеличения чистых иностранных активов Банка России на 1323,3 млрд. рублей (в 2009 году они возросли на 495,9 млрд. рублей). Если же говорить о чистых иностранных активах кредитных организаций, то они напротив, сократились за отчетный год на 228,7 млрд. рублей (а в 2009 году они возросли на 1220,1 млрд.рублей).

Несмотря на несущественное снижение роли бюджетного фактора в формировании денежного предложения, за отчетный год чистые требования к органам государственного управления со стороны банковской системы увеличились на 1855,4 млрд. рублей (за 2009 год — на 2693,1 млрд. рублей). При этом, как и в 2009 году, основной прирост был обеспечен увеличением чистых требований к органам государственного управления со стороны Банка России (на 1585,7 млрд.рублей).В свою очередь, требования со стороны кредитных организаций к органам государственного управления возросли за 2010 год на 269,7 млрд. рублей.

Информация о работе Денежная система России: особенности её функционирования в современных условиях