Денежно-кредитная (монетарная) политика государства: цели, методы, последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 22:03, курсовая работа

Описание

В качестве проводника денежно-кредитной политики России выступает Центральный эмиссионный банк государства. Таким банком являются Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Влияя на основной объект монетарной политики - денежную массу, центральный финансовый орган играет одну из ведущих ролей в государственном регулировании рыночной экономики.

Содержание

Введение 3
Функции денег 4-6
Банковская и биржевая деятельность. Финансовый рынок 7-16
Денежно-кредитная политика Центробанка и и проблемы ее реализации 17-25
Заключение 26-27
Список используемой литературы 28

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 63.40 Кб (Скачать документ)

На практике Центробанк стремится не допускать ни резких колебаний процентной ставки, ни размеров денежной массы. При планировании денежной эмиссии учитывается:

- оценка денежной массы  в обращении в текущем периоде;

- прогнозируемый прирост  ВНП;

- прогнозируемые темпы  инфляции;

- прогнозируемое изменение  скорости обращения денег.

Если возможно достаточно точно прогнозировать темпы инфляции и изменение скорости обращения  денег, то Центробанк придерживается монетарного правила: денежное предложение должно возрастать в соответствии с прогнозируемым приростом ВНП (так называемыми естественными нормальными темпами экономического роста примерно 3-5% в год). При прогнозе инфляции учитывается самый оптимистический вариант. Ориентация на самые низкие прогнозируемые темпы инфляции позволяет ограничить усиление инфляции и в то же время предотвращает движение к спаду.

Сложность процесса реализации денежно-кредитной политики, его  результатов и проблем обусловило различное отношение альтернативных экономических направлений к  целесообразности и эффективности  ее использования в качестве стабилизационного  средства.

Монетаристы считают денежно-кредитную политику мощным средством воздействия на динамику экономического развития. Такая оценка отражает соответствующие характеристики эластичности спроса на деньги и инвестиции по процентной ставки. С их точки зрения, спрос на деньги малоэластичен, а спрос на инвестиции высокоэластичен по процентной ставке. Такие характеристики проистекают из классической концепции макро равновесия. Незначительное изменение размеров предложения денег способно вызвать сильные колебания процентной ставки, приводящие к большим изменениям величины спроса на инвестиции. По мнению монетаристов, величина спроса на деньги в целом предопределяется величиной спроса на деньги для заключения сделок, которая, в свою очередь, напрямую зависит от величины номинальных макроэкономических показателей объемов национального производства. Такое утверждение означает, что скорость обращения денег является относительно стабильной, а ее изменения предсказуемы и зависят от технических факторов обращения денежной массы (например, внедрение новых средств платежа в безналичном расчете).

Считая денежно-кредитную  политику мощным средством воздействия на экономические процессы, монетаристы рекомендуют воздерживаться от ее применения в качестве стабилизационного средства. Такая рекомендация объясняется наличием временного разрыва между осуществлением денежно-кредитной политики и наступлением ее эффектов, затруднениями дать точный экономический прогноз экономическим процессам. На практике монетаристы, советуют Центробанку ограничится соблюдением монетарного правила, считая излишними даже его усилия по стабилизации колебаний процентной ставки, вызванными развитием конъюнктурного цикла. Например, если количество денег в обращении превысило величину соответствующую номинальному ВНП, то излишек денег для заключения сделок будет стимулировать расширение спроса. Расширение спроса в краткосрочном периоде будет приводить к росту цен и тем самым к возрастанию номинальной величины ВНП. Это обусловит увеличение спроса на деньги для заключения сделок и восстановление равновесия между спросом и предложением денег. Выше изложенное позволяет понять, почему монетаристы выступают также против использования и фискальной политики в качестве стабилизационного средства. Создание бюджетного дефицита с целью стимулирования совокупных расходов в период спада может привести к резкому возрастанию процентной ставки, если он финансируется за счет кредитов коммерческих банков. Это может вызвать падение объемов частных инвестиций в такой степени, что произойдет не расширение совокупных расходов (вследствие роста государственных) , а их сжатие (вследствие эффекта вытеснения частных инвестиций). Если же стимулировать совокупные доходы за счет дополнительной эмиссии денег, то это осуществляется благодаря расширению денежного предложения, а не в следствие фискальной политики.

Кейнсианцы считают денежно-кредитную политику малоэффективным стабилизационным средством по сравнению с фискальной политикой. По их мнению, спрос на деньги высокоэластичен, а на инвестиции малоэластичен по процентной ставке.

Значительное изменение  размеров предложения денег приводит к незначительному изменению  процентной ставки и объема инвестиций. Другим фактором, ограничивающим эффективность денежно-кредитной политики, выступает, по их мнению, отсутствие стабильности и прогнозируемости скорости обращения денег. Изменчивость скорости обращения денег отражает неустойчивость соотношения между долями денег для заключения сделок и денег, используемых в качестве хранения активов, в общей денежной массе. Увеличение доли денег, используемых в качестве хранения активов, снижает скорость обращения всей денежной массы, поскольку их скорость обращения равна нулю. Величина фактических (ех роst) совокупных расходов тождественна произведению величены предложения денег на их скорость обращения. Поэтому снижение скорости обращения денег может трактоваться как сжатие фактических совокупных расходов, приводящих к падению объемов национального производства. Колебания размеров предложения денег предопределяет изменение их скорости обращения, т.к. изменяется величина процентной ставки. Например, расширение предложения денег приводит к падению процентной ставки, что стимулирует рост спроса на деньги, используемые в качестве хранения активов. Сокращается скорость обращения всей денежной массы и снижаются совокупные расходы.

Таким образом, можно сделать  вывод, что величина скорости обращения денег изменяется прямо пропорционально изменению величины процентной ставки и обратно пропорционально предложению денег. Эффект изменения размеров предложения денег может быть нейтрализован обратными изменениями скорости обращения денег.

Кейнсианская трактовка  эффективности денежно-кредитной  политики объясняет незначительный эффект вытеснения частных инвестиций в случае финансирования бюджетного дефицита посредством банковских кредитов. Этот эффект может быть компенсирован соответствующим расширением денежного предложения, которое позволило бы поддержать процентную ставку на прежнем уровне. Кейнсианцы считают, что финансирование дефицита за счет дополнительной денежной эмиссии - это более стимулирующее средство чем финансирование посредствам займов.

Кейнсианцы критично относятся к осуществлению монетарного правила. Они полагают, что ежегодное увеличение денежной массы в обращении может коррелироваться с обратными изменениями скорости обращения денег, что провоцирует экономическую нестабильность. С другой стороны, наряду с реализацией монетарного правила в экономической системе действуют и другие факторы (например, ожидания предпринимателей), которые могут либо ослаблять, либо усиливать эффект прироста денежной массы. На практике кейнсианцы рекомендуют Центробанку не отказываться от мероприятий, направленных на поддержание стабильности процентной ставки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Центральный банк - основной проводник денежного кредитного регулирования экономики, являющегося  составной частью экономической  политики правительства.

Денежно-кредитная политика является лишь одним из элементов  экономической политики. Следовательно, её стратегические цели являются частью глобальной стратегии, которая определяется высшими органами страны. Как элемент  системы денежно-кредитная политика лишь способствует достижению установленной  общей цели. Сама по себе она не в  состоянии привести к желаемым результатам.

Разработка стратегии  денежно-кредитной политики предполагает два этапа: определение её основной конечной цели; определение промежуточной  цели и полномочий, которые могут  быть делегированы монетарным властям.

Объектами денежно-кредитной  политики являются спрос и предложение  на денежном рынке. Субъектами денежно-кредитной  политики выступают, прежде всего, Центральный  банк в соответствии с присущими  ему функциями проводника денежно  – кредитной политики государства  и коммерческие банки.

Методы кредитно-денежной политики государства делятся на две группы: общие (влияют на рынок  ссудных капиталов в целом) и  селективные (предназначены для  регулирования конкретных видов  кредита или кредитования отдельных  отраслей, крупных фирм и т.д.).

К основным инструментам денежно  – кредитной политики в России можно отнести: лимиты кредитования; прямое регулирование ставки процента; изменение нормы обязательных резервов; изменение учетной ставки (ставки рефинансирования); операции на открытом рынке.

Существует различие между  инструментами прямого и косвенного регулирования.

Особенностью России в  проведении кредитно-денежной политики является тот факт, что, вплоть до недавнего  времени, основными инструментами  денежно-кредитного регулирования  выступали, с одной стороны, интервенции  Центрального банка на валютном рынке, а с другой, стерилизационные мероприятия  денежных властей. Возможность с  помощью указанных операций регулировать уровень ликвидности в экономике  и влиять на темпы инфляции, как  правило, оказывалась низкой… Для повышения эффективности денежно-кредитной политики Банку России необходимо расширять набор инструментов и увеличивать роль процентных ставок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1.Экономическая теория. Учебное пособие. Медведев И.П. Белгород: НИиРИО БЮИ МВД РФ,1998.

2.Лунтовский Г.И. Проблемы денежно-кредитной системы. Деньги и кредит, 2005, № 3.

3.Васильева В.Д. Проблемы развития банковской системы России. // Деньги и кредит, 2005, № 5.

4.Интернет-ресурс Официальный сайт ЦБ РФ // www.cbr.ru

5.Интернет-ресурс Центральный банк Российской Федерации. Платежная система России: Информационно-аналитические материалы на сервере ЦБ РФ // http://www.cbr.ru

6.Крючкова И.П. Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики и особенности его функционирования в российской экономике //Банковское дело.2003.9.С.6-13

7.Львин Б. Об устройстве банковской и денежной системы // Вопросы экономики –10, 1998г

 

 

 

 


Информация о работе Денежно-кредитная (монетарная) политика государства: цели, методы, последствия