Денежно-кредитная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 15:34, курсовая работа

Описание

Цель государственной денежно-кредитной политики заключается в обеспечении стабильности цен, эффективной занятости и росте реального объема валового национального продукта. Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках денежно-кредитной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры.

Содержание

Содержание
Введение……………………………………………………………………....2
I. Необходимость и цели денежно-кредитной политики…………….…..4
II.Основные инструменты реализации денежно-кредитной политики…………………………………………………………………….8
III. Характерные черты денежно-кредитной системы России…………15
Заключение………………………………………………………………….21
КТЗ-I, КТЗII………………………………………………………………....22
Список литературы………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

экономическая теория.docx

— 54.02 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………....2

I. Необходимость и цели денежно-кредитной политики…………….…..4

II.Основные инструменты реализации денежно-кредитной политики…………………………………………………………………….8

III. Характерные черты денежно-кредитной системы России…………15

Заключение………………………………………………………………….21

КТЗ-I, КТЗII………………………………………………………………....22

Список литературы………………………………………………………..23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Государственная денежно-кредитная  политика традиционно рассматривается как важнейшее направление экономической политики государства. В современном мире денежно-кредитная политика становится одной из наиболее значимых форм государственного регулирования экономики.

Цель государственной денежно-кредитной политики заключается в обеспечении стабильности цен, эффективной занятости и росте реального объема валового национального продукта. Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках денежно-кредитной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры.

В современных условиях кредитная  политика сталкивается со многими проблемами. Излишняя открытость, слабая экономическая  и административная регулируемость рыночных отношений в предкризисные  и кризисные периоды может  порождать и зачастую порождает  цепную реакцию развивающегося от страны к стране по всему миру кризиса. Российская экономика, как и все национальные экономики рыночного типа, подвержена систематически возникающим, системным  и локальным кризисам. В связи  с этим необходимо тщательно рассчитывать и по возможности прогнозировать дальнейшие пути развития и совершенствования денежно-кредитной политики страны.

Главной целью курсовой работы является выявление основного направления  денежно-кредитной политики государства  и ключевых инструментов денежно-кредитного регулирования. Основными задачами являются:

1.  определение понятия денежно-кредитной политики;

2.  ознакомление с методами регулирования денежно-кредитной сферы;

3.  рассмотрение современной денежно-кредитной политики в Российской Федерации.

Нельзя не отметить, что взгляды  на вопросы регулирования денежно-кредитной  сферы в течение длительного  времени неоднократно менялись. Увеличивалось  количество и качество мероприятий  государства, регулирующих денежное обращение. Таким образом, в данной работе необходимо выявить наиболее актуальные и наиболее действенные инструменты регулирования  денежно-кредитной сферы, которые  необходимо использовать для достижения главной цели денежно-кредитной  политики.

 

 

  1. Необходимость и цели денежно-кредитной политики государства.

 

Денежно-кредитная политика — это  часть единой государственной макроэкономической политики, предполагающая целенаправленное воздействие на денежно-кредитную систему посредством преимущественно рыночных инструментов с целью создания условия для экономического роста в стране.

Суть денежно-кредитной политики сводится к установлению целей и задач денежного регулирования и определения механизма их достижения.

Основополагающей целью денежно-кредитной  политики является помощь экономике  в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная  политика состоит в изменении  денежного предложения с целью  стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен. 

 Государственное регулирование  денежно-кредитной сферы может  осуществляться достаточно успешно  лишь в том случае, если государство  через центральный банк способно  эффективно воздействовать на  масштабы и характер частных  институтов, так как  в развитой рыночной экономике именно последние являются базой всей денежно-кредитной системы.

Денежно-кредитная политика в промышленно  развитых странах рассматривается  как инструмент «тонкой настройки» экономической конъюнктуры, как  оперативное и гибкое дополнение бюджетной политики. Сложившаяся  мировая практика показывает, что  через денежно-кредитную политику государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они, в свою очередь – на потребительский  и инвестиционный спрос.

Нерегулируемая деятельность коммерческих банков может привести к циклическим  колебаниям деловой активности, т.е. в периоды инфляции им выгодно увеличивать  денежное  предложение,  а  в  период депрессии - уменьшать, усугубляя тем самым кризис.  Поэтому необходима взвешенная государственная политика  регулирования  денежного обращения.

Цели денежно-кредитного регулирования  можно разделить на конечные, промежуточные и тактические.

К конечным (стратегическим) целям денежно-кредитного регулирования относят:

  • снижение уровня инфляции,
  • снижение уровня безработицы,
  • равновесие платежного баланса или достижение определенного уровня ВВП.

Начиная с 40-х гг. XX в. и вплоть до середины 70-х гг. в качестве стратегической цели регулирования провозглашалось снижение уровня безработицы. Современная практика денежно-кредитного регулирования свидетельствует о том, что в большинстве стран конечной целью денежно-кредитного регулирования становится снижение уровня инфляции.

К промежуточным  целям традиционно относят:

  • достижение оптимального объема денежной массы в экономике,
    • поддержание уровня золотовалютных резервов,
    • управление величиной процентной ставки.

Тактические цели денежно-кредитного регулирования связаны с ежедневной работой центрального банка и обычно направлены на сглаживание колебаний ликвидности рынка.

Проводниками денежно-кредитной  политики в развитой экономике выступает ряд институтов, которые можно условно разделить на две группы:

—  институты, основным назначением которых и является проведение денежно-кредитной политики от имени государства.

Практически во всех странах мира, в том числе  и в России, это Центральный банк;

—  институты, косвенно участвующие в процессе проведения денежно-кредитной политики. В данную группу можно отнести министерства финансов, казначейства, Федеральную службы по финансовым рынкам России и целый ряд аналогичных организаций.

Главная роль среди названных институтов отводится Центральному банку, так как именно он координирует реализацию государственной денежно-кредитной политики.[6, 183].

Объектами денежно-кредитной политики являются спрос и предложение на денежном рынке. Субъектами денежно-кредитной  политики выступают прежде всего центральный банк в соответствии с присущими ему функциями проводника денежно-кредитной политики государства и коммерческие банки. [4, 68]

Выбор промежуточных  целей денежно-кредитной политики может повлиять на состояние денежного  рынка посредством формирования как предложения, так и спроса на деньги.

Если  целью денежно-кредитной политики является поддержание на неизменном уровне количества денег в обращении, то предложение денег регулируется независимо от уровня процентной ставки и проводится с целью ограничения  инфляции.

Целью денежно-кредитной  политики государства может быть и поддержание фиксированной  ставки процента. Такая денежно-кредитная  политика носит название гибкой. Целевым ориентиром денежно-кредитной политики является не столько борьба с инфляцией, сколько стимулирование инвестиций.

Денежно-кредитная  политика допускает колебания и  денежной массы в обращении и  ставки процента. В этих условиях денежно-кредитная  политика ставит своей целью поддержание  достаточного уровня монетизации экономики, является пассивной и проводится в условиях стабильно развивающейся экономики.

Методы  денежно-кредитной политики — совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на объекты для достижения поставленных целей.

* Прямые  методы — административные меры, касающиеся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов служат примерами количественного контроля. Реализация этих методов даёт наиболее быстрый экономический эффект с точки зрения центрального банка за максимальным объёмом или ценой депозитов и кредитов, за количественными и качественными переменными денежно-кредитной политики. При использовании прямых методов временные лаги сокращаются. Временные лаги — это определенный период времени между моментом возникновения потребности в применении той или иной меры в сфере денежно-кредитной политики и осознания такой потребности, а также между осознанием потребности, выработкой мнения и началом реализации.

* Косвенные  методы регулирования денежно-кредитной  политики воздействуют на мотивацию  поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют большой временной лаг, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Однако, их применение не приводит к деформациям рынка. Соответственно, использование косвенных методов непосредственно связано со степенью развитости денежного рынка. Переход к косвенным методам характерен для общемирового процесса либерализации, повышения степени независимости центральных банков.

 

 

 

 

  1. Основные инструменты реализации денежно-кредитной политики.

 

Выделяют  структурную и конъюнктурную  денежно-кредитные политики.

Структурная денежно-кредитная политика предусматривает развитие определенных отраслей государством. Такой вид регулирования оправдал себя в условиях кризисной послевоенной экономики. Современная практика денежно-кредитного регулирования подразумевает воздействие не на конкретных участников рынка, а на рынок в целом, т.е. на его конъюнктуру.

Конъюнктурная денежно-кредитная политика предполагает использование в основном рыночных инструментов: процентных ставок (ставка рефинансирования, учетная ставка), операций на открытом рынке, депозитных операций и т.д. Характер применения данных инструментов определяется выбранной стратегией денежно-кредитного регулирования.

Инструменты денежно-кредитной политики делятся  на две группы: общие (влияют на рынок  ссудного капитала в целом) и селективные  инструменты (предназначены для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, крупных фирм и т.д.). [3, 25]

К общим  инструментам денежно-кредитной политики относятся:

  • Учетная (дисконтная) политика является старейшим методом кредитного регулирования: она активно применяется с середины XIX в. Учетная (дисконтная, процентная) политика — это условия, на которых центральный банк кредитует коммерческие банки и тем самым определяет уровень банковского процента в стране.

Центральный банк может понизить учетную ставку, ожидая повышения заинтересованности в получении ссуд со стороны коммерческих банков, увеличения их активности в предоставлении кредитов и, в конечном счете, увеличения денежного предложения в экономике. Следствием будет снижение процентной ставки по кредитам коммерческих банков, сопровождающееся ростом инвестиционной активности в стране.

Если  центральный банк повышает учетную  ставку, то возможности получения  коммерческими банками у него кредита снижаются. В результате сокращаются возможности коммерческих банков по предоставлению кредитов, созданию кредитных денег. Происходит относительное сокращение денежной массы, предложения денег. Ставка процента при этом должна повыситься, а инвестиционная активность — снизиться.

Эффективность данного инструмента зависит  от уровня развития денежно-кредитных  отношений. В странах с достаточно развитой банковской системой, с низким уровнем инфляции изменение ставки центрального банка на несколько процентных пунктов оказывает заметное воздействие на экономику.

В России функцию процентной ставки выполняет  ставка рефинансирования Банка России, т.е. ставка процента, по которой он осуществляет предоставление кредитных ресурсов в форме прямых кредитов, ссуд под залог ценных бумаг, а также организацию кредитных аукционов. Однако Банк России слабо кредитует коммерческие банки, и поэтому его ставка рефинансирования не влияет на уровень банковского процента в нашей стране. Ставка рефинансирования Центробанка РФ лишь отражает сложившийся в стране уровень банковского процента, не более того.

  • Установление норм обязательных резервов коммерческих банков, которые они обязаны держать в центральном банке, с одной стороны, способствует улучшению банковской ликвидности, а с другой — эти нормы выступают в качестве прямого ограничителя кредитных возможностей коммерческих банков, соответственно ограничителя роста денежной массы.

Информация о работе Денежно-кредитная политика