Экономическая теория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 19:02, контрольная работа

Описание

Исследуя хозяйственные процессы, экономическая теория принимает ряд общенаучных методов познания, то есть таких приемов , которые используют и другие общественные и естественные науки. Важнейшими из них для сфер экономики являются следующие девять.
→ наблюдение и сбор фактов
→ эксперимент
→ моделирование
→ метод научных абстракций
→ анализ и синтез
→ системный подход
→ индукция и дедукция
→ исторический и логический методы
→ графический метод

Рыночные системы обладают особым внутренним механизмом саморегулирования производства и сбыта продукции. Этот механизм включает три главных взаимосвязанных фактора: (1) рыночные цены, (2) спрос и предложение товаров – услуг, а также (3) конкуренцию.

Производство и сбыт любого товара требуют определенных издержек – на сырьё, топливо, энергию, рабочую силу; на покрытие транспортных, трансакционных и других затрат. Все расходы фирмы на приобретение необходимых ей материалов и услуг представляют собой издержки производства.

Содержание

МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
СУЩНОСТЬ И МЕХАНИЗМЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ РЫНКА
ОБЩИЕ, СРЕДНИЕ И ПРЕДЕЛЬНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ ИЗДЕРЖЕК
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.docx

— 38.63 Кб (Скачать документ)

МЕТОДЫ  ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. 

     Исследуя хозяйственные процессы, экономическая теория принимает ряд общенаучных методов познания, то есть таких приемов , которые используют и другие общественные и естественные науки. Важнейшими из них для сфер экономики являются следующие девять.  

  → наблюдение  и сбор фактов

  → эксперимент

  → моделирование

  →метод научных  абстракций

  → анализ  и синтез

  → системный  подход

  → индукция  и дедукция

  → исторический  и логический методы

  → графический  метод 

Так, очевидно, что  эмпирическая функция нашей науки  предполагает наблюдение (то есть преднамеренное, целенаправленное восприятие экономических явлений, процессов в их реальном виде) и сбор фактов, происходящих в действительности. Именно благодаря этому можно, скажем, проследить, как изменились товарные цены за тот или иной период, как возросли объемы производства, торговли и прибылей предприятий.

    В отличие от этого эксперимент предполагает проведение искусственного научного опыта, когда изучаемый объект ставится в специально созданные и контролируемые условия. Например, чтобы проверить эффективность новой системы оплаты труда, проводят её пробные испытания в рамках той или иной группы работников.

Активно используется и такой метод, как моделирование. Оно предусматривает изучение социально-экономических явлений по их теоретическому образцу – модели (от лат. Modulus- мера, образец),  которая замещает сам объект исследования. Особенно эффективно моделирование на компьютерах, позволяющие, скажем, просчитать наиболее рациональный вариант хозяйственных связей того или иного предприятия, города, региона, страны с их партнерами.

    Метод научных абстракций, или абстрагирование,- это особый мыслительный приём, позволяющий формулировать те или иные отвлеченные понятия – так называемые абстракции, или категории (цена, деньги, рынок, дешевый и другие). Вот, к примеру, понятие товара – как его определить? Если Вы попытаетесь сделать это, отталкиваясь от магазинных прилавков, ничего не получится. Каких только вещей нет в тамошнем «разнотоварье» - больших и малых, съедобных и несъедобных, жидких и сыпучих… Как привести все это к «общетоварному знаменателю»? как ухитриться объединить, условно говоря, круглое и зеленое?

    Только с помощью абстрагирования, то есть отвлечение от конкретных, но второстепенных в данном случае свойств этих вещей (размеров, веса, формы, цвета и прочего). Выполнив это, мы одновременно зафиксируем объединяющие их признаки, а именно: то, что все они являются продуктами труда, которые предназначены для продажи. Это и есть ответ на вопрос, что такое товар.

    Люди в своей повседневности используют великое множество разнообразных абстракций (отвлеченных понятий) на каждом шагу, даже не задумываясь об этом: земля, частная собственность, закон, труд, достаток, лень, бедность, семья, любовь, дети, честность, совесть, молодость – всё это живые примеры абстракций.

    Методы анализа и синтеза предполагают изучение социально-экономических явлений как по частям – это анализ, так и в целом – синтез. Например, сопоставление экономических показателей работы отдельных шахт – это анализ, а определение общеотраслевых результатов хозяйствования всей угольной промышленности России – синтез. 

 

 

 
 
 
 
 
 
 

    Благодаря сочетанию методов анализа и синтеза обеспечивается системный, комплексный подход к сложным (многоэлементным) объектам исследования. Такие объекты (системы) рассматриваюся как комплекс взаимосвязанных частей (подсистем) единого целого, а не как механическое соединение каких-то разрозненных элементов. Важность комплексного подхода обусловлена тем, что вся экономика по существу состоит из множества больших и малых систем ( народное хозяйство – из отраслей, отрасли – из предприятий, предприятия – из цехов, стоимость товара – из элементов затрат, рынок – из многих секторов, ниш, участников и так далее).

    С методов анализа и синтеза логически связано деление экономической теории на микро- и макроэкономику, которые предполагают два разных уровня рассмотрения хозяйственных систем. 
 
 

    

                 изучает                                                                                              изучает 

 
 
 
 
 
 
 

 Так, микроэкономика имеет дело с отдельными элементами (частями) этих систем. Она изучает (а) такие обособленные экономические единицы, как отрасль, предприятие, домашнее хозяйство (домохозяйство); и (б) отдельные рынки (например, рынок зерна); производство, сбыт или цену конкретного продукта и т.п. Микроэкономический подход, таким образом, близок к методу анализа.

    В отличие от этого макроэкономика исследует хозяйственные системы в целом, или так называемые агрегаты, то есть совокупности экономических единиц. К таким агрегатам относятся мировая экономика, национальное хозяйство, а также крупные подразделения последнего – государственный сектор, домохозяйства (взятые в совокупности), частный сектор и прочее. Макроэкономика, базируясь на методе синтеза, оперирует обобщающими, или агрегатными, показателями типа: валовой объем продукции, национальный доход, суммарные расходы. Кроме того, в макроэкономическую сферу входит и рассмотрение общих понятий – стоимость, рынок, бюджет, налоги и т.д.

    Образно говоря, если микроэкономика изучает разрозненные деревья, то макроэкономика – образовавшийся из них лес. В тоже время деление экономической науки на микро- и макросферы не следует абсолютизировать. Они тесно взаимосвязаны. Многие проблемы вторгаются в обе сферы, хотя и на разных уровнях обобщения. Куда, к примеру, отнести вопросы прибыли? Ведь чтобы сравнить доходы двух конкретных заводов (микроэкономика), надо использовать общее понятие прибыли, а его вырабатывает макроэкономика.

    Индукция и дедукция являют собой два противоположных, но тесно взаимосвязанных способа рассуждения. Движение мысли от частых (отдельных) фактов к общему выводу – это индукция, или обобщение. Оно позволяет нам, по выражению Достоевского, «собрать свои мысли в точку». А рассуждение в обратном направлении (от общего положения к частным выводам) называют дедукцией. Следовательно, смысл индукции и дедукции вытекает из самой этимологии этих слов. Так, факты увеличения цен на молоко, хлеб, овощи и прочее наводят на мысль о росте дороговизны в стране (индукция). Из общего положения о растущей стоимости жизни можно вывести отдельные показатели повышения потребительских цен по каждому продукту (дедукция). 

Индукция                                                                                   Дедукция

(обобщение)                                                                                (выведение)

 

 

 

  Исторический и логический методы (или подходы) тоже применяют в единстве. Здесь подробное изучение социально-экономических процессов в их исторической последовательности сопровождают логическими обобщениями, т.е.оценкой этих процессов в целом и общими выводами. Например, детальное исследование конкретного хода и особенностей строительства социализма в ХХ веке в разных обществах – это исторический подход.  А выводы на его основе (о неэффективности экономии в соцстранах, о повсеместной утрате стимулов к труду, о товарных дефицитах и прочее) – подход логический.

    Наконец, весьма широкое применение в экономических науках имеет графический метод. Он отображает хозяйственные процессы и явления с помощью различных систем, таблиц графиков, диаграмм, обеспечивая краткость, сжатость, наглядность в представлении сложного теоретического материала. Так, график зримо демонстрирует зависимость тех или иных величин друг от друга, отражая, скажем, связь между ценами на билеты и числом театральных зрителей. Нетрудно видеть, что здесь имеет место обратно пропорциональная (или отрицательная) связь: чем выше цены, тем меньше зрителей. Это обусловливает нисходящий характер кривой. В других случаях мы встретим прямо пропорциональные (или положительные) зависимости, которые на графике выглядят уже восходящими линиями (например, с ростом сбыта продукции доходы предприятия тоже растут).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СУЩНОСТЬ  И МЕХАНИЗМЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ  РЫНКА. 

    Рыночные системы обладают особым внутренним механизмом саморегулирования производства и сбыта продукции. Этот механизм включает три главных взаимосвязанных фактора: (1) рыночные цены, (2) спрос и предложение товаров – услуг, а также (3) конкуренцию.  

 

Основные  рыночные

факторы 
 

 
 

Наименьшего пояснения  требуют рыночные цены, поскольку они представляют фактически цены, свободно складывающиеся на рынке в соответствии со спросом и предложением товаров.

    Спрос представляет платежеспособную потребность в определенных товарах. Он измеряется тем количеством продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по данной цене в течение данного периода. Можно, к примеру, сказать, что при цене костюма 200 д.е.недельный спрос на этот товар составляет 1000, а при цене 210 д.е. – 900 штук. «Напарник» спроса – предложение – это количество продукта, которое предъявляется к продаже по определенной цене в течение определенного времени. Так, например, если производители телеприёмников готовы продавать их по цене 2000 д.е.и количестве  1000 штук в неделю, то это и составит предложение данного товара.

    Наконец, конкуренция. Она в экономике представляет собой соперничество между участниками рыночных отношений за лучшие условия и результаты производства, продажи и купли товаров и услуг. Так, производители (продавцы) товаров стремятся как можно дешевле их произвести и как можно больше и дороже продать; наемные работники – получить большую заработную плату; потребители – купить товары качественнее и дешевле. В столкновении подобных разнонаправленных интересов, во взаимоуступках, в свободном выборе продавцов и покупателей, в рыночном успехе одних и неудаче других и проявляется конкуренция. Чаще всего выделяют две основные формы конкурентной борьбы: ценовую и неценовую.

                                                                          

                                                                                           Снижение цен

                                                                                      Скидки и премии

                                                                              Дешевые распродажи 
 

 
 
 
 
 
 

                                      Качество и надежность

                                      Дополнительные гарантии

                                      Особое оформление, реклама 
 

    Ценовая конкуренция – это своеобразное соревнование цен: продавцы стремятся предложить свой товар дешевле, чем конкурент, привлекают покупателей различными скидками, премиями, распродажами. Ещё более разнообразны методы неценовой конкуренции. Это, в частности, (а) обеспечение технического превосходства, высокого качества и надежности изделий; (б) лучшая система продажи и послепродажного обслуживания (продажа в кредит, доставка товара на дом, дополнительные гарантии); наконец, (в) привлекательные реклама и оформление товара (конкретная и полезная информация о нем вместо пустых призывов; фирменный знак, стиль, яркая упаковка).

    Все эти методы неценовой конкуренции призваны обеспечить так называемую дифференциацию продукта, то есть его видоизменение и обновление (для разнообразия), а также наделение товара «фирменными» чертами, которые отличали бы его от аналогичного продукта конкурента. Подобный выпуск по существу одних и тех же товаров в многочисленных вариантах значительно расширяет выбор потребителей – в этом плюс товарной дифференциации. Но есть и минус: трудно различить подлинные и мнимые улучшения продукта, растут затраты времени и нервов при покупках. 

Информация о работе Экономическая теория