Экономические отношения России и Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 23:49, курсовая работа

Описание

Партнерство между Россией и Китаем является актуальной проблемой в политической дискуссии о приоритетах и перспективах российской внешней политики и направлениях экономического развития страны. Особую актуальность эта тема приобрела, когда в апреле 1996 г. правительство России приняло Совместную декларацию «Об основах взаимоотношений между Китайской Народной Республикой и Российской Федерации» . В этом документе было впервые официально заявлено о равноправном доверительном партнерстве, направленном на стратегическое взаимодействие в ХХI веке.

Содержание

Введение 2
1. Из истории российско-китайских отношений. 6
2 . Росимпорт из КНР8
2.1. Техника в Россию15
2.1.1. Автомобили из Китая 18
3. Росэкспорт в КНР 21
3.1. Вооружение из России 24
3.2. Минсырье из России 26
3.3. Лес из России 30
4. Товарооборот с Россией 33
5. Туризм с РФ
6. Инвестиции с РФ38
Заключение 42
Список литературы 45
Приложения 45

Работа состоит из  1 файл

россия китай.doc

— 253.00 Кб (Скачать документ)

     Оглавление

 
 

 

     

     Введение

     Партнерство между Россией и Китаем является актуальной проблемой в политической дискуссии о приоритетах и перспективах российской внешней политики и направлениях экономического развития страны. Особую актуальность эта тема приобрела, когда в апреле 1996 г. правительство России приняло Совместную декларацию «Об основах взаимоотношений между Китайской Народной Республикой и Российской Федерации»1. В этом документе было впервые официально заявлено о равноправном доверительном партнерстве, направленном на стратегическое взаимодействие в ХХI веке. По мнению китайской стороны, отличительной особенностью новых отношений является стратегическое взаимодействие, которое противопоставляется союзу. Взаимодействие рассматривается как более оптимальная форма  отношений, чем союз. Это можно рассматривать как серьезный качественный прогресс в отношениях Китай-Россия, особенно с российской стороны. 

     Торгово-экономические  отношения России с Китаем имеют  длительную историю и характеризуются  заметным развитием в последние  годы. Растет объем взаимной торговли, усиливается хозяйственное взаимодействие, расширяются целевые контакты.

     Инвесторы из Китая  проявляют интерес к  России, наблюдается рост капиталовложений в российскую экономику. Созданы и работают совместные предприятия в области гостиничного обслуживания, строительства, машиностроения, медицинской промышленности.

     На  сегодняшний день отношения Китая и России в экономической сфере приобрели новые качественные характеристики.

     За  последние годы российская экономика  претерпела множество самых разных изменений. Какие-то из них пошли ей на пользу, а какие-то нет. При переходе к рыночным отношениям необходимы четкие и продуманные решения. К сожалению, Правительство России во главе с Президентом не всегда принимало именно такие решения. В связи с переходом к рынку необходима интеграция российской экономики в мировое хозяйство, что предполагает некоторую либерализацию внешнеэкономической деятельности. Для того, чтобы страна, ставшая на такой путь развития, получила выгоду, необходимы следующие условия:  

     1) Страны, либерализирующие торговлю, должны находиться   в фундаментальном равновесии, и либерализация торговли не должна его нарушать ( под фундаментальным равновесием понимается стабильность экономического положения страны, критериями которого являются "умеренные" темпы инфляции, "приемлемый" уровень безработицы и равновесие платежного баланса. Первые два элемента составляют показатели внутреннего равновесия, последний - внешнего). Однако, как известно, ослабление торговых барьеров обостряет проблему внутреннего и внешнего баланса. Отсюда возникает необходимость протекционизма, которую признавал еще А.Смит.

     2) Существование международной гармонии  интересов. Через свободу торговли, которая теоретически выгодна  всем, эта гармония интересов  и осуществляется. Но дело осложняется двумя обстоятельствами. Во-первых, более развитые страны имеют больший выигрыш от свободы торговли. Во-вторых, поскольку военные интересы доминируют над экономическими, одних только экономических факторов мало для установления или восстановления гармонии, которая на практике не прослеживается.

     3) Равенство возможностей, обеспечиваемое  постоянством масштабов производства  и совершенной конкуренцией. Это  условие подразумевает отсутствие всякой дискриминации и получения одними производителями преимуществ перед другими, а также беспрепятственное передвижение товаров и факторов производства. На деле при наличии экономии от масштабов и при закреплении технологического превосходства свобода торговли означает, односторонние преимущества для крупных фирм и передовых стран и приводит к менее рациональному распределению мировых ресурсов по сравнению с протекционизмом.

     В рамках той или иной страны правительство  должно ограничивать монополистические методы ведения конкурентной борьбы и предоставлять особые льготы малым предприятиям, не способным в одиночку противостоять соперникам-гигантам. 

     4) Наличие эффективной международной  финансовой системы. Времена золотого  стандарта с автоматическим регулированием  внешнего баланса прошли, а в условиях политической и экономической нестабильности, естественным для правительств является стремление создать резервы конвертируемой валюты, что достигается за счет положительного внешнего баланса. Если страна не имеет структурного избытка внешнего баланса и не желает мириться с высоким уровнем безработицы, ей остается один путь - создать избыток текущего баланса путем введения ограничений на импорт товаров и экспорт капиталов.

     5) Выигрыш от торговли должен  равномерно распределяться между  странами. Для соблюдения этого требования все страны должны находиться в примерно равных стартовых условиях в отношении производительности и доходов.

     Если  же эти условия нарушаются, то торговля сама по себе не может привести к выравниванию доходов между странами. Более того, преимущества в уровне производительности и доходов превращают свободу торговли в эффективный способ роста благосостояния и мощи одних стран и регионов за счет других. Выступать за то, чтобы страны, находящиеся на разных уровнях развития, осуществляли открытую финансовую и торговую политику – значит способствовать сохранению сложившегося неравенства между странами.  

       Актуальность работы заключена в том, что в экономической сфере взаимоотношений между Россией и Китаем сохраняется ряд проблем. Прежде всего, речь идет о явной и скрытой дискриминации России в торговле, практике жестких антидемпинговых процедур, фактическом запрете на наш доступ на рынок высоких технологий.

     Цель  курсовой работы состоит в анализе особенностей взаимоотношений России и Китая и влияние на них финансового кризиса.

     В задачи работы входит:

     1. Изучить эволюцию взаимоотношений России и Китая в ХХ – начале ХХI вв., выявить факторы, препятствовавшие развитию взаимовыгодного сотрудничества.

     2. Рассмотреть актуальные вопросы взаимоотношений России и Китая в эпоху расширения международной экономической интеграции, определить ближайшие перспективы и сферы сотрудничества России и Китая.

     В работе использованы нормативно-правовые документы России и КНР, публикации отечественных и зарубежных аналитиков, политиков, а также материалы специализированных ресурсов Интернет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Из  истории российско-китайских  отношений.

     История отношений России с Китаем насчитывает  около 400 лет. Начало регулярным политическим, экономическим, научно-техническим  и культурным связям между Россией и Китаем было положено первой российской духовной миссией, которая прибыла в Пекин в начале 1716 года по приказанию Петра I.

       Дипломатические и консульские  отношения между двумя странами  были установлены 31 мая 1924 года  соглашением "Об общих принципах урегулирования вопросов".

     На  формирование российско-китайских  отношений оказывали влияние  многие факторы. На протяжении 300 лет  доминирующим фактором была борьба вокруг пограничного вопроса. Почти до конца ХХ столетия вопрос о демаркации границы оставался нерешенным, несмотря на наличие ряда договорных актов. В результате, на протяжении веков ситуация на государственной границе сопровождалась обострениями, а порой даже вооруженными конфликтами.

     В 1969 году на переговорах между главой правительства СССР А. Косыгиным и китайским премьером Чжоу Эньлаем была достигнута договоренность о сохранении существующего прохождения границы. Страны вступили в новый продолжительный период переговоров по пограничным вопросам, которые продолжались до 1991 года, когда 19 мая, с целью дальнейшего развития взаимовыгодных отношений, было подписано соглашение между СССР и КНР о советско-китайской границе на ее восточной части. Процесс демаркации границы завершился лишь в 2000 году.

     Благодаря доброй воле и дипломатическим усилиям сторон, отношения были нормализованы. И начался новый этап их развития, ознаменовавшийся 25 апреля 1996 года принятием Совместной декларации  об основах взаимоотношений между Китайской Народной Республикой и Российской Федерации, что явилось результатом первой российско-китайской встречи на высшем уровне, когда Президент России Б. Ельцин посетил Пекин.

     В декларации было впервые официально заявлено о равноправном доверительном партнерстве, направленном на стратегическое взаимодействие в ХХI веке. По мнению китайской стороны, отличительной особенностью новых отношений является стратегическое взаимодействие, которое противопоставляется союзу. Взаимодействие рассматривается как более оптимальная форма  отношений, чем союз.

     Основные  принципы российско-китайских отношений, главные направления и сферы двустороннего сотрудничества были отражены в Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой", подписанном в Москве Президентом России  В. Путиным и Председателем КНР Цзян Цзэминем 16 июля 2002 года. Китайская позиция была ясно изложена в выступлении Цзян Цзэминя. Он отметил, что центральная идея заключается в развитии долговременного добрососедства, дружбы и взаимовыгодного сотрудничества между двумя странами на основе отказа от союзничества, конфронтации и направленности против третьих стран. Цзян Цзэминь назвал эти отношения "новой моделью ХХI века".

     К настоящему времени контакты между  главами государств России и Китая приобрели интенсивный характер. Это и официальные визиты, и двусторонние контакты в рамках саммитов Шанхайской организации сотрудничества и АТЭС и другие. В двусторонних контактах активно используется  линия "горячей связи" между руководством России и Китая.

     Все это играет важную конструктивную роль в обеспечении безопасности и стабильности в регионе, активно способствует развитию взаимовыгодного торгово-экономического взаимодействия между Россией и Китаем. 

 

  1. Росимпорт из КНР

     Продолжился процесс расширения китайского присутствия на российском рынке. На фоне высоких темпов прироста поставок практически по всем значимым товарным позициям наметилась тенденция к постепенной их диверсификации, опережающими темпами увеличивается ввоз товаров машинно-технической группы.

     На  рисунке 2 представлена структура импорта основных видов товаров в Россию из Китая.

     

     Рис. 2 Стоимостная структура  импорта товаров из Китая в Россию в 2009г., %

     Российский  рынок заполонен китайскими товарами. Согласно официальной таможенной статистике, в стоимости продукции, которая ввозится из Китая, растет доля наземных транспортных средств, электрических машин и оборудования – в 2009 году она достигла 46,9%. На импорт изделий легкой промышленности приходится 20,1% стоимости ввезенных в Россию товаров, это, в том числе, игрушки и спортивный инвентарь – 9,2%, трикотажные и текстильные изделия – 5,8% и 4,3% соответственно. Импорт одежды из текстиля возрос на 54,8%; на 91,7% увеличился ввоз прочих готовых текстильных изделий (в основном, постельное белье, покрывала, шторы), в полтора раза увеличился ввоз игрушек и спортинвентаря.

     Импорт  труб в 2009 году увеличился в восемь раз по сравнению с 2008 годом, а бытовой техники и электроники – более чем в полтора раза.

     Велика  доля изделий легкой промышленности на российском рынке, произведенных в Китае, и это не только китайская контрафактная продукция, но и легальная. Почти 80% российских брендов одежды и обуви отшивается в Китае.

     Импорт  товаров в январе-феврале 2010 г. (по методологии платежного баланса), по оценке Минэкономразвития России, сократился  на 35,3 процента. Доля стран дальнего зарубежья в общем объеме импорта России увеличилась с 86% в январе-феврале 2009 г. до 87,3% в январе-феврале 2010 г., стран СНГ -  соответственно снизилась с 14% до 12,7 процентов.

     По  предварительным данным таможенной статистики в феврале 2010 года наблюдалось сокращение импорта из стран дальнего зарубежья по сравнению с февралем 2009 года по всем основным позициям товарной номенклатуры, в том числе машиностроительной продукции - на 47,5%, продовольственных товаров и сырья для их производства – на 21,8%, химической продукции – на 31,3%, текстильных изделий и обуви –  на 0,4 процента. По сравнению с январем 2010 года импорт из стран дальнего зарубежья машиностроительной продукции вырос на 46,1%, продовольственных товаров и сырья для их производства – на 30,2%,  химической продукции – на 46,5%, текстильных изделий и обуви –  на 38,1 процента.

     Импорт  товаров (по данным таможенной статистики с учетом данных о торговле с Республикой  Беларусь) составил в январе 2010 года 8,7 млрд. долларов США и снизился по сравнению с январем 2009 года на 37,4 процента.

Информация о работе Экономические отношения России и Китая