Экономический кризис и его последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 14:56, курсовая работа

Описание

В 1960-е — 1980-е годы СССР наращивал объёмы добычи и экспорта нефти и газа. Экспорт нефти и нефтепродуктов вырос с 75,7 млн.т. в 1965 г. до 193,5 млн.т. в 1985 г.; экспорт в долларовую зону составил 36,6 и 80,7 млн.т., соответственно.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВИК2.docx

— 145.35 Кб (Скачать документ)

В 1960-е — 1980-е годы СССР наращивал объёмы добычи и экспорта нефти и газа. Экспорт нефти  и нефтепродуктов вырос с 75,7 млн.т. в 1965 г. до 193,5 млн.т. в 1985 г.; экспорт в долларовую зону составил 36,6 и 80,7 млн.т., соответственно. По утверждению М. В. Славкиной, полученная в результате экспорта валютная выручка тратилась преимущественно не на модернизацию экономики (приобретение высоких технологий или переоснащение оборудования), а на импорт продовольствия и товаров народного потребления. Как утверждает М. В. Славкина, импортные закупки зерна, мяса, одежды и обуви забирали более 50 % (в отдельные годы до 90 %) валютной выручки[1] (по утверждению С. Г. Кара-Мурзы, импорт продовольствия составлял не более 7 % суммарного импорта[2]). Доля импортного оборудования в промышленности СССР, по данным В. Шлыкова, в 1990 г. была 20 %[3].

Секретарь ЦК КПСС В. Медведев в 1994 году писал, что к 1989 году развился «настоящий экономический кризис», оказавший значительное влияние  на потребительский рынок со сбоем  поставок продовольствия и ажиотажным спросом населения, в том числе  на продукты первой необходимости. По утверждению Медведева, денежные доходы населения не контролировались, нарастала  инфляционная спираль, а также «фактически  оказалась похороненной» программа  экономических реформ 1987 года.[4]

Вместе с тем, экс-председатель Совета министров СССР Н. И. Рыжков в 2010 году заявил, что дефицит преднамеренно  создавался некоторыми представителями  власти (в частности, по его словам, Ельцин инициировал одновременный  ремонт 24 табачных фабрик, что спровоцировало дефицит табака).[5]

В середине ноября 1991 года Ельцин возглавил первое правительство  реформ в России, после чего подписал пакет из десяти президентских указов и правительственных распоряжений, которые намечали конкретные шаги в  сторону рыночной экономики. В конце  ноября 1991 года Россией были взяты  обязательства по долгам СССР.[6]

По мнению академика РАН  В. М. Полтеровича, дефицит товаров, наблюдавшийся в конце 1991 года, был «в значительной мере порожден ожиданием будущих изменений, в частности, резкого повышения цен в результате либерализации, о которой было фактически объявлено ещё в октябре 1991».[7]

Ряд учёных в начале девяностых предупреждали об опасности наступления  в результате проведения рыночных реформ «варварского капитализма», по меньшей  мере в ближайшие годы[8].

В 1990—1991 годах было создано  несколько программ проведения экономических  реформ в СССР и России. Это программа  «500 дней» Г. А. Явлинского, «Программа стабилизации экономики и перехода к рыночным отношениям в РСФСР», представленная Верховному Совету РСФСР  И. С. Силаевым, и подготовленная группой  Н. А. Чуканова программа «Предельно радикальная экономическая реформа»[9].

[править]Хронология

 

 

Этот раздел не завершён.

Вы поможете проекту, исправив и дополнив его. 

19 декабря 1991 — постановление  Правительства РСФСР № 55 «О  мерах по либерализации цен».

январь 1992 — либерализация  цен, гиперинфляция, начало ваучерной приватизации.

29 января 1992 — Указ о  свободе торговли.

11 июня 1992 — постановлением  Верховного Совета Российской  Федерации № 2980-I утверждена «Государственная  программа приватизации государственных  и муниципальных предприятий  в Российской Федерации на 1992 г.»

июль-сентябрь 1993 — падение  темпов инфляции, отмена рубля СССР (денежная реформа).

1 января 1998 — 1000-кратная  деноминация рубля.

с 17 августа 1998 — экономический  кризис, дефолт по внутренним обязательствам (ГКО, ОФЗ), четырёхкратный обвал курса  рубля.

[править]Либерализация цен

 

Основная статья: Либерализация  цен в России

В начале 1992 г. в стране начала проводиться радикальная экономическая реформа, в частности, 2 января 1992 г. вступил в силу Указ Президента РСФСР «О мерах по либерализации цен»[10][11]. Уже в первые месяцы года рынок стал наполняться потребительскими товарами[12][13], но монетарная политика эмиссии денег[14] (в том числе и в бывших союзных республиках[15]:142-148) привела к гиперинфляции: резкому снижению реальных зарплат и пенсий, обесцениванию банковских накоплений, резкому падению уровня жизни[источник не указан 418 дней].

По мнению академика РАН  Н. П. Шмелёва, Егор Гайдар фактически ограбил страну тем, что не ввёл инфляционный коэффициент на вклады в сберегательных кассах.[16] По словам Шмелёва, была возможность через акционирование предприятий распродать основные фонды самим предприятиям и работникам, это позволило бы наполнить предприятия оборудованием: «Не отнимать, а потом делить между мошенниками, а дать людям через акционирование гораздо больше»[16].

Экономика, вышедшая из-под  контроля правительства, страдала от финансовых спекуляций, падения курса рубля  по отношению к твёрдой валюте. Кризис неплатежей и замена денежных расчётов бартером ухудшали общее состояние  хозяйства страны. Результаты реформ стали очевидны к середине 1990-х  годов. С одной стороны, в России начала формироваться многоукладная  рыночная экономика, улучшились политические и экономические связи со странами Запада, была провозглашена в качестве приоритета государственной политики защита прав и свобод человека. Но в 1991—1995 гг. ВВП и промышленное производство упали более чем на 20 %, уровень  жизни большинства населения  резко снизился, инвестиции за 1991—1998 годы упали на 70 %.[17]

Разрушение советского государственного аппарата регулирования цен и  либерализация цен привели к  огромным диспаритетам в ценах и финансовом положении предприятий и отраслей.[18] В условиях практически полной монополизации производства, либерализация цен фактически привела к смене органов, которые их устанавливают: вместо государственного комитета этим стали заниматься сами монопольные структуры, следствием чего являлось резкое повышение цен и одновременное снижение объёмов производства.[19][18][20] Таким образом проявился типично монопольный эффект.[20][18] В результате, государственная система ценообразования была фактически заменена не рыночной, а монопольной, свойством которой является повышенный уровень рентабельности при низком объёме выпуска продукции, что в свою очередь приводит к ускорению инфляции и к сокращению производства.[20]

Либерализация цен привела  к галопирующей инфляции,[21][18] росту  неплатежей,[18][19] обесценению заработной платы,[21] обесценению доходов и  сбережений населения,[21] росту безработицы,[21] а также к усилению проблемы нерегулярности выплаты заработков.[21]

Вследствие либерализации  цен к середине 1992 года российские предприятия остались практически  без оборотных средств.[22][19]

Либерализация цен привела  к тому, что рост цен значительно  обогнал рост денежной массы, следствием чего являлось её реальное сжатие.[23][24] Так, за 1992—1997 годы индекс-дефлятор ВВП  и индекс потребительских цен  выросли примерно в 2400 раз, в то же время агрегат денежной массы  М2 увеличился примерно в 280 раз.[23] В результате «реальная» денежная масса сократилась 8 с лишним раз.[23][24] При этом не произошло такого же увеличения скорости оборачиваемости денег, что могло бы компенсировать сжатие.[23] Положение усугублялось тем, что в результате приватизации на денежную массу легла дополнительная нагрузка по обслуживанию акций, облигаций и т. п., которые ранее не являлись объектами сделок.[24][23] Вследствие этих процессов к 2000 году денежная масса стала составлять около 15 % ВВП, при том, что в странах с переходной экономикой она составляла тогда 25-30 % ВВП, а в развитых странах — 60-100 % ВВП.[23] При нехватке денег они стали настолько дорогими, что реальный сектор экономики оказался оголён от финансовых ресурсов.[23] Отсутствие денег в экономике также ускорило развитие других негативных процессов: падения экономического роста, восполнения недостающей денежной массы суррогатами и усиления натурализации обмена (бартерных операций).[23][24]

[править]Либерализация внешней торговли

 

В 1992 году одновременно с  либерализацией внутренних цен была произведена либерализация внешней  торговли.[7] Она была осуществлена задолго  до того, как внутренние цены пришли к равновесным значениям.[7] Как  следствие продажа некоторых  сырьевых ресурсов (нефти, цветных металлов, топлива) в условиях низких экспортных тарифов, разницы внутренних и мировых  цен, слабого контроля на таможне  стала сверхприбыльной.[7] Как писал  академик РАН В. М. Полтерович, при такой доходности внешних операций с сырьём инвестиции в развитие производства потеряли смысл, а «целью стало получение доступа к внешнеторговым операциям».[7] По мнению В. М. Полтеровича, «это способствовало росту коррупции и преступности, росту неравенства, повышению внутренних цен и спаду производства».[7] Другим следствием либерализации торговли стал поток дешёвых импортных потребительских товаров, устремившийся на российский рынок.[7] Этот поток привёл к обрушению отечественной лёгкой промышленности, которая к 1998 году стала производить менее 10 % от уровня до начала реформ.[7]

[править]Приватизация

 

Основные статьи: Приватизация в России, Залоговые аукционы в  России, Анализ процессов приватизации государственной собственности  в Российской Федерации за период 1993—2003 годы

Стоимость основных фондов всей промышленности РСФСР по состоянию  на 1990 год оценивается в $1,1 трлн.[18]

3 июля 1991 года Верховный  Совет РСФСР принял закон «О  приватизации государственных и  муниципальных предприятий в  РСФСР», в статье 17 которого было  записано: «определение начальной  цены для продажи предприятия  по конкурсу (на аукционе) или  величины уставного капитала  акционерного общества» должно  производиться «на основании  оценки предприятия по его  предполагаемой доходности (в случае  его сохранения)».[18] Вопреки этому  Госкомимущество с января 1992 года стало разрабатывать методику оценки приватизируемых предприятий по остаточной стоимости их имущества без учёта инфляции.[18] В результате многие предприятия были проданы по ценам, в десятки раз меньшим их реальной стоимости.[18]

Летом 1992 года началось осуществление  программы приватизации. К тому времени в результате проведённой либерализации цен российские предприятия остались практически без оборотных средств.[22] Реформаторы стремились провести приватизацию максимально быстро, потому что главной целью приватизации они видели не создание эффективной системы хозяйствования, а формирование слоя собственников как социальной опоры реформ.[18] «Обвальный» характер приватизации предопределил её практически бесплатный характер и массовые нарушения законодательства.[18]

В 1990-х годах ряд крупнейших российских предприятий были приватизированы  на залоговых аукционах и перешли  в руки новых владельцев по ценам, многократно заниженным по сравнению  с их реальной стоимостью. 145 тыс. государственных  предприятий было передано новым  владельцам по в десятки тысяч  раз заниженной общей стоимости  всего около $1 млрд. Из 500 крупнейших российских предприятий примерно 80 % были проданы по цене менее $8 млн каждое.[18]

В результате приватизации в  России сформировался класс так  называемых «олигархов». В то же время, появилось колоссальное количество людей, живущих ниже уровня бедности.

Одним из основных аргументов за приватизацию и ликвидацию структур хозяйственного управления в СССР и  в России были слишком большие  размеры предприятий, а также  монополизация и централизация  советской экономики.[18] Ради демонополизации  любому входящему в объединение  предприятию было разрешено приватизироваться  отдельно от этого объединения.[18] Как  правило это приводило к тяжким негативным последствиям.[18]

Большая часть населения  России негативно относится к  итогам приватизации. Как показывают данные нескольких социологических  опросов, около 80 % россиян считают  её нелегитимной и выступают за полный или частичный пересмотр её итогов. Около 90 % россиян придерживаются мнения, что приватизация проводилась нечестно и крупные состояния нажиты нечестным  путем (с этой точкой зрения согласны 72 % предпринимателей). Как отмечают исследователи, в российском обществе сложилось устойчивое, «почти консенсусное» неприятие приватизации и образованной на её основе крупной частной собственности[25].

[править]Результаты реформ

 

 

График годового изменения  реального ВВП России с 1991 года[источник не указан 318 дней]

 

График годового реального  ВВП России с 1991 года[источник не указан 318 дней]

 

Динамика реальной начисленной  заработной платы в России в 1991—2008 годах, в % к уровню 1991 года.[26]

По мнению академика РАН  А. Д. Некипелова, реформы 1990-х годов (в частности, максимальная либерализация  экономической деятельности, произвольное распределение госсобственности, финансовая стабилизация за счёт жёсткого ограничения  совокупного спроса) привели к  созданию убогой квазирыночной системы, особенностями которой были «беспрецедентная натурализация хозяйственной деятельности, устойчивое значительное превышение процентной ставкой уровня отдачи капитала в реальном секторе и неизбежная в этих условиях ориентация всей экономики на финансово-торговые спекуляции и растаскивание ранее созданного богатства, хронический фискальный кризис, вызванный возникновением „дурной последовательности“: „дефицит бюджета — сокращение государственных расходов — спад производства и разрастание неплатежей — сокращение налоговых поступлений — дефицит бюджета“».[27]

Под влиянием гиперинфляции  произошла глубокая деформация всех стоимостных пропорций и соотношения  цен на продукцию отдельных отраслей, изменившая стоимостные основания  финансовой, бюджетной и кредитно-денежной системы. Индекс потребительских цен  с 1992 г. по 1995 г. увеличился в 1187 раз, а  номинальная зарплата — в 616 раз. Тарифы на грузовые перевозки увеличились  за те годы в 9,3 тыс. раз, а индекс цен  реализации продукции сельского  хозяйства производителями продукции  повысился всего в 780 раз, в 4,5 раз  меньше, чем в промышленности. Неравновесие доходов и расходов достигло за годы преобразований такого уровня, что  механизм неплатежей перестал справляться  с его сбалансированием.[28]

Заметное обеднение едва ли не большинства населения России в начале 90-х годов: жизненный  уровень основной массы населения  снизился по многим характеристикам  в 1,5-2 раза — до показателей 60-70-х  годов[29].

Структура промышленного  производства за годы преобразований также изменилась. Произошло снижение наукоемких производств, техническая  деградация экономики, свертывание  современных технологий.[30] Падение  производства в России по своим масштабам  и длительности значительно превысило  все известные в истории кризисы  мирного времени. В машиностроении, промышленном строительстве, легкой, пищевой  промышленности и во многих других важнейших отраслях производство сократилось  в 4—5 раз, расходы на научные исследования и конструкторские разработки —  в 10 раз, а по отдельным направлениям — в 15—20 раз.[источник не указан 937 дней] Главным источником экспортных доходов являлись сырьевые ресурсы. Удельный вес сферы услуг вырос, однако доля личных услуг сократилась, а доля услуг сферы обращения увеличилась.[источник не указан 937 дней] Экспорт сырья позволял финансировать первоочередные бюджетные нужды, но внешнеэкономические связи выступали скорее как текущий конъюнктурный стабилизатор экономики, а не механизм повышения конкурентоспособности. Иностранные кредиты, полученные Россией на преобразования и стабилизацию экономики являлись важным средством сбалансированности бюджета.[источник не указан 937 дней] За 15 лет, прошедших с начала рыночных реформ в России, один из наиболее существенных спадов по сравнению с другими отраслями промышленности испытало судостровение[31].

Информация о работе Экономический кризис и его последствия