Учет производственных запасов на складах и в бухгалтерии предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 14:29, курсовая работа

Описание

Цель выпускной квалификационной работы – исследовать учет производственных запасов на складах и в бухгалтерии предприятия.
Реализация данной цели требует постановки следующих задач:
- раскрыть сущность производственных запасов и теоретические основы их учета;
- исследовать организацию бухгалтерского и складского учета производственных запасов в организации;
- определить совершенствование учета производственных запасов в организации на базе, которой производится данное исследование.
Объект исследования – ОАО «НефАЗ», основным предметом деятельности, которого является машиностроение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 6
1. Теоретические основы бухгалтерского и складского учета производственных запасов 8
1.1. Понятие, классификация и оценка производственных запасов 8
1.2. Организация бухгалтерского учета производственных запасов 15
1.3. Учет производственных запасов на складах и его связь с учетом в бухгалтерии 25
2. Организация учета производственных запасов на ОАО «НефАЗ» 30
2.1. Краткая характеристика предприятия 30
2.2. Постановка складского учета на ОАО «НефАЗ» 34
2.2.1. Учет материальных ресурсов 37
2.2.2. Учет спецоснастки 51
2.2.3. Учет спецодежды и спецобуви 53
2.3. Организация синтетического учета производственных запасов 55
2.3.1. Учет материально-производственных запасов 55
2.3.1. Учет спецоснастки и спецодежды 59
2.3.3. Учет незавершенного производства 60
2.4 Организация инвентаризации производственных запасов на ОАО «НефАЗ» 61
3. Разработка мероприятий по совершенствованию системы учета производственных запасов на ОАО «НефАЗ» 67
3.1. Пути совершенствования организации учета производственных запасов на примере цеха № 7 (окрасочный цех) ОАО «НефАЗ» 67
3.2. Оптимизация методов оценки производственных запасов цеха № 7 (окрасочный цех) ОАО «НефАЗ» 71

Работа состоит из  1 файл

Vypusknaya_kvalifikatsonnaya_rabota (1).docx

— 188.02 Кб (Скачать документ)

Со – стоимость остатка  товаров на начало месяца, руб.;

Сп – стоимость товаров, оприходованных за месяц, руб.;

Ко – количество товаров, оставшихся на начало месяца, шт.;

Кп – количество товаров, оприходованных за месяц, шт..

Полученную таким образом  среднюю себестоимость умножают на количество списываемых материалов (товаров). Полученное значение и есть сумма включаемой в бухгалтерские  расходы себестоимости материалов (товаров). Правила ее расчета приведены  в пункте 18 ПБУ 5/01 и пункте 75 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов.

Данный метод списания очень удобен в розничной и  мелкооптовой торговле. Например, в  торговле продуктами питания, косметикой, бытовой химией, канцтоварами и т.п. Отследить, к какой партии относится  каждая продаваемая единица такого товара, достаточно сложно.

Еще один плюс этого способа  в том, что он усредняет себестоимость  списанных материалов (товаров). При  нестабильных ценах на закупаемую продукцию  это помогает избежать непредсказуемости  в финансовых показателях. То есть обеспечивает компании стабильные значения коэффициентов  рентабельности, ликвидности, размера  чистых активов и т.п.

 Правда, «усреднение»  показателей имеет и свой недостаток. Бухгалтерская отчетность с такими  показателями управленческим целям  может не соответствовать.

3) Метод ФИФО позволяет формировать достоверную отчетность. Данный метод, так же как и метод средней себестоимости, подходит для оценки однотипных товаров и материалов. Применяя этот метод, бухгалтер списывает материально-производственные запасы в той же последовательности и по тем же ценам, по которым они были закуплены. Таким образом, сначала на расходы уходят все товары из остатка на начало месяца, затем – товары из первой поступившей за месяц партии, затем – из второй и т.д.

Метод ФИФО – это прямая противоположность методу ЛИФО. Поэтому  переход на него может привести к  резкому скачку (скорее всего к  резкому уменьшению) стоимости списываемых  в производство запасов. И как следствие к резкому уменьшению себестоимости продукции. Поэтому, выбирая этот метод, имеет смысл подумать о возможных последствиях заранее.

Существенный плюс метода ФИФО в том, что он практически  не искажает показатели бухгалтерской  отчетности. Ведь, как правило, предприятия  используют материалы (отпускают в  продажу товары) именно в порядке  их приобретения.

Из вышесказанного следует, что каждое предприятие в учетной  политике должно избирать наиболее оптимальный метод оценки производственных запасов исходя из экономических условий хозяйствования. Основными задачами бухгалтерского учета в этой области являются:

- контроль за сохранностью материальных ценностей в местах их хранения и на всех стадиях обработки;

- правильное и своевременное  документирование всех операций  по движению материальных ценностей;  выявление и отражение затрат, связанных с их заготовлением;  расчет фактической себестоимости  израсходованных материалов и  их остатков по местам хранения  и статьям баланса;

- систематический контроль за соблюдением установленных норм запасов, выявление излишних и неиспользуемых материалов, их реализация;

- своевременное осуществление  расчетов с поставщиками материалов.

1.2. Организация бухгалтерского учета производственных запасов

При организации бухгалтерского учета производственных запасов в первую очередь необходимо определить [12, С. 126]:

- вариант оценки производственных запасов;

- вариант учета процесса  заготовления и приобретения производственных запасов, то есть выбрать бухгалтерский счет, на котором они будут учитываться;

- порядок списания отклонений  фактической себестоимости производственных запасов от учетной цены.

Выбор варианта учета производственных запасов влияет в определенной степени на формирование себестоимости готовой продукции, на величину прибыли. Чтобы решить, какой вариант оценки использовать, организации необходимо проанализировать номенклатуру и объем закупаемых и используемых в производстве материалов, формы расчетов с поставщиками, порядок оплаты (предоплата или последующая оплата), а также совокупность других расходов, включаемых в фактическую себестоимость материалов.

Все операции по движению (поступление, перемещение, расходование) запасов  должны оформляться первичными документами [15, С. 453].

Сырье и материалы поступают  от поставщиков, подотчетных лиц, закупивших материалы в порядке наличного  расчета, от списания пришедших в  негодность основных средств и малоценных и быстроизнашивающихся предметов, собственного производства.

Контроль выполнения плана  материально-технического снабжения  по договорам, своевременностью поступления  и оприходования материалов осуществляет отдел материально-технического снабжения. Бухгалтерия осуществляет контроль за организацией данного оперативного учета.

Поступающие на предприятие  материалы оформляют бухгалтерскими документами в следующем порядке.

Вместе с отгрузкой  продукции поставщик высылает покупателю расчетные и другие сопроводительные документы - платежное требование, товаротранспортные накладные, квитанцию к железнодорожной  накладной и др. Все документы  поступают в бухгалтерию, где  проверяется правильность их оформления, после чего их передают ответственному исполнителю по снабжению.

В отделе снабжения проверяют  соответствие объема, ассортимента, сроков поставки, цен, качества материалов и  др. договорным условиям и на расчетном  документе делают отметку о полном или частичном акцепте.

Проверенные платежные требования из отдела снабжения передают в бухгалтерию, а квитанции транспортных организаций - экспедитору для получения и  доставки материалов.

Экспедитор принимает  на станции прибывшие материалы  по количеству мест и массе. При обнаружении  им признаков, вызывающих сомнение в  сохранности груза, он может потребовать  от транспортной организации проверки груза. В случае обнаружения недостачи  мест или массы, повреждения тары, порчи материалов составляется «Коммерческий акт», который служит основанием для предъявления претензий к транспортной организации или поставщику.

Для получения материалов со склада иногородних поставщиков  экспедитору выдают наряд и доверенность, в которых указывают перечень материалов, подлежащих получению.

Принятые грузы экспедитор доставляет на склад предприятия  и сдает заведующему складом. Принятые на склад материалы оформляют  приходными ордерами.

При отсутствии расхождений  между данными поставщика и фактическими данными разрешается осуществлять учет материалов без выписки приходного ордера. В этом случае на документе поставщика проставляют штамп, в оттисках которого содержатся основные реквизиты приходного ордера.

Учет производственных запасов  осуществляется на основании следующих  первичных документов [16]:

  • приходного ордера;
  • доверенности;
  • акта о приемке материалов;
  • лимитно-заборной карты;
  • Требований;
  • накладной на внутреннее перемещение;
  • накладной на отпуск материалов;
  • карточки складского учета материалов;
  • ведомости учета остатков материалов на складе.

Унифицированные первичные  учетные документы утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 30.10.97 № 71а «Об  утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном  строительстве».

Доверенность (формы №  М-2 и № М-2а) применяются для  оформления права лица выступать  в качестве доверенного лица организации  при получении материальных ценностей, отпускаемых поставщиком по наряду, счету, договору, заказу, соглашению.

Форму № М-2а применяют  организации, у которых получение  материальных ценностей по доверенности носит массовый характер. Выдачу этих доверенностей регистрируют в заранее  пронумерованном и прошнурованном журнале учета выданных доверенностей.

Приходный ордер (форма №  М-4) применяется для учета материалов, поступающих от поставщиков или  из переработки. Приходный ордер  в одном экземпляре составляет материально  ответственное лицо в день поступления  ценностей на склад. Приходный ордер  должен выписываться на фактически принятое количество ценностей.

Письмом Минфина России от 29.10.2002 № 16-00-14/414 разъясняется порядок  оформления поступающих материалов.

В соответствии с Методическими  указаниями по бухгалтерскому учету  материально-производственных запасов, утвержденными приказом Минфина  России от 28.12.2001 № 119н, вместо приходного ордера (типовая межотраслевая форма № М-4 утверждена постановлением Госкомстата России от 30.10.97 № 71а) приемка и оприходование материалов может оформляться проставлением на документе поставщика (счете, накладной и т.д.) штампа, в оттиске которого содержатся те же реквизиты, что и в приходном ордере. Такой штамп приравнивается к приходному ордеру. Порядок оформления документов по приемке и оприходованию материалов должен быть закреплен в учетной политике организации.

Акт о приемке материалов (форма № М-7) применяется для  оформления приемки материальных ценностей, имеющих количественное и качественное расхождение, а также расхождение  по ассортименту с данными сопроводительных документов поставщика; составляется также при приемке материалов, поступивших без документов; является юридическим основанием для предъявления претензии поставщику, отправителю.

Лимитно-заборная карта (форма № М-8) применяется при наличии лимитов отпуска материалов для оформления отпуска материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции, а также для текущего контроля за соблюдением установленных лимитов отпуска материалов на производственные нужды и является оправдательным документом для списания материальных ценностей со склада.

Для сокращения количества первичных документов там, где это  целесообразно, рекомендуется оформлять  отпуск материалов непосредственно  в карточках учета материалов (форма № М-17).

В этом случае расходные  документы на отпуск материалов не оформляются, а сама операция производится на основании лимитных карт, выписываемых в одном экземпляре, и не имеющих  значения бухгалтерских документов. Лимит отпуска можно указать  и в самой карточке. Представитель  структурного подразделения при  получении материалов расписывается  непосредственно в карточках  учета материалов, а в лимитно-заборной карте расписывается кладовщик.

По лимитно-заборной карте ведется также учет материалов, не использованных в производстве (возврат). При этом никаких дополнительных документов не составляется.

Сверхлимитный отпуск материалов и замена одних видов материалов другими допускается только по разрешению руководителя организации, главного инженера или лиц, на это уполномоченных.

Изменение лимита производится теми же лицами, которым предоставлено  право его установления.

Требование — накладная (форма № М-11) применяется для  учета движения материальных ценностей  внутри организации между структурными подразделениями или материально ответственными лицами.

Накладная на отпуск материалов на сторону (форма № М-15) применяется  для учета отпуска материальных ценностей хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории, или сторонним организациям, на основании  договоров и других документов.

Карточка учета материалов (форма № М-17) применяется для  учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду и размеру; заполняется на каждый номенклатурный номер материала и ведется  материально ответственным лицом (кладовщиком, заведующим складом). Записи в карточке ведут на основании  первичных приходно-расходных документов в день совершения операции.

Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (форма № М-35), применяется для оформления оприходования материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений, пригодных для использования при производстве работ.

Карточка учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов (форма № МБ-2) применяется для  учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов, выданных под расписку работнику для длительного пользования.

Акт выбытия малоценных и  быстроизнашивающихся предметов (форма  № МБ-4) применяется для оформления поломки и утери малоценных и  быстроизнашивающихся предметов.

Акты выбытия впоследствии прикладываются к актам на списание (форма № МБ-8).

Информация о работе Учет производственных запасов на складах и в бухгалтерии предприятия