Великобритания после Второй Мировой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 21:21, доклад

Описание

Война вызвала дальнейшее значительное ослабление экономических и политических позиций Великобритании, хотя ее людские потери (245 тыс. убитых и 278 тыс. раненых) были меньше чем в первой мировой войне. Расходы на войну составили более 25 миллиардов фунтов стерлингов; государственный долг вырос с 7,2 млрд. ф. ст. до 23,7 млрд. ф.ст. к 1946 году. Великобритания потеряла около 25 % национального богатства страны. Промышленная продукция и внешняя торговля сократились, установилась долговременная экономическая и политическая зависимость Великобритании от США. В условиях развернувшейся НТР усилилось отставание от ведущих капиталистических стран по темпам роста промышленного производства.

Работа состоит из  1 файл

Великобритания после 2.docx

— 32.59 Кб (Скачать документ)

 Склонность к  политической конфронтации,авторитаризм,тяга к элитарности в политической жизни,бескомпромиссность,навязывание своей точки зрения Тэтчер,стали вызывать недовольство. Все это привело к радикальным перестановкам в высших эшелонах власти,призванных спасти репутацию консервативной партии. В 1990 году новым лидером тори и премьер-министрном стал Д.Мейджор. 

Промышленность.

 Промышленность  занимает главенствующее место  в экономике Великобритании, обеспечивая  около 50% валового национального  продукта и почти 9/10 экспорта. Из всех занятых в промышленности  около 60% сосредоточено в тяжёлой  индустрии. Несмотря на некоторую  модернизацию, различен технический  уровень «старых» отраслей, возникших  в период промышленной революции,  и «новых», предприятия которых  оборудованы по последнему слову  техники. Старые отрасли отстают  по концентрации производства  и централизации капитала, хотя  в конце 60-ых гг. здесь произошёл  некоторый сдвиг. 

После окончания 2-й  мировой войны в промышленности Великобритании произошли существенные структурные изменения. При абсолютном росте числа занятых в1,5 раза, в 3 раза увеличилась занятость в машиностроении и металлообработке; в 2,5 раза - в химической промышленности, в 1,5 раза - в пищевой и полиграфической и несколько более -- в электроэнергетике. Занятость же в старых традиционных британских отраслях - в угольной и текстильной промышленности - упала.. 

Важное значение приобрели такие новейшие отрасли, как атомная, электротехническая с электронной, нефтеперерабатывающая и нефтехимическая, авиаракетная. В целом сильно выросла тяжёлая промышленность. Каменно-угольная промышленность - одна из старейших экспортных отраслей Великобритании. Основой энергетики является также уголь, хотя доля его в энергобалансе потребления непрерывно снижается за счёт повышения доли нефти новых источников энергии: в 1969 г. на уголь приходилось 50,8% потребляемой в стране энергии, на нефть 42,6%, на атомную и гидроэнергию 4%, на природный газ 2,5%. Большую часть переработки обеспечивают ТЭС. В 1956 - 1970гг. введены в действие 11 атомных электростанций (АЭС), которые произвели (1969) 12% электроэнергии. В то время как ГЭС вырабатывает менее 2% электроэнергии. 

Чёрная металлургия, обеспеченная собственным коксом и  наполовину - низкокачественной железной рудой, в послевоенное время была модернизирована, расширены её производственные мощности. Однако по внедрению новейшей техники Великобритания отстаёт  от других стран. Цветная металлургия  работает почти целиком на производном  сырье, поэтому выплавка цветных  металлов тяготеет к портовым городам  и лишь выплавка алюминия - к гидростанциям  Шотландии. 

Машиностроение - ведущая  отрасль британской промышленности и по числу занятых и по стоимости  продукции - многообразно и сложно по своей структуре; широко развито  во всех районах страны. 

 Авиационная промышленность  по выпуску самолётов занимает 2-е место в капиталистическом  мире после США. Заводы крупнейших  авиационных компаний выпускают  различные типы самолётов, в  т. ч. Турбовинтовые и турбореактивные,  а также двигатели , вертолёты, самоуправляющиеся снаряды, авиаракеты. 

Станкостроение даёт высококачественную продукцию, но не обеспечивает себя полностью новейшими специализированными  станками. 

 Химическая промышленность  опирается преимущественно на  нефтепереработку в связи с  развитием отраслей нефтехимического  синтеза, роль коксохимического  сырья резко сократилась. 

 Текстильная промышленность - старейшая экспортная отрасль,  потерявшая былое значение; особенно  сократилось хлопчатобумажное производство. Вместе с тем продолжается  его реорганизация, модернизируется  оборудование. 

В связи с тем, что Великобритания издавна импортирует  продовольствие, сложилось характерное  размещение пищевой промышленности: с одной стороны, пищевые предприятия  разбросаны в местах производства или  потребления сельскохозяйственных продуктов, с другой - они тяготеют к портам и особенно к крупным. 

Сельское  хозяйство.

В целях обеспечения  страны сельскохозяйственным сырьём и  продовольствием в послевоенное время производство ввело субсидии и гарантированные цены на сельскохозяйственные продукты. Основная часть земли принадлежит  крупным землевладельцам. В 1960-70-х  гг. заметно усилился процесс концентрации сельскохозяйственного производства; в массовом масштабе происходит разорение  мелких фермерских хозяйств. 

Главная отрасль  сельского хозяйства - животноводство, на долю которого приходится около 70% валовой  продукции.

На Востоке и  гл. образом на Юго-востоке большое  значение имеет полеводство. Сельскохозяйственное производство высокоинтенсивно, имеет высокий уровень механизации. 

В результате роста  производства сельскохозяйственной продукции  в после военное время улучшилась самообеспеченность страны продовольствием, и сократился его импорт. 

Также развито и  рыболовство, в котором занято 23 тыс. человек. Улов рыбы держится на уровне около 1 млн. тонн. 

Транспорт.

Велико значение морского транспорта, который обслуживает  внешнеторговые связи и, кроме того, используется для фрахта. По тоннажу  морского флота Великобритания - одна из первых стран в мире.

 Длина железных  дорог 21,2 тыс. км, из них 2/3 - двухпутные и многопутные;10,5 % -- электрифицированные.Высока его доля во внутренних грузовых перевозках - 22%.

 Сеть автодорог  (325,2 тыс. км) очень разветвлена,  хотя широких автомагистралей  мало. Автопарк составляет 14,5 млн.  машин.

Развит авиатранспорт.

Внешние экономические  связи.

Зависимость экономики  Великобритании от внешней торговли очень велика; отношение импорта  к валовому общественному продукту достигает 28%, а экспорта 24%. Вывозится  до 1/3 производимой продукции, ввозится подавляющая часть сырья, а также  в среднем около 1/2 потребляемого  в стране продовольствия. 

 Характерен дефицит  торгового баланса и остра  проблема платёжного баланса,  отрицательное сальдо которого  стало почти хроническим. 

Великобритания - крупный  экспортёр капитала; британские инвестиции 

Оцениваются около 18 млрд. ф. ст., 2/3 из них в странах  стерлинговой зоны . Денежная единица - фунт стерлингов ( по курсу Госбанка СССР на январь 1971 1англ. ф. ст. = 2,1537 руб.)  

Вооружённые силы. 

Вооружённые силы Великобритании состоят из сухопутных войск (армии), ВВС и ВМС; общая численность  их в конце 1970 составляла около 370 тыс. чел. Кроме того имеются территориальные  и резервные войска (св.56 тыс. чел.). Верх. главнокомандующий - король( королева) ,но его функции в руководстве вооружёнными силами чисто формальны . Ответственность за подготовку страны к войне и за состояние вооружённых сил несут премьер-министр и кабинет министров, которому подчинены Комитет обороны и внешней политики и Министерство обороны. Высшее руководство вооружёнными силами осуществляет Комитет обороны, в состав которого входят: премьер-министр и министр обороны, внутренних дел, иностранных дел и по делам Содружества, финансов, техники. Министр обороны осуществляет непосредственно руководство вооружёнными силами через зам. министра по армии, ВВС и ВМС и через Штаб обороны. Основные органы министерства обороны: Совет обороны, Комитет начштабов, Штаб обороны и департаменты видов вооружённых сил. Совет обороны планирует строительство вооружённых сил, осуществляет руководство и контроль за их деятельностью. В его состав входят: министр обороны, гос. Министр по делам обороны, зам. министра по армии, ВВС и ВМС, пред. Комитета начштабов, начштабов видов вооружённых сил. Оперативное руководство вооружёнными силами министр обороны осуществляет через Комитет начштабов и Штаб обороны, в составе которого имеются центральные управления и которому подчиняются по оперативным вопросам штабы видов вооружённых сил. Комитеты советов обороны армии, ВВС и МВС осуществляет руководство деятельностью соответств. видов вооружённых сил Великобритании - член агрессивного импеарилистического военного блока НАТО, Организации центрального договора (СЕНТО), СЕАТО и др. военных блоков. 

Здравоохранение 

 Гос. Служба здравоохранения была создана в 1948 в результате требования трудящихся. Общее руководство здравоохранением в Англии и Уэльсе осуществляет Министерство здравоохранения и социального обеспечения, в Шотландии - Департамент здравоохранения, в сев. Ирландии - Министерство здравоохранения и социального обслуживания. Все основные виды медицинской помощи оказываются бесплатно. С 1951 введены налог на каждый выписанный рецепт и частичная оплата за лечение зубов и зубное протезирование. Здравоохранение финансируется за счёт гос. бюджета, а также за счёт страховых взносов, местных налогов и др. 

Просвещение. 

Современная система  народного образования состоит  из трёх ступеней: начального, среднего и так называемого последующего образования. Дошкольное воспитание осуществляется в школах-яслях и дошкольных классах. Начальным образованием охватываются дети с 5 до 11 лет. С 5 лет они посещают 2-летние школы для малышей, с 7 лет - начальные школы. По окончании начальной  школы учащихся на основании тестовых испытаний распределяют по трём неравноценным  типам средних школ: около 20% учащихся попадает в грамматическую школу  со сроком обучения 5 - 7 лет, около 70% -- в  современную школу со сроком обучения 4, иногда 5 лет,около5% -- в техническую со сроком обучения 5, иногда 7 лет. Примерно Ѕ средних школ имеет раздельное обучение для девочек и мальчиков. Подготовка учителей для начальных и современных школ осуществляется в 3-годичных педагогических колледжах. Ступень т. н. последующего образования включает общеобразоват. и проф. уч. Заведения с полным и неполным уч. днём, а также различные курсы, предназначенные гл. обр. для работающей молодёжи. Низшее проф. образование осуществляется в системе фабрично-заводского ученичества (срок-5 лет) и индивидуального обучения. Ср. проф. образование дают младшие отделения спец. колледжей(с 2-годичным курсом обучения): технич. , художественные, коммерческие, домоводческие, сельскохозяйственные. Возраст уч-ся обычно свыше 16 лет. Многие из колледжей имеют 4-5-годичные курсы обучения и дают образование, приближающееся к высшему. К системе «последующего» образования относятся и учреждения по обслуживанию молодёжи во время досуга. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Экономическое развитие Франции  после Второй мировой войны

Экономические потери Франции во Второй мировой войне были тем более значительными, что разрушения от военных действий и бомбардировок дополнялись ущербом от оккупации германскими войсками. Производство в среднем сократилось втрое: на 70% снизилось промышленное производство, более чем вдвое — сельскохозяйственное, втрое сократился автомобильный парк и грузовые перевозки. Довоенный уровень промышленного производства, уровень 1938 г., был восстановлен в 1948 г.

К 1990 г. промышленное производство Франции выросло в  Що раза. Вспомним, что производство развитых капиталистических стран, по сравнению с довоенным, выросло в 8,5 раза, а с 1948 г. — в 5,7 раза. Франция явно отстает. Если в 1938 г. во Франции производилось 7,7% продукции развитых капиталистических стран, то в 1989 г. — только 5,7%.

Правда, в промышленности Франции за это время произошли  прогрессивные сдвиги. Франция перестала  быть страной с преобладанием  легкой промышленности. Уже в начале 80-х гг. машиностроительная, металлоперерабатывающая, электротехническая, автомобильная, авиаракетная и химическая промышленность в совокупности давали 60% промышленной продукции, а вместе с добывающими отраслями — металлургической, угольной и нефтегазовой — до 70%. Легкая промышленность теперь дает меньше 30% промышленной продукции.

После войны первоначально  во Франции был взят курс на пропорциональное развитие всего комплекса отраслей. Этот курс противоречил принципу интеграции, поскольку предполагал самообеспечение Франции всеми видами продукции вместо участия в международном разделении труда. Этот курс были экономически нецелесообразен, потому что предполагал дальнейшее развитие и тех традиционных отраслей, продукция которых не пользовалась спросом на мировом рынке. А эти отрасли составляли до 40% французской промышленности.

В 70-х годах курс изменился. Теперь правительство стало  стимулировать развитие тех перспективных  отраслей, продукция которых могла  быть на мировом рынке достаточно конкурентоспособной. Особенно значительные успехи были достигнуты в автомобильной, авиаракетной и электротехнической промышленности. Уже к началу 80-х  гг. доля Франции по этим отраслям превышала 10% от совокупного производства развитых капиталистических стран (а не 6%, как по промышленности в целом).

В 1980 г. в промышленности было занято 25,8% населения страны, в  сфере услуг — 57%, т. е. вдвое больше, чем в промышленности. Доля занятых  в сельском хозяйстве сократилась  до 8,7% в 1980 г. Теперь Францию уже нельзя назвать аграрной страной.

Длительный застой в сельском хозяйстве объяснялся тем, что основу его все еще  составляли мелкие парцеллярные крестьянские хозяйства. По расчетам французских  специалистов,

треть этих хозяйств не могли прокормить владельцев. Иными  словами, в сельском хозяйстве Франции  еще был не завершен переход к  капитализму. Поэтому решено было ликвидировать  мелкие нерентабельные хозяйства, чтобы  перевести сельское хозяйство на капиталистический путь, обеспечить переход к рациональным фермерским хозяйствам. Государство в принудительном порядке выкупало нерентабельные хозяйства, что вызвало тогда массовые выступления  крестьян, которым трудно было найти  место в экономической жизни  города.

Информация о работе Великобритания после Второй Мировой