Возможные меры по сдерживанию инфляции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2011 в 15:39, курсовая работа

Описание

Цели работы:

раскрыть понятие инфляции;
определить причины высоких темпов и характер инфляции в российской экономике;
предложить возможные меры по сдерживанию инфляции.


Задачи работы:

дать понятие инфляции, определить ее основные виды и типы;
рассмотреть причины инфляции в РФ, определить ее характер;
проанализировать и раскрыть основные меры по сдерживанию инфляции.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..... 3
1.Понятие, виды и типы инфляции ………………………………………….. 5
1.1.Понятие инфляции ……………………………………………………..
1.2.Основные виды и типы инфляции …………………………………….

2.Причины высоких темпов и характер инфляции в российской
экономике ……………………………………………………………………

2.1.Причины высоких темпов инфляции в РФ …………………………...

2.2.Характер инфляции в РФ ………………………………………………


3.Возможные меры по сдерживанию инфляции ……………………………
3.1.Возможные меры антиинфляционной политики …………………….

3.2.Антиинфляционная политика РФ в 2010-2011 гг. …………………...
Заключение …………………………………………………………………… 26
Список литературы …………………………………………………………... 27
Приложения …………………………………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ.docx

— 61.98 Кб (Скачать документ)

     Международный Валютный Фонд обладает сильным аналитическим  аппаратом и с регулярной периодичностью подготавливает аналитические материалы  по состоянию мировой экономики, а также дает прогнозы ее развития. В методологии IMF (International Monetary Fund) все  страны разбиты на макрорегионы, такие  как Развивающиеся Страны Азии, Ближний  Восток и Северная Африка и т.д. Россия входит в макрорегион Содружество  Независимых Государств. Деление  это не случайно, помимо географического  положения у стран, входящих в  макрорегион существуют схожие проблемы. МВФ прогнозирует уровень инфляции в Российской Федерации на уровне 6,8% и резонно видит причины в бюджетной и денежно-кредитной политике государства. МВФ указывает на чрезмерно высокую роль бюджетного стимулирования в экономике России. Снижения инфляции, по мнению специалистов МВФ, возможно достичь только при помощи сокращения государственных расходов. А сделать это будет достаточно проблематично, учитывая, что 75% пакета бюджетных мер составляют меры, носящие постоянный характер.

          Сбербанк 2011-8,9%; 2012-8,3%; 2013-7,8%.

     По  мнению специалистов центра макроэкономических исследований Сбербанка России, продовольственные  товары, внесшие существенный вклад  в инфляцию во второй половине 2010 г. продолжат оказывать сильное  влияние на сохранение ее относительно высоких темпов. Специалисты также  считают, что инфляция второй половины 2010 – 2011 гг. является следствием финансовой политики государства, проводимой годом  ранее. Именно тогда денежная масса  быстрыми темпами возрастала в связи  с возобновившимся притоком капитала и финансированием бюджета за счет Резервного фонда. Во второй половине года ситуация по счету капитала изменилась, финансирование бюджета из Резервного фонда прекратилось, и именно поэтому  Центробанк посчитал возможным не реагировать  на растущую инфляцию мерами денежной политики. Специалисты Центра прогнозируют инфляцию в Российской Федерации  на уровнях 8,9% в 2011 г., 8,3% в 2012 г. и 7,8 % в 2013 г. Стоит также отметить, что по пессимистичному варианту прогноза специалистов Сбербанка инфляция составит 10,6% в 2011 году, 9,3% в 2012 и 9,8 % в 2013.

         Центральный банк России 2011-6,5%.

     Банк  России в лице своего первого заместителя  председателя Алексея Улюкаева прогнозирует, что инфляция составит в 2011 году 6,5%. Центробанк уверен в силе инфляционных рисков начала 2011 года и предрекает их стабилизацию во второй половине. Причины: рост кредитования в 2010 году, продовольственный фактор и мировая ситуация с ликвидностью. Банк России обеспокоен инфляционными рисками не меньше, чем экономическим ростом. Что ж, у Центрального Банка есть более чем весомый набор инструментов монетарной политики, который дает возможность не только делать прогнозы, но и воплощать их в жизнь.

         МИНФИН 2011-8%; 2012-7%.

     Министерство  Финансов излагает свою точку зрения на инфляцию 2011-2012 гг. в Федеральном  законе "О федеральном бюджете". Уровни – чуть выше, чем прогнозируемые МЭРТ – 8% и 7% в 2011 и 2012 годах соответственно. МИНФИН довольно оптимистично оценивает  перспективы экономического роста  и инфляции. Рост ВВП составит 4%, а выход на докризисный уровень  прогнозируется к концу 2011 года.

     МЭРТ 2011-6?5%; 2012- 5,75%

     Минэкономразвития излагает свое видение проблемы инфляции в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации. Он представляет собой систему научно-обоснованных представлений о направлениях и  результатах социально-экономического развития Российской Федерации на прогнозируемый период. Прогноз разрабатывается  по вариантам, отражающим изменения  внешних и внутренних условий, постановку среднесрочных и долгосрочных целей  и ориентиров развития страны, основных направлений их достижения. Так же как и при бизнес-планировании, данный документ разрабатывается в базовом, оптимистичном и пессимистичном вариантах. По всем трем вариантам уровень инфляции в 2011 и 2012 годах составляет 6-7% (среднее 6,5%) и 5-6,5% (среднее 5,75%) соответственно.

     В бюджете страны, утвержденном Д.А. Медведевым, инфляция в в 2011 году ожидается на уровне 6,5%, в 2012 — 6,0%, в 2013 рост потребительских цен планируется на отметке 5,5%.

     В правительственной программе развития экономики до 2020 г., учитывая не совсем удачный опыт последнего десятилетия,  ставится задача снижении инфляции до уровня,  существующего в настоящее время в развитых странах, что является делом непростым. Но сам  факт допущения умеренной инфляции представляет серьезную угрозу, если не провала, то очевидного невыполнения многих задач программы стратегического развития экономики.   

     2.2.Характер  инфляции в РФ

     По  данным Росстата, в России - самые  высокие темпы инфляции среди  стран "большой восьмерки". По итогам прошлого года инфляция составила  без малого 9%. На этот год прогнозы Центробанка более оптимистичны - 6-7%.

     «Из 180 с лишним стран, по которым МВФ ведет учет темпов роста цен, мы занимаем позицию где-то между 150 и 155 номером . То есть, имеется еще 30-35 стран, которые находятся примерно в таком же положении. Ну, и братские страны – Белоруссия и Украина – они где-то рядом с нами. Есть мир, который мы называем индустриальным – действительно, развитый. Есть мир, который находится в более возбужденном эмоциональном состоянии – мир развивающийся. Это очень хорошо видно в банковской и кредитно-денежной сфере».

     По  словам ученого, если более устойчивым системам индустриального Запада, например, действительно, присущи уровни инфляции до 1-2%, то развивающийся мир более  разбалансирован, волатилен.

     При этом инфляция во многом носит не монетарный характер, подчеркивает эксперт. Почему? Во-первых, это более высокие риски. Не только в России, но и в других странах развивающегося мира. Это более высокая волатильность в ведении бизнеса. В этом случае бизнес закладывает в издержки более высокие нормы прибыльности. И эти высокие нормы прибыльности, безусловно, очень серьезный фактор в повышательном воздействии на цены. Второе – то, что мы называем регулятивные издержки. Третья причина – высокие налоги.

     «В России расходы бюджетной системы составляют около 40% ВВП. Для того, чтобы страна росла это очень много. Это гораздо выше, например, чем в Китае. Ну, и наконец, ситуация, когда на рынке нет по-настоящему конкурентной среды. Рынок, на котором присутствуют олигополии, подвержен инфляции. Тем более, что одним из крупных собственников, одним из ярких экономических агентов является государство, у которого есть свои собственные экономические интересы, которое очень серьезно влияет на рынок через установления тарифов, через политику государственных закупок».[18] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3.Возможные меры по сдерживанию инфляции

     3.1.Возможные  меры антиинфляционной  политики

    Одной из центральных проблем для России в ходе социально-экономических  преобразований стала инфляция. С  конца 1990-го года, понятие «инфляция» буквальным образом ворвалось в  нашу жизнь. Сейчас уже очень сложно найти человека у нас в стране, который мало-мальски не знал бы, что такое «инфляция» и чем  она грозит для обыкновенной домохозяйки, слесаря, водителя и т.д. Вопрос о  разработке эффективных методов  борьбы с постоянным ростом цен стоит  очень остро. В XX в. она стала спутницей  всех стран с рыночной экономикой. 

    Причины инфляции заключаются в отставании производства товаров и услуг  от размеров совокупного спроса (денежных доходов потребителей). В сознание населения внедряются представления, что проведенные в стране рыночные преобразования устранили дефицит  товаров и услуг, который существовал  в советский период, привели их в соответствие с платежеспособным спросом как денежным выражением реальных общественных потребностей. Появились новые рыночные деформации структуры спроса. Главные из них: (2) 
        1.Концентрация потребительского спроса преимущественно у богатой части населения;  
       2.Низкая покупательная способность семей, чьи душевые доходы остаются ниже официально действующего прожиточного минимума или в его зоне; 
       3.Сосредоточение инвестиционного спроса преимущественно в сырьевых, добывающих отраслях промышленности, торговли и финансовых видах деятельности при его ограниченности в сельском хозяйстве, обрабатывающей промышленности и других отраслях реальной экономики.  
         В 80-90-е годы в развитых странах были выработаны основы современной антиинфляционной политики, который позволяет обуздать рост цен. Применяются две программы – ортодоксальная и гетеродоксальная(6).  
        Ортодоксальная программа предусматривает следующие меры против инфляционного спроса:  
      • уменьшение государственных расходов и дефицита госбюджета;  
      •повышение  налогов;  
      • поддержание высоких процентных ставок;  
      • уменьшение государственной собственности за счет приватизации.  
        Гетеродоксальная программа исходит из параллельного действия факторов инфляции спроса и инфляции издержек, предусматривает активное регулирующее воздействие государства:  
      • временное замораживание или сдерживание прироста цен и заработной платы;  
      • либеральная кредитно-денежная политика с установлением низких процентных ставок для поддержки производства;  
      • регулирование цен в отдельных отраслях, имеющих важное экономическое или социальное значение, в частности для поддержания так называемого паритета цен, т.е. рентабельности производства в сельском хозяйстве;  
      • государственное регулирование внешнеэкономической сферы, прежде всего за счет валютной политики.  
         К основным мерам, направленным на обуздание инфляции , можно отнести : 
        1. Применение плавающего обменного курса.

    Главным уроком использования фиксированных  обменных курсов в конце XX в. стало  понимание того, что такой режим  не способен справиться с нестабильностью  на денежном и валютном рынках в  условиях высокой мобильности капитала. Завышенные обменные курсы, недостаточное  доверие экономических агентов  к денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политике, увеличение объемов внешнего долга способствовали повышению вероятности атак на национальные валюты и возникновению финансовых кризисов в странах, использовавших режим фиксированного обменного курса. Поэтому, по мере того как финансовые рынки стран становятся более открытыми, их уязвимость при использовании режима фиксированного курса увеличивается, в то время как использование плавающего курса становится более оправданным.  
        2. Таргетирование инфляции (регулирование прироста денежной массы в определенных пределах).

    Режим таргетирования инфляции является достаточно новым методом денежно-кредитной  политики, который тем не менее  уже сейчас широко распространен  в мире. Сначала таргетирование инфляции использовалось исключительно в  развитых странах, а развивающиеся  страны использовали режим фиксированного обменного курса. В конце 1990-х  годов его начали использовать развивающиеся  страны и страны с переходной экономикой.       Режим таргетирования инфляции подразумевает  публичное объявление целевых значений инфляции на определенную перспективу, а стабильность цен становится долгосрочной целью. Другие цели, такие как полная занятость или относительная  стабильность обменного курса, также  могут учитываться, но являются второстепенными. Если власти четко придерживаются поставленных целей и добиваются их, режим таргетирования инфляции ведет к снижению инфляционных ожиданий.  
        Особенностью российской экономики является ее экспортно-сырьевая направленность. В условиях роста цен на сырье укрепление рубля негативно влияет на несырьевой экспорт, для которого оно означает увеличение издержек. Однако в такой ситуации возможности ЦБ РФ по сдерживанию укрепления рубля все равно ограничены, так как перед ним стоит задача обеспечения стабильности цен, а поддержание неизменного обменного курса приводит к росту денежного предложения и инфляции. Кроме того, для производителей, ориентирующихся на внутренний рынок, укрепление рубля может быть выгодно, так как вызывает удешевление импортного оборудования и технологий.  Гораздо более серьезной проблемой является отсутствие у ЦБ РФ реальных эффективных инструментов воздействия на инфляцию. В настоящее время влияние на инфляцию оказывается в основном за счет изменения денежной базы при купле-продаже валюты. Но такой инструмент в условиях инфляционного таргетирования не является приемлемым, так как в значительной мере зависит от внешнеэкономической конъюнктуры. Для эффективного таргетирования инфляции ЦБ РФ должен иметь возможность влиять на ситуацию на денежном рынке через процентные ставки, чему может способствовать как развитие рынка облигаций Банка России, так и постепенное повышение роли процентной политики ЦБ РФ по мере роста реальных процентных ставок в стране.  
        В настоящее время в России начинают формироваться условия, необходимые для успешного перехода к инфляционному таргетированию. На опыте других стран стоит отметить, что с переходом к этому режиму макроэкономические показатели, как правило, улучшаются.

     3.Регулирование  ставки рефинансирования.

      Рефинансирование - это процесс, в течение которого заемщик выплачивает полученный ранее (уже существующий) кредит с помощью нового кредита.

     Ставка  рефинансирования ЦБ РФ на сегодня составляет 8,00 % (Указание Банка России от 25.02.2011 № 2583-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"), и действует с 28.02.2011 года. Ее рост против предыдущей ставки рефинансирования составил 0,25 %. Это первое утверждение новой ставки рефинансирования в 2011 году и второе значение ставки рефинансирования Банка России за текущий год. Предыдущая ставка рефинансирования ЦБ РФ в размере 7,75 % действовала с 01 июня 2010 г. по 27 февраля 2011 г. (Указание Банка России от 31.05.2010 № 2450-У "О размере ставки рефинансирования Банка России". Это была самая низкая за весь период существования РФ ставка рефинансирования, и она продержалась 9 месяцев.

     4. Льготные кредиты банкам. 

      5.Снижение  государственных расходов и государственное  регулирование цен на лекарства,  услуги ЖКХ и социально значимые  продукты.

     6. Повышение нормативы обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед юридическими лицами-нерезидентами в валюте РФ и в иностранной валюте - с 2,5 до 3,5%. С 25 марта размер обязательных резервов повысился с 4,5% до 5,5%, по обязательствам перед физлицами и иным обязательствам кредитных организаций в рублях и иностранной валюте - с 3,5% до 4%;

     3.2.Антиинфляционная  политика РФ в  2010-2011гг

     Антиинфляционная  политика государства в 2010 году

    Прогноз Bank of America на 2010г. составляет 7%-8%.  
    Прогноз Минфина РФ: 7.5-8.5%.

   Причины инфляции в 2010 году:

  1. Рост тарифов на услуги ЖКХ;
  2. Низкая конкуренция среди производителей;
  3. Высокие издержки из-за банковских ставок;
  4. Рост курса рубля;
  5. Большие интервенции Центрального банка на валютном рынке;
  6. Отсутствие координации денежно-кредитной политики Центрального Банка с налогово-бюджетной политикой МинФина;
  7. Восстановление потребительского спроса во второй половине 2010 года, связанного с ростом экономической активности и усилением денежного предложения;
  8. Увеличение госрасходов с середины 2010 года на 30%;
  9. Засуха, рост цен на продукты (зерно, гречку, картофель) на мировом рынке.
  10. Широкий разрыв между внутренними и внешними ценами на продукты

Информация о работе Возможные меры по сдерживанию инфляции