Взаимодействие инфляции и безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:42, курсовая работа

Описание

Данная курсовая работа посвящена проблеме безработицы и инфляции, как они влияют друг на друга, что делает государство для решения этих проблем. В настоящее время это очень актуально. Безработица является своего рода зеркальным отражением циклических колебаний экономики и при своих значительных масштабах оказывается наиболее тяжелым следствием экономической рецессии для людей, потерявших работу. Знать причины и виды безработицы необходимо для нахождения путей ее решения.

Содержание

Введение……………………………………………………………4
I. Социально-экономическая сущность безработицы.
1.1. Безработица как экономическая сущность………6
1.2. Виды и причины безработицы……………………..7
1.3. Последствия безработицы………………………..11

II. Сущность и причины инфляции. Взаимосвязь инфляции и безработицы.

2.1. Сущность и причины инфляции…….….………...14

2.2. Последствия инфляции……………………………18

2.3. Взаимосвязь инфляции и безработицы.………..21

III. Роль государства в реализации эффективной занятости трудоспособного населения и стабилизации инфляции в обеспечении долгосрочного равновесия и обеспечения роста экономики.

3.1. Государственное регулирование в создании рабочих мест………………………………………..23

3.2. Антиинфляционная политика……………………30

3.3. Обзор безработицы и инфляции в городе Перми………………………………………………..33

Заключение…………………………………………………….38
Список литературы…………………………………………..41
Приложение……………………………………………………43

Работа состоит из  1 файл

IRINA.DOC

— 611.00 Кб (Скачать документ)

Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:

• создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда -производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.

Способами увеличения спроса являются:

- стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства и, соответственно, - занятости на них;

- поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентноспособности продукции.

• создание условий для сокращения предложения труда. Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.

• некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возрасти. В России, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штатах мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам - в 53-54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного, они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий. Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.

• создание условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму. В  России  это  реализуется  через  программы  поддержки  малого предпринимательства.

• реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).

Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:

- экономическое стимулирование молодежной занятости;

- создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи;

- создание центров обучения молодых людей тем профессиям, шансы на занятость в которых наиболее высоки.

Областным Законодательным Собранием Пермской области принята  целевая программа "Молодежь Прикамья" на 2002 - 2005 годы. Она разработана - в соответствии с указом губернатора Юрия Трутнева - комитетом по молодежной политике областной администрации. Стоимость реализации программы в течение четырех лет - 190 миллионов рублей. В ее рамках планируется трудоустроить более двух тысяч молодых жителей области, создать в городах и районах сеть служб содействия занятости подростков и молодежи, обеспечить жильем 750 молодых семей (за счет предоставления долгосрочных кредитов из областного и местного бюджетов). (34,ст.13)

Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще долго, но важно понимать, что все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране и нужно не просто реализовывать одну из вышеназванных программ, а предварять эти программы в жизнь вкупе.

Одним из острых вопросов, который придется решать России в ближайшие годы, является воспроизводство основных фондов и создание рабочих мест нового поколения. Хотя официально зарегистрированная безработица снижается, а занятость растет, это явление носит во многом временный характер и связано с оживлением внутреннего производства, вызванного дефолтом 1998 г., и нынешней конъюнктурой цен на нефть. Данный источник экономического роста и стабилизации занятости может скоро иссякнуть.

Важность проблемы создания новых рабочих мест определяется рядом факторов. Во-первых, в предстоящие пять лет экономически активное население России увеличиться, по некоторым оценкам, более чем на 4 млн. человек за счет прироста лиц трудоспособного возраста. Чтобы не допустить резкого всплеска безработицы среди молодежи, для всех вступающих в трудоспособный возраст необходимо создать дополнительные рабочие места. Во-вторых, в связи с крайне низкой инвестиционной активностью последних 10 лет производственный аппарат подавляющего большинства отраслей изношен на 60-70 % и в ближайшие пять лет начнет интенсивно выбывать, сокращая тем самым рабочие места. В этой связи в течение пяти - семи лет необходимо, по существу, воссоздать на новой основе систему действующих рабочих мест практически всей индустриальной сферы, что потребует не менее 50 млрд. долларов. Такие средства можно было бы изыскать, если бы стране не приходилось расплачиваться по внутренним и внешним долгам, составляющим примерно аналогичную величину.

Даже если из совокупности проблем занятости выделить только вопрос о создании дополнительных рабочих мест для лиц, вступающих в трудоспособный возраст, то и его решение представляется крайне сложным. Чтобы сохранить к 2005 г. общую безработицу на теперешнем уровне (около 9%), необходимо обеспечить не только темпы прироста ВВП не ниже 4-5% в год, но (что самое важное) и темпы прироста инвестиций на уровне 7-10%. Поскольку рассчитывать на столь оптимистичный сценарий сложно, задача состоит в нахождении такого уровня занятости, который, с одной стороны, был бы социально приемлемым, а с другой - реально достижимым.(20,ст.50)

Решить острейшие проблемы воспроизводства основного капитала и занятости невозможно без целенаправленного регулирующего воздействия государства, и одним из инструментов такого воздействия являются специальные федеральные и региональные программы, направленные на развитие системы рабочих мест.

•Исходный пункт при разработке таких программ - определение понятия социально приемлемого уровня в стране или регионе и установление его численного значения. От того, как будет решен этот вопрос, зависят как общее При определении социально приемлемого уровня занятости следует учитывать не только  необходимость снижения  степени  социальной напряженности, но о возможность этого в данный период. Для установления такой возможности нужно рассчитать суммарные затраты на создание новых и поддержание действующих рабочих мест в разрезе отраслей экономики в соответствии с выбранной отраслевой структурой.

Оценка стоимости вновь вводимого рабочего места на средних и крупных предприятия предполагает проведение расчетов по определению трех ее относительно не зависимых составных частей: 1) активной части, включающей стоимость машин, оборудования, передаточных устройств и т.д., необходимых для осуществления трудовой деятельности; 2) пассивной части, представляющей стоимость зданий и сооружений производственного назначения, отнесенную к одному рабочему месту; 3) оборотных средств, необходимых для нормального функционирования рабочего места.

Оценка стоимости поддержания действующих рабочих мест в общем случае складывается из затрат на их текущий ремонт и выплат заработной платы работникам.

Что касается малого бизнеса, то стоимость ввода рабочего места в этой сфере включает стоимость его активной части и оборотных средств, так как здесь, как правило, нет необходимости возводить здания и сооружения. В некоторых случаях она ограничивается только стоимостью оборотных средств и арендной платой или лизинговыми платежами.(30,ст.5)

Важным шагом в преодолении безработицы является реализация программ развития малого и среднего бизнеса.

На состоявшейся 26 марта 2002 г. в Санкт-Петербурге пресс-конференции, посвященной проблеме глобализации, а также состоянию мира после террористических актов 11 сентября, председатель Торгово-промышленной палаты РФ Евгений Примаков отметил, что важнейшей задачей в экономической политике России является развитие малого бизнеса. На сегодняшний день в России малый бизнес, по его словам, создает до 10% ВВП, тогда как в других государствах до 50%, следовательно, у нас нет среднего класса, что порождает отсутствие стабильности в экономике страны, а это, в свою очередь, вынуждает Россию "сидеть на игле сырьевого экспорта".

Для более эффективного развития малого бизнеса правительство должно запустить новую систему налогообложения. По словам президента, предполагается ввести две системы налогообложения: упрощенную и вмененную. Индивидуальные предприниматели и организации, чей доход за 12 месяцев не будет превышать 10 млн. рублей и которые имеют штатную численность не более 20 человек, смогут воспользоваться упрощенной системой налогообложения. Они будут освобождены от уплаты единого социального налога и налога на капитальные затраты. Бухгалтерский учет при этом станет максимально простым, не обременительным для фирм. Кроме того, правительство собирается положить конец вмешательству региональных властей в деятельность малых предприятий.

Правительство не считает необходимым пересматривать стратегию налоговой реформы, несмотря на падение цен на сырье на мировых рынках. В 2003 году будет отменен налог на покупку валюты, а в 2004 году - налог с продаж. В 2003 году завершится работа по формированию Налогового кодекса.

Все эти меры будут "безусловным прорывом вперед" в деле поддержки малого бизнеса и дадут возможность каждому гражданину "открыть свое маленькое хозяйство с упрощенной отчетностью и уплатой налогов, с минимальным количеством разрешений и регистрации, которые будут требоваться различными ведомствами".

В сфере малого бизнеса сегодня в России работают несколько сотен тысяч малых предприятий. Я думаю, что после введения упрощенной системы большинство тех, кто сегодня является безработным или кого не устраивает нынешнее трудоустройство, смогут завести свое маленькое дело.

Можно передать малому бизнесу бросовые земли города в безвозмездное пользование на относительно длительный срок - лет на 20. За это время предприниматели смогли бы обустроить эти территории под свои нужды, произведя целевую застройку пустующих земель. В дальнейшем за "созданное нечто" город вполне мог бы брать арендную плату, ну и, само собой, иметь дополнительные налоговые поступления. Такое предложение, как мне кажется, должно иметь развитие.

При хорошо продуманной политике внедрения теоретических взглядов на развитие малого бизнеса в экономику увеличиться не только благосостояние людей, но и уменьшится безработица.

 

•Следующий шаг — разработка методики оценки числа сопряженных рабочих мест, которые необходимо создать по цепочке межотраслевых связей для нормального функционирования вновь введенных прямых рабочих мест (например, при создании 1 тыс. рабочих мест в автомобилестроении потребуется ввести определенное число новых рабочих мест на транспорте, в строительстве и т.д.). В основе такой методики лежит аппарат межотраслевого баланса.

При отсутствии необходимых сопряженных рабочих мест требуются капиталовложения на их формирование. Если же в сопряженной отрасли имеются неиспользуемые рабочие места, то создание прямых рабочих мест обеспечит их функционирование. В любом случае при реализации программы ввода новых рабочих мест сопряженные рабочие места не требуют прямых дополнительных инвестиций, поскольку обеспечены спросом на свою продукцию за счет создания прямых рабочих мест.

• Такая методика оценки числа сопряженных рабочих мест дает возможность выявить наиболее эффективные отрасли с точки зрения создания прямых и сопряженных рабочих мест в рамках выделенных инвестиций.

Правительство РФ приняло ряд мер по созданию дополнительных рабочих мест в дорожном хозяйстве для работников, высвобождаемых в процессе реструктуризации угольной промышленности. Согласно подписанному постановлению, Минтопэнерго совместно с Российским дорожным агентством, Минтруда, Минобразования РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых расположены предприятия и организации угольной промышленности, должны обеспечить организацию профессиональной переподготовки работников, высвобождаемых в процессе реструктуризации угольной промышленности, в образовательных учреждениях системы повышения квалификации и переподготовки кадров. Российскому дорожному агентству совместно с Минтопэнерго и органами исполнительной власти субъектов РФ поручено решить вопросы, связанные с обеспечением основными фондами, материально-техническими ресурсами и функционированием специализированных подрядных дорожно-строительных организаций.(22,ст. 10)

Российскому дорожному агентству совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти необходимо провести работу по привлечению частных инвестиций для осуществления этих решений. Правительство РФ также рекомендует органам исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых расположены предприятия и организации угольной промышленности, разработать региональные программы развития автомобильных дорог общего пользования. В этих программах следует предусмотреть создание дополнительных рабочих мест для работников, высвобождаемых в процессе реструктуризации угольной промышленности, а также для молодежи и безработных граждан, проживающих в городах и рабочих поселках, где закрываемые предприятия и организации являются основными градообразующими объектами.

 

3.2. Антиинфляционная политика

 

В середине 70-х годов вряд ли кто мог предвидеть, с каким результатом подойдут к концу XX в. Россия и весь остальной мир. Дело в том, что в 1974 - 1975 гг. разразился первый после второй мировой войны экономический кризис, который не охватил Советский Союз. В то время как в западных странах происходило падение производства, рост безработицы, обострялись инфляционные процессы, ухудшалось состояние внешней торговли, платеж­ного баланса валютных отношений, в Советском союзе не было ни инфля­ции, ни спада производства. Именно в это время капиталистическая эконо­мика столкнулась с таким новым явлением, как сочетание экономического кризиса и инфляции, что получило название «стагфляция».

Информация о работе Взаимодействие инфляции и безработицы