Анализ и планирование прибыли торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 11:00, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических, методологических и практических основ формирования и распределения прибыли, разработка рекомендаций по увеличению прибыли.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ПРИБЫЛИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ 5
2. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ – КОФЕЙНИ «КОФЕ-БРЕЙК» 18
2.1 Характеристика предприятия общественного питания – кофейни «Кофе-Брейк» 18
2.2 Анализ состояния и динамики прибыли 22
2.3 Факторы, влияющие на формирование прибыли 27
3 РАЗРАБОТКА ПЛАНА ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ - КОФЕЙНИ «КОФЕ-БРЕЙК» 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46

Работа состоит из  1 файл

курсовая планирование.docx

— 106.27 Кб (Скачать документ)

     На  формирование прибыли от основной деятельности оказывают влияние многие факторы: сумма товарооборота от реализации собственной продукции и покупных товаров, в том числе цены на реализуемую продукцию и товары и физический объем реализации; стоимость закупаемых сырья и товаров; процент торговой наценки (уровень валового дохода в товарообороте), сумма издержек обращения и другие факторы.

     Прибыль от прочей деятельности определяется разностью между полученными  доходами и расходами от прочей деятельности. Рост прибыли от прочей деятельности увеличил балансовую прибыль на   4 тыс. р.

      За  счет чистой (в данном случае это - балансовой) прибыли реализуется стимулирующая  функция. Средства чистой прибыли направляются на развитие предприятия, доходы учредителей  и на потребление (премирование работников, материальная помощь  и т.д.)  (табл.2.4).

     Таблица 2.4 - Анализ использования чистой (балансовой) прибыли.

 
Показатель 2-е полугодие 2010 г.

тыс. руб.

1-е полугодие 2011 г.

тыс. руб.

Изменение
Сумма, тыс.р. Уд. вес в  чистой прибыли, % Сумма, тыс.р. Уд. вес в  чистой прибыли, % Суммы, тыс. р. Темп роста, % Уд. вес в  чистой прибыли, %
1) Чистая  прибыль, тыс. р.  239,1 - 347 - 107,9 145,1 -
2) Использование  чистой прибыли:

в том  числе по направлениям:

239,1 100 347 100 107,9 145,1 -
2а)  Средства, направляемые на инвестирование  деятельности 175 73,2 221 63,7 46 126,3 -9,5
- приобретение  основных средств, тыс. р.  115 48,1 110 31,7 -5 96 -16,4
- пополнение  оборотных средств, тыс. р.  60 25,1 111 32 51 185 6,9
2б)  Средства, направляемые на потребление 64,1 26,8 126 36,3 61,9 196 9,5
-премирование  работников, тыс. р. 22 9,2 26 7,5 4 118 -1,7
- доходы  учредителей, тыс. р. 42,1 17,6 100 28,8 57,9 237 11,2

 

 

     По  данным таблицы 2.4 определены следующие  направления использования чистой прибыли:

 

    На  развитие предприятия (капитализируемая прибыль):

    - на приобретение основных средств  снижены средства на 4,0% ;

    - на пополнение товарных запасов  направлено на 51 тыс.р. больше, чем  в прошлом периоде, т.е. на 85%.

    На  потребление направлено чистой прибыли  в сумме 126 тыс.р.:

    - на материальное поощрение работников  за показатели работы - 26 тыс.р.  при росте суммы на 18% по сравнению  предыдущим периодом;

    - значительно увеличилась часть  чистой прибыли направленная  учредителям в виде доходов  (с 42,1 тыс.р.- в 2-м полугодии 2010 г, до 100 тыс.р. – в 1-м полугодии 2011 года).

  2.3 Факторы, влияющие на формирование прибыли

      Факторный анализ ставит цель - измерить влияние каждого фактора на результат    хозяйственной деятельности. В связи с этим факторы разделяют на количественные и качественные, прямые и косвенные.

      Количественные  факторы характеризуют масштабы работы предприятия, т.е. обеспечивают экстенсивное развитие производства.

      Качественные  факторы характеризуют эффективность  работы предприятия (обеспечивают интенсивное развитие производства).

      Прямые  факторы оказывают непосредственное влияние на результативный показатель, их еще называют факторами   первого уровня.

      Факторы второго уровня (косвенные факторы) определяют результативный показатель косвенно, при помощи факторов первого уровня.

      Проведем  расчет факторов первого порядка на сумму балансовой прибыли предприятия.

      Таблица 2.5 - Алгоритм расчета влияния факторов на сумму балансовой прибыли предприятия.

Факторы Формулы Влияние на динамику прибыли
Расчеты Сумма, тыс.руб.
1. Изменение  объема товарооборота в действующих  ценах
    ∆П т/об =∆Т*Упр(0) (2.2)

где ∆Т - рост товарооборота;

Упр(0) -  уровень прибыли в товарообороте.

(960 -720) * 28,9%/100 69,36
2. Изменение  среднего (общего) уровня валового  дохода, % к обороту

В том числе:

∆П в.д.= Тотч.*∆Ув.д.

где Тотч. - объем  товаро-оборота в отчетном периоде;

∆Ув.д. - изменение  среднего уровня валового дохода в  товарообороте

960*(62,5 -59,8)%/100 25,92
2а)  Изменение среднего уровня валового  дохода по собственной продукции, % к обороту - 440 *(62,5 -59,8)%/100 11,88
2б). Изменение  среднего уровня валового дохода  по покупным товарам, % к обороту - 520 *(62,5 -59,8)%/100 14,04

 

Продолжение таблицы 2.5

 
3). Изменение  уровня издержек обращения, (знак  при определении влияния меняется  на противоположный) ∆П и.о.=Тотч.*∆Уи.о.. (2.4)

      где ∆Уи.о.. - изменение среднего уровня издержек обращения  в товарообороте

960 *(31 -30)%/100 +9,6
4)Итого  изменение прибыли от основной  деятельности ∆Посн. деят =

∆П т/об+∆П в.д.+∆П и.о.

(69,36)+(11,88)+(14,04)+(9,6) +104,88
5) Изменение  суммы прочих доходов - 72 тыс.р. -66 тыс.р +6
6) Изменение  суммы прочих расходов (знак при  определении влияния меняется  на противоположный) - 37 тыс.р. -35 тыс.р. - 2
Итого ∆Побщ. = ∆Посн. деят +

∆П пр. дох+∆П пр. расх.

.

(+104,88)+(6)+(-2) 108,88
 

      Рассмотренные факторы оказали следующее влияние  на сумму прибыли в динамике:

      - снижение уровня издержек обращения  увеличило сумму прибыли на 9,6 тыс. р.,

      - увеличение уровня валового дохода  увеличило сумму прибыли на 25,92 тыс. р.,

      - рост товарооборота обеспечил  рост прибыли на 69,36 тыс. р.,

      Итого общее влияние указанных факторов увеличило прибыль от реализации собственной продукции и товаров (т.е. основной деятельности предприятия) на 104,88 тыс.р.

      Прочие  доходы и расходы повлияли на изменение  балансовой прибыли следующим образом:

      - рост суммы прочих доходов  увеличил балансовую прибыль  на 6 тыс.р.

      - рост суммы прочих расходов  уменьшил балансовую прибыль  на 2 тыс. р.

      Общее изменение балансовой прибыли в  динамике составило увеличение на 108,88 тыс. р.

      Рассмотрим  влияния цен на собственную продукцию  и товары на сумму прибыли от реализации в табл. 2.6.

      Таблица 2.6 - Алгоритм расчета влияния цен  на сумму прибыли  от реализации собственной продукции и товаров  кофейни «Кофе-Брейк»

Фактор Формула Расчет Сумма, тыс.р.
1. Влияние  цен на сумму прибыли на  реализуемые товары и собственную продукцию ∆П= (Тотч. дейст.-Тотч. сопост.) * Упр(0)
    ∆П=(960-902,4)*28,9%/100%
+16,64
В том  числе:   В том числе:  
2) Влияние цен на сумму валового дохода: ∆В.Д= (Тотч. дейст.-Тотч. соп.)* Увд (0) ∆В.Д=(960-902,4) * 59,8% /100% 34,44
3) Влияние  цен на сумму издержек обращения,  зависящих от изменения цен: ∆И.О.= (Тотч. дейст.-Тотч. соп.)* Уи.о.(0) ∆И.О.=( 960-902,4)*31%/100% -17,8
 Итого  влияние факторов, зависящих от  изменения цен: ∆П= (∆В.Д - ∆И.О.) ∆П= 34,44 тыс.р.  – 17,8 тыс.р. 16,64
 

      Из  табл. 2.6 следует, что розничные цены на реализуемые продукцию и товары оказывают влияние на прибыль  через изменение величины валового дохода и издержек обращения.

      Рост  цен на продукцию и товары увеличил сумму валового дохода на 34,44 тыс. р. а, следовательно, и прибыль на эту  же сумму.

      Рост  цен привел к увеличению издержек обращения на 17,8 тыс.руб. и соответственно снизил прибыль на эту же сумму.

      Взаимное  влияние двух факторов увеличило  прибыль за счет роста цен на 16,64 тыс. р.

 
 
 

      Рассмотрим  влияние производительности труда на сумму прибыли от реализации предприятия:

  1. Влияние производительности труда (П.тр.) на изменение прибыли предприятия рассмотрим на основании формулы рентабельности персонала (2.2) :

     

          Рп = П/Ч (2.2)

 

    где Рп - рентабельность персонала:

    П -прибыль  предприятия;

    Ч- численность  персонала (работающих)

    Разделим  числитель и знаменатель формулы  на товарооборот, значение рентабельности персонала при этом не изменится, и получим следующую формулу (2.3):

 

          Рп = (П/Т)/(Ч/Т) = (П/Т)*(Т/Ч)=РП* ПРтр. (2.3)

 

    где Т - товарооборот;

         РП- рентабельность продаж;

         ПРтр. - производительность труда (равная Т/Ч)

    В результате преобразований (вместо Рп- рентабельности персонала подставим  его значение П/Ч) получим формулу  прибыли (П), представленную как произведение трех сомножителей - рентабельности продаж, численности персонала и производительности труда, которая может быть  представлена как мультипликативная модель и  использована в факторном анализе (2.4):

 

          П = Ч * РП * ПРтр. (2.4)

 

      где Ч - численность персонала

      Рассмотрим  влияние трех факторов (в том числе  производительности труда) на величину прибыли от продаж, используя метод  факторного анализа способом абсолютных разниц:

  • 1.1 Влияние изменение численности работающих на изменение прибыли:
    • ∆П (Числ.) = (3чел.-4чел.) * 180 тыс.р. * 0,289 = -52,02 тыс.руб.

      1.2 Влияние производительности труда на изменение прибыли:

      ∆П (Пр.тр) = 3*0,289*(320-180) тыс.р = 121,4 тыс. р.

  • 1.3 Влияние рентабельности  продаж на изменение прибыли:

      ∆П (РП).= 3* (0,325 - 0,289)* 180 тыс.р =19,44 тыс. руб.

  • Совокупное влияние  факторов на сумму прибыли (2.5):

     

            ∆П = ∆П (ч) + ∆П (Пр.тр) + ∆П(РП) (2.5)

      ∆П = -52,02 +121,4+19,44 =+88,82 тыс. руб.

     

          В результате проведенного анализа влияния  факторов второго порядка (использование  трудовых ресурсов) на изменение прибыли  имеются следующие результаты:

    - за  счет сокращения численности  на 1 человека прибыль уменьшилась  на 52,02 тыс.р.,

    - за  счет повышения производительности  труда  прибыль повысилась  на 121,4 тыс.р.,

    -за  счет повышения рентабельности  продаж прибыли увеличилась на 19,44 тыс. р. 

     
       
    1. Рассмотрим  влияние использования основных средств (а именно фондоотдачи и фондорентабельности) на прибыль с использованием следующей формулы (2.6):
     

              ФР= П/Фо (2.6)

    где ФР - фондорентабельность  основных средств

        П- балансовая прибыль

        Ф0 - среднегодовая  стоимость основных средств

        Разделим  числитель и знаменатель формулы (2.6) на товарооборот и получим следующую  формулу (2.7):

     

                                                 ФР = П/Т : Фо /Т                               (2.7)

        Где П/Т - отношение прибыли на товарооборот - это рентабельность продаж;

             Фо /Т - отношение стоимости основных средств к товарообороту- это фондоемкость (или Т/Ф0 - фондоотдача)

        Преобразуем формулу (2.8) в (2.9):

     

              П/Ф0= РП* Фот (2.8)

              П= РП* Фот * Ф0     (2.9) 

     

        Проведем  влияние факторов использования  основных средств на изменение прибыли, начиная с количественного фактора (Ф0 - стоимость основных средств) способом цепных подстановок в табл. 2.7

        Таблица 2.7 – Влияние показателей использования  основных фондов на прибыль предприятия

    Показатели  
    Расчеты
    1- ый  расчет

    (базовый)

    2- ой расчет

    (изменение  стоимости ОПФ)

    3 - ий расчет

    (изменение  фондоотдачи)-

    4- ый расчет (изменение рентабельности продаж)- (отчетная)
    Стоимость основных фондов, тыс.руб. 93,6 134,4 134,4 134,4
    Фондоотдача, Тыс.р. 7,69 7,69 7,14 7,14
    Рентабельность  продаж, 0,289 0,289 0,289 0,325
    Прибыль, тыс.р. 208,1 298,7

    (условная)

    277,3

    (условная)

    312
    Изменение прибыли за счет факторов, тыс.р. - (298,7-208,1)=

    +90,6

    (277,3-298,7)=

    -21,4

    (312-277,3)=

    134,7

     

        На  основе проведенного анализа из табл. 2.7 можно сделать следующие выводы:

        1) За отчетный период снизилась  эффективность использования основных  фондов, т.е. снизилась фондоотдача(7,69 – в 2-м полугодии 2010г и 7,14 – в 1-м полугодии 2011 года), что привело к снижению прибыли за счет данного фактора:

        - за счет роста стоимости ОПФ  прибыль увеличилась на 90,6 тыс.р.;

        - за счет снижения фондоотдачи  прибыль уменьшилась на 21,4 тыс.р.

        - за счет увеличения рентабельности продаж прибыль увеличилась на 134,7 тыс. руб.

        - суммарное влияние факторов составило:

        П= (90,6) тыс.р. + (-21,4) тыс.р.+ 132,7 тыс.р.= 201,9 тыс.р.

        Сведем  в табл. 2.8 влияние все факторов  на сумму балансовой прибыли предприятия

        Таблица 2.8- Влияние факторов  на сумму  балансовой прибыли  предприятия, тыс. р.

    Фактор Расчет Сумма
    1.Влияние  использования трудовых ресурсов  1.1) Влияние  изменения производительности труда 121,4
      1.2) Влияние изменения  численности работающих -52,02
      1.3) Влияние роста  рентабельности продаж 19,44
      1.4) Итого суммарное  влияние факторов, зависящих от  изменения использования трудовых  ресурсов: +88,82
    2.Влияние  факторов изменения использования  основных средств 2 1) Влияние  изменения среднегодовой стоимости  основных средств +90,6
      2.2) Снижение фондоотдачи основных средств -21,4
      2.3) Влияние повышения рентабельности продаж 134,7
      2.4) Итого суммарное  влияние факторов, изменения использования  основных  средств +201,9
    1. Изменение объема товарооборота  в действующих ценах +69,36
    2. Изменение среднего (общего) уровня  валового дохода, % к обороту

    -

    25,92
    3). Изменение уровня издержек обращения, 

    -

    9,6
    4) Изменение суммы прочих доходов

    -

    +6
    5) Изменение суммы прочих расходов (знак при определении влияния  меняется на противоположный)

    -

    -2
     

        Как видим из табл. 2.8, снижение численности персонала, хотя и оказало отрицательное влияние на изменения прибыли (-52,02 тыс. руб.), но перераспределение нагрузки и повышение производительности труда, в комплексе с повышением рентабельности продаж оказали положительное влияние на изменение прибыли (вызвало рост прибыли на 88,82 тыс.р.);

          Снижение  фондоотдачи основных средств (привело к сокращению прибыли на 21,4 тыс.р.).

        Проведенный анализ выявил резервы роста прибыли. Реальным резервом увеличения прибыли  принимается наименьшая сумма из выявленных резервов – это 19,4 тыс.руб. Чтобы использовать данный резерв роста  прибыли необходимо составить план мероприятий на следующий период.

        Предлагается  увеличить товарооборот за счет проведения мероприятий:

        - открытие  кофейни с 10 часов – для  желающих позавтракать;

        - расширения  меню;

        - установки  в кофейни широкоформатного телевизора, для трансляции телепрограмм.

         Проведение  данных мероприятий:

         - повысит конкурентные преимущества  заведения; 

         - положительно отразится на количестве  посетителей;

         - позволит увеличить выручку, объем  валового дохода и соответственно  объем прибыли. 

     

    3. РАЗРАБОТКА ПЛАНА ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ - КОФЕЙНИ «КОФЕ-БРЕЙК»

     

        Для планирования прибыли торгового  предприятия могут быть использованы следующие методы:

        - метод прямого счета;

        - нормативный метод;

        - метод целевого планирования.

        1) Метод прямого счета является  достаточно надежным и относительно  простым методом планирования  прибыли, для этого производится  расчет суммы товарооборота по  производству собственной продукции  и покупным товарам, валового дохода и издержек обращения, определение доходов от прочей деятельности (3.1):

     

              Ппл. = ВД пл. -ИО пл. - СВДР пл. (3.1)

     

        где ВД пл. - планируемый валовой доход;

          ИО пл. -  планируемые издержки обращения (планируемые налоги включены в издержки обращения при вмененной системе налогообложения);

        СВДР пл.  – сальдо прочих доходов и расходов.

     

        Планирование  товарооборота

         Предприятие открыто совсем недавно и для  планирования нам доступна информация только двух предшествующих периодов, поэтому экономико-статистические методы нам не пригодны. Но советом учредителей была поставлена задача, повысить товарооборот на 30%, в том числе собственной продукции и покупных товаров. Такая величина вполне реальна для нового предприятия, которое находиться на стадии становления, и которому необходим интенсивный рост для дальнейшего выживания. Притом же эта величина ниже той, которая была получена в анализируемых периодах (33,3% соответственно).

        Товарооборот  на планируемый год составит:

     

              Тпл. = Тотч. * (100%+К6 ) (3.2)

        где К6 - значение прироста товарооборота на планируемый период.

     

        Тпл. 960 * 130 /100%= 1248 тыс. руб.

     

          Проведем распределение товарооборота  между производством собственной  продукции и покупными товарами  по данным предыдущих периодов:

        В 1-м полугодии 2011 года собственное производство занимало 45,8% в общем объеме товарооборота, а во 2-м полугодии 2010 года – 43,75%, т.е. отклонение в сторону увеличения реализации собственной продукции:

        Тоб.(%-1-м полугодии 2011.) – собств. Продукции =440 тыс.руб./ 960тыс.р.*100%=45,8%

        Тоб.(%-2-м полугодии 2010.) – собств. Продукции =315 тыс.руб./ 720тыс.р.*100%=43,75%

        На  планируемый год:

    1. Производство и реализация собственной продукции:

      Тоб.(%-2-е полугодии 2011.) – собств. Продукции = 1248 тыс. руб.*45,8%/100%= 571,6 тыс.руб.

    1. Реализация покупных товаров:

      1248 тыс. руб. – 571,6 тыс.р. = 676,4 тыс.руб.

    1. Проведение предложенных мероприятий с целью использования резерва по росту прибыли на сумму 19,4 тыс.р. должны увеличить товарооборот на 60 тыс.р.:

      19,4 тыс.р. /(32,5%/100%)= 60 тыс.р.

          Где 32,5% - рентабельность продаж в 1-м полугодии 2011 года.

     

      Итого планируемый товарооборот составит 1308 тыс.р.:

      Тплан = 1248 тыс.р.+ 60 тыс.р. = 1308 тыс.р.

     
     

      Планирование  издержек

        Планирование  издержек обращения произведем в  общей сумме (без разделения на производство собственной продукции и покупных товаров, так как и фактически отдельно учета нет). При этом необходимо знать сумму условно - постоянных расходов и условно - переменных в отчетном периоде и учесть, что условно -постоянные расходы  практически не изменяются при изменении товарооборота или изменяются незначительно, условно -  переменные расходы изменяются пропорционально изменению товарооборота (3.3):

              ИО=ИОпер.+ИОпост. (3.3)

     

        Фактически  условно- переменные расходы в 1-м полугодии 2011 года занимали 25% от общей суммы издержек обращения, т.е. – 72 тыс.р. (288 тыс.р. *25%/100%), и постоянные расходы составляют большую часть- 216 тыс.р.  (288 тыс.р. -72 тыс.р.).

        ИОплан = 72 тыс.р.  * 130%/100% + 288 тыс.р.  = 381,6 тыс.р.

     

        По  издержкам обращения необходимо установить влияние индекса инфляции (рост тарифов по коммунальным услугам, на автомобильные перевозки, на услуги со стороны, изменение ставок по арендной плате и т.д) Но по ряду статей затрат роста затрат не произойдет: например, амортизация – не меняется, влияет ввод и выбытие основных средств, рост заработной платы сотрудникам  на время кризиса администрацией не предусмотрен. Поэтому индекс инфляции по предприятию не совпадает с  ожидаемым индексом по стране. Планируется  рост затрат на 2,0%., т.е.

     

        ИОплан (скор.) = 381,6 тыс.р.*102,0%/100%= 389,2 тыс.р.

     

      Планирование  валового дохода

          С учетом кризиса, необходимостью удержать постоянных посетителей и привлечь новых посетителей за счет чего желательно увеличить товарооборот на 30%,  не разумно повышать торговую наценку. Предлагается оставить процент торговой наценки на уровне отчетного года:

          Производство  и реализация собственной продукции  – 84,3 %;

          Реализация  покупных товаров (44%)

          Валовой доход на 2-й квартал 2011 год:

          ВД план (собств. произ-во) = 571,6  тыс.руб. *84,3%/100% = 481,8 тыс.р.

          ВД план (реализ покупн. товаров) = (676,4 + 60)тыс.руб.* 44%/100%= 324 тыс.р.

          ВД план = 481,8 тыс.р. + 324 тыс.р. = 805,8 тыс.р.

          Где 571,6  тыс.руб. – товарооборот по производству и реализации собственной продукции

          84,3% -уровень валового дохода в  товарообороте;

          676,4 тыс.р. – товарооборот по реализации покупных товаров;

          60 тыс.р. – рост товарооборота  за счет внедрения мероприятий.

     

          Планирование прибыли на 2011 год

        План  по прибыли  от основной деятельности рассчитывается по формуле (3.4):

     

              П= ВД план - И.О. план  (3.4)

     

        П план = 805,8 тыс.р. - 389,2 тыс.р.=  416,6 тыс.р.

          Рост  прибыли  от основной деятельности по отношению к прошлому периоду:

     

         П%= 416,6 тыс.р./ 312 тыс.р. *100%= 133,5%

     

          План  по распределению прибыли в условиях кризисных явлений в экономике  целесообразно сформировать таким  образом, чтобы большая часть  чистой прибыли была направлена на инвестирование деятельности – 70 % от общего объема чистой прибыли, а 30 % чистой прибыли направить в средства потребления.

     
     

          План  по распределению прибыли:

          - на инвестирование деятельности  – 416,6 * 70 % = 291,6 тыс. руб.

          - на средства потребления –  416,6 – 291,6 = 125 тыс. руб.

          Проведем расчеты прибыли другими  способами:

     

        2) Нормативный метод является достаточно простым методом, но условием для его применения является наличие нормативной базы.  В качестве нормативов могут выступать норма прибыли на единицу товарооборота или норма прибыли на собственный капитал.

        Согласно  данному методу планируемая сумма  чистой прибыли определяется по формуле (3.5):

     

              ЧП=Тпл. * Рп/100% (3.5)

     

        где ЧП- плановая сумма чистой прибыли, руб.

             Рп - нормативный уровень рентабельности, % к товарообороту;

             Тпл. - планируемый объем товарооборота, руб.

        В качестве нормативного уровня рентабельности могут быть приняты фактические  значения, достигнутые в отчетном периоде.

        П план = 1248 тыс. руб. * 32,5 %/100%= 405,6 тыс.р.

        П план (скорр) = 405,6 тыс.р. + 19,4 = 425 тыс.р.

        Где 19,4 тыс.р.  – неиспользованные резервы за предыдущий период.

        Эта сумма примерно равна рассчитанной ранее  - прямым способом, 416,6 тыс. руб.)

     

        3) Метод целевого планирования позволяет обеспечить увязку размеров прибыли с целями развития предприятия. Рассчитывается минимально необходимая сумма прибыли, выплаты доходов учредителям, суммы, направляемые на расширение производства: приобретение основных и оборотных средств, на премирование персонала и т.д. (3.6):

     

              Пmin = ∆Фопф + ∆ОС + Д + К (3.6)

     

        Где ∆Фопф и  ∆ОС - прирост основных фондов и оборотных средств в  отчетном периоде (по оценке руководителей  предприятия – 150 тыс.р. – основные средства и 180 тыс.р. – оборотные  средства);

             Д- (доходы учредителей) – (на уровне 1-го полугодия 2011 года – 100 тыс.р.)

             К-суммы для выплаты  долгосрочных кредитов и процентов  по ним (предприятие не пользуется кредитами  банков)

     

             Пmin = 150 тыс.р. + 180 тыс.р.+100 тыс.р.= 430 тыс.р.

     

         Направления деятельности, позволяющие обеспечить прирост прибыли от основной деятельности  на сумму  104,6 тыс.р.(416,6 тыс.р. – 312 тыс.р.), следующие:

        - открытие кофейни с 10 часов  – для желающих позавтракать;

        - расширения меню;

        - установки в кофейни широкоформатного  телевизора, для трансляции телепрограмм.

         Результаты  планирования прибыли по рассмотренным  выше вариантам обобщены в таблице 3.2:

     
     
     
     
     
     
     

          Таблица 3.2 - Результаты планирования прибыли  кофейни «Кофе-Брейк» по различным  методам

    Показатели Сумма, тыс. руб. Относительное, %
    1-е  полугод. 2011 г.

    (отчет)

    2-е полугод. 2011 г.

    (план)

    Метод прямого счета
    1) Товарооборот, тыс. р. 960 1308 136,2
    В том  числе: производство и реализация собственной  продукции 440 571,6 167,3
    Реализация  покупных товаров 520 736,4 141,6
    2)Валовой  доход 600 805,8 134,3
    В том  числе: производство и реализация собственной  продукции 371 481,8 129,8
    Реализация  покупных товаров 229 324 141,4
    3)Уровень  валового дохода в товарообороте 62,5 61,6 98,6
    4) Издержки  обращения, тыс. р. 288 389,2 135,1
    5)Уровень  издержек обращения, % к товарообороту 30 29,75 99,1
    6) Прибыль  от продажи, тыс. р. 312 416,6 133,5
    7) Рентабельность  продаж, % 32,5 31,85 98
    Нормативный метод
    1) Прибыль  от продажи, тыс. р. 312 425 136,2
    2) Рентабельность  продаж, % 32,5 32,5 100
    Метод целевого планирования
    1) Прибыль  от продажи, тыс. р. 312 430 137,8
    2) Рентабельность  продаж, % 32,5 32,8 100,9
     

         Из  таблицы 3.2 видно, что использование  различных методов планирования прибыли дает различные суммы  прибыли:  по методу целевого планирования сумма прибыли от продажи на 2-е  полугодие 2009г. – максимальная из всех, по нормативному методу сумма прибыли  от продажи – минимальная из всех; метод прямого счета  показывает средний результат  прибыли от продажи из всех опробованных методов.

         Наиболее  оптимальным методом планирования прибыли из всех опробованных способов  является метод прямого счета, так  как данный метод позволят прогнозировать прибыль во взаимосвязи с другими  показателями – товарооборотом, валовым  доходом, издержками обращения. Результаты планирования прибыли по методу прямого  счета при комплексном подходе, заложенном в основу метода, являются более обоснованными. Кроме того, расчет плановых величин товарооборота, валового дохода, издержек обращения в совокупности с плановой величиной прибыли позволит более эффективно контролировать выполнение плана по прибыли, анализировать какие факторы  положительно или отрицательно влияют на выполнение плана по прибыли.

         Надежность  проведенных расчетов подтвердим определением точки безубыточности (в табл. 3.3)

          Таблица 3.3 - Анализ безубыточности  кофейни «Кофе-Брейк» за 2011 г.

    Показатели Сумма, тыс. руб. Изменение
    1-е  полугод. 2011 г.

    (отчет)

    2-е полугод. 2011 г.

    (план)

    Абсо

    лютное, (+,-)

    Относи-тельное, %
    1)Товарооборот, тыс. р. 960 1308 348 136,2
    В том  числе: производство и реализация собственной  продукции 440 571,6 170 167,3
    Реализация  покупных товаров 520 736,4 51,6 141,6
    2)Валовой  доход 600 805,8 205,8 134,3
    В том  числе: производство и реализация собственной  продукции 371 481,8 110,8 129,8
    Реализация  покупных товаров 229 324 95 141,4
    3)Уровень  валового дохода в товарообороте 62,5 61,6 -0,9 98,6
    4) Издержки  обращения, тыс. р. 288 389,2 101,2 135,1
    5)Уровень  издержек обращения, 

    % к товарообороту

    30 29,75 -0,25 99,1
    6) Сумма  переменных издержек  обращения,  тыс. р. 72 97,3 25,3 135,1
    7) Уровень  переменных издержек  обращения  в товарообороте, % 7,5 7,43 -0,07 99,1
    8) Сумма постоянных издержек  производства  и обращения, тыс. р. 216 291,9 75,9 135,1
    9)Критический  объем продаж ,тыс.р. 392 538,8 146,8 137,4
    10) Маржинальный  доход, (стр2 - стр.6) 528 708,5 180,5 134,1
    11)Коэффициент  покрытия (Кпокр= МД/ВД или стр10/стр.2) 0,88 0,879 0,001 99,8
    12) Критический валовой доход (ИОпост/Кпокр) 245 332 87 135,5
    13) Маржинальный (финансовый) .запас прочности (стр2-стр12)/стр.2*100% 59,2 58,8 -0,4 99,3
    14) Прибыль  от реализации собственной продукции  и покупных товаров –

    (П реал.), тыс.  р.

    312 416,6 104,6 133,5
    15) Операционный  рычаг (МД/Преал) 1,69 1,7 0,01 100,6

     

          При расчете точки безубыточности (критический объем продаж) использована формула (3.7):

            Ткрит. = ИОпост/(Увд. - Уио. Пер.) (3.7)

     

      Где Ткрит. - точки безубыточности

             ИОпост - постоянные затраты в  издержках обращения;

           Увд. - уровень валового дохода в товарообороте;

           Уио. пер.- уровень переменных издержек

      Чтобы предприятие возместило переменные издержки в плановом периоде, ему  необходимо получить валового дохода на сумму  332 тыс. р., что на 87 тыс.р. больше чем в отчетном периоде.

          Финансовый  запас прочности (ФЗП) определяется по формуле (3.8):

                ФЗП = (ВД-ВДкр.)/ВД*100% (3.8)

     

          Отрицательно, что в планируемом периоде  финансовый запас прочности уменьшился на 0,4 процентных пункта (с 59,2% до 58,8%). При  дальнейшем снижении валового дохода на 58,8% до критической точки, кофейня  понесет убытки.

          Для увязки дохода и прибыли необходимо рассчитать операционный рычаг по формуле (3.9)

                ОР=МД/П реал. (3.9)

          Где ОР- операционный рычаг (или леверидж):

              МД - маржинальный доход;

              П реал. - прибыль от реализации

      Значение  операционного рычага показывает, что  при росте дохода на 1,0% прибыль  будет увеличиваться на 1,7% и наоборот, при снижении дохода на 1,0% прибыль  уменьшится на 1,7%. Чем больше доля постоянных расходов, тем выше значение операционного  рычага. А у предприятия объем  постоянных расходов в издержках  обращения составляет ~ 75,0%

     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          В представленной работе проведено исследование показателя прибыли по кофейне «Кофе-Брейк» за отчетный период со 2-го полугодия 2010 года  по 1-е полугодие 2011 года, проведено планирование показателей на вторую половину 2011 года.

          В отчетном периоде (1-е полугодие 2011 года) предприятие имело более высокие экономические показатели, чем во 2-м полугодии 2010 года:

          - рост товарооборота на 33,3%

          - рост валового дохода – на 27,5%

          - рост прибыли на 49,9%.

          Предприятие так же имеет высокие показатели по рентабельности продаж: 28,9% за 2-е  полугодие 2010 года и 32,5% - за 1-е полугодие 2011 года. Все это свидетельствует интенсивному росту предприятия на начальном этапе его создания и дает положительные предпосылки его дальнейшему развитию.

          Анализ  прибыли проведен в двух направлениях: анализ состава и динамики прибыли;

          - факторный анализ прибыли.

          Прибыль предприятия сложилась за счет  двух направлений:

          - за счет основной деятельности: производства и реализации собственной  продукции и реализации покупных  товаров.

          - за счет прочей деятельности (реализация  товаров через торговые автоматы).

          Факторный анализ прибыли показал, что предприятие  повысило прибыль на 104,88 тыс. руб. за счет следующих факторов:

          - снижение уровня издержек обращения  увеличило сумму прибыли на 9,6 т. р.,

          - увеличение уровня валового дохода  увеличило сумму прибыли на 25,92 т. р.,

          - рост товарооборота обеспечил  рост прибыли на 69,36 т. р.,

     
     

          Влияние показателей второго порядка  оказали следующее влияние на прибыль:

          - за счет сокращения численности  на 1 человека уменьшилась на 52,02 тыс.р.,

          - за счет повышения производительности  труда повысилась на 121,4 т.р.,

          - за счет повышения рентабельности  продаж увеличилась на 19,44 т. р. 

          - за счет роста стоимости ОПФ  увеличилась на 90,6 т.р.;

          - за счет снижения фондоотдачи  уменьшилась на 21,4 т.р.

          - за счет увеличения рентабельности продаж увеличилась на 134,7 т. р.

     

          При планировании показателей на 2-е  полугодие 2011 года учтены:

        - проведение плановых мероприятий  по росту прибыли и рентабельности:  открытие кофейни с 10 часов  – для желающих позавтракать; расширения меню; установки в кофейни широкоформатного телевизора, для трансляции телепрограмм;

          - неиспользованные резервы по  наименьшему показателю: 19,4 тыс.руб. (так как учет резервов проведен  по одному анализу, где выявленные  резервы  перекрываются).

          Планирование  прибыли произведено несколькими  методами с целью исключения возможных  ошибок. Сопоставление опробованных методов планирования прибыли показывает, что наиболее  обоснованные и  полные результаты планирования прибыли  обеспечивает использование такого метода планирования прибыли как  метод прямого счета.

          По  итогам планирования прибыли приведен расчет и анализ безубыточности продаж. В результате получены следующие  плановые показатели:

          - товарооборот -1308 тыс. р. (при росте  по отношению к 1-му полугодию  2011 года – 136,2%);

          - валовой доход – 805,8 тыс.р. (при  росте по отношению к 1-му полугодию 2011 года – 134,3%);

          - издержки обращения увеличились до 389,2 тыс.руб.(135,1%);

          - прибыль от основной деятельности  увеличилась на 33,5 % и составит 416,6 тыс.р.

     

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     
      1. Налоговый кодекс Российской Федерации (по состоянию  на 01.01.2008г.) - М.» «Юрайт», 2008
      2. Гражданский кодекс Российской Федерации
      3. Анискин Ю.П., Павлова А.М. Планирование и контроллинг. Учебник. – Мо: «Издательство «ОМЕГА-Л», 2003. – С.279.
      4. Балабанов А., Балабанов И. Финансы. Учебное пособие. – СПб.: «ПИТЕР», 2002. – С.189.
      5. Бланк И.А. Управление прибылью. - 2-е издание, расширенное и дополненное. – Киев: «Ника-Центр, Эльга», 2002. – С.752.
      6. Бланк И.А. Торговый менеджмент. - Киев: «Ника-Центр, Эльга», 2004. – С.781.
      7. Брагин Л.А., Данько Т.П. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация. Учебник. – М.: «ИНФРА-М», 2002. – С.560.
      8. Бухалков М.И. Планирование на предприятии. Учебник. – М.: «ИНФРА-М», 2005. – С.415.
      9. Карпенко Е.А., Ларионова В.А., Ольхова Л.А. Экономика отрасли: торговля и общественное питание. Учебное пособие. – М.: «ИНФРА-М», 2007. – С.224.
      10. Колчина Н.В. Финансы организаций (предприятий). Учебник. – М.: «ЮНИТИ», 2005. – С.368.
      11. Ковалев В.В., Ковалев Вит.В. Финансы организаций (предприятий). Учебник. – М.: «Проспект», 2005. – С.352.
      12. Ковалев В.В. Управление денежными потоками, прибылью и рентабельностью. Учебно-практическое пособие. – М.: «Проспект», 2007. – С.330.
      13. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности. Учебник. – М.: «Новое знание», 2003. – С.525.
      14. – С.222.
      15. Лебедева С.Н., Казиначикова Н.А., Гавриков А.В. Экономика торгового предприятия. Учебное пособие. – Минск: «Новое знание», 2002. – С.240.
      16. Осорьева И.Б., Лебедев В.Г., Дроздова Т.Г., Кустарев В.П., Асаул А.Н. Управление затратами на предприятии. – СПб.: «Издательский дом «Бизнес-пресса», 2003. – С.256.
      17. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. – М.: «ИНФРА-М», 2003. – С. 400.
      18. Савчук В.П. Управление прибылью и бюджетирование. – М.: «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2005. – С.432.
      19. Соломатин А.Н. Экономика, анализ и планирование на предприятииторговли. Учебник. – Спб: «Питер», 2010. – С.560.
      20. Хваткин Н.Г.Экономика оптовой торговли продовольствием. Планирование и анализ экономических показателей - М.: «ЭКСМО», 2007. С.400
      21. Экономика предприятий торговли и общественного питания./Под ред. Николаевой Т.И. и Егоровой Н.Р. - М.: Кнорус 2006. С.400.
      22. Экономика предприятия в схемах: Конспект лекций / Под ред. Молотова С., Водопьянова В.П. М: «Приор-издат», 2003. - С.112.
  • Информация о работе Анализ и планирование прибыли торгового предприятия