Банкротство предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 23:06, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является описать сущность банкротства предприятия.

Содержание

Введение
Глава 1. Банкротство и общее положение
1.1 Основные понятия
1.2 Содержание, формирование нормативной базы
Глава 2. Элементы банкротства
2.1 Стадии и признаки банкротства
2.2 Субъекты дела о банкротстве
2.3 Должники и кредиторы
Глава 3. Процедуры банкротства
3.1 Наблюдение
3.2 Внешнее управление
3.3 Конкурсное производство
3.4 Финансовое оздоровление
3.5 Мировое согласие
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Банкротство предприятий курсовая работа.docx

— 69.03 Кб (Скачать документ)

Российский Государственный Социальный Университет

                  

 

 

                   

                     

                 Курсовая работа по специальности:

                         «Экономика организации»

                  на тему: «Банкроство предприятий»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 2 курса,

группа 2 экб,

специальность «Финансы»

Мальник М.

Проверила: доцент, Потехина Е.В.

 

 

 

 

Москва, 2009

Содержание

 

 

Введение

Глава 1. Банкротство и общее положение

           1.1 Основные понятия

           1.2  Содержание, формирование нормативной базы

 

Глава 2. Элементы банкротства

          2.1 Стадии и признаки банкротства

           2.2 Субъекты дела о банкротстве

           2.3 Должники и кредиторы

 

Глава 3. Процедуры банкротства

          3.1 Наблюдение

          3.2 Внешнее управление

 3.3 Конкурсное производство

 3.4 Финансовое оздоровление

 3.5 Мировое согласие

 

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   Неотъемлемой частью рыночного хозяйства является институт банкротства. Он служит мощным стимулом эффективной работы предпринимательских структур, гарантируя одновременно экономические интересы кредиторов, а также государства как общего регулятора рынка.

В настоящий момент нашей рыночной экономике присущи такие явления  как спад промышленности, экономический  кризис, отсутствие инвестиций, ужесточение  денежно-кредитных отношений, что несомненно приводит к несостоятельности хозяйствующих субъектов. И перед предпринимателями встает вопрос: что же делать с этими обанкротившимися предприятиями.

Актуальность и практическая значимость темы курсовой обусловлена рядом  причин.

 Во-первых, в настоящее время, в российской экономике ключевой проблемой является кризис неплатежей, и добрую половину российских юридических лиц следовало уже давно объявить банкротами, а полученные средства перераспределить в пользу эффективных производств, что несомненно бы способствовало оздоровлению российского рынка.

 Во-вторых, с проблемой банкротства юридических лиц юристам приходится с каждым днем сталкиваться все чаще, а литературы, подробно освещающей данный вопрос, пока недостаточно.

Целью данной работы является описать сущность банкротства предприятия.

Для достижения этой цели в работе решаются следующие промежуточные задачи:

1. показываются общие положения  о банкротстве предприятия;

2. описываются процедуры банкротства;

Работа состоит из содержания, введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

В заключении делаются основные выводы по работе.

 

Глава 1. Банкротство и  общее положение

1.1 Основные понятия

Для того чтобы разобраться в  процедуре банкротства, необходимо уяснить терминологию Федерального закона о банкротстве.

Несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворять требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанности по уплате обязательных платежей.

Должник — это гражданин (им может быть индивидуальный предприниматель) или юридическое лицо, не способные удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного законом.

Денежное обязательство — обязанность должника уплатить кредитору определенную сумму по гражданско-правовому договору и по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ.

Обязательные платежи — налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.

Руководитель должника — единоличный исполнительный орган юридического лица, а также иные лица, осуществляющие в соответствие с федеральными законами деятельность от имени юридического лица без доверенности.

Конкурсные кредиторы — кредиторы по денежным обязательствам, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также учредителей (участников) должника — юридического лица по обязательствам, вытекающим из такого участия.

Досудебная санация — меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника — унитарным предприятием, учредителями (участниками) должника — юридическим лицом, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства.

Наблюдение — процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании его банкротом до момента, определяемого в соответствии с законом, в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа его финансового состояния.

Внешнее управление (судебная санация) — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему.

Конкурсное производство — процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Арбитражный (временный, внешний, конкурсный) управляющий — лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий, установленных законом.

Временный управляющий — лицо, назначаемое арбитражным судом для наблюдения, осуществления мер по обеспечению сохранности имущества должника и иных полномочий, установленных законом.

Внешний управляющий — лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных полномочий, установленных законом.

Конкурсный управляющий — лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных полномочий, установленных законом.

Мораторий — приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей.

Представитель работников должника — лицо, уполномоченное работниками должника представлять их интересы при проведении процедур банкротства.

 

 

 1.2 Содержание, формирование нормативной базы

Своими корнями институт несостоятельности  уходит в далекое прошлое. Первые отголоски конкурсных отношений  можно обнаружить в римском праве. Поскольку у древних отсутствовали  развитые хозяйственные и имущественные  связи, а также механизм оценки имущества, обеспечение обязательств в то время  носило личностный характер: «...чтобы  добыть кредит, плебею оставалось только заложить себя и детей в кабалу кредиторов».

Устав, состоящий из двух частей: «Для купцов и другого звания торговых людей, имеющих право обязываться  векселями» и «Для дворян и чиновников», выделял три вида несостоятельности: несчастную, неосторожную и злостную, содержал новые нормы о порядке  признания недействительными некоторых  сделок, совершенных банкротом, регламентировал  последствия несостоятельности, состоящие  в лишении банкрота большинства  прав. Устав о банкротах широко применялся на практике, но в процессе его применения были выявлены «разные  неудобства и недостатки, в отвращение коих было принято решение создать  новый Устав».

После революции понятие несостоятельности  в российском праве отсутствовало, однако в период НЭПа судам приходилось рассматривать иски, связанные с несостоятельностью должников, пользуясь при этом нормами Устава 1832 г. Во избежание таких недоразумений в ряд статей Гражданского Кодекса 1922 г. о залоге, поручительстве, займе, было введено понятие несостоятельности, но отсутствие механизма применения данных норм не дало никакого положительного результата.

Переход страны в условия рыночной экономики и интенсивное развитие предпринимательской деятельности потребовали принятия законодательной  базы, защищающей интересы участников экономического оборота от последствий  систематического неисполнения недобросовестной стороной принятых на себя обязательств. Уже 1 марта 1993 г., в день вступления закона в силу, в арбитражные суды было подано большое количество заявлений  от кредиторов с одинаковыми исковыми требованиями: «прошу признать предприятие банкротом...» Динамика дел этой категории выглядит следующим образом: в 1993 году было рассмотрено не многим более 100 дел; в 1994 г. – 240 дел; в 1995 г. – 1.108 дел; в 1996 г. – 2.618 дел; в 1997 г. – 4.320 дел. Число должников, ежегодно признаваемых несостоятельными (банкротами), увеличилось за этот период с 50 в 1993 году до 2.200 в 1997 году. В 1997 году в отношении 850 организаций арбитражными судами были применены реорганизационные процедуры.

Практика применения закона «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» с первых шагов показала его несовершенство, значительные пробелы.

Изучая вопрос становления института  банкротства в России нельзя обойти вниманием и такой орган как  Федеральное управление по делам  о несостоятельности (ФУДН), созданное  Постановлением Правительства РФ от 20 сентября 1993 № 926. при Государственном  комитете РФ по управлению государственным  имуществом.

В ходе реформирования государственного аппарата Управление получило не только новое название - Федеральная служба России по делам о несостоятельности  и финансовому оздоровлению, но и  статус самостоятельного федерального органа исполнительной власти. К основным задачам этого органа было отнесено: проведение государственной политики, направленной на предотвращение несостоятельности  предприятий, представление интересов  государства при решении вопросов, связанных с возбуждением производства по делу о несостоятельности предприятий  и принятием решений о проведении санации государственных предприятий, оказание помощи предприятиям, имеющим  признаки банкротства и т.д.      Новый проект закона был принят Государственной Думой 10 декабря 1997 года, одобрен Советом Федерации 24 декабря 1997 года и подписан Президентом Российской Федерации 8 января 1998 года. В соответствии с п.1. статьи 185 Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» вступает в силу с 1 марта 1998 года. Новый закон регулирует весь спектр отношений, возникающих в связи с банкротством. Прежде всего, в нем определяются критерии и признаки банкротства, основания применения к должнику соответствующих процедур. Специфической чертой закона является включение в него не только норм материального права, но и большое количество норм процессуального характера, в частности требования к заявлению о признании банкротом, о подсудности дел, о видах процессуальных документов и т.д.

 

  Для успешного функционирования рыночной экономики огромное значение имеют процессы реструктуризации и банкротства предприятий, проводимые на основе законодательных актов.

Институт банкротства известен всем странам с рыночной экономикой. Ликвидация безнадежно неплатежеспособных должников является положительной мерой, которая выводит неэффективное предприятие из числа действующих. Однако признание должника банкротом имеет и негативные последствия, поскольку затрагивает не только имущественные интересы должника, но права и интересы большого круга лиц — его работников, партнеров, кредиторов и других, порождая значительные социальные издержки. Законодательство предусматривает комплекс мер по восстановлению платежеспособности должника, направленных на предотвращение массовых банкротств. В свою очередь угроза банкротства побуждает не только предприятия, но и органы государственного управления принимать активные меры к восстановлению активного баланса и улучшению деятельности коммерческих организаций.

В то же время процедура банкротства  часто является положительной мерой и для должника. Она позволяет ему погасить свои обязательства за счет оставшегося имущества и затем, освободившись от долгов, начать новое дело.

Под несостоятельностью (банкротством) понимается признание арбитражным  судом или объявленная должником  неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить  обязанность по уплате обязательных платежей. Предприятие считается  не способным удовлетворить требования кредиторов, если его обязательства не исполнены в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения. Арбитражный суд возбуждает дело о банкротстве, если требования к должнику в совокупности составляют не менее 500 минимальных размеров оплаты труда.

Гражданским кодексом Российской Федерации  предусмотрено, что предприятие (кроме  казенного) может быть объявлено  банкротом по решению суда или по своему собственному совместно с кредиторами решению. В любом случае оно должно быть ликвидировано принудительно или добровольно.

Вместе с тем банкротство  может быть преднамеренным или фиктивным. Фиктивное банкротство представляет собой случай, когда у должника при подаче заявления в арбитражный  суд есть возможность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме. Это делается, как правило, с целью получения от кредиторов отсрочки (рассрочки) платежей или скидок с долгов. Должник, подавший такое заявление, несет перед кредиторами ответственность за ущерб, причиненный его подачей. Преднамеренное банкротство возникает по вине учредителей (участников) должника, когда руководитель или собственник умышленно делает предприятие неплатежеспособным. В этом случае на собственников или иных лиц при недостаточности имущества должника может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Информация о работе Банкротство предприятия