Анализ нематериальных активов на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 09:46, курсовая работа

Описание

Поэтому цель данной работы – раскрытие основных особенностей бухгалтерского учета нематериальных активов и описание их видов и содержания.
В соответствии с целью были поставлены задачи курсовой работы:
- выявить экономическую сущность нематериальных активов;
- изучить учета нематериальных активов;
- определить правила учета амортизации нематериальных активов.
- провести анализ нематериальных активов на предприятии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1 Характеристика, учет и амортизация нематериальных активов……………………………………………………………………………5
1.1 Нематериальные активы, их виды и характеристика…………………5
1.2. Учет нематериальных активов…………………………………….........11
1.3. Амортизация нематериальных активов………………………………………......................................................12

ГЛАВА 2 Анализ нематериальных активов на предприятии …..............16
2.1. Анализ нематериальных активов на предприятии................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………............

Работа состоит из  1 файл

курсовая моя.docx

— 35.61 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

 

ГЛАВА 1 Характеристика, учет и амортизация нематериальных активов……………………………………………………………………………5

1.1 Нематериальные  активы, их виды и характеристика…………………5

1.2. Учет нематериальных  активов…………………………………….........11

1.3. Амортизация нематериальных  активов………………………………………......................................................12

 

ГЛАВА 2 Анализ нематериальных активов на предприятии …..............16

2.1. Анализ нематериальных  активов на предприятии................................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………............

ПРИЛОЖЕНИЕ................................................................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В свете последних тенденций развития рыночных отношений становиться очевидным, что помимо активов материального плана, не являющихся единственным фактором обеспечения доходности предприятия, существуют еще и другие виды активов, так называемые нематериальные, т.е. те которые не имеют материальной субстанции, но играют весьма важную роль в получении дохода предприятием.

Как известно, целью финансового учета и финансовой отчетности является обеспечение заинтересованных лиц полной и достоверной информацией о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении предпринимателей и организаций. [1,с.125]

Нематериальные активы являются принципиально новым объектом бухгалтерского учета, так как появились в ее теории и практике на этапе становления и развития рыночных отношений в Казахстане.

Несмотря на то, что во многих странах запада нематериальные активы общепризнанны, их идентификация, способы поступления на баланс предприятий, оценка, амортизация остаются объектами горячих дискуссий.

В нашей же стране для учета нематериальных активов используется стандарт МСФО №38.

В данной работе будут проанализированы как правовые аспекты создания, приобретения нематериальных активов, так и их учет. Для этого использованы помимо основных учебников и учебных пособий, периодические издания (журналы с приложениями, газеты), посвященные проблемам и практике финансового учета. Актуальность темы подчеркнута тем, что особенности учета нематериальных активов являются одной из злободневных и наименее освещенных проблем казахстанского финансового  учета.

Поэтому цель данной работы – раскрытие основных особенностей бухгалтерского учета нематериальных активов и описание их видов и содержания.

В соответствии с целью были поставлены задачи курсовой работы:

- выявить экономическую  сущность нематериальных активов;

- изучить  учета нематериальных  активов;

- определить правила учета  амортизации нематериальных активов.

- провести анализ нематериальных  активов на предприятии.

Структурно курсовая работа состоит из введения, двух  глав, заключения, списка использованной литературы и приложений к работе.

Введение отражает актуальность, цели, задачи и методологическую основу данной исследуемой темы.

В основной части курсовой работы исследованы особенности отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с приобретением, выбытием и амортизацией нематериальных активов. Во второй главе проведены анализы по изучении нематериальных активов на предприятии. В заключении сформулированы выводы по исследованной теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Характеристика, учет и амортизация нематериальных активов

 

1.1. Нематериальные  активы их виды и характеристика.

В условиях перехода к рыночной экономики неотъемлемым фактором хозяйственной деятельности, приносящей доход, являются нематериальные активы intangible assets (от латинского tangere - касаться, осязать).

В соответствии с МСФО № 38 «Нематериальные активы» от 01.07.1999 г., нематериальные или неосязаемые активы представляют собой активы, не имеющие физической (натуральной формы), но приносящие предприятию дополнительный доход в течение длительного времени. Поэтому, неосязаемые активы (гудвилл, торговые марки, патенты и т.д.) включаются в средства при условии, что они были приобретены предприятием по измеряемой стоимости. [1,с.85]

Учет материальных и нематериальных активов имеет значительное сходство. Однако трудности учета нематериальных активов состоят в идентификации, оценке срока полезного эксплуатирования, в частности отсутствие физического содержимого затрудняет оценку периода срока службы, который становится трудноопределяемым.

Некоторые нематериальные активы могут быть идентифицированы отдельно от других активов предприятия. Например; патенты, торговые марки и франшизы. Однако другие нематериальные активы не могут быть идентифицированы отдельно, а наоборот, их стоимость извлекается из их взаимодействия с другими активами фирмы. Например, гудвилл, который основывается на доверии клиентов или на уровне квалификации сотрудников.

Нематериальный актив определяем, если его можно сдать в аренду, продать, обменять или если можно определить и отнести ожидаемые будущие экономические выгоды непосредственно к данному активу.

Обосновать предполагаемые экономические выгоды, связанные напрямую с данным нематериальным активом, можно в случае, если:

1) будет определена роль  нематериального актива в увеличении  будущих экономических выгод;

2) есть способность и  намерение предприятия использовать  данный актив (эта способность  и намерение должны быть продемонстрированы  технико-экономическими обоснованиями, бизнес-планами);

3) существуют адекватные  технические, финансовые и другие  ресурсы, позволяющие предприятию  получить ожидаемые будущие экономические  выгоды (имеются договора с кредитными  учреждениями, партнерами).

Согласно принципу стоимости нематериальные активы должны отражаться при приобретении по стоимости их приобретения. Стоимость приобретения включает все затраты, понесенные в связи с приобретением актива, в том числе цену покупки, затраты по перевозке и юридические расходы и любые другие затраты, связанные с приобретением. Стоимость приобретения - это текущая рыночная стоимость всех выплат или полученного актива (в зависимости от того, что наиболее достоверно определено). [2,с.55]

Первоначальная стоимость нематериальных активов, приобретенных как часть объединения организаций, признается по стоимости:

- реализации на дату  совершения сделки, которая достоверна  только при наличии активного  рынка для данного вида нематериальных  активов;

- установленной продавцом  на основании последней операции  купли (продажи) нематериального актива  аналогичного вида, если до даты  совершения данной сделки экономические  условия, существовавшие в момент  последней операции купли (продажи) такого вида нематериальных активов, не изменились.

При объединении организации покупатель признает нематериальные статьи, которые на дату совершения сделки соответствуют определению и отвечают критериям признания нематериальных активов, даже если они не признаны в качестве нематериальных активов в финансовой отчетности приобретаемого предприятия.

При отсутствии активного рынка для нематериального актива, приобретенного как часть объединения организаций, т.е. его стоимость не может быть оценена достоверно, актив не признается как отдельный нематериальный актив, но включается в гудвилл.

В первоначальную стоимость нематериального актива, приобретенного в кредит, вознаграждение (интерес), уплаченное за кредит, не включается и относится на расходы периода. [3,с.32]

Первоначальная стоимость нематериальных активов, полученных от государства бесплатно, за номинальную сумму или приобретенных за счет государственной субсидии признается по стоимости реализации, которая является достоверной, если она определена с учетом активного рынка для данного вида нематериальных активов.

Иногда трудно оценить, соответствует ли внутренне созданный нематериальный актив критериям признания. Часто бывает трудно:

- установить, имеет ли  и момент времени появления  идентифицируемого актива, который  будет создавать вероятные будущие  экономические выгоды;

- надежно определить себестоимость  актива. В некоторых случаях себестоимость  внутренне создаваемого нематериального  актива нельзя отличить от  себестоимости поддержания или  увеличения внутренне создаваемой  деловой репутации или ведения  повседневных операций.

Первоначальная стоимость нематериального актива, созданного самим предприятием, признается по сумме фактически прямых затрат и накладных расходов, которые могут быть разнесены на разумной основе на создание и подготовку актива к использованию по назначению, понесенных с момента соответствия нематериальной статьи определению и критериям признания нематериальных активов.

Для того чтобы оценить, соответствует ли внутренне созданный нематериальный актив критериям признания, предприятие классифицирует создание актива на:

- фазу исследований;

- фазу разработок. [4,с.16]

Исследования (Researches) - это оригинальные, спланированные исследования, проводимые в целях получения новых научных и технических знаний, которые, возможно, будут полезны при разработке новых продуктов, услуг. Исследования бывают базовые (не ориентированные изначально на получение каких-либо практических результатов) и прикладные (направленные на получение определенного практического результата).

Разработки (developments) - это применение полученных результатов исследований или существующих знаний и опыта для производства новых или качественно улучшенных материалов, приспособлений, продуктов, технологий, систем или услуг до начала их коммерческого производства или использования. [5,с.77]

Нематериальный актив, возникающий из разработок (или из фазы разработок внутреннего проекта), должен признаваться тогда, и только тогда, когда компания может продемонстрировать следующее:

1) техническую осуществимость  завершения нематериального актива  так, чтобы он был доступен  для использования или продажи;

2) свое намерение завершить  нематериальный актив и использовать  или продать его;

3) свою способность использовать  или продать нематериальный актив;

4) то, как нематериальный  актив будет создавать вероятные  будущие экономические выгоды. Среди  прочего, компания должна продемонстрировать  наличие рынка для результатов  нематериального актива или самого  нематериального актива или, если  предполагается его внутреннее  использование, полезность нематериального  актива;

5) доступность достаточных, технических, финансовых и других  ресурсов для завершения разработки  и для использования или продажи  нематериального актива;

6) способность надежно  оценить затраты, относящиеся к  нематериальному активу, в ходе  его разработки.

Существует определенное разделение нематериальных активов по отраслям их использования. Одной из этих отраслей является производство.

На производстве, как правило, используются такие виды активов, как лицензионное соглашение, на программное обеспечение, используемое на высокотехнологических станках под управлением программ; «Ноу-хау», организационные расходы, промышленные образцы и др. так или иначе связанные с производством.

Лицензионным называют соглашение о передаче прав на использование лицензий, "ноу-хау", товарных знаков и др. лицензионное соглашение, и может предусматривать передачу патентной лицензии; комплексную передачу нескольких патентов и связанного с ними "ноу-хау"; растет также число лицензионных соглашений на использование "ноу-хау" без патентов на изобретение. лицензионные соглашения последних двух типов предусматривают помимо передачи технических знаний оказание лицензиаром (владельцем патента) сопутствующих инжиниринговых услуг по организации лицензионного производства (см. Инжиниринг), а также соответствующие поставки оборудования, исходного сырья, отдельных узлов и т.п. лицензионные соглашения различаются: в зависимости от того, разрешают они экспорт лицензионной продукции, полностью исключают его или частично ограничивают; наличием или отсутствием в них обязательства лицензиара в течение срока действия соглашения предоставлять лицензиату (покупателю лицензии) информацию о новых усовершенствованиях лицензионной техники; по способу передачи технологии, т.е. лицензия предоставляется независимо или одновременно с заключением контракта на строительство объекта, поставку комплектного оборудования и оказание инжиниринговых услуг (самостоятельные или сопутствующие лицензионные соглашения).

Информация о работе Анализ нематериальных активов на предприятии