Формирование социологической выборки. Типы выборок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 16:03, реферат

Описание

Организация социологического исследования - сложный и многоплановый процесс. Рассмотрим его основные составляющие.
Весь изучаемый социальный массив социологи называют генеральной совокупностью, конечно, для исследования берется какая-то часть, точно так же, как при анализе крови берется одна капля.
Выборка - это метод исследования, когда из общей изучаемой (генеральной) совокупности однородных единиц отбирается некоторая его часть (выборочная совокупность), и только эта часть подвергается обследованию.

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 35.12 Кб (Скачать документ)

1. Формирование социологической  выборки. Типы выборок

 

Организация социологического исследования - сложный и многоплановый  процесс. Рассмотрим его основные составляющие.

     Весь изучаемый  социальный массив социологи  называют генеральной совокупностью,  конечно, для исследования берется  какая-то часть, точно так же, как при анализе крови берется  одна капля.

     Выборка - это метод исследования, когда  из общей изучаемой (генеральной)  совокупности однородных единиц  отбирается некоторая его часть  (выборочная совокупность), и только  эта часть подвергается обследованию.

     Социолог  выделяет некую часть генеральной  совокупности в надежде, что  сумеет выявить и доказать  свойства всего объекта исследования  в целом. Тип и способ выборки  зависят от целей исследования  и его гипотез: чем конкретней  цель и яснее сформулированы  гипотезы, тем правильней будет  решен вопрос о выборке. Первое  выборочное исследование в России  было проведено в 1884 г. - обследование  крестьянских хозяйств Воронежской  губернии. После 1917 г. они стали  ежегодными.

     Генеральная  и выборочная совокупности должны  сопоставляться по некоторым  важным признакам, которые легко  проверяются статистическими методами. Если они совпадают, то выборка  называется представительной, или  репрезентативной. Понятно и то, что чем больше размер выборки,  тем больше и достоверность.  Прежде всего, надо уяснить,  какие из имеющихся сведений  о характеристике генеральной  совокупности, объекте исследования  существенны для целей исследования. Во многих случаях это половозрастной, социально-профессиональный, имущественный  состав обследуемых, их пространственная  локализация. Пол и возраст  замыкают на себе многие показатели  семейного состояния: возраст,  к примеру, указывает на жизненный  опыт, профессиональный стаж. Пространственная  локализация (по территории, по  месту работы) важна с точки  зрения адресности выводов и  рекомендаций, которые должны быть  привязаны к административным  или производственным показателям.  При сочетании этих трех параметров: половозрастной структуры, социального  состава и пространственной локализации  - можно быть уверенным, что  выборка будет представительной  для изучения многих социальных  проблем. Понятно, что это правило  имеет исключения в зависимости  от конкретных условий и особых  целей исследования. Например, при  изучении политических ориентаций  населения уже не обойтись  без учета имущественного положения,  а студенческих проблем - без  знания вуза и курса обучения  студентов.

     Иногда требуется  повышенная надежность, например  в экономических и демографических  исследованиях, при переписях  населения. Здесь даже несущественные  отклонения в конечном счете могут давать большие ошибки. Отклонение выборки от известных показателей генеральной совокупности считается в процентах. Повышенная надежность (репрезентативность) выборки допускает ошибку до 3%, обыкновенная - от 3 до 10 процентов, приближенная - от 10 до 20%, ориентировочная - от 20 до 40% и прикидочная - более 40%.

     При этом  следует иметь в виду, что при  изучении определенной группы  населения, например ветеранов,  репрезентативная выборка заменяется  целевой. Она, будучи представительной  в отношении цели исследования, может и не быть репрезентативной  ко всей генеральной совокупности, например население города.

     Существуют  специальные формулы для определения  размера выборки. В их основе: заданная точность исследования, разброс признака и допустимая  ошибка репрезентативности. Но это  для специального исследования. Начинающие социологи делают  проще: берут вопрос, возможные  варианты ответа, умножают на  десять, прибавляют на ремонт  выборки и получают минимальное  число возможной выборки: больше - можно, меньше - нельзя. Простой  обсчет, двухмерное распределение,  трехмерное распределение. По  каждому интересующему нас варианту  ответа, группе людей должно быть  не меньше 10 ответов. Если меньше, то говорить о точности не  приходится.

     Объем выборки  определяется аналитическими задачами  исследования, а ее репрезентативность - целевой установкой программы  исследования. Именно программа  задает образ необходимой генеральной  совокупности для формирования  выборки: будет ли это все  население страны, региона, города  или его отдельные группы.

     Очень важно  при формировании выборки обеспечить  равномерный отбор из всей  генеральной совокупности. При небольших  по численности генеральных совокупностях  применяют случайные выборки.  Их можно использовать, когда  известны основные параметры  генеральной совокупности.

     Случайная  систематическая выборка - отбор  идет через определенные интервалы,  например, по спискам студентов,  клиентов банка, избирателей и  т.п. Имея список работников предприятия и определив объем необходимой выборки, можно установить шаг выборки, например каждый десятый или сотый из списка.

     Серийная  или гнездовая выборка реализуется  в том случае, если есть внутренняя  структура объекта. На предприятии  выбираются не все подразделения,  а наиболее типичные, например в области - отдельные города и районы, но опять же типичные; в городе это могут быть отдельные микрорайоны.

     Целевой называется  выборка, в которой идет выделение  на основе каких-либо признаков,  например по полу, национальности, имущественному положению, принадлежности  к политическим партиям и т.  п.

     Целенаправленная  квотная выборка предполагает  пропорциональный отбор на основании  статистики распределения среди  генеральной совокупности заданных  сочетаний паспортных данных  респондентов - квот. В социологии также используется выборка как метод основного массива - опрос всех присутствующих (или 60-70% всей численности). Посредством этого метода, например, осуществляется "зондаж" общественного мнения.

     Выборки бывают  одно- и многоступенчатыми, комбинированными. На каждой ступени отбора следует  обеспечить требование представительности. Например, при опросе населения  города на первом этапе отбираются  типичные микрорайоны, а затем  опрашиваются жители каждой двадцатой  или пятидесятой квартиры дома. При опросе населения области  на первой ступени выбираются  типичные районы и города. Примером  стихийной выборки могут быть  опросы по почте, интервью встречных,  прохожих, пассажиров. Здесь может  применяться квотный принцип,  когда в конкретном здании  необходимо опросить определенное  количество человек по некоторым  признакам, к примеру, по полу, возрасту.

 

2 Типология социологических исследований

 

Можно выделить три основных типа социологических исследований:

разведывательное, или пилотажное;

описательное;

аналитическое.

Разведывательное исследование охватывает небольшие совокупности, основывается на упрощенной программе  и сжатом по объему инструментарии. Разведывательное исследование иногда бывает пилотажным, когда в нем  уточняются исследовательские гипотезы, отрабатывается инструментарий, выявляются трудности, с которыми могут столкнуться  социологи.

     Разновидностью  разведывательного исследования  являются экспресс-опросы. С их помощью определяют отношение людей к актуальным событиям и фактам. Это зондаж общественного мнения. Нередко к нему прибегают для оценки хода и результатов различных социально-экономических и политических мероприятий (реформа, избирательная кампания).

     Описательное  исследование позволяет получить  относительно целостное представление  об изучаемом явлении. Оно проводится  по достаточно глубоко разработанной  программе и на базе методически  отработанного инструментария. Объектом  исследования может быть коллектив  крупного предприятия, население  города, района, региона. Применяются  самые разнообразные методы исследования.

     Аналитическое  исследование ставит целью углубленное  изучение явления, всесторонний  анализ его структуры и характеристик.  Чаще всего заканчивается монографическими  работами. Например, миграция из  села. В описательном исследовании  достаточно назвать основные  причины миграции. В аналитическом требуется их ранжировать, показать все причинно-следственные связи, проанализировать по отдельным социально-демографическим группам.

     Аналитическое  исследование по своему характеру  носит комплексный характер, в  нем применяются самые различные  формы сбора и анализа информации. Разновидностью аналитического  исследования является социальный  эксперимент.

     Исследование  может повторяться неоднократно, чтобы представить поведение  изучаемого объекта в динамике. В этом случае исследование  называется панельным. Повторные  когортные исследования - особая разновидность панельных исследований, отличающихся тем, что выборочный объект - возрастная группа, изучаемая на протяжении достаточно длительного времени. Термин "когорта" заимствован из демографии, им обозначаются люди одного поколения, более строго - одного года рождения. Например, международные и межрегиональные исследования, цель которых - выявление общего и специфического в социальных процессах различных стран или регионов.

     Содержание  и структура социологического  исследования зависят от его  общей направленности. С этой  точки зрения можно выделить  два типа исследований.

     Теоретико-прикладные  исследования, цель которых - содействие  решению крупных социальных проблем  путем разработки новых подходов  к их изучению, интерпретации.

     Прикладные  исследования, направленные на практическое  решение конкретных, обозначившихся  социальных проблем. Такие исследования  нередко называют социально-инженерными.  Теоретические подходы, уже разработанные  в социологии, здесь реализуются  в конкретном приложении к  данной области социальной жизни.  Их непосредственным результатом  может быть разработка практических  рекомендаций, социального проекта.  Вот почему социологию иногда  называют социальной инженерией.

 

3.Структура анкеты и требования к ее составлению

Экономические материалы

Совокупность вопросов разного типа еще не является полноценным  инструментом социологического исследования, способным предоставить исследователю  необходимую информацию. В процессе разработки социологического инструментария следует обратить внимание на выделении  в композиции анкеты нескольких элементов.

 

 

Вводная часть опросника  должна содержать наиболее простые  вопросы, которые позволят наладить контакт с респондентом и подготовить  его к процедуре опроса. Не следует  в самом начале анкеты располагать  вопросы, которые могут оказаться  трудными для восприятия.

 

Основная часть анкеты включает вопросы, целью которых  является предоставление информации, необходимой для решения исследовательских  задач. В процессе разработки основной части анкеты следует учитывать прежде всего не логику исследователя, а психологическое восприятие респондентом задаваемых вопросов.

 

За основной частью анкеты следуют вопросы Паспортички, которые предоставят исследователю сведения о социально-демографических характеристиках участников опроса. Чаще всего здесь используются вопросы о поле, возрасте, роде занятий, материальном и образовательном статусе респондентов.

 

Социологическая анкета должна соответствовать ряду требований, реализация которых приведет к повышению  уровня надежности информации, полученной в ходе исследования, а также снимет некоторые процедурные трудности, возникающие в ситуации опроса.

 

Во-первых, анкета должна быть анонимной. Факт конфиденциальности предоставляемой  информации должен постоянно подчеркиваться в процессе общения социолога  с респондентом.

 

Во-вторых, ситуация анкетного  опроса должна быть обязательно подготовлена (должны быть оформлены соответствующие  документы, сделано объявление о  проведении социологического исследования и пр.).

 

В-третьих, анкета должна содержать  титульный лист, на котором указывается  адресная часть (организация, которая  проводит исследование), наименование документа (анкета или бланк интервью), обращение к респонденту, состоящее  из указания темы исследования и общей  инструкции по заполнению, время и  место заполнения, составители.

 

В-четвертых, анкеты должна включать указания по технике заполнения конкретных вопросов (например, если респондент может выбрать несколько вариантов  ответа, то такая возможность должна быть обозначена в соответствующем  вопросе). В целом техника оформления анкеты должна быть единообразной.

 

В-пятых, не рекомендуется  использовать в анкете сокращения.

 

Анкета должна быть построена  стилистически грамотно, напечатана на плотной белой бумаге достаточно крупным шрифтом. Недопустимым является перенос вопроса со страницы на страницу. С целью улучшения психологического восприятия анкеты можно использовать рисунки на ее полях.

 

В заключение подчеркнем, что  любой метод сбора социологической  информации обладает как преимуществами, так и ограничениями, поэтому  в процессе проведения исследования социолог должен обращать внимание прежде всего на специфику изучаемого объекта, учитывать наличие опыта использования конкретного метода сбора данных, а также ресурсные возможности данного исследовательского проекта. С целью преодоления ограниченности отдельных методов следует ориентироваться на комбинирование опроса, наблюдения и анализа документов.

Информация о работе Формирование социологической выборки. Типы выборок