Бюджет, внебюджетные фонды и бюджетное устройство России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2011 в 08:01, лекция

Описание

Бюджетное устройство России
Понятие, виды и функции бюджетов
Понятие и виды внебюджетных фондов, целевых бюджетных и резервных фондов
Особенности бюджетной системы России

Работа состоит из  1 файл

БС РФ_Л.doc

— 592.50 Кб (Скачать документ)

- подзаконные  нормативные правовые акты по  вопросам связанным с бюджетной  деятельностью, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ или исполнительными нами местного самоуправления;

      б) акты органов специальной компетенции:

— ведомственные  подзаконные нормативные правовые акты. 

      2. Источники правового  регулирования бюджетных  отношений

      Основные  источники правового  регулирования бюджетных отношений:

      Конституция РФ как источник правового  регулирования бюджетных  отношений - Источниками бюджетного права являются положения Конституции РФ, как непосредственно содержащие бюджетно-правовые нормы, так и положения, имеющие большое значение при установлении общих принципов бюджетного устройства Российской Федерации, установлении налоговых и неналоговых доходов бюджетов, формировании бюджетной политики Российской Федерации, а также нормы, определяющие магистральные направления совершенствования и развития бюджетного права и в целом образующие конституционные основы бюджетного устройства России. К таким важным положениям Конституции РФ прежде всего, следует отнести ст. 15, 34, 35, 46, 57 72, 74, 75, 76, 90, ч. 5 ст. 101. ч. 3 ст. 104, 106, 114 и др.

      Бюджетное законодательство как источник правового регулирования бюджетных отношений - как уже говорилось, бюджетное законодательство включает в себя:

  • федеральное бюджетное законодательство (состоящее из Бюджетного кодекса Российской Федерации и ежегодных федеральных законов о федеральном бюджете);
  • региональное бюджетное законодательство — законы субъектов Российской Федерации о бюджете этих субъектов Российской Федерации;

      • нормативные правовые акты о местных  бюджетах (решения о местных бюджетах), принятые представительными органами местного самоуправления;

      • иные федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные правоотношения.

      В настоящее время наиболее важные положения об организации и осуществлении бюджетной деятельности в России закреплены в Бюджетном кодексе Российской Федерации, который был принят 31 июля 1998 г. (Федеральный закон № 145-ФЗ1) и действует с учетом изменений. При этом согласно Федеральному закону от 9 июля 1999 г. № 159-ФЗ указанный кодифицированный нормативный, правовой акт был введен в действие с 1 января 2000 г.

      Подзаконные нормативные правовые акты как источник правового регулирования бюджетных отношений. - Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления и органы государственных внебюджетных фондов в предусмотренных (допускаемых) бюджетным законодательством случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с бюджетированием, которые не должны противоречить бюджетному законодательству.

      При этом подзаконные нормативные правовые акты, содержащие нормы бюджетного права, в свою очередь, подразделяются на две группы: акты органов общей компетенции и акты органов специальной компетенции. К актам органов обшей компетенции относятся:

      а) указы Президента РФ, которые не должны противоречить Конституции РФ и бюджетному законодательству и имеют приоритетное значение по отношению к другим подзаконным актам. Такие акты могут приниматься по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента (ст. 90 Конституции РФ), в том числе по вопросам, составляющим предмет бюджетного права, кроме случаев, когда этот вопрос в соответствии с Бюджетным кодексом РФ может быть урегулирован только законом. Отметим, что, относя указы Президента РФ к подзаконным актам, не следует забывать, что согласно ч. 2 ст. 80 Конституции РФ Президент РФ в установленном Конституцией порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Эти меры Президент РФ уполномочен принимать не только на основании законов, но и в их отсутствие. Это так называемое делегированное законодательство означает обязанность Президента РФ в случаях отсутствия законов принимать нормативные правовые акты для обеспечения норм Конституции до принятия федеральных законов.

      б) Постановления Правительства РФ. В соответствии с п. «б» ч. 1 ст. 114 Конституции Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой и налоговой политики. Постановления Правительства РФ принимаются на основании и во исполнение нормативных правовых актов, имеющих высшую по сравнению с ними юридическую силу.

      Во  исполнение положений бюджетного законодательства и актов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе издавать не противоречащие им подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения.

      в) Подзаконные нормативные правовые акты, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ, и подзаконные нормативные правовые акты, принятые исполнительными органами местного самоуправления. Указанные органы в пределах своей компетенции в предусмотренных законодательством случаях также издают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения.

      К актам органов специальной компетенции относятся ведомственные регулирующие бюджетные правоотношения подзаконные нормативные правовые акты, издание которых осуществляется в случаях и в пределах, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Такими органами специальной компетенции являются Министерство финансов Российской Федерации, органы государственных внебюджетных фондов и другие органы государственной власти.

      Договоры РФ как источники правового регулирования бюджетных отношений - Международные договоры Российской Федерации — положениями ч. 4 ст. 15 Конституции РФ предусмотрено, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Следовательно, в российскую правовую систему введено две категории международно-правовых норм. Причем, согласно Конституции РФ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. При этом под общепризнанными принципами и нормами международного права следует понимать нормы, содержащие основополагающие принципы международного права, и общие принципы права, признанные цивилизованными нациями. Вторую категорию составляют нормы, содержащиеся в международных договорах России. Бюджетным кодексом РФ также предусмотрено, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные БК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации (ст. 4 БК РФ). При этом следует учитывать, что в соответствии со ст. 57 Конституции РФ международные договоры по вопросам налогообложения могут применяться лишь после их ратификации Федеральным Собранием РФ. Внутригосударственные договоры — это договоры между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектами, а также между субъектами Российской Федерации по вопросам регулирования бюджетных правоотношений.

      Судебные  прецеденты как источники правового регулирования бюджетных отношений - В последнее время важным дискуссионным вопросом в российской юридической науке остается вопрос, является ли источником права судебная и арбитражная практика, в частности акты правосудия Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ.

      Между тем вопрос об отнесении к источникам права решений Конституционного Суда РФ практически решен. Как известно, Конституционный Суд РФ занимается толкованием Конституции России, т.е. уясняет и разъясняет смысл интерпретируемых норм. Результатом такого толкования является правовая позиция КС РФ —  это  прецедент толкования  конституционной нормы, выраженный в мотивированной части постановления КС РФ, т.е. имеет письменную форму и обладает нормативным значением. Нормативное толкование Конституционного Суда РФ рассчитано на неоднократное   применение,   осуществляется   в  отношении широкого круга общественных отношений, является официальным   и   обязательным.   Правовая   позиция ) Конституционного Суда РФ распространяется не только на участников конкретного конституционного спора, при рассмотрении которого она была сформулирована, но и направлена неограниченному кругу лиц. В соответствии со ст. 6 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституцией ном Суде Российской Федерации» решения КС РФ обязательны не только для участников конституционного спора, но и для иных субъектов права. Поэтому фактически Конституционный Суд РФ все же в определенных пределах выполняет правотворческую функцию, осуществляя конкретизацию норм Конституции РФ. Конституционный Суд РФ создает новые нормы, особенности процедурного характера, восполняет пробелы Конституции.

      В отношении же судебной и арбитражной  практики в целом необходимо отметить, что, хотя вопрос о судебной практике как источнике права является дискуссионным, нельзя не признать, что акты правосудия — решения Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации - оказывают определенное влияние на практику приме нения законодательства, в том числе и бюджетного. 
 

      ТЕМА 6

      Характеристика доходов бюджетов 

      План  Лекции

1. Доходы бюджетной системы

2. Состав и  классификация доходов бюджетов  всех уровней бюджетной системы

3. Налоговые  доходы

4. Неналоговые  доходы

5. Безвозмездные  перечисления

6. Собственные  и регулируемые доходы 

      1. Доходы бюджетной системы

      Доходы  бюджетов представляют собой поступающие в собственность государства и муниципальных образований денежные средства, финансовые ресурсы, необходимые для эффективного осуществления государством и муниципальным образованием возложенных на них публичных, социальных, экономических и иных функций.

      При этом государственные доходы (то есть доходы федерального и регионального бюджетов) определяются как часть национального дохода, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой основы, необходимой для финансирования деятельности государства10.

      В свою очередь, под муниципальными доходами понимается часть национального дохода, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения в собственность и распоряжение муниципального образования с целью создания финансовой основы для финансирования деятельности органов местного самоуправления. Система государственных и муниципальных доходов образует доходы бюджетов.

      По  материально-вещественному содержанию доходы бюджета — это денежные средства, поступающие в бюджет соответствующего уровня на безвозмездной и безвозвратной основе в соответствии с действующим законодательством. Доходы бюджета являются базой для осуществления государственных расходов. 

      2. Состав и классификация  доходов бюджетов  всех уровней бюджетной  системы

      Состав  доходов бюджета зависит от принятой в стране системы хозяйствования и основных направлений экономической политики. До 1991 г. в нашей стране преобладали неналоговые доходы, отвечавшие принципам административно-командной системы. Платежи из прибыли предприятий осуществлялись по индивидуальным ставкам, в зависимости от народно-хозяйственного значения того или иного предприятия и результатов его деятельности. Переход к рыночным формам хозяйствования потребовал новую правовую основу для формирования доходов бюджетов, поэтому доходы стали формироваться в основном за счет налоговых поступлений.

      Разнообразие  видов доходов требует определенной классификации:

Информация о работе Бюджет, внебюджетные фонды и бюджетное устройство России