Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2011 в 08:01, лекция
Бюджетное устройство России
Понятие, виды и функции бюджетов
Понятие и виды внебюджетных фондов, целевых бюджетных и резервных фондов
Особенности бюджетной системы России
- подзаконные
нормативные правовые акты по
вопросам связанным с
б)
акты органов специальной
— ведомственные
подзаконные нормативные правовые акты.
2. Источники правового регулирования бюджетных отношений
Основные источники правового регулирования бюджетных отношений:
Конституция РФ как источник правового регулирования бюджетных отношений - Источниками бюджетного права являются положения Конституции РФ, как непосредственно содержащие бюджетно-правовые нормы, так и положения, имеющие большое значение при установлении общих принципов бюджетного устройства Российской Федерации, установлении налоговых и неналоговых доходов бюджетов, формировании бюджетной политики Российской Федерации, а также нормы, определяющие магистральные направления совершенствования и развития бюджетного права и в целом образующие конституционные основы бюджетного устройства России. К таким важным положениям Конституции РФ прежде всего, следует отнести ст. 15, 34, 35, 46, 57 72, 74, 75, 76, 90, ч. 5 ст. 101. ч. 3 ст. 104, 106, 114 и др.
Бюджетное законодательство как источник правового регулирования бюджетных отношений - как уже говорилось, бюджетное законодательство включает в себя:
• нормативные правовые акты о местных бюджетах (решения о местных бюджетах), принятые представительными органами местного самоуправления;
• иные федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные правоотношения.
В настоящее время наиболее важные положения об организации и осуществлении бюджетной деятельности в России закреплены в Бюджетном кодексе Российской Федерации, который был принят 31 июля 1998 г. (Федеральный закон № 145-ФЗ1) и действует с учетом изменений. При этом согласно Федеральному закону от 9 июля 1999 г. № 159-ФЗ указанный кодифицированный нормативный, правовой акт был введен в действие с 1 января 2000 г.
Подзаконные нормативные правовые акты как источник правового регулирования бюджетных отношений. - Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления и органы государственных внебюджетных фондов в предусмотренных (допускаемых) бюджетным законодательством случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с бюджетированием, которые не должны противоречить бюджетному законодательству.
При этом подзаконные нормативные правовые акты, содержащие нормы бюджетного права, в свою очередь, подразделяются на две группы: акты органов общей компетенции и акты органов специальной компетенции. К актам органов обшей компетенции относятся:
а) указы Президента РФ, которые не должны противоречить Конституции РФ и бюджетному законодательству и имеют приоритетное значение по отношению к другим подзаконным актам. Такие акты могут приниматься по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента (ст. 90 Конституции РФ), в том числе по вопросам, составляющим предмет бюджетного права, кроме случаев, когда этот вопрос в соответствии с Бюджетным кодексом РФ может быть урегулирован только законом. Отметим, что, относя указы Президента РФ к подзаконным актам, не следует забывать, что согласно ч. 2 ст. 80 Конституции РФ Президент РФ в установленном Конституцией порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Эти меры Президент РФ уполномочен принимать не только на основании законов, но и в их отсутствие. Это так называемое делегированное законодательство означает обязанность Президента РФ в случаях отсутствия законов принимать нормативные правовые акты для обеспечения норм Конституции до принятия федеральных законов.
б) Постановления Правительства РФ. В соответствии с п. «б» ч. 1 ст. 114 Конституции Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой и налоговой политики. Постановления Правительства РФ принимаются на основании и во исполнение нормативных правовых актов, имеющих высшую по сравнению с ними юридическую силу.
Во исполнение положений бюджетного законодательства и актов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе издавать не противоречащие им подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения.
в) Подзаконные нормативные правовые акты, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ, и подзаконные нормативные правовые акты, принятые исполнительными органами местного самоуправления. Указанные органы в пределах своей компетенции в предусмотренных законодательством случаях также издают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения.
К актам органов специальной компетенции относятся ведомственные регулирующие бюджетные правоотношения подзаконные нормативные правовые акты, издание которых осуществляется в случаях и в пределах, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Такими органами специальной компетенции являются Министерство финансов Российской Федерации, органы государственных внебюджетных фондов и другие органы государственной власти.
Договоры РФ как источники правового регулирования бюджетных отношений - Международные договоры Российской Федерации — положениями ч. 4 ст. 15 Конституции РФ предусмотрено, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Следовательно, в российскую правовую систему введено две категории международно-правовых норм. Причем, согласно Конституции РФ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. При этом под общепризнанными принципами и нормами международного права следует понимать нормы, содержащие основополагающие принципы международного права, и общие принципы права, признанные цивилизованными нациями. Вторую категорию составляют нормы, содержащиеся в международных договорах России. Бюджетным кодексом РФ также предусмотрено, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные БК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации (ст. 4 БК РФ). При этом следует учитывать, что в соответствии со ст. 57 Конституции РФ международные договоры по вопросам налогообложения могут применяться лишь после их ратификации Федеральным Собранием РФ. Внутригосударственные договоры — это договоры между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектами, а также между субъектами Российской Федерации по вопросам регулирования бюджетных правоотношений.
Судебные прецеденты как источники правового регулирования бюджетных отношений - В последнее время важным дискуссионным вопросом в российской юридической науке остается вопрос, является ли источником права судебная и арбитражная практика, в частности акты правосудия Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ.
Между тем вопрос об отнесении к источникам права решений Конституционного Суда РФ практически решен. Как известно, Конституционный Суд РФ занимается толкованием Конституции России, т.е. уясняет и разъясняет смысл интерпретируемых норм. Результатом такого толкования является правовая позиция КС РФ — это прецедент толкования конституционной нормы, выраженный в мотивированной части постановления КС РФ, т.е. имеет письменную форму и обладает нормативным значением. Нормативное толкование Конституционного Суда РФ рассчитано на неоднократное применение, осуществляется в отношении широкого круга общественных отношений, является официальным и обязательным. Правовая позиция ) Конституционного Суда РФ распространяется не только на участников конкретного конституционного спора, при рассмотрении которого она была сформулирована, но и направлена неограниченному кругу лиц. В соответствии со ст. 6 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституцией ном Суде Российской Федерации» решения КС РФ обязательны не только для участников конституционного спора, но и для иных субъектов права. Поэтому фактически Конституционный Суд РФ все же в определенных пределах выполняет правотворческую функцию, осуществляя конкретизацию норм Конституции РФ. Конституционный Суд РФ создает новые нормы, особенности процедурного характера, восполняет пробелы Конституции.
В
отношении же судебной и арбитражной
практики в целом необходимо отметить,
что, хотя вопрос о судебной практике как
источнике права является дискуссионным,
нельзя не признать, что акты правосудия
— решения Верховного Суда Российской
Федерации и Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации - оказывают определенное
влияние на практику приме нения законодательства,
в том числе и бюджетного.
ТЕМА 6
Характеристика
доходов бюджетов
План Лекции
1. Доходы бюджетной системы
2. Состав и
классификация доходов
3. Налоговые доходы
4. Неналоговые доходы
5. Безвозмездные перечисления
6. Собственные
и регулируемые доходы
1. Доходы бюджетной системы
Доходы бюджетов представляют собой поступающие в собственность государства и муниципальных образований денежные средства, финансовые ресурсы, необходимые для эффективного осуществления государством и муниципальным образованием возложенных на них публичных, социальных, экономических и иных функций.
При этом государственные доходы (то есть доходы федерального и регионального бюджетов) определяются как часть национального дохода, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой основы, необходимой для финансирования деятельности государства10.
В свою очередь, под муниципальными доходами понимается часть национального дохода, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения в собственность и распоряжение муниципального образования с целью создания финансовой основы для финансирования деятельности органов местного самоуправления. Система государственных и муниципальных доходов образует доходы бюджетов.
По
материально-вещественному
2. Состав и классификация доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы
Состав доходов бюджета зависит от принятой в стране системы хозяйствования и основных направлений экономической политики. До 1991 г. в нашей стране преобладали неналоговые доходы, отвечавшие принципам административно-командной системы. Платежи из прибыли предприятий осуществлялись по индивидуальным ставкам, в зависимости от народно-хозяйственного значения того или иного предприятия и результатов его деятельности. Переход к рыночным формам хозяйствования потребовал новую правовую основу для формирования доходов бюджетов, поэтому доходы стали формироваться в основном за счет налоговых поступлений.
Разнообразие
видов доходов требует
Информация о работе Бюджет, внебюджетные фонды и бюджетное устройство России