Целевые программы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 11:06, курсовая работа

Описание

В данной работе изучен порядок формирования программ и их реализация, также проведен анализ целевых программ на примере Краевой целевой программы "Развитие семейной политики в Хабаровском крае на 2012 – 2014 годы" и анализ расходов бюджета Хабаровского края на целевые программы. Также рассмотрено финансирование целевых программ из бюджетов разных уровней, контроль за ходом их реализации и выполнением.

Содержание

Введение 3
1. Сущность, порядок формирования и реализации целевых программ. 5
2. Анализ целевых программ и оценка их реализации. Анализ расходов бюджета Хабаровского края на целевые программы. 14
3. Финансирование целевых программ, управление реализацией и контроль за ходом их выполнения. 22
Заключение 29
Список использованных источников 30

Работа состоит из  1 файл

моя курсовая.docx

— 61.77 Кб (Скачать документ)

КР.10041020094                                                                                              

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Бюджетное планирование и прогнозирование»

на тему: «Целевые программы»

                                                                                              Выполнил: студентка 3курса

 

 

Хабаровск  2012 г.

 

Содержание

Введение 3

1. Сущность, порядок формирования и реализации целевых программ. 5

2. Анализ целевых программ и оценка их реализации. Анализ расходов бюджета Хабаровского края на целевые программы. 14

3. Финансирование целевых программ, управление реализацией и контроль за ходом их выполнения. 22

Заключение 29

Список использованных источников 30

 

 

Введение

В условиях модернизации экономики  Российской Федерации особого внимания требует повышение эффективности  бюджетных расходов, как на федеральном  уровне, так и на уровне субъектов  РФ. Россия имеет достаточно ограниченные бюджетные ресурсы для решения задач социально-экономической политики. Следствием этого, стало принятие программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов, в которой отмечено «в качестве одного из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов как составной части эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления предлагается принять программно-целевой принцип организации их деятельности».

Целевые программы являются традиционным и наиболее отработанным инструментом реализации государственной  политики.

По своей сути, целевые  программы представляют собой  увязанные по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплексы научно-исследовательских, опытно-конструкторских, организационно-хозяйственных и иных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение конкретных задач в области государственно-федеративного строительства, научно-технического, экономического, инвестиционного, социально-демографического, внешнеэкономического, культурного, экологического и регионального развития Российской Федерации.

Целевые программы являются одним из важнейших инструментов осуществления государственной  структурной политики, реализации целей  и приоритетных направлений социально-экономического развития не только на Федеральном  уровне, но и на уровне субъектов  РФ и муниципалитетов. Практика показывает, что целевые программы могут быть эффективно использованы для управления социальными и экономическими процессами в регионах и муниципальных образованиях.

В данной работе изучен порядок  формирования программ и их реализация, также проведен анализ целевых программ на примере Краевой целевой программы "Развитие семейной политики в Хабаровском крае на 2012 – 2014 годы" и анализ расходов бюджета Хабаровского края на целевые программы. Также рассмотрено финансирование целевых программ из бюджетов разных уровней, контроль за ходом их реализации и выполнением.

 

 

 

1.Сущность, порядок формирования и реализации целевых программ.

 

 Для реализации социально-экономического развития страны и других важных целей, формируются  программы, носящий  целевой характер.

В соответствии с действующим  законодательством РФ, целевые программы  представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс производственных, социально-экономических, организационных и других мероприятий, направленных на достижение конечных результатов в области экономического, экологического, социального, культурного развития страны. Иными словами, под целевой программой понимается совокупность выполняемых мероприятий (оказываемых услуг), взаимоувязанных по срокам, исполнителям и ресурсам, и направленных на достижение определенной цели и задачи. По сути, целевая программа – это программа действий по достижению поставленных целей, сбалансированная по ресурсам (финансовым, кадровым и др.)  

Законодательство определяет следующие общие требования к бюджетным целевым программам:

• четкая формулировка цели программы, соответствующей приоритетам государственной политики, полномочиям и сферам ответственности органов исполнительной власти;

• описание поддающихся количественной оценке ожидаемых результатов реализации программы;

• наличие системы показателей для измерения результатов реализации программы  и целевых значений каждого из таких показателей; 
• обоснование потребностей в ресурсах для достижения цели и результатов программы, оценки внешних условий и рисков реализации программы;

• определение системы управления реализацией программы, разграничения полномочий и ответственности.

 

Применение долгосрочных целевых программ в качестве инструмента  управления социально-экономическим  развитием определено статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в  соответствии с которой:

  • Долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
  • Сроки реализации долгосрочных целевых программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке.
  • Объем бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ (подпрограмм) утверждается законом (решением) о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе (подпрограмме) целевой статье расходов бюджета в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования, утвердившим программу.
  • По каждой долгосрочной целевой программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения и критерии указанной оценки устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом
  • государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Целевая программа может состоять из нескольких подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках данной программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения. По долгосрочной целевой программе должен быть определен исполнитель-координатор, по каждой из подпрограмм – соисполнитель. Исполнитель – координатор программы – орган исполнительной власти, ответственный за реализацию программы в целом, соисполнитель подпрограммы – орган исполнительной власти, ответственный за реализацию конкретной задачи. Долгосрочная целевая программа должна содержать показатели конечного и непосредственного результата. Каждая из подпрограмм должна содержать свои показатели непосредственного результата (объемные и качественные).

Для достижения целей и задач развития конкретной отрасли применяется такой инструмент программно-целевого управления как  ведомственная целевая программа. Она представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления мероприятий, реализуемых главным распорядителем бюджетных средств и обеспечивающих решение отраслевых задач в поле его ответственности в сфере социально-экономического развития. Мероприятия ведомственной целевой программы не должны совпадать с мероприятиями долгосрочных целевых программ. 
    Главный распорядитель средств в соответствии с установленным порядком: 

• разрабатывает проекты ведомственных целевых программ; 
 • обеспечивает реализацию ведомственных целевых программ ведомства и их финансирование;

• формирует и представляет отчетность о реализации ведомственных целевых программ.

Применение ведомственных  целевых программ в бюджетном  процессе обусловлено необходимостью повышения ответственности субъектов  бюджетного планирования за достижение конкретных, количественно определенных результатов. 

Целевые программы по уровню их разработки и утверждения делятся  на: 
• федеральные;

• региональные;

 • муниципальные

Федеральные целевые программы разрабатываются и осуществляются для комплексного решения неотложных и крупных экономических, социальных, научно-технических и других проблем, имеющих национальное значение. Федеральные целевые программы являются гибким инструментом реализации долгосрочной экономической политики государства, активного воздействия на производственные и экономические процессы. Они включают конкретные цели и результаты, которые необходимо достигнуть исходя из сформированных приоритетов среднесрочной программы социально-экономического; развития страны, а также перечень инвестиционных и инновационных проектов, обеспечивающих достижение этих целей и обоснованное ресурсное обеспечение, в том числе за счет федерального бюджета. Поэтому основу ФЦП должны составлять ограниченный круг особо важных общенародных проблем в соответствии с принципами концепции социально-экономического развития государства. Главными параметрами ФЦП являются масштабность, межотраслевой и межрегиональный характер. Немаловажное значение для нормализации социальной и экономической обстановки в стране имеют региональные федеральные программы, с помощью которых достигаются конкретные цели государственной региональной политики. Эти цели закреплены Указом Президента Российской Федерации «Об основных направлениях региональной политики в Российской Федерации»

Имеется разделение целевых  программ на классификационные группы в соответствии с их целевой ориентацией, характером и природой проблем, которые  призваны решать программы. По виду целей, достижению которых призвана служить  программа, и типу решаемых проблем  выделяются следующие виды целевых  программ:

— социально-экономические, формирующие целенаправленному преобразование социальных и экономических отношений общества;

— социальные программы направлены на решение проблем социальной природы, повышение степени удовлетворения материальных и духовных потребностей. К социально ориентированным относятся программы, непосредственно связанные с развитием культуры, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта;

— научно-технические (инновационные) программы нацелены на развитие фундаментальных и прикладных научных исследований, продвижение в области научно-технического и технологического прогресса, освоение достижений науки и техники, их применение в экономике с целью повышения эффективности производства. К этому классу относятся программы, направленные на решение важнейших научно-технических проблем, освоение и широкомасштабное внедрение принципиально новых видов техники и технологий, комплексное осуществление крупных научно-технических проектов;

— инвестиционные программы связаны с долговременным, стратегическим вложением капитала с целью обеспечения устойчивого развития, роста экономического потенциала, укрепления положения страны, ее регионов на внутренних и мировых рынках. Программы этого класса охватывают освоение новых территорий, создание крупных производственных объектов, развитие территориально-производственных комплексов;

— экологические программы ориентированы на бережное использование природных богатств, охрану и предотвращение недопустимого загрязнения земли, водного, и воздушного пространства, создание условий для сохранения растительного и животного мира;

— программы безопасности направлены на обеспечение и повышение уровня следующих видов безопасности:

— оборонная (военная) безопасность, обеспечивающая подавление угрозы нападения и захвата территорий страны, совершения террористических актов;

— экономическая и финансовая безопасность, предусматривающая предотвращение экономических и финансовых кризисов, дефолта, обеспечение устойчивого функционирования экономики, сбалансированность бюджетов всех уровней, подавление угрозы превышения предельно допустимых (пороговых) значений внутреннего и внешнего долга и др.

По срокам реализации программы подразделяются на:

— краткосрочные (продолжительностью до 3 лет);

— среднесрочные (от 3 до 5 лет);

— долгосрочные (свыше 5 лет).

При этом инновационные программы  могут быть только краткосрочными, научно-технические — также и  среднесрочными, остальные — любой  длительности.

Принципы разработки федеральных, межгосударственных, региональных и  других программ базируются на понятиях и принципах программно-целевого планирования. Наиболее важными из них являются:

- целенаправленность — целевая ориентация программ на обеспечение конечных результатов;

- системность — разработка совокупности мер, необходимых для реализации программ во взаимосвязи с концепцией развития страны в целом;

- комплексность — достижение частных целей программы в соответствие с общими целями.

- обеспеченность состоит в том, что все мероприятия, предусмотренные в программе, должны быть обеспечены всеми видами ресурсов, в полной мере;

- экономическая безопасность разрабатываемых  мероприятий;

- согласованность федеральных и региональных интересов;

- своевременность достижения требуемого конечного результата.

Существует определенный порядок формирования и реализации целевых программ. Для того, чтобы определить направление и основные цели программы, следует выявить проблемы для программной разработки. Данные проблемы выявляются посредством анализа статистических данных, анализа докладов о результатах, социологических исследований, общественных советов и круглых столов, фокусных групп, опросов, анкетирования и других способов и средств. На основе проблем формируются цели и направления программы. Исходя из этого разрабатываются концепции программы, их экспертиза и оценка и далее утверждение концепции и принятие решения о разработке программы. Концепция целевой программы должна включать следующие основные разделы:

  1. обоснование соответствия решаемой проблемы и целей программы приоритетным задачам социально-экономического развития муниципального образования;
  2. обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом;
  3. характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода;
  4. возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы;
  5. ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом;
  6. предложения по целям и задачам программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации целевой программы по годам;

Информация о работе Целевые программы