Расходы государственного бюджета РФ на современном этапе развития общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 00:36, курсовая работа

Описание

В данной работе рассматривается структура статей расходов бюджетов, их классификации, состав и распределение. Также уделяется внимание динамике изменений расходных частей бюджетов в течение нескольких лет. Особо важным представляется сравнительный анализ статей расходов бюджетов РФ и США.

Содержание

Введение


Глава 1. Экономическая сущность расходов бюджета РФ.

Классификация расходов бюджета РФ
А) функциональная;

Б) экономическая;

В) ведомственная.

Расходы федерального бюджета
Расходы бюджетов субъектов РФ
Расходы местных бюджетов


Глава 2. Анализ динамики расходов консолидированного бюджета РФ

2.1. Анализ расходной части федерального бюджета РФ

2.2. Анализ расходов отдельного субъекта РФ

2.3. Анализ расходов отдельного местного бюджетов РФ

2.4. Сравнительный анализ статей расходов РФ и США.


Глава 3. Основные направления по эффективному использованию средств государственного бюджета РФ.


Заключение

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Бюджет.doc

— 562.50 Кб (Скачать документ)

- доплата  выпускникам ВУЗов и при трудоустройстве в областные образовательные учреждения в сумме - 4,1 млн. рублей, с ростом против 2002 года на 3,5 млн. рублей;

- проезд  малообеспеченных студентов ВУЗов  в сумме - 6,8 млн. рублей, с ростом  против 2002 года на 6,1 млн. рублей;

- обеспечение  бесплатного проезда детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в сумме - 4,1 млн. рублей, с ростом против 2002 года на 2,2 млн. рублей;

 

    Расходы, финансируемые за счет  средств федерального бюджета,  предусмотрены в объеме 2 270 210 тыс.  рублей со снижением против уровня 2002 года на 558 млн. рублей – в размере средств, предусматриваемых к передаче в бюджет Московской области в соответствии с проектом Федерального закона “О федеральном бюджете на 2003 год”. К указанным расходам относятся расходы на реализацию Федеральных законов “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей”, “О реабилитации жертв политических репрессий”, “О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров Ордена Славы”, расходы по предоставлению льгот, пострадавшим от радиации и др.

      Общий объем социально-значимых  расходов в 2003 году увеличивается  по сравнению с 2002 годом в  1,5 раза.

 

        Расходы на поддержку отраслей составили сумму 3 060 319 тыс. рублей. Объем расходов областного бюджета на обеспечение пассажирских перевозок на 2003 год предусматривается в сумме 1 901 260 тыс. рублей.

 

Рост  расходов организаций транспорта из-за повышения цен на горюче-смазочные  материалы, а также расходы на повышение заработной платы водителям, предлагается компенсировать повышением тарифа на пассажирские перевозки на 2 рубля (с 5 рублей до 7 рублей), что обеспечит дополнительно 300 млн. рублей, а также за счет получения организациями пассажирского транспорта дополнительных доходов за счет развития коммерческих перевозок.

 Расходы  на обновление подвижного состава  и на строительство и реконструкцию  автовокзалов составили 1 200 000 тыс.  рублей, которые предполагается  осуществить за счет предоставления гарантий Московской области кредитным организациям.

Несмотря  на отмену налога на пользователей  автомобильных дорог объем финансовых ресурсов на дорожное хозяйство равен 8 477 321 тыс. рублей, т.е. с увеличением  по сравнению с уровнем 2002 года на 706 350 тыс. рублей.

Средства  территориального дорожного фонда в 2003 году с учетом намерений федеральных органов власти по компенсации впадающих доходов увеличатся по сравнению с текущим годом на 797 750,7 тыс. рублей и составят 7 442 679 тыс. рублей. Указанные средства будут направлены на финансирование мероприятий по содержанию, ремонту, реконструкции и новому строительству автомобильных дорог общего пользования Московской области.

 

Расходы на поддержку агропромышленного  комплекса на 2003 год предусмотрены в объеме 249 024 тыс. рублей. При этом предусматривается увеличение финансирования отрасли на возвратной основе. Объем средств на возвратной основе предусмотрены в сумме 230 000 тыс. рублей.

 

Предусматривается дальнейшее увеличение объема бюджетных  инвестиций в развитие отраслей. Общий объем финансовых ресурсов, направляемых на финансирование Адресной инвестиционной программы Московской области на 2003 год составил 4 685 520 тыс. рублей. На ее исполнение предполагается использовать 2 155 400 тыс. рублей собственных доходов областного бюджета; на финансирование мероприятий по газификации Московской области, приобретению подвижного состава для пассажирских перевозок и строительство автовокзалов в объеме 1 993 120 тыс. рублей, в полном объеме задействовать целевой инвестиционный фонд Московской области (537 000 тыс. рублей) и в объеме 2 318 620 тыс. рублей использовать средства кредитного фонда Московской области.

 

Объем бюджетных средств на капитальное строительство на 2003 год составил 2 033 693 тыс. рублей, который предусматривает введение в эксплуатацию в 2003 году объектов образования - 182,6 млн. рублей, здравоохранения - 140,8 млн. рублей, приобретение жилья для работников бюджетной сферы, нуждающихся в улучшении жилищных условий - 155 млн. рублей.

 

Кроме того, финансирование переходящих строительством объектов, предусмотренных областными целевыми программами: “Дети Подмосковья”, “Областная целевая программа по усилению борьбы с преступностью на 2001-2003 годы”, “Переселение граждан из ветхого жилищного фонда в Московской области на 2001 – 2010 годы”, “Создание системы ипотечного жилищного кредитования в 2002 – 2003 годы (субсидии областного бюджета)”, “Обеспечение населения Московской области качественной питьевой водой и обеспечение водоотведения в Московской области на 2002 – 2006 годы”, “Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002 – 2005 годы”, “О мерах по предупреждению распространения в Московской области заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) на 2002 – 2007 годы”, “Жилище на 2002 – 2010 годы”, “Генеральный план развития Московской области”, а также объектов здравоохранения предполагается осуществить за счет областного целевого инвестиционного фонда (537 000 тыс. рублей).

        Проведенный анализ финансовых  ресурсов позволит, кроме этого, осуществить финансирование программы “Газификация Московской области на 2001 – 2010 годы” осуществить за счет выдачи гарантий Правительства Московской области (693 120 тыс. рублей). Половину обязательств области по выданной в текущем году гарантии под данную программу предлагается погасить за счет средств, предусматриваемых в бюджете на эти цели по отрасли капитальное строительство, а оставшуюся часть обязательств - пролонгировать на 2004 год.

 

Источниками покрытия дефицита местных бюджетов, а также одним из возможных вариантов решения проблемы недостаточности собственных свободных денежных средств в муниципальных образованиях для финансирования затрат капитального характера (например, восстановление системы водоснабжения, строительство и приобретение оборудования) могут быть выпуски муниципальных займов, в организации технологии выпуска и размещения органы исполнительной власти Московской области окажут помощь и содействие муниципальным образованиям Московской области.

 

На 2003 год значительно возрастет объем средств, выделяемых муниципальным образованиям Московской области из областного бюджета в виде целевых субвенций и субсидий. Совокупный размер указанной финансовой помощи возрастает по сравнению с текущим годом почти на 1 млрд. рублей и составит 8 515 342 тыс. рублей. Пропорции распределения финансовых ресурсов области (налоговые и неналоговые доходы с учетом средств, получаемых из федерального бюджета) складываются в пользу бюджетов муниципальных образований, которым поступит более 58 процентов имеющихся средств.

 Основные  показатели консолидированного  бюджета Московской области на 2003 год и динамика основных  плановых показателей представлены  в приложении 3.

 
 

2.3. Анализ расходов отдельного местного бюджета

 

Таблица 5. Сравнительный анализ расходов Щелковского района (2002-2003)

 
Статьи  расходов        2002 год тыс. рублей     2003 год  тыс. рублей
Государственное

управление и  местное самоуправление

83978.1 91745,8
Правоохранительная  деятельность, обеспечение безопасности государства 10772.7 11613,0
Промышленность, энергетика и

строительство

135016.2 6418,8
Сельское  хозяйство и рыболовство               1915.1 1346,0
Охрана  окружающей природной среды и  природных ресурсов 4115 4330.0
Транспорт, связь и информатика 1062 1000,0
Дорожное  хозяйство 7,8 10.0
Обслуживание  государственного и муниципального долга 1600,0 535.0
Мобилизационная подготовка экономики                   548 510
Жилищно-коммунальное хозяйство 108566,9 124981.0
Предупреждение  и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий 700,0 300,0
Образование 283987.6 320632.7
Культура, искусство и кинематография 30150,7 34980.1
Средства  массовой информации 6157,2 6440.0
Здравоохранение и физическая культура 149149,1 175031,0
Социальная политика 102158,9 67940.0
Прочие  расходы 18515,1 11374.0
Целевые бюджетные фонды 2636,0 1000.0
Итого расходов 937495,4 860187.4
 

Ведомственная структура расходов бюджета Щелковского  района на 2003 год представлена в  Приложении 4.

 

     Бюджет Щелковского района на 2002 год был утвержден по доходам в сумме 51173,6 тысячи рублей и по расходам в сумме 937495,4 тысячи рублей. Предельный размер дефицита составил 86321,8 тысяч рублей.

     Бюджет Щелковского района на 2003 год был утвержден по доходам  в сумме 792281 тысячи рублей и по расходам в сумме 860187,4 тысячи рублей. Предельный размер дефицита составил 67906 тысяч рублей. В целом, расходная часть бюджета района уменьшилась на 77308 тыс. рублей, что и сказалось на размере расходных статей в 2003 году.

 

  Бюджет  Щелковского района на 2003 год  менее социально ориентирован, чем  в 2002 году. Расходы по разделу  «Социальная политика» уменьшились  по сравнению с 2002 годом на 34218,9 тысяч рублей и составили  67940,0.

 

  В  первоочередном порядке из бюджета  Щелковского района в 2003 году финансируются расходы:

- по  выплате заработной платы с  начислениями (денежному довольствию)  и надбавок к ней;

- погашению  муниципального долга Щелковского  района, предельный объем которого  по состоянию на 1 января 2004 года  установлен в размере 20000,0 тысяч рублей;

- на  предоставление льгот различным  категориям граждан согласно  Законодательству Российской Федерации  и законодательству Московской  области; 

- на  питание, приобретение медикаментов  и перевязочных средств, организацию  отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в период школьных каникул;

-  проведение  выборов и референдумов;

-  расходы  резервного фонда.

 
 

  В  ходе исполнения районного бюджета  в 2003 году могут быть внесены  изменения в ведомственную и  функциональную структуру расходов в следующих случаях:

- в связи  с поступлением уведомлений по  взаимным расчетам с областным  бюджетом;

- на  сумму средств, выделяемых из  резервного фонда;

- в связи  с перемещением ассигнований  между распорядителями средств  районного бюджета, разделами, подразделами и статьями функциональной и экономической классификации расходов в пределах 10% утвержденных расходов.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2.4. Сравнительный анализ  статей расходов  РФ и США.

 

         Расходная часть  бюджета РФ на 2003 год утверждена в сумме 2 345 641,4 млн. рублей, доходная -  в сумме 2 417 791,8 млн. рублей исходя из прогнозируемого объема ВВП в сумме 13 050,0 млрд. рублей и уровня инфляции (потребительских цен) 10-12 процентов (декабрь 2003 года к декабрю 2002 года). Превышение доходов над расходами в сумме 72 150,4 млн. рублей направляется в 2003 году в сумме 51 415,2 млн. рублей на погашение государственного долга Российской Федерации и в сумме 20 735,2 млн. рублей на пополнение финансового резерва.

       Расходная часть бюджета США на 2003 год утверждена в сумме 2, 13 трлн. долларов, что на 3,7 % превышает расходы в 2002 году. Дефицит бюджета США составляет 80 млрд. долларов. Существенная часть расходов направлена на статью «Национальная оборона». Расходы по этой статье составляют рекордную сумму – 393 млрд. долларов.  Эта сумма может быть увеличена в связи с войной в Ираке. Для сравнения, весь бюджет РФ в 33 раза меньше бюджета США и в 5 раз меньше расходов на оборону США.

 

       Бюджет США, вопреки существующим  стереотипам, более социально ориентирован, чем его российский аналог. Проведение сравнительного анализа расходов федеральных бюджетов России и США на основании данных за 1995-2003 годы позволяет сделать ряд заслуживающих внимания выводов.

   Функциональные классификации статей  бюджетных расходов двух рассматриваемых бюджетов достаточно похожи. Самые крупные статьи расходов в обоих бюджетах имеют приблизительно одинаковое назначение. Существенные расхождения наблюдаются по относительно небольшим статьям. Суммарно последние составляют очень небольшую долю всех расходов.

      Важно отметить ровную динамику  долей расходов в американском  бюджете по сравнению с российским. Кроме того, если проследить динамику  расходов бюджета США за более  продолжительный период, то можно  заметить, что изменение расходов происходит очень плавно, без скачков. Это свидетельствует об уверенном и последовательном проведении бюджетной политики, которая носит долгосрочный характер. Бюджет Соединенных Штатов планируется на 5 лет вперед (в 2002 году бюджет планировался до 2007 года включительно), в то время как российский бюджет - на 3 года. Это, однако, не означает, что правительству Российской Федерации достаточно планировать бюджет не на 3 года, а на 5 лет, и мы получим такую же ровную динамику. Первостепенное значение имеет качество бюджетного планирования, под которым в контексте российской ситуации имеется в виду четкая расстановка долгосрочных приоритетов, обеспеченная программами соответствующих реформ, а также последовательное и точное исполнение федерального бюджета по каждой статье в соответствии с законом.

Информация о работе Расходы государственного бюджета РФ на современном этапе развития общества